Роль высшего образования в современном обществе
В современных социально-экономических условиях часто возникает вопрос о сущностной необходимости получения высшего образования и его дальнейшего применения в практической деятельности. На рынке труда складывается такая ситуация, когда привычные ранее востребованные профессии перестают быть актуальными. Реалии XXI века показывают достижения техник и технологий на таком высоком уровне, что процессы автоматизации постепенно заполняют социальные ниши и уже робототехника может заменить в настоящее время более пятидесяти разновидностей профессиональной деятельности.
А на смену не востребованных профессий необходимость новых актуальных профессий не составляет более десяти и все эти профессии находятся в плоскости информационных технологий. В настоящее время необходимость трансформации обучения при получении высшего образования отсутствует как таковая.
В условиях бесконечных реформ и реструктуризации не представляется возможным.
Практика показывает, что в основной своей массе выпускники вузов работают не по специальности. В тоже время на основании регулярно проводимых опросов работодателей есть необходимость высшего образования.
Актуальный вопрос современности говорит о том, что есть существенная необходимость постоянного обучения и повышения квалификации в течении всей жизни. Такая необходимость вызвана прежде всего внедрением искусственного интеллекта. Также пожизненное обучение гарантирует востребованность человека и быструю социальную адаптацию в новых профессиональных условиях, а также повышения уровня и качества жизни в целом.
Современное высшее образование, которое подготавливает высококвалифицированных работников, оказывает влияние на высокий технический прогресс в ведущих по конкурентоспособности странах. Например, немецкие вузы известны своей хорошей репутацией во всем мире. Они способствуют возникновению инноваций и стимулируют прогресс, как в Германии, так и на мировом уровне.
Большинство вузов обеспечены современным оборудованием и создают благоприятные условия для успешного развития и дальнейшей самореализации студентов.
Вследствие плотного сотрудничества между вузами и предприятиями студенты получают возможность приобрести практический опыт уже в начале обучения.
Также признаны и одобрены на мировом уровне вузы Англии, главными достоинствами которых считаются максимальная оснащенность учебных заведений, применение новейших образовательных технологий, при этом процесс обучения преимущественно ориентирован на самостоятельную работу, то есть происходит редуцирование пассивной системы обучения.
Будущее развитие страны в большой степени зависит от уровня системы высшего образования.
Ввиду развития технологий происходит модернизация системы обучения в вузе, что влечет за собой внедрение инноваций.
Особое место среди явных результатов нововведений в области образования, по данным Р.Э. Кесаревой, Т.Т. Бязровой, Г.А. Кантемировой-Кануковой, занимает «все убыстряющийся темп «старения» получаемых в процессе обучения в высшем учебном заведении знаний, а также некоторое несоответствие теоретических знаний потребностям практической сферы жизнедеятельности общества».
У студентов отсутствует возможность при обучении максимально освоить практические навыки.
Соответственно, у будущих специалистов будут возникать трудности на производстве.
Л. М. Яо отмечает это в своей работе, анализируя социологический опрос выпускников КГТУ, результатами которого явились данные о том, что выпускники недостаточно подготовлены по специальности, так как они слабо обучены способам применения теоретических знаний в реальной практике. Следовательно, возрастает потребность непрерывного обновления и расширения практической сферы использования теоретических знаний.
Проблема взаимосвязи высшего образования и всестороннего развития общества поднимается в современных научных психолого-педагогических исследованиях.
Так, например, О.В. Москаленко рассматривает содержание и качество высшего профессионального образования, процесс подготовки конкурентоспособных и высокоэффективных специалистов, обладающих целой системой компетенций, как одно из важнейших гуманитарных оснований социального прогресса.
Помимо этого, передовой опыт взаимодействия высшего образования и социума в аспекте прогрессивно развитых стран также становится предметом научных исследований.
Так, О.И. Беспалова определяет инициирование инновационных процессов в области высшего образования в США, в частности в структуре управления и финансирования, ведущим фактором на протяжении всего времени формирования инновационной системы в США.
Автор также утверждает, что развитие инновационной системы США непосредственно связано с развитием высшего образования. И.А. Петиненко и А.А.
Ткач исследовали особенности системы образования Японии как фактора успешного развития.
Японцы, синтезировав все последние достижения педагогической науки с особенностями построения японского социума, смогли обеспечить своей стране не только впечатляющие темпы роста экономики, но и достаточно высокий уровень жизни.
Они раньше других осознали, что эффективная система образования в стране с высоким уровнем автоматизации является не то что обязательной, она жизненно необходима.
Поэтому можно с уверенностью заявить, что львиная доля экономического и социального развития этой страны – это следствие грамотно построенной системы образования.
И. Майбуров акцентирует многообразие и специфику высшего образования в различных странах мира, в частности экономически развитых (США, Великобритании, Германии, Японии).
Кроме того, он определяет общие факторы социально-экономического и научно-технического характера, предопределяющие быстрый количественный и качественный рост высшего образования в постиндустриальных странах.
Современные достижения научно-технического прогресса в сфере образования используются в полной мере.
Например, научно-технический прогресс способствует лучшему усвоению знаний в связи с внедрением компьютерных технологий, оснащением предметных кабинетов современным оборудованием. В настоящее время во многих высших образовательных учреждениях обеспечивается доступ к беспроводной сети, что позволяет упростить поиск нужной информации.
Существуют электронные библиотеки, в которых доступны многие научные статьи и другие материалы, опубликованные в интернете. Многие студенты отправляют задания преподавателю по электронной почте, обучаются дистанционно.
Новые технологии успешно применяются в нынешних университетах и институтах с целью обучения и подготовки конкурентоспособных и высокоэффективных молодых специалистов.
Необходимо это для того, чтобы они приобрели опыт и стали значимы как мастера в своей профессиональной области и, главное, как специалисты, подготовленные с позиций современных достижений науки и производства XXI века, получившие высшее образование уже в новых условиях развития российского общества.
Таким образом, они будут являться уже не только профессионалами, но и более развитыми представителями социума в различных отраслях научного знания в – экономике, политике, праве, психологии и др.
В Российской Федерации уже несколько лет действует многоуровневая система подготовки в высшем образовании.
И в настоящее время многие стремятся, получив степень бакалавра попробовать себя в профессиональном плане и затем уже вернуться в стены вуза за новыми знаниями в рамках узкоспециализированной магистерской программы подготовки. Популярны в наше время двойные дипломы подготовки и программы с включенным обучением, когда студент имеет возможность по завершению программы магистратуры получить диплом сразу двух вузов или сертификат о прослушивании курса или прохождении программ не основного вуза. Высшее образование приносит людям уверенность в собственных силах, дает преимущество в построении карьеры, а навыки самообразования обеспечивают социальную адаптацию при любых изменениях на рынке труда. Навыки обучения и системность обучения направляют человека на правильный путь в течение всей жизни. Высокообразованный человек всегда может управлять своими делами самостоятельно.
Образованный человек может вести свою жизнь с большим комфортом. Образование делает студентов физически и умственно сильными. Образование - лучшая инвестиция для людей, потому что у хорошо образованных людей есть больше возможностей получить работу, которая приносит им удовлетворение.
Образованный человек всегда будет уважаться в любой части мира, а его талант будет вознагражден.
Образование также делает человека позитивным. Уровень грамотности зависит от образования.
Весь прогресс в технологии связан с образованием. Образование является основным фактором, обеспечивающим занятость, поэтому оно играет жизненно важную роль в развитии страны, а также в повышении дохода страны на душу населения. Образование – лучшее оружие для искоренения бедности.
Образование - это единственный путь для поддержания успеха в жизни. Это повышает этические ценности человека.
Образование - это не только изучение книг, но и изучение жизни, что быстро улучшает навыки и умения. Только образованные люди и способные к пожизненному обучению смогут найти применение на рынке труда и будут способны изменить социально-экономическое положение своей страны в лучшую сторону.
Итак, можно констатировать, что высшее образование играет немаловажную роль в жизни современного общества.
У образованного человека сравнительно больше шансов обрести хорошую работу с достойной заработной платой, нежели человека без образования.
То есть высшее образование служит неким показателем образованности и грамотности личности.