Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБПОУ ИО ИРКПО)
РАБОЧИЙ ДНЕВНИК
производственной практики
ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
Студента (ки) группы________________ Специальность__________________________________ Фамилия_______________________Имя______________ Отчество_______________________________________ Базовое учреждение_______________________________ Ф.И.О. руководителя практики_____________________ _______________________________________________ Учебный год__________________
|
План практики
Дата |
Содержание заданий |
Объем часов |
||
I. Подготовительный этап |
||||
|
Знакомство студента-практиканта с целями и задачами практики, программным содержанием, методическими рекомендациями по выполнению заданий и заполнению отчётной документацией по производственной практике. Прохождение инструктажа и проверки знаний по охране труда. |
|
||
II. Основной этап |
||||
|
Анализ работы ДОУ в образовательной деятельности детей: задачи, формы, методы, средства. Знакомство с образовательной программой ДОО, программой обучения и воспитания дошкольников, образцами планирования образовательной деятельности. |
7,2 |
||
|
Наблюдение и анализ показательных занятий в разных возрастных группах (МБДОО 101) |
7.2 |
||
|
Знакомство и анализ развивающего образовательного пространства ДОО в соответствии с направлениями работы ДОО. |
7.2 |
||
|
Организация и проведение групповой образовательной деятельности в разных возрастных группах (возраст на выбор студента). Анализ и самоанализ групповой образовательной деятельности в разных возрастных группах. |
7.2
|
||
|
Наблюдение и анализ показательных занятий образовательной деятельности в разных возрастных группах (МБДОО № 55) |
7.2 |
||
|
Наблюдение, анализ и планирование индивидуальной (коррекционно-развивающей) работы в разных образовательных областях с детьми разных возрастных групп. |
7.2 |
||
|
Организация и проведение индивидуальной работы в разных образовательных областях с детьми разных возрастных групп. |
7.2 |
||
|
Наблюдение и анализ показательных занятий в разных возрастных группах (МБДОО № 156). |
7.2 |
||
|
Проведение диагностики индивидуального развития детей дошкольного возраста (возраст по выбору студента). Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка. |
7.2 |
||
III. Заключительный этап |
||||
|
Подготовка отчетной документации по производственной практике. Отчет по итогам производственной практики (в форме круглого стола с презентацией своих профессиональных достижений). Основные вопросы для обсуждения: Какие основные задачи решались в период практики? Какие получены результаты? Какие виды деятельности были реализованы в процессе практики? Какие возникали затруднения, почему? Какие способы решения проблем использовали? Общие выводы о практике. Ее значение в вашем становлении как специалиста. |
7.2 |
||
Памятка для студента, начинающего практику
До начала практики следует:
– уточнить место прохождения практики (адрес базового учреждения, телефон, способы проезда) получить рабочую программу практики, план практики;
– принять участие в инструктивном совещании по практике,
По прибытии на место практики необходимо:
– познакомиться со специалистом учреждения, под руководством которого предстоит работать;
– ознакомиться с режимом работы учреждения, составить индивидуальный план проведения мероприятий и выполнения заданий по практике, график пребывания в учреждении;
– пройти инструктаж по охране труда, режиму работы учреждения, при необходимости, пройти медицинский осмотр или сделать отметку о прохождении медосмотра в регистрационном журнале учреждения.
Права и обязанности студента-практиканта
1. Студент-практикант обязан:
1.2. Посещать инструктивные совещания по практике, знакомиться с нормативными документами, регламентирующими его деятельность в образовательном учреждении (Конвенция о правах ребенка, необходимые статьи Конституции РФ, касающиеся защиты прав детей, инструкция по охране труда, инструкция по охране жизни и здоровья детей, план педагогической практики и др.) В случае непосещения студентом инструктивных совещаний и отсутствия его росписи в инструктивных журналах он не может быть допущен к производственной практике;
1.3. В практической деятельности соблюдать требования вышеназванных инструкций и нормативных документов, при нарушении инструкций и нормативных документов, регламентирующих прохождение практики, студент может быть отстранен от прохождения производственной практики;
1.4. Подчиняться правилам внутреннего распорядка базового образовательного учреждения, распоряжениям администрации и непосредственно руководителю практики. В случае невыполнения требований студент может быть отстранен от прохождения практики;
1.5. В дни практики студент обязан своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой и планом производственной практики, вести необходимую документацию и предъявлять ее на проверку по первому требованию лицу, осуществляющему контроль за его практической деятельностью;
1.6. Осуществлять своевременную методическую подготовку к выполнению заданий по практике, производить сбор материалов для профессионального портфолио и учебно-исследовательской работы;
1.7. В поведении и деятельности проявлять себя как начинающий специалист, обладающий необходимыми моральными качествами, должным уровнем культуры взаимодействия в образовательном учреждении, проявлять внимательное, доброжелательное и предупредительное отношение к детям (учащимся, воспитанникам), уважение к сотрудникам учреждения;
1.8. При организации педагогического процесса использовать весь потенциал теоретических знаний, полученных в колледже, и методы работы, исключающие физическое, моральное, психологическое, эмоциональное негативное воздействие на детей (учащихся, воспитанников);
1.9. Соблюдать график прохождения учебной практики, учитывать рекомендации руководителя практики, администрации учреждения;
1.10. Активно участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения;
1.11. При возникновении конфликтных ситуаций немедленно ставить в известность руководителя практики, администрацию образовательного учреждения, зам. директора колледжа по УПР;
1.12. Посещать отчетные заседания по практике и своевременно готовить необходимую документацию. При отсутствии студента на отчетном заседании по производственной практике и несвоевременной сдачи отчетной документации прохождение практики данному студенту может быть не зачтено.
2. Студенты-практиканты имеют право:
2.1. Применять теоретические знания, полученные в колледже, в решении конкретных педагогических задач в образовательном учреждении.
2.2. По всем вопросам, возникающим в процессе учебной практики, обращаться к руководителю практики, администрации и педагогам образовательного учреждения, зам. директора колледжа по УПР.
2.3. В процессе прохождения учебной практики обращаться за методической помощью непосредственно к руководителю практики, преподавателям колледжа, сотрудникам базовых образовательных учреждений.
2.4. Осваивать, использовать и распространять передовой педагогический опыт образовательных учреждений.
2.5. Вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и организации практики.
2.6. Проявлять творчество, использовать современные технологии, участвовать в инновационных процессах образовательного учреждения.
2.7. Принимать участие в обсуждении вопросов практики на совещаниях и конференциях в колледже и образовательном учреждении.
2.8. Обобщать свой опыт практической деятельности через материалы для портфолио, учебно-исследовательскую деятельность, статьи и публикации.
2.9. Организовывать деятельность по педагогическому проектированию и развертыванию социального партнерства с образовательными учреждениями;
2.10. Пользоваться библиотекой, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений колледжа и, по согласованию, базового образовательного учреждения.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики, считается не выполнившим учебный план данного семестра.
Подпись студента |
Допуск к практике/ подпись руководителя практики |
|
|
Основной этап
«____»_____________20__
Задание 1. Анализ работы ДОО в организации образовательной деятельности с дошкольниками: задачи, формы, методы, средства. Знакомство с образовательной программой ДООУ, программой обучения и воспитания дошкольников, образцами планирования образовательной деятельности.
Знакомство с особенностями организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с образовательной программой ДОО. Беседа со старшим воспитателем, специалистами ДОО о приоритетных задачах, формах, методах, средствах образовательного процесса в ДОО; о программах обучения и воспитания в ДОО (примерной и парциальных). Устный анализ особенностей структуры и содержания образцов планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС и программами.
Заполнить таблицу 1.
Табл.1
Виды образовательной деятельности с дошкольниками в ДОО |
Формы работы ДОО
|
Методы работы ДОО
|
Средства работы ДОО
|
1.Игра |
1.Предметно-игровая |
1.Словесные. Организация групповых бесед, консультаций, в ходе которых осуществляется быстрая передача информации от воспитателя детям, остаются приоритетным методом педагогической работы. |
1.Печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и т.д.);
|
2.Общение |
2.Трудовая |
2.Наглядные. Визуализация — один из приоритетных способов донесения информации, но педагогическую работу с применением наглядного метода важно устраивать с учетом требований времени. Большинство дошкольников активно используют смартфоны, планшеты, компьютеры в домашних условиях, поэтому традиционная работа с карточками и символьными знаками, характеризовавшаяся высокой результативностью в прошлом, должна быть заменена практикой демонстрации презентаций, обучающих видеороликов, мультфильмов (без нарушения санитарно-гигиенических норм). В качестве инновационных наглядных методов также могут быть использованы импровизации, наблюдения, опыты, поисковые проекты, позволяющие закрепить понятийный уровень дошколят и добиться высокого уровня вовлеченности воспитанников в образовательный процесс.
|
2.Электронные образовательные ресурсы;
|
3.Исследовательская познавательная деятельность |
3.Спортивная |
3.Практические. - репродуктивный, основанный на многократном повторении действия согласно заданному алгоритму; - проблемное изложение — проектирование ситуаций с затруднением, самостоятельное разрешение которого позволяет обеспечить успешный опыт «открытия» знания и расширение системы детских представлений об окружающем мире; - частично-поисковый, осуществляемый в ходе поэтапного решения отдельных задач с целью поиска ответа на обширные вопросы; - исследовательский, в основе которого лежит экспериментаторство |
3.Аудиовизуальные (слайды, видеофильмы);
|
|
4.Продуктивная |
|
4.Наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски); |
|
5.Общение |
|
5.Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
|
|
6.Сюжетно-ролевые и другие игры |
|
6.Тренажеры и спортивное оборудование (шведская стенка, гимнастические скамейки). |
Пополнить портфолио: образцы планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Итоги дня
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Домашнее задание:
- Спланировать организацию работы воспитателя с детьми в первую половину дня
Календарное планирование (ФГОС)
Тема: «Осень. Признаки осени»
Содержание работы: актуализировать и расширить знания детей об осени, ее признаках.
Сроки реализации: 1 неделя
Итоговое мероприятие: Осенний праздник.
Режимные моменты |
Совместная деятельность взрослого с детьми |
Самостоятельная деятельность детей |
Содержание работы с семьей |
|
организованная образовательная деятельность |
образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
Понедельник
Утро
Организованная образовательная деятельность
Прогулка
Вечер
|
Утренняя гимнастика. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет». Чтение стихотворения В. Берестова «Первый листопад». Дидактическая игра «Четвертый лишний» Цель: Закрепить признаки осени Подвижная игра «Гуси». Цель: совершенствовать координацию движений; развивать ловкость, пространственную ориентировку.
1.Речевое развитие Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени Цель Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
Задачи: Повторить ходьбу и бег между предметами; учить ходьбе на носках; обучать энергичному отталкиванию двумя ногами от пола (земли) и взмаху рук в прыжках с доставанием до предмета (в высоту); упражнять в подбрасывании мяча вверх двумя руками; бег до 1,5 мин.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее);учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе. Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке. Цель: воспитывать стремление к труду. Игровая ситуация: «Что нам осень принесла» Цель: Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов Подвижная игра «Собери урожай»
Гимнастика после сна «Лепим Буратино» Настольно-печатные игры: сбор паззлов «Веселые картинки». «Разрезанные картинки» Цель: Упражнять детей в сборе разрезных картинок по образцу, учить рассказывать о сути комичной ситуации, о своих впечатлениях. Художественно-эстетическое развитие. Рисование Тема: «Знакомство с акварелью» Программное содержание. Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т. д. Учить способам работы акварелью (смачивать краски перед рисованием, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисти, осушая се о тряпочку, салфетку и проверяя чистоту промывания кисти). |
Просмотр презентации «Ласковый сентябрь» Цель: Показать красоту первого осеннего месяца, объяснить, что такое примета
Приобщение к социокультурным ценностям: Беседа: «Мы идём помогать растениям» Цель: Помочь детям понять, что дерево-это живое растение, воспитывать культуру поведения в природе.
Звуковая культура речи: Игра «Угадай, что делают» Цель. Учить определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.
|
Пополнить книжный уголок книгами и иллюстрациями на тему: «Осень». Предложить детям для рассматривания альбом «Осень».
ФИЗО: Прыжки на месте на одной ноге. Цель: развивать ловкость.
Дидактическая игра «Дай определение словам» Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления Ход игры: я начну, а ты закончи: Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая Праздник (какой?) – веселый, долгожданный … Сюжетно-ролевая игра «Магазин» сюжет «Привезли картошку» |
Привлечение к сбору материала и оформлению альбомов по теме. Предложить помочь в подготовке к празднику осени
Принять участие в выставке «Осенняя фантазия»
|
1. Познакомиться с требованиями к организации развивающей предметно-пространственной среды на основе ФГОС (п.3.3.4.). Заполнить таблицу 2.
Табл. 2
Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
Требование |
Характеристика |
Насыщенность среды |
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами; Это обеспечивает:
|
Трансформируемость пространства |
Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. |
Полифункциональность материалов |
|
Вариативность среды |
|
Доступность среды |
|
Безопасность предметно-пространственной среды |
Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. |
Задание 2. Наблюдение и анализ показательных занятий в разных возрастных группах.
Карта оценки организации образовательной деятельности воспитателя с детьми в образовательной деятельности
Образовательные задачи:
Уточнить знания детей о признаках осени.
Вид(ы) деятельности: дидактические игры, подвижная игра, беседа, ответы на вопросы, рассматривание иллюстраций.
Формы организации: Непосредственно образовательная деятельность
Параметры наблюдения |
Показатели и критерии оценки |
Комментарии |
||||||||||||
1. Характеристика средств общения, используемых воспитателем при взаимодействии с детьми |
да |
нет |
|
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
часто |
иногда |
редко |
|
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
Общий балл параметра 1 |
8 |
|
||||||||||||
Уровень проявления параметра 1 |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
8-6 |
5-3 |
2-0 |
В |
|||||||||||
|
да |
нет |
|
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
Общий балл параметра 2 |
4 |
|
||||||||||||
Уровень проявления параметра 2 |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
4 |
3-2 |
2-0 |
В |
|||||||||||
Параметры наблюдения |
Показатели и критерии оценки |
Комментарии |
||||||||||||
3. Характеристика организуемой совместной деятельности с детьми |
да |
нет |
|
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
да |
частично |
нет |
|
||||||||||
2 |
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
да |
нет |
|
|||||||||||
1 |
0 |
1 |
||||||||||||
Общий балл параметра 3 |
12 |
|
||||||||||||
Уровень проявления параметра 3 |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
|
13-10 |
9-5 |
4-0 |
В |
||||||||||
Общий балл по оценке условий взаимодействия воспитателя с детьми |
|
|
||||||||||||
Общий уровень |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
25-18 |
17-10 |
8-0 |
|
|||||||||||
|
||||||||||||||
4. Реализация образовательных задач |
>75% |
50-75% |
<50% |
|
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
часто |
иногда |
редко |
|
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
1 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
1 |
||||||||||
|
да |
частично |
нет |
|
||||||||||
2 |
1 |
0 |
2 |
|||||||||||
Общий балл по оценке результативности взаимодействия воспитателя с детьми |
8 |
|
||||||||||||
Общий уровень |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
10-8 |
7-4 |
3-0 |
В |
|||||||||||
Выводы и предложения по организации образовательной деятельности
Можно разнообразить занятия интерактивными технологиями.
Карта оценки эффективности взаимодействия воспитателя с детьми в образовательной деятельности
Образовательные задачи:
-закрепить представления детей о признаках осени;
-закрепить названия листьев и деревьев;
-активизировать словарь по теме «Осень. Деревья»;
-закрепить знание детьми цветов и оттенков осенних листьев.
Вид(ы) деятельности: дидактические игры, речевые игры, пальчиковая гимнастика, физ. минутка, беседа, ответы на вопросы, рассматривание предметных картинок.
Формы организации: Непосредственно образовательная деятельность
Действия воспитателя |
Этапы организации образовательной деятельности с детьми |
Действия детей |
||||||||||||
Постановка цели |
Мотивация деятельности |
Определение способов достижения цели |
Оказание помощи |
Оценка деятельности детей |
Определение значимости результатов, удержание цели деятельности |
Создание условий для появления у детей потребности в новой деятельности |
Удержание внимание |
Эмоциональная включенность |
Ответные действия |
Проявление инициативы |
Взаимодействие со сверстниками по содержание деятельности |
Овладение средствами и способами деятельности |
Перенос новых способов (средств) в новую деятельность |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ориентировка в деятельности |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Исполнительский |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Контрольный (Завершающий) |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Уровень активности воспитателя |
|
Уровень активности детей |
Итоги дня
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Домашнее задание: Разработать план-конспект образовательной деятельности с детьми определенной возрастной группы.
Рекомендуется в плане-конспекте учесть следующие структурные элементы: тема, возрастная группа, интеграция образовательных областей, цель, задачи, оборудование, предварительная работа, ход деятельности: введение, основная часть, заключительная часть.
Пополнить портфолио: план-конспект образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
«____»_____________20__
Задание 3. Знакомство и анализ развивающего образовательного пространства ДОО в соответствии с направлениями работы ДОО.
Протокол обследования развивающего образовательного пространства
в ДОО
Табл. 3
Параметры анализа |
да |
нет |
частично |
|
Соответствие среды развития образовательной программе ДОО |
|
|
|
|
Соответствие среды требованиям ФГОС |
Требование |
|
||
Насыщенность среды
|
+ |
|
|
|
Трансформируемость пространства
|
|
|
+ |
|
Полифункциональность материалов
|
+ |
|
|
|
Вариативность среды
|
+ |
|
|
|
Доступность среды
|
+ |
|
|
|
Безопасность
|
+ |
|
|
|
Соответствие центров активности в ДОО содержанию образовательных областей |
+ |
|
|
Составить рекомендации по преобразованию развивающего образовательного пространства ДОО на основе протокола обследования и изученного материала на учебных занятиях.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и прочее) все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Итоги дня
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Домашнее задание:
- Изготовление материала для преобразования развивающего образовательного пространства в ДОО в соответствии с рекомендациями старшего воспитателя.
«____»_____________20__
Задание 4. Организация и проведение групповой образовательной деятельности в разных возрастных группах (возраст на выбор студента).
Анализ и самоанализ групповой образовательной деятельности в разных возрастных группах.
Карта оценки организации образовательной деятельности воспитателя с детьми в образовательной деятельности
Образовательные задачи: закрепить знания о богатстве, разнообразии природного мира; способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в художественных образах; совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения; воспитывать любовь к родной природе, отзывчивость на красоту природы. Вид(ы) деятельности: дидактические игры, релаксирующие игры, речевые игры, пальчиковая гимнастика, физ. минутка, беседа, ответы на вопросы, рассматривание иллюстративного материала.
Формы организации: Непосредственно образовательная деятельность
Параметры наблюдения |
Показатели и критерии оценки |
Комментарии |
||||||||||||
1. Характеристика средств общения, используемых воспитателем при взаимодействии с детьми |
да |
нет |
|
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
часто |
иногда |
редко |
|
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
Общий балл параметра 1 |
8 |
|
||||||||||||
Уровень проявления параметра 1 |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
8-6 |
5-3 |
2-0 |
В |
|||||||||||
|
да |
нет |
|
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
Общий балл параметра 2 |
4 |
|
||||||||||||
Уровень проявления параметра 2 |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
4 |
3-2 |
2-0 |
В |
|||||||||||
Параметры наблюдения |
Показатели и критерии оценки |
Комментарии |
||||||||||||
3. Характеристика организуемой совместной деятельности с детьми |
да |
нет |
|
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
да |
частично |
нет |
|
||||||||||
2 |
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
да |
нет |
|
|||||||||||
1 |
0 |
1 |
||||||||||||
Общий балл параметра 3 |
12 |
|
||||||||||||
Уровень проявления параметра 3 |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
|
13-10 |
9-5 |
4-0 |
В |
||||||||||
Общий балл по оценке условий взаимодействия воспитателя с детьми |
|
|
||||||||||||
Общий уровень |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
25-18 |
17-10 |
8-0 |
|
|||||||||||
|
||||||||||||||
4. Реализация образовательных задач |
>75% |
50-75% |
<50% |
|
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
часто |
иногда |
редко |
|
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
1 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
1 |
||||||||||
|
да |
частично |
нет |
|
||||||||||
2 |
1 |
0 |
2 |
|||||||||||
Общий балл по оценке результативности взаимодействия воспитателя с детьми |
8 |
|
||||||||||||
Общий уровень |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
Выводы и предложения: Занятие интересное и насыщенное по содержанию, происходила постоянная смена видов деятельности, что не давало детям утомляться.
Итоги дня
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Задание 5. Наблюдение и анализ показательных занятий в разных возрастных группах.
Карта оценки организации образовательной деятельности воспитателя с детьми в образовательной деятельности
Образовательные задачи:
обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме; люди собирают урожай овощей и фруктов);
- упражнять в составлении рассказов;
- активизировать словарь по данной теме;
Вид(ы) деятельности: Беседа, рассматривание предметных картинок и макетов фруктов, беседа по картине, составление рассказа по серии сюжетных картин
Формы организации: Занятие по развитию речи
Параметры наблюдения |
Показатели и критерии оценки |
Комментарии |
||||||||||||
1. Характеристика средств общения, используемых воспитателем при взаимодействии с детьми |
да |
нет |
|
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
часто |
иногда |
редко |
|
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
Общий балл параметра 1 |
8 |
|
||||||||||||
Уровень проявления параметра 1 |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
8-6 |
5-3 |
2-0 |
В |
|||||||||||
|
да |
нет |
|
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
Общий балл параметра 2 |
4 |
|
||||||||||||
Уровень проявления параметра 2 |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
4 |
3-2 |
2-0 |
В |
|||||||||||
Параметры наблюдения |
Показатели и критерии оценки |
Комментарии |
||||||||||||
3. Характеристика организуемой совместной деятельности с детьми |
да |
нет |
|
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
2 |
0 |
|
|||||||||||
2 |
||||||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
да |
частично |
нет |
|
||||||||||
2 |
1 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
да |
нет |
|
|||||||||||
1 |
0 |
1 |
||||||||||||
Общий балл параметра 3 |
13 |
|
||||||||||||
Уровень проявления параметра 3 |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
|
13-10 |
9-5 |
4-0 |
В |
||||||||||
Общий балл по оценке условий взаимодействия воспитателя с детьми |
|
|
||||||||||||
Общий уровень |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
25-18 |
17-10 |
8-0 |
|
|||||||||||
|
||||||||||||||
4. Реализация образовательных задач |
>75% |
50-75% |
<50% |
|
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
1 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
часто |
иногда |
редко |
|
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
1 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
да |
частично |
нет |
|
||||||||||
2 |
1 |
0 |
2 |
|||||||||||
Общий балл по оценке результативности взаимодействия воспитателя с детьми |
8 |
|
||||||||||||
Общий уровень |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
10-8 |
7-4 |
3-0 |
В |
|||||||||||
Выводы и предложения по организации образовательной деятельности
Можно попробовать разнообразить занятие элементами ИКТ технологий.
Карта оценки эффективности взаимодействия воспитателя с детьми в образовательной деятельности
Образовательные задачи:
- формировать представления о дереве, как о растении, которое имеет корень, ствол, ветки и листики; как о "живом существе", которое живет, дышит, растет, питается;
-закрепить знания детей о деревьях: березе, рябине, клёне, дубе.
- Учить образовывать прилагательные от существительных;
- Познакомить с деревом Липой (как выглядит, листочки, цветы, польза для человека)
- познакомить детей с понятием «лиственное дерево»;
- Закрепить правила поведения в лесу.
Вид(ы) деятельности: дидактические игры, речевые игры, пальчиковая гимнастика, физ. минутка, беседа, ответы на вопросы, рассматривание предметных картинок.
Формы организации: Непосредственно образовательная деятельность
Заполнить карту (таблицу) на следующей странице.
Итоги дня
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Действия воспитателя |
Этапы организации образовательной деятельности с детьми |
Действия детей |
||||||||||||
Постановка цели |
Мотивация деятельности |
Определение способов достижения цели |
Оказание помощи |
Оценка деятельности детей |
Определение значимости результатов, удержание цели деятельности |
Создание условий для появления у детей потребности в новой деятельности |
Удержание внимание |
Эмоциональная включенность |
Ответные действия |
Проявление инициативы |
Взаимодействие со сверстниками по содержание деятельности |
Овладение средствами и способами деятельности |
Перенос новых способов (средств) в новую деятельность |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ориентировка в деятельности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Исполнительский |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Контрольный (Завершающий) |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Уровень активности воспитателя |
|
Уровень активности детей |
«____»_____________20__
Задание 6. Наблюдение, анализ и планирование индивидуальной работы с детьми в разных возрастных группах.
Проанализируйте индивидуальную работу с детьми воспитателя разных возрастных групп по разным направлениям развития ребёнка
По ИЗО с Аней Т., Аминой З., Марком.
«Осень».
Цель: учить рисовать осенние деревья.
Материалы: трафарет, карандаш, акварель, кисть, альбом для рисования.
Совместная работа с воспитателем:
По развитию речи с Кириллом, Ильёй.
«Назови лишнее слово».
Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь.
Пополнить портфолио: подобрать формы индивидуальной работы с детьми в разных образовательных областях.
Итоги дня
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Домашнее задание: Спланировать проведение индивидуальной образовательной деятельности с подгруппой детей. Подготовиться к проведению утреннего отрезка времени с включением самостоятельной частичной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком, имеющим трудности в обучении.
«____»_____________20__
Задание 7. Планирование, организация и проведение индивидуальной работы с детьми в разных образовательных областях в вечерний отрезок времени.
Самоанализ индивидуальной работы студента-практиканта с детьми
Форма и цель деятельности |
Результаты деятельности (каков достигнутый результат деятельности, какие собственные компетенции совершенствовались) |
Деятельность детей и её результаты |
«Подбери игрушку» Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек. |
Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание. |
Дети выполняли просьбы воспитателя и упражнялись в счете предметов по названному числу, его запоминании; учились находить равное количество игрушек.
|
Планирование утреннего отрезка времени.
Образовательная деятельность в режимных моментах
Учить правильно мыть руки, вытирать полотенцем – развивать аккуратность.
Индивидуальная работа
Инд. работа - времена года и их признаки.
Игры
П/и «Бегите ко мне» - учить детей действовать по сигналу.
Трудовые поручения:
Расставить все стулья по местам.
Прогулка
1.Наблюдение
Наблюдение за солнцем.
Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходившими с солнцем.
2. Подвижные игры
П/и «Ровным кругом»
3.Индивидуальная работа
Инд. работа по развитию движений.
Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой).
- Труд
д/и «Собери игрушки»
Цель: развивать внимательность.
- Самостоятельная деятельность детей (выносной материал)
Выносной материал: мячи, лопатки.
С/р игра «магазин»
Самоанализ проведения утреннего отрезка времени
Табл.6
Вид деятельности |
«+» и «-» |
Компетенции |
1.НОД. Изобразительная деятельность. Рисование «Знакомство с акварелью» Цель: познакомить детей с акварельными красками, их особенностями. Учить способам работы акварелью, разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета. |
+ |
Совершенствование теоретических знаний, формирование профессиональных умений и навыков.
Развитие творческой активности и определение новых теоретических подходов к организации образовательной деятельности |
Инд. работа по развитию речи «Что бывает зелёным (мокрым, холодным, весёлым) – развивать связную речь.
|
+ |
Совершенствование теоретических знаний, формирование профессиональных умений и навыков. Развитие педагогических способностей и профессионально значимых качеств личности. Актуализация психолого-педагогических и специальных (предметных) знаний. |
С/р игра «Наш дедушка – строитель» - учить обогащать содержание игр; способствовать объединению детей для совместных игр. Пальчиковая игра «Ну-ка братцы за работу!» - развивать моторику рук, способствовать формированию речи. Игры в центре активности. Игровое упражнение «С какого дерева лист?» Игра «Пальчик - мальчик» |
+ |
Развитие интереса к профессиональной педагогической деятельности, творческого отношения к педагогической работе. Организация жизнедеятельности и общения детей в коллективе, создание в нем благоприятных условий для развития каждого ребенка. |
4.Прогулка Наблюдаем за птицами. Закрепить знания детей о птицах: названия. П/и «К названному дереву беги!» Свободная двигательная активность, работа по развитию движений. |
+ |
Актуализация психолого-педагогических и специальных (предметных) знаний. Овладение способами решения стандартных и нестандартных педагогических задач, возникающих в реальном образовательном процессе |
Итоги дня
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
«____»_____________20__
Задание 8. Наблюдение и анализ показательных занятий в разных возрастных группах.
Карта оценки организации образовательной деятельности воспитателя с детьми в образовательной деятельности
Образовательные задачи:
- Совершенствовать умения в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
- Закрепить умение определять место предмета в числовом ряду и отвечать на вопрос: Который по счету?
- Закрепить умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
- Закрепить представления детей о геометрических фигурах, и умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Вид(ы) деятельности: Игровая (использование сюрпризных моментов), наглядная (использование иллюстрации), словесная (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Формы организации: занятие по ФЭМП.
Параметры наблюдения |
Показатели и критерии оценки |
Комментарии |
||||||||||||
1. Характеристика средств общения, используемых воспитателем при взаимодействии с детьми |
да |
нет |
|
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
часто |
иногда |
редко |
|
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
Общий балл параметра 1 |
8 |
|
||||||||||||
Уровень проявления параметра 1 |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
8-6 |
5-3 |
2-0 |
В |
|||||||||||
|
да |
нет |
|
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
|
1 |
0 |
1 |
|||||||||||
Общий балл параметра 2 |
4 |
|
||||||||||||
Уровень проявления параметра 2 |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
4 |
3-2 |
2-0 |
В |
|||||||||||
Параметры наблюдения |
Показатели и критерии оценки |
Комментарии |
||||||||||||
3. Характеристика организуемой совместной деятельности с детьми |
да |
нет |
|
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
2 |
0 |
|
|||||||||||
2 |
||||||||||||||
|
2 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
да |
частично |
нет |
|
||||||||||
2 |
1 |
0 |
2 |
|||||||||||
|
да |
нет |
|
|||||||||||
1 |
0 |
1 |
||||||||||||
Общий балл параметра 3 |
13 |
|
||||||||||||
Уровень проявления параметра 3 |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
|
13-10 |
9-5 |
4-0 |
В |
||||||||||
Общий балл по оценке условий взаимодействия воспитателя с детьми |
|
|
||||||||||||
Общий уровень |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
25-18 |
17-10 |
8-0 |
|
|||||||||||
|
||||||||||||||
4. Реализация образовательных задач |
>75% |
50-75% |
<50% |
|
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
1 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
часто |
иногда |
редко |
|
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
1 |
||||||||||
|
2 |
1 |
0 |
2 |
||||||||||
|
да |
частично |
нет |
|
||||||||||
2 |
1 |
0 |
2 |
|||||||||||
Общий балл по оценке результативности взаимодействия воспитателя с детьми |
8 |
|
||||||||||||
Общий уровень |
В |
С |
Н |
|
||||||||||
10-8 |
7-4 |
3-0 |
В |
|||||||||||
Выводы и предложения по организации образовательной деятельности
Можно включать в работу элементы ИКТ, это сделает занятие более интересным для детей и привлечет их внимание.
Карта оценки эффективности взаимодействия воспитателя с детьми в образовательной деятельности
Образовательные задачи:
- учить использовать детей разнообразные цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый) в изображениях предметов и явлений окружающей среды;
- учить детей обобщать в изображениях результаты своих наблюдений за изменениями в природе;
- закрепить приемы работы кистью (концом кисти всем ворсом). Правильно располагать сюжет на бумаге.
Вид(ы) деятельности: познавательная, продуктивная.
Формы организации: занятие по изобразительной деятельности.
Действия воспитателя |
Этапы организации образовательной деятельности с детьми |
Действия детей |
||||||||||||
Постановка цели |
Мотивация деятельности |
Определение способов достижения цели |
Оказание помощи |
Оценка деятельности детей |
Определение значимости результатов, удержание цели деятельности |
Создание условий для появления у детей потребности в новой деятельности |
Удержание внимание |
Эмоциональная включенность |
Ответные действия |
Проявление инициативы |
Взаимодействие со сверстниками по содержание деятельности |
Овладение средствами и способами деятельности |
Перенос новых способов (средств) в новую деятельность |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ориентировка в деятельности |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Исполнительский |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Контрольный (Завершающий) |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Уровень активности воспитателя |
|
Уровень активности детей |
Итоги дня
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Домашнее задание: 1. Подберите материалы для проведения диагностики с детьми определенной возрастной группы. 2. Проанализируйте характеристики планируемых результатов ребенка вашей возрастной группы на основе основной образовательной программы дошкольного учреждения. Составьте их перечень.
«____»_____________20__
Задание 7. Проведение педагогической диагностики индивидуального развития ребёнка дошкольного возраста.
Диагностика проводится с детьми индивидуально или подгруппами в зависимости от задания, подобранного студентом. Параметры оценки - планируемые результаты (целевые ориентиры), представленные в примерной образовательной программе дошкольного учреждения.
В результаты исследования следует выявить «Зону ближайшего развития» ребёнка и «Зону актуального развития». Именно на основе тех параметров, которые относятся к «Зоне ближайшего развития» планируетя коррекционно-развивающая работа. Цель работы «перевести» определенные умения ребёнка из «Зоны ближайшего развития» в «Зону актуального развития».
Планируемые результаты |
ЗБР |
ЗАР |
Познавательная сфера |
Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
|
Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов. Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут. |
Математическое развитие |
Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги. Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание. |
Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку. |
Развитие речи |
Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы. |
Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. |
Окружающий мир |
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии. |
Называет свое имя, фамилию, знает имена родителей. |
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
|
Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках. |
Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками, шнурует ботинки. |
Изобразительная деятельность |
Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. |
Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Лепит из пластилина. |
Задание 9. Составление психолого-педагогической характеристики ребенка и разработка коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
Света, 5 лет.
Света воспитывается в полной семье. Семья благополучная. В семье двое детей: есть младшая сестра.
Психофизическое развитие ребенка соответствует возрастным нормам. Света обладает всеми необходимыми ребенку этого возраста навыкам самообслуживания. Преобладает устойчивый положительный эмоциональный фон настроения. Ребенок доброжелателен, контактен. В общении со сверстниками избирательна, играет в группе из 2-3 человек. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй. Света проявляет доброжелательное отношение к окружающим. Помощь взрослых принимает охотно. С детьми не конфликтует, участвует в играх, не проявляя лидерских склонностей. Со взрослыми также идет на контакт, с удовольствием выполняет поручения.
Уровень развития основных психических процессов – память, внимание, воображение, восприятие, мышление соответствует возрастным нормативным показателям. Но, тем не менее, можно отметить, что внимание ребенка бывает рассеянное, Светлана часто отвлекается, работоспособность на занятиях не высокая. Света проявляет интерес к занятиям, но больше раскрывается в индивидуальном общении.
На занятиях «Ознакомление с окружающим миром» были пройдены темы «Домашние животные», «Дикие животные, «Овощи, «Фрукты», «Транспорт» и прочие. Света может назвать предметы, их свойства, качества, но не всегда пользуется обобщающими словами.
На занятиях по математике умеет считать до 10, сравнивает группы предметов по длине и высоте, различает и называет геометрические фигуры, определяет части суток, но путает правую и левую стороны, дни недели, не может назвать соседние числа от определенного числа.
На занятиях по лепке хорошо развиты технические навыки, поделки получаются выразительными и оригинальными. На занятиях по изобразительной деятельности Света рисует как по образцу, так и проявляет инициативу к индивидуальному творчеству.
На занятиях по развитию речи Света пересказывает короткие сказки, рассказы по сюжетным картинкам, составляет описательный рассказ по образцу, но иногда требуется помощь воспитателя в виде наводящих вопросов. При составлении рассказов использует в речи простые распространенные предложения, выразительными средствами речи пользуется мало.
Нарушено звукопроизношение. Трудности вызывает определение места звука в слове. При оформлении грамматического строя речи затруднено согласование числительных с существительными, прилагательных в роде, числе, падеже.
Просодическая сторона речи характеризуется слабой модуляцией голоса: недостаточно сформировано речевое дыхание, нет четкости произношения, интонационная незавершенность окончания фразы.
В связи с тем, что речь недостаточна развита, Света нуждается в логопедическом сопровождении.
Итоги дня
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Задание 10. Разработка коррекционно-развивающей работы с ребёнком, имеющим трудности в обучении
Имя Ф. детей: Света
Планируемая работа: развитие фонематического слуха
Вид деятельности: занятие по развитию речи
Цель деятельности:
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Материалы: иллюстрация «змеи», изображение различных предметов, начинающихся на звук [ш], иллюстрации к артикуляционной гимнастики.
Задания (ход работы)
Последовательность деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность ребенка |
1.Этап организационно-мотивационный |
Сегодня у нас не простое занятие! Сегодня на занятии Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы отправимся в гости к звуку [ш]. Ты знаешь, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем). Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать. |
Приветствует воспитателя Отвечает на вопросы и высказывает свое мнение |
2. Основной этап
Артикуляционная гимнастика.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика |
Для того чтобы нам попасть в волшебную страну звука [ш], нам необходимо размять наш язычок. А как мы можем размять наш язычок? В этом нам поможет артикуляционная гимнастика. «Маляр» Станем все мы малярами. Кисточка- наш язычок. Мы покрасим в окнах рамы, А потом весь потолок. «Часики» Тик – так, тик – так – «Лопатка» Пусть язык наш отдыхает, «Чистим зубки» Рот откройте, улыбнитесь, Молодец. Теперь наши язычки готовы отправиться в гости к этому звуку и познакомится с ним! Вот мы и оказались в волшебной стране звука [ш]. Посмотри, кто нас встретил в этой волшебной стране? Правильно, это змея, сегодня змея нас будет знакомить с этим звуком. Но у змеи случилась беда, она забыла, как нужно правильно шипеть. А ты знаешь, как нужно шипеть? Давай вместе покажем змее! Но шипеть мы будем по-разному. Слушай внимательно и повторяй шипелки за мной. Ш-ш-ш-ш-ш Ша-ша-ша Шу-шу-шу Ши-ши-ши Шо-шо-шо Аш-аш-аш Ош-ош-ош Уш-уш-уш Иш-иш-иш Воспитатель просит повторить шипелки несколько раз Мы помогли змее, а теперь давай произнесем долгий звук [ш], как будто ветер шумит. Давай закроем глазки и произнесем этот звук еще раз. Посмотри ветер перенес нам листок со стихотворением, послушайте его. Все ли в нем верно? В этом стихотворении, слова в которых есть звук [ш] поменялись местами. Поможем правильно составить предложения? Слушай внимательно и исправляй ошибки. С другом мы играли в чашки … (в шашки). Пили чай из белой шашки … (чашки). Вылезла из норки шишка … (мышка). На нее упала мышка … (шишка). Под кустом сидели шишки … (мышки). На сосне висели мышки … (шишки). В воздухе летала кошка … (мошка). Молоко лакала мошка … (кошка). Все слова вернули на свои места. А теперь пришло время нам немного отдохнуть. Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук) Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание) Как бежишь - Вот так (бег на месте) Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба) Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку) Машешь вслед – Вот так (помахать) Утром спишь – Вот так (руки сложить под щёку, наклон головы вправо) Как шалишь – Вот так (надуть щёки и кулачками нажать на них). Какие ты слова знаешь начинающиеся на звук [ш]? А можешь нам со змей их сказать, а то мы их немного подзабыли. Змея предлагает поиграть в ее любимую игру. Игра называется «Один-много». Я буду называть один предмет, а ты много. Шар - шаров, кошка – кошек, мишка - мишек, мышка – мышек, шляпа- шляп, шкаф-шкафов, шорты-шорт. Нам пора возвращаться в группу и прощаться с нашей новой знакомой. Давай закроем глаза и снова произнесем долгий звук [ш], чтоб ветер унес нас домой. |
Вступает в диалог с воспитателем, высказывает свое мнение, выдвигает предположения. Выполняет артикуляционную гимнастику в соответствии с текстом Вступает в диалог с воспитателем, знакомится с жителем «страны звука [ш]». Правильно произносит шипелки. Подбирает слова в соответствии с текстом стихотворения Выполняет движение в соответствии с текстом стихотворения Придумывает и называет слова в которых присутствует звук [ш] Называет слова в множественном числе Выполняет пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом.
|
Подведение итога учить детей анализировать свою деятельность |
В какой стране мы сегодня побывали? Какой звук мы тренировались произносить? Кто нас встретил в этой стране? В какие игры мы сегодня играли вместе со змеёй, а какие задания выполняли? Какая игра больше понравилась? Какое настроение после занятия? |
Высказывает свое мнение. |
Пополните портфолио: материалами к проведению утреннего отрезка времени с включением самостоятельной частичной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком, имеющим трудности в обучении.
Итоги дня
Вид деятельности |
Рекомендации руководителя практики |
Оценка |
Деятельность на практике |
|
|
Анализ
|
|
|
Ведение документации
|
|
|
Самостоятельная работа студента с Д/З |
|
|
Домашнее задание:
- Подготовка отчетной документации по производственной практике (подборка конспектов занятий, диагностических методик, результатов собственной деятельности студентов), оформление предложений и рекомендаций по совершенствованию собственной педагогической деятельности.
«____»_____________20__
Задание 11
Организация и проведение круглого стола с презентацией своих профессиональных достижений.
Основные вопросы для обсуждения:
Какие основные задачи решались в период практики? Какие получены результаты?
Какие виды деятельности были реализованы в процессе практики? Какие возникали затруднения, почему? Какие способы решения проблем использовали?
Общие выводы о практике. Ее значение в вашем становлении как специалиста.
Анкета для оценки и самооценки овладения опытом и умениями в деятельности по организации обучения детей в разных возрастных группах
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими компетенциями (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
1 |
Ведение студентом документации, обеспечивающей деятельность по организации обучения детей в разных возрастных группах |
|
|
5 |
|
|
|
2 |
Определяет цели, задачи, планирование индивидуальной деятельности; |
|
|
6 |
|
|
|
3 |
Наблюдает и анализирует мероприятия по дошкольному образованию; |
|
|
6 |
|
|
|
4 |
Определяет способы контроля за развитием детей; |
|
|
5 |
|
|
|
5 |
Анализирует проведение собственной деятельности по дошкольному образованию в условиях ДОУ |
|
|
5 |
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
27 |
|
|
|
|
Итог 7 семестра |
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональный рост |
|
|
|
|
|
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГБПОУ ИО ИРКПО)
Аттестационный лист по производственной практике
студента_______________________________________________________________
ФИО
по МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
в объеме 72 часа с «___»_____20__ г. по «___»_______20__ г. в организации
________________________________________________________________________
наименование организации
№ п/п |
Показатели
|
Оценка уровня владения профессиональными и общими (в баллах) |
|||||
Студент-практикант |
Методист-руководитель |
||||||
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
0 – 2 |
3 – 4 |
5 – 6 |
||
ПК 3.1. |
Определяет цели и задачи, планирует занятия с детьми дошкольного возраста. |
|
|
6 |
|
|
|
ПК 3.2. |
Ведет документацию, обеспечивающую организацию занятий. |
|
|
5 |
|
|
|
ПК 3.3. |
Проводит занятия с детьми дошкольного возраста и анализирует их. |
|
|
5 |
|
|
|
ПК 3.4. |
Осуществляет педагогический контроль, оценивает процесс и результаты обучения дошкольников. |
|
|
5 |
|
|
|
ПК 3.5. |
Разрабатывает методические материалы с учетом особенностей возраста и отдельных воспитанников. |
|
|
6 |
|
|
|
ПК 5.2. |
Создает в группе (в ДОУ) предметно-развивающую среду. |
|
|
5 |
|
|
|
ОК 1. |
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес |
|
|
6 |
|
|
|
ОК 4.
|
Осуществляет поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач |
|
|
6 |
|
|
|
ОК 8.
|
Определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием |
|
|
5 |
|
|
|
|
Суммарный итог: |
|
|
49 |
|
|
|
Критерии оценивания:
0-2 балла – показатель проявляется частично или его совсем нет
3-4 балла – показатель проявляется стабильно, но имеет методические или организационные недочёты
5-6 балла – показатель проявляется стабильно в профессиональной деятельности студента-практиканта.
Дата «___»._______.20___
МП
Подпись руководителя практики ______________/ _________________________
ФИО
Подпись ответственного лица
организации (базы практики)
______________/ __________________________
ФИО, должность