Создание пособия для развития звукопроизношения свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Актуальность исследования заключается в том, что сегодня каждый второй ребенок нуждается в коррекции звукопроизношения. Данные нарушения создают препятствия для общения ребенка с окружающим миром. Кроме того, воспитание правильного звукопроизношения имеет очень большое значение для дальнейшего развития дошкольника, т. к. ранняя диагностика и коррекция дефекта является наиболее продуктивной и предупреждает трудности обучения в школе.
Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью совершенствования уже имеющихся подходов к организации и содержанию логопедической работы по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с ОНР и целесообразностью разработки новых, рационально построенных и действенных методик.
Такое нарушение звукопроизношения как сигматизм шипящих является одним из самых распространенных. По данным М.А. Александровской, у детей дошкольного возраста частота нарушений шипящих звуков составляет 24% от всех нарушений сложных по артикуляции звуков (50-е годы) [24]. А по данным Л.Г. Парамоновой, полученным с интервалом в несколько последних десятилетий (90-е годы) частота нарушений данной группы звуков составляет 45,4%, что свидетельствует о явном росте дефектов звукопроизношения [33]. Поэтому дипломная работа посвящена разработке решений данной проблемы.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующую гипотезу исследования: использование комплекса специально подобранных и систематизированных упражнений даст возможность повысить уровень развития звукопроизношения свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической базой исследования являются современные подходы к изучению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного таких ученых, как Г. А. Каше, Е. Ф. Рау, В. А. Синяк, Л. В. Мелехова, Р. Е. Левина, Н. И. Жинкин, К. П. Беккер, М. Ф. Фомичева,
Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, О. В. Правдина и др.
Практическая значимость состоит в том, что разработанное нами наглядно-дидактическое пособие по развитию речи старших дошкольников с ОНР повышает эффективность коррекционного воздействия, способствует улучшению качества и прочности результатов логопедической работы, что имеет значение для социальной реабилитации и адаптации детей. Полученные данные могут быть использованы при обучении и воспитании детей с нарушениями звукопроизношения в специальных и общеобразовательных дошкольных учреждениях.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: использование наглядно-методического пособия по развитию речи повысит эффективность коррекционно-педагогической работы с ребенком. Это позволит установить различные уровни владения детьми речевыми умениями, зависящими от сформированности речевых средств, формы общения, а также активности в общении и поведении детей.
Объект исследования: развитие речи у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: разработка наглядно-дидактического пособия для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования: разработать наглядно-дидактическое пособие для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
- Определить этапы формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста;
- Создать наглядно-дидактическое пособие, способствующее развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
- Разработать задания для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР для развития речи, с использованием разработанного наглядно-дидактического пособия.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная работа над звуками родного языка, начиная с самых простых в артикуляционном отношении. Этот вопрос активно разрабатывала Фомичева М. Ф. Она считает, что формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:
1. Подготовка артикуляционного аппарата;
2. Уточнение произношения изолированного звука;
3. Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.
Первый этап - подготовительные артикуляционные движения - может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также в рамках однотемного занятия по звуковой культуре речи. Все три этапа могут осуществляться или на одном и том же занятии или на двух с перерывом в 1-5 дней.
Типичная структура процесса изучения одного звука такова:
- Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в образной форме);
- Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.
- Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
- Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).
Особенность этой работы заключается в многократном повторении одного и того же звука. Следовательно, надо обеспечить интерес к занятиям, разнообразя приёмы обучения и речевой материал. Нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, живому темпу и высокой плотности занятий.
В старших группах, где преобладают иные задачи, комплексное занятие по звуковой культуре речи может включать, помимо артикуляционных и дикционных упражнений, дидактические рассказы и игры, особенно на развитие фонематического слуха детей.
В этих группах необходимы индивидуальные дополнительные занятия с теми детьми, которые имеют недостатки звукопроизношения. В индивидуальной работе с такими детьми воспитатель использует логопедические приёмы. Целесообразно для индивидуальных занятий объединить детей (внутри одной группы), имеющих общие недостатки в звукопроизношении. Занятия проводят 2-3 раза в неделю в удобное для воспитателя время.
К работе по исправлению дефектов речи у детей надо привлекать и родителей. При тяжёлых нарушениях речи следует организовать консультацию логопеда. Занятия по звукопроизношению не только формируют правильные звуки, но и вырабатывают умение выделять отдельные звуки из слова, тем самым способствуют формированию фонематического слуха и звукового анализа слова, кроме того, помогают детям овладеть правильной артикуляцией звуков, вырабатывают кинестетические ощущения (движение и положение органов артикуляционного аппарата).
Фомичева М. Ф. в своих трудах охарактеризовала основные возрастные этапы обучения звукопроизношению. Она считала, что все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы воспитания звуковой культуры речи.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:
1 Этап - подготовительный (от 1 года 6 месяцев до 3 лет). Второе полугодие 2-й группы раннего возраста и первая младшая группа. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.
Для этого этапа характерно бурное развитие активного словаря. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения, функционируя при произнесении целого слова, претерпевает некоторые изменения: уточняются, становятся более устойчивыми. Развивается способность ребёнка осознанно подражать произнесению целого слова, благодаря чему воспитатель получает возможность существенно влиять на развитие звуковой стороны его речи.
Основной работы по звуковой культуре речи является использование различных звукоподражаний. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.
2 Этап - появления звука (от 3 до 5 лет). Младшая и средняя группы.
В этом возрасте происходит формирование фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных движений органов артикуляционного аппарата. Это даёт возможность ребёнку воспроизводить щелевые, аффрикативные и сонорные звуки. Работа на этом этапе опирается на сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке основных звуков родного языка.
Воспитатель использует способность ребёнка к подражанию. Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его ещё не произносят, фиксируя внимание ребёнка на звучании и артикуляции звука.
Ведущими методическими приёмами по-прежнему является речевой образец, заучивание наизусть (стихотворений, потешек, загадок), беседы, дидактические игры.
3 Этап - усвоения звука (от 5 до 7 лет). Старшая и подготовительная к школе группа.
Этот этап является как бы завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников. К началу III этапа наиболее трудные изолированные артикуляционные движения уже сформированы, однако важно, чтобы чётко различались (как при произнесении, так и при слуховом восприятии речи) звуки, которые сходны по артикуляционным или акустическим признакам (с-ш, з-ж, и др; с-сь, с-з и другие).
Специальная работа по совершенствованию различения, дифференциации таких звуков способствует дальнейшему развитию фонематического слуха у детей, усвоению фонем как звукосмыслоразличителей (сайка-зайка, угол-уголь).
На данном этапе используются дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и другие методические приёмы.
Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал даётся не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.
Воспитание звуковой культуры речи строится теперь на дифференциации основных пар звуков и одновременно включает работу над дикцией, темпом, интонационной выразительностью.
Компонентом звуковой культуры речи является артикуляция звуков. Знания артикуляционных признаков звуков речи, дает воспитателю возможность фиксировать внимание детей на определенных движениях органов артикуляционного аппарата [7].
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития речи. Произносительные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их не различению. Последние – более грубые, так как затрудняют понимание высказывания [19].
По данным учёного Е. Ф. Рау, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15 - 25 % дошкольников.
Цель обучения произношению – воспитать у детей четкую, внятную, выразительную речь. Своеобразие в осуществлении этой задачи по отношению к детям с общим недоразвитием речи обусловлено тем, что в процессе овладения произношением у них возникают специфические затруднения, связанные как с усвоением звуков, так и с усвоением ритмически организованной звуко-слоговой структуры речи. Формирование произношения обязательно предполагает восприятие звуковых элементов речи и их воспроизведение. В то же время точное слуховое восприятие звуков и слов невозможно без опоры на артикулирование.
При постановке звуков у детей с общим недоразвитием речи необходимо учитывать, что у многих детей затруднены произвольные целенаправленные движения – детям трудно найти нужную позу (оскалить зубы, вытянуть вперед губы, поднять язык, облизать языком верхнюю и нижнюю губу и т.п.); трудно удержать язык в определенном положении, переключиться с одной артикуляторной позиции на другую. В этих случаях обычно наблюдается нечеткое произношение всех звуков речи, общая невнятность речи, сжатая артикуляция, иногда несколько замедленный темп речи. Детям с недостаточностью двигательной сферы особенно необходимо последовательно отработать все звуки речи, как согласные, так и гласные, т.е. тщательно выполнять все те упражнения, которые рекомендуются для закрепления поставленных звуков (тренировка правильного произношения на материале слогов, слов, предложений, текстов).
При постановке звуков особенно важно постоянно учитывать, какие именно артикулемы уже доступны ребенку, и использовать их при постановке звуков более сложной артикуляции, т.е. л ставить от ы, используя уже имеющийся у ребенка подъем корневой части языка; при постановке ш (приподнятие передней части языка к переднему нёбу) опираться на уже отработанное при постановке звуков и и с широкое положение языка с желобком по средней линии и т.п.
Чистота и четкость произношения звуков достигается главным образом в результате тренировочных упражнений, проводимых как в связи с уточнением артикуляции наиболее легких для произношения звуков, так и в связи с постановкой и закреплением звуков более сложной артикуляции. В то же время целесообразно, особенно на начальных этапах обучения, проводить специальную артикуляционную гимнастику.
С формированием звуков взаимосвязано формирование слоговой и ритмической структуры речи. По мере того как дети овладевают произношением тех или иных звуков, эти звуки непременно включаются в состав слов, а позднее предложений и связных текстов. В то же время невозможно говорить об овладении произношением слов различной слоговой сложности, если ребенок не овладел еще произношением отдельных звуков. При этом специальные упражнения, направленные на овладение словами различной слоговой структуры, проводятся только на правильно произносимых звуках, а при введении в речь поставленных звуков в первую очередь используются уже отработанные слоговые структуры. В процессе обучения-дети постепенно овладевают произношением слов различной слоговой сложности, начиная от произношения отдельных двусложных и односложных слов до умения правильно употреблять в связной речи слова любого слогового состава
В процессе специального обучения необходимо добиться четкого, правильного артикулирования каждого звука речи, свободного произношения слов различной слоговой сложности и словосочетаний. В то же время постоянно надо учитывать, что для активного использования специально подготовленных произносительных навыков ребенок должен уметь вслушиваться в речь, различать звуки речи и звуковые компоненты, удерживать в памяти воспринятый на слух учебный материал [19].
Как же педагогу удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание, обеспечивая при этом всестороннее развитие?
Одним из перспективных средств в этом отношении является использование наглядно-дидактических средств. Наглядные средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
Наглядно-дидактические средства дают возможность дошкольникам, у которых не развито словесно-логическое мышление, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания.
Наглядность облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным. Предлагаемые наглядно-игровые средства, способствующие развитию лексико-грамматического строя речи, должны быть выполнены с учетом решения максимального количества образовательных и воспитательных задач: для развития пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики.
Следует сказать, что в развитии речи используются различные виды наглядных средств, выбор которых зависит от уровня сформированности у дошкольников речевых умений и навыков, от их жизненного опыта, от содержания и характера языкового материала. Среди различных видов наглядности – естественной, картинной, объемной, символической и т.д. – широкое применение в развитии речи старших дошкольников находит символическая наглядность. Практика показывает, что в повышении результативности работы по развитию речи старших дошкольников большую роль играет метод наглядного моделирования, основанная на работе с символической наглядностью.
В настоящее время увеличилось число наглядных средств, которые широко применяются в образовательном процессе в дошкольных организациях. Они связаны с такими носителями информационных технологий, как компьютеры, интерактивные и мультимедийные средства, с помощью которых можно создать виртуальную и компьютерную наглядность.
Комплексное применение наглядного материала несет в себе высокие познавательные возможности, способствует развитию зрительной памяти, концентрации внимания, развитию речи. Как показывает практика, наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении. Применение наглядности в сочетании со словом и практической деятельностью в образовательной деятельности является необходимым.
Использование традиционных и инновационных наглядных средств в развитии речи детей старшего дошкольного возраста повышает качество их обучения, создает благоприятные условия для развития речи и словесного отвлеченного мышления [34].