Основы организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности
для студентов специальности «Преподавание в начальных классах»
4 курс 8 семестр
Билет №1
- Организация каких типов моделей реализуется через понятие «внеучебная деятельность»?
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением. Модели внеурочной деятельности, основание выбора которых соответствует условиям организации образовательного процесса в ОУ:
- Внутришкольная модель реализуется в ОУ самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.
- Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров. Смешанная модель практически будет самой распространённой, поскольку многие ОУ, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС.
Иная классификация организационных моделей внеурочной деятельности представлена в Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»:
- модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования). Связующим звеном являются такие формы её реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Преимущества этой модели заключается в привлечении специалистов дополнительного образования, а также в организации образовательного процесса на практико-ориентированной и деятельностной основе, присущей дополнительному образованию.
- модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая дополнительное образование, здоровьесберегающие условия.
- оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
- инновационно-образовательная модельопирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации.
- Использование какой педагогической документации предполагает работа в лагере?
Деятельность сотрудников лагеря регламентируются юридическими документами: законами РФ, должностными обязанностями, уставом лагеря, и др.
В Приложении № 1 к письму Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06 «О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха» дается перечень педагогической документации, которую необходимо иметь в детском оздоровительном лагере:
- списки отрядов;
- первичная характеристика;
- планы вожатого, педагога (на смену и на день);
- педагогический дневник;
- анализ смены;
- отчет о работе;
- методические разработки.
Хотелось бы остановиться на той документации, которая должна быть именно у отрядного вожатого (воспитателя). Таких документов всего два: это педагогический дневник и план на день.
Педагогический дневник – это основной документ вожатого, в котором фиксируется информация о ДОЛ, о смене, о детях, ежедневный план дня, анализ дня, ставятся педагогические задачи. Педагогический дневник является главным источником информации о работе отрядных вожатых и служит их защитой при возникновении различных ситуация (в том числе, связанных с жизнью и здоровьем детей).
В план на день записываются все режимные моменты, дела конкретного временного объединения и всего лагеря. План на день пишется на основании общего плана лагеря и соотносится с план-сеткой отрядной деятельности.
- Используя пример планирования лагерной смены, охарактеризуйте особенности данного процесса. Составьте план лагерной смены отличный от образца.
Особенности планирования лагерной смены. Перед началом планирования необходимо:
- ознакомиться с программой лагеря;
- определить цели и задачи предстоящей смены;
- изучить возрастные особенности детей, обратив особое внимание на их ожидания от лагеря;
- изучить возможности лагеря, в котором предстоит работать, и подумать, как можно их использовать в работе;
- отобрать средства, формы и методы;
- составить модель смены с учетом возможностей лагеря;
- продумать, как создать творческую атмосферу в отряде;
- учесть интересы детей.
Исходными данными для планирования могут служить следующие: государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря; календарь летних праздников; текущие и ожидаемые события в стране и мире, вашем городе, селе, лагере; личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания; традиции лагеря; информация о детях; ожидания детей; задачи оздоровительного периода; модель смены.
Структура смены:
1) первые 3 дня - это орг. период - игры на знакомство друг с другом, лагерем, придумывание визитки отряда, период завершается открытием смены - представлением отрядов.
2) далее - основной период - "развлечения по полной", развитие, обучение (кружки). Купание, спорт, взаимодействие между отрядами, личные и командные достижения.
3) последние 3 дня - заключительный этап- прощальные игры, завершение начатых дел, награждение. Концерт, костёр.
Учитывая цели и задачи, в ежедневную деятельность необходимо включать:
- умственную деятельность (интеллектуальные мероприятия, лаборатории и т. д.);
- практическую деятельность (спорт, туризм, труд, занятия в творческих коллективах и т. д.);
- эстетическую деятельность (музыка, театр, живопись);
- досуговую деятельность с преобладанием игровых форм, творчества, прогулок на природу и др.
Среди задач необходимо выделить: задачи для всего коллектива (например, физическое развитие, укрепление здоровья, развитие творческих способностей, познавательных интересов и др.); задачи, связанные с особенностями возраста; задачи индивидуального развития с учетом зоны ближайшего развития, личностных интересов и потребностей в отрядах, группах, мастерских, секциях, организованных по разновозрастному принципу; с помощью индивидуальных бесед, встреч.
Для достижения целей программы необходимо использовать многообразные формы деятельности детей:
- игры – создают эмоциональный фон жизнедеятельности детского коллектива;
- природу – в условиях лагеря выходы на природу бывают ограниченными. Все-таки надо признать, что порой необоснованно много времени дети проводят в закрытых помещениях (например, репетиции, просмотр телевизора);
- туризм – это новизна обстановки, романтика;
- спортивные мероприятия – дают огромный положительный заряд, укрепляют организм;
- труд – необходим при жизнедеятельности любых коллективов (особенно детских).
План лагерной смены
День |
Мероприятия |
1 день - День знакомств |
Отрядные мероприятия: - инструктаж по технике безопасности в ДОЛ; - игры на знакомство; - игры на выявление лидеров; «Отрядный огонек» - подведение итогов дня. Лагерные мероприятия: - встреча детей; - открытие лагерной смены (мероприятие в актовом зале); - конкурсно-развлекательная программа. |
2 день – День отряда |
Отрядные мероприятия: - подготовка к открытию лагерной смены (название отряда, девиз, символ, песня); - кружок по интересам; - «Отрядный огонек» - подведение итогов дня. Лагерные мероприятия: - линейка; - знакомство с отрядами (название отряда, девиз, символ, песня). |
3 день – Здравствуй лагерь |
Отрядные мероприятия: - кружок по интересам; - «Отрядный огонек» - подведение итогов дня. Лагерные мероприятия: - линейка; - вожатский концерт; - дискотека. |
4 день – День дружбы |
Отрядные мероприятия: - кружок по интересам; - «Отрядный огонек» - подведение итогов дня. Лагерные мероприятия: - линейка; - квест-игра «Тропа доверия»; - концерт-презентация отрядов - конкурсная программа на лучшее представление отряда «Минута славы». |
5 день – День спорта |
Отрядные мероприятия: - кружок по интересам; - «Отрядный огонек» - подведение итогов дня. Лагерные мероприятия: - линейка; - открытие «Малых Олимпийских игр»; - веселая эстафета; - спортивная дискотека. |
6 день – День России |
Отрядные мероприятия: - кружок по интересам; - коллективное творчество «Моя Россия»; - «Отрядный огонек» - подведение итогов дня. Лагерные мероприятия: - линейка; - мастер-класс «Изготовление фигур из воздушных шаров»; - конкурс «Лучший рисунок на асфальте» (конкурс плакатов в случае дождливой погоды). |
7 день – День мыльных пузырей |
Отрядные мероприятия: - кружок по интересам; - «Отрядный огонек» - подведение итогов дня. Лагерные мероприятия: - линейка; - шоу мыльных пузырей; - мыльная дискотека. |
8 день – День туриста |
Отрядные мероприятия: - кружок по интересам; - «Отрядный огонек» - подведение итогов дня. Лагерные мероприятия: - линейка; - поход в лес; - игра – путешествие «В поисках клада»; - конкурс поделок – тематических композиций из природного материала. |
9 день – День наоборот |
Отрядные мероприятия: - кружок по интересам; - «Отрядный огонек» - подведение итогов дня. Лагерные мероприятия: - линейка; - соревнование против вожатых; - операция «Наряди елку или здравствуй праздник Новый Год»; - конкурс пародий «Большая разница». |
10 день – День симпатий |
Отрядные мероприятия: - кружок по интересам; - «Отрядный огонек» - подведение итогов дня. Лагерные мероприятия: - линейка; - работа «Почты любви»; - конкурс на лучшую пару лагеря; - развлекательное шоу; - дискотека. |
11 день – День талантов |
Отрядные мероприятия: - кружок по интересам; - «Отрядный огонек» - подведение итогов дня. Лагерные мероприятия: - линейка; - конкурс чтецов; - конкурс талантов «А вам слабо?»; - КВН. |
12 день – День здоровья |
Отрядные мероприятия: - кружок по интересам; - «Отрядный огонек» - подведение итогов дня. Лагерные мероприятия: - линейка; - мероприятие с волонтёрами-медиками; - командная эстафетная игра «Вожатый и я – спортивные друзья»; - турнирные соревнования; - массовый митинг «Мы выбираем ЗОЖ!». |
13 день – День тайн и секретов |
Отрядные мероприятия: - кружок по интересам; - «Отрядный огонек» - подведение итогов дня. Лагерные мероприятия: - линейка; - игра по станциям «Детективное агентство»; - детектив-шоу «Секретные материалы»; - тайная дискотека. |
14 день – День хорошего настроения |
Отрядные мероприятия: - кружок по интересам; - «Отрядный огонек» - подведение итогов дня. Лагерные мероприятия: - линейка; - торжественное закрытие смены; - прощальный концерт вожатых; - дискотека. Прощальный костер. |
15 день – До свидания, лагерь |
- игры, конкурсы в отряде; - конкурс на лучшего вожатого ДОЛ; - операция «Чемоданчик»; - отъезд домой. |