Понятие о познавательных возможностях учащихся. Обучаемость. Дифференциация обучения истории
Познавательные возможности учащихся – это совокупность физиологических, психологических и моральных качеств личности, а также опосредуемых его внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности учащихся.
Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую обучаемость как способность усвоения любого материала, и специальную обучаемость как способность усвоения отдельных видов учебного материала. В основе обучаемости — уровень развития познавательных процессов, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности.
Обычный урок истории можно давать, используя уровни трудности, т.е. степень соответствия содержания учебного материала процессу запаса знаний учащихся, опыту их познавательной деятельности, потребностям и интересам школьников. Для объяснения нового материала привлекаются сильные обучающихся. Они дома самостоятельно с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов готовят сообщения по новой теме. На уроках закрепления и обобщения изученного материала работу на уроках организуют в уровневых группах. Сильные дети получают творческие задания и выполняют их самостоятельно. Средние обучающиеся также самостоятельно выполняют задания по карточкам, по вопросам учебника. Слабые ученики работают под руководством учителя. При такой организации работы «сильные» дети получают возможность в полную силу проявить свои способности и получить заслуженную оценку. А «слабые» дети чувствуют себя уверенней, работая с руководителем, и тоже получают положительную оценку. В итоге ликвидируется неуспеваемость в классе, появляется заинтересованность в изучении предмета.