идеи воспитания, сопротивление воспитанию, образовательная программа, особенности памяти у детей с нарушением интеллекта, основные положения использования игры в коррекционно-образовательном процессе
Задание 1. Охарактеризуйте сущность, назначение и современные идеи воспитания. Каковы специфика и характерные особенности воспитания? Изложите цель, закономерности и принципы воспитания. Раскройте современную парадигму воспитания. Каковы ее прогрессивные идеи?
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. К.Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет...» Издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание». Но люди очень рано, еще на заре человеческого общества, поняли, что дитя человеческое нуждается не только в нише физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, нежели материальный. Сущность воспитания заключается в организации процесса взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) при активности обеих сторон. Назначение воспитания состоит в необходимости формирования целостного и всестороннего развития личности; создание условий, формирующих социально адаптированные, культурные, общественно адекватные нормы поведения и жизнедеятельности. Воспитание прививает нравственные и эстетические качества человеку; развивает волю, целеустремленность и эмоциональную устойчивость личности. Способствует присоединению к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества, воспитанию патриотической личности, соответствующей государственным запросам.
Цель воспитания: всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка, возможно более полная его самореализация.
Основные признаки воспитания как педагогического явления:
1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеются в виду постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на их основе всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников. Конечная цель воспитания двуедина: 1) освоение социально-культурных ценностей общества; 2) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация.
2. Триединая сущность воспитания. Воспитание, выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности ребенка, является средством. Протекая во времени, воспитание связывается с постоянными изменениями личности воспитанника и воспитателя, в самом процессе воспитания. И тогда мы его рассматриваем как процесс. Но оно и результат, ибо постоянно в процессе воздействия на воспитанника определенных средств воспитания происходит количественное и качественное накопление позитивных для развития человека качеств.
3. Воспитание в своей сущности — это процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) при активности обеих сторон.
4. Воспитание понимается в широком и узком смысле. В широком — это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком — специальная воспитательная деятельность субъектов воспитания, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания.
5. Важнейшим признаком воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания.
6. Воспитание — процесс творческий. Это объясняется многими причинами. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во-вторых, индивидуальность воспитанника (ков), специфика каждого педагогического явления весьма далеки от стандарта и требуют творческого подхода. В-третьих, сама личность «состоявшегося педагога» обладает большим творческим потенциалом.
7. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется (может и должно осуществляться) специально подготовленными людьми.
Педагогические закономерности воспитательного процесса:
1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет постановку цели воспитания, определение содержания его, отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы воспитания, связи с окружающей действительностью.
2. Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности. Характер этой закономерности двухсторонний. С одной стороны, уровень развития ребенка, запас его знаний, умений и навыков, владение способами познания, культура общения с окружающими людьми, направленность личности, способность, особенности темперамента и характера, эмоционально-волевой сферы, включенность в процесс самопознания и самовоспитания определяют легкость или трудность включения в учебно-воспитательный процесс, эффективность и результативность его. С другой — воспитательный процесс так или иначе способствует развитию всех сторон и личности в целом.
3. Закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью самого воспитанника, его собственной жизненной позицией, системой отношений с окружающей действительностью.
4. Ребенок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (радости, счастья, одухотворенности, жизнерадостности, хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих, чувства защищенности).
5. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, разнообразными проявлениями в различных сферах жизни и деятельности.
6. Воспитание процесс парадоксальный. Любое педагогическое явление парадоксально, противоречиво, имеет два полюса — положительный и отрицательный, как бы две грани, две стороны медали, два взаимосвязанных и взаимообусловленных ракурса.
Принципы воспитания: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся; принцип связи воспитания с жизнью; принцип единства, целостности и преемственности в воспитании; принцип уважения и требовательности к личности; принцип педагогического оптимизма; принцип воспитания в коллективе; принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности.
Современная парадигма воспитания. Особенностью времени и всех изменений является смена парадигмы воспитания, которая повлекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания. Сутью смены парадигмы воспитания является переход от идеи командно-административного влияния педагогического процесса на формирование личности ребенка согласно эталону, заданному обществом, к гуманистической идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития ребенка, его самоактуализации в статусе полезного члена общества на основе потребностей и потенциальных возможностей. Прогрессивные идеи современной парадигмы воспитания:
1. Ребенок (дети) в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность.
2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности.
3. Суть воспитания — развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому.
4. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей деятельности.
5. Вся система образования (обучения и воспитания) в современном мире ориентирована на личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности.
6. В таком понимании воспитания и позиции педагога в воспитательном процессе продуктивной является идея педагогической поддержки как особого подхода в воспитании, определяемого как «привентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением».
7. Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника.
Задание 2. Охарактеризуйте явление «сопротивление воспитанию». В чем его причины? Каковы проявления «сопротивления воспитанию»? Какие последствия такого явления? Изложите идеи преодоления «сопротивления воспитанию».
Сопротивление воспитанию — это такое состояние воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса (от единичных воспитательных воздействий до всей воспитательной системы в целом). При этом выражено оно может быть в скрытых или открытых проявлениях через различные формы — словесные, эмоционально-волевые и поведенческие. Спросите у детей разного возраста, любят ли они, когда их воспитывают? — получите однозначный ответ: «Нет!» Особенно, когда «я знаю, что права, а меня неправильно воспитывают», «если меня пытаются воспитывать неуважаемые мною люди», «если воспитатели меня в чем-то обвиняют и ругают». Вот почему А.С. Макаренко выдвигает педагогическую аксиому: «Не следует въедаться детям в печенки педагогикой». У Максимилиана Волошина в дневнике читаем: «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание -наибольшим». Аналогично и у А. Толстого: «Каждый живет для проявления своей индивидуальности, воспитание стирает ее».
Почему так? Видимо, насилие над личностью, унижение ее и уничтожение смерти подобно. Ведь если личность раздавлена, то нет и человека. И только в суматохе будней не вдумываемся мы, когда корежим формирующуюся личность воспитанника воздействиями типа: «Только посмей...», «Прекрати сейчас же..!», «Кто.., тот будет весь год...». Сплошные угрозы, наказания, чтение нотаций, морализирование, запреты, слова-руководства: «Нет!», «Не смей!», «Нельзя!» и т.п. Тогда нравственность и превращается в «полицию духа» (К.Д. Ушинский), вызывает бурный (или тихий) протест воспитуемого, порождает всякого рода защитные реакции; появляется «сопротивление воспитанию». Известный педагог В. Лизинский пишет: «Дурное воспитание основывается на постоянном применении к воспитуемому частицы «не» с глаголами».
Если смотреть на причины возникновения сопротивлению воспитателю в широком плане, то надо анализировать их в той же логике, делая акцент на несоблюдение условий для полноценного развития личности ребенка... Эти негативные условия возникают под влиянием групп причин разного уровня, наслаиваясь одна на другую и образуя в каждом конкретном случае воспитания свою собственную сложную совокупную причину сопротивления воспитанию, включающую в себя:
- глобальные, мировые причины;
- социальные (экономические, политические, культурологические);
- психофизиологические (здоровье, состояние развития, опережение или отставание в развитии);
- педагогические (как условия воспитания, психолого-педагогическая ситуация развития).
Конкретные проявления сопротивления воспитанию: деморализация — моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины, морально-психического состояния; комплекс неполноценности — синдром, заключающийся в стойких переживаниях человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных социальных отношений; девиантное поведение — поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм; дистимия — подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни; отчуждение - система отношений человека с окружающей действительностью, при которых все социальные ценности и их носители осознаются как противоположные его собственным взглядам. Последствия сопротивления воспитанию:
1. Усугубление нервно-психических заболеваний, для которых недостатки воспитания и описанные выше критические состояния являются психогенными факторами: эпилепсия, шизофрения, различные неврозы и неврастении, психогенные шоковые реакции, различные психопатии, ММД и др.
2. Особые психические состояния: аутизм, стрессовое состояние, апатия, навязчивые психические состояния, страхи, аффилиация, эйфория, депрессия, циклотимия, аффект, смысловой барьер, одиночество, напряженность, скука, опустошенность и др.
3. Формирование в личности дошкольника специфических качеств личности: лживости, невротизма, упрямства, негативизма, впечатлительности, агрессивности, эгоцентризма, пессимистичности, бесхактерности, индифферентности, дереализации, болезненной и чрезмерной застенчивости, гипомании, демагогичности и др.
Идеи преодоления сопротивления воспитанию:
1. Полная уверенность в том, что «нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим» (В.Г. Белинский) и «порою из дурных качеств складываются великие таланты» (Ларошфуко).
2. Выбор правильной логики воспитательного воздействия: принять таким, каков он есть» понять, хорошо изучив причины, природу возникновения негативных явлений, проявления, найти адекватные меры реабилитации.
3. Широко использовать в воспитании метод сублимации - переключения, переноса с одних ценностных ориентации и видов деятельности на другие, более социально ценные. В практике воспитания - это моральное стимулирование разнообразных видов деятельности.
4. Начинать с малого, простого, легкого, но с быстро ощутимым результатом. Эту идею обосновал еще Лао-Тзе: «Начинай трудное с легкого, начинай великое с малого. Труднейшее в мире начинается с легкого; величайшее в мире начинается с малого. Святой человек никогда не делает внешне великого и потому может совершать самое великое. Огромное дерево возникает из ростка, тонкого, как волос; девятиэтажная башня поднимается из горсти земли; путешествие в тысячи верст начинается одним шагом».
5. Чаще использовать такой прием, как перенос знаний, умений и навыков, — прием использования уже имеющихся знаний, умений и навыков или их элементов для формирования новых.
6. Стержнем всей деятельности сделать акцент на поднятие престижа личности в собственных глазах и в глазах окружающих — сверстников и взрослых: «Я — человек с большими потенциальными возможностями, я все смогу, надо только захотеть. И я хочу стать лучше, чище, возвышеннее». Не низвергать, не критиковать, а возвышать, внушать оптимизм.
7. Особая инструментовка методов и приемов воспитания при преодолении сопротивления воспитанию.
8. Помочь найти друга, близкое по духу существо (человека или животное). В этом нуждаются особенно дети, испытывающие чувство одиночества.
9. Предметом особого внимания педагогов, соприкасающихся с детьми, отличающимися «сопротивлением воспитанию», должна стать забота о преодолении одиночества, в которое они нередко уходят, и превращение его в уединение - потребность в «разговоре» с самим собой, осмыслением жизни, своего настоящего и будущего.
10. В каждом конкретном случае сопротивления воспитанию педагог творчески вырабатывает совершенно уникальную программу своих действий: определение цели и задач, отбор средств и содержания, выбор форм, методов и приемов. В зависимости от сложившейся психолого-педагогической ситуации и особенностей своего «Я», человеческих и педагогических.
Задание 3. Что представляет собой образовательная программа? Какие структурные элементы включают в себя основные общеобразовательные программы? Что представляет собой сетевая форма реализации образовательных программ дошкольного образования? Каковы ее особенности?
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Законом об образовании в РФ образовательные программы подразделены на основные и дополнительные. К основным относятся основные общеобразовательные программы и основные профессиональные образовательные программы. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования. Программы должно охватывать следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пункт 2.7. стандарта – говорит о том, что содержание программы реализуется в различных ведущих видах деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность). Основная общеобразовательная программа содержит основные 3 раздела:
- Целевой раздел (пояснительная записка, цели и задачи, планируемые результаты реализации программы);
- Содержательный раздел (описание образовательной деятельности по направлениям, формы, способы, методы, коррекционная работа и т.д.);
- Организационный раздел (материально-техническое обеспечение, методические материалы, распорядок дня, праздники, события и т.д.).
Очень важно, чтобы в разработке основной образовательной программы принимали участие все педагогические работники ДОО, поскольку работать по этой программе должны будут также все педагоги ДОО. И чтобы воспитатели и педагоги понимали, что от них «хотят» и, какое содержание собрано в образовательной программе, они должны непременно стать и разработчиками ООП ДОО. Особенность сетевой формы реализации образовательных программ состоит в том, что она обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций». Внедрение сетевой формы реализации основной образовательной программы дошкольного образования предполагает достижение нового уровня взаимодействия образовательной организации с социумом, выход за пределы территориальной ограниченности, создание «открытой системы».
Открытая дошкольная образовательная организация – это, прежде всего, «окно в мир», расширяющее и укрепляющее взаимосвязи с жизнью. Предметом взаимодействия является ребенок, его интересы, развитие, индивидуальные особенности, поэтому сотрудничество необходимо выстраивать с учетом контингента детей, запросов родителей и общественности. Каждое педагогическое воздействие, оказанное на ребенка, должно быть грамотным, профессиональным, безопасным. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для реализации Программы.
Задание 4. Охарактеризуйте особенности памяти у детей с нарушениями интеллекта. Приведите приемы и методы развития мыслительных операций у детей с ЗПР. Охарактеризуйте развитие памяти на основе мнемического приема «Классификация».
Умственно отсталые дети усваивают новое очень медленно, быстро забывают воспринятое, не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. По причине замедленности и непрочности процесса запоминания программу четырёх классов массовой школы дети с нарушением интеллекта усваивают за 7-8 лет. Приобретённые условные связи у детей с нарушением интеллекта угасают значительно быстрее, чем у нормальных детей, поэтому без многократных повторений учебного материала они его очень быстро забывают. Исследования
А. Н. Леонтьева показали, что опосредованные приёмы запоминания малодоступны умственно отсталым детям. Иногда у детей с нарушением интеллекта запоминание впечатлений внешнего мира принимает ярко выраженную патологическую форму и носит название эйдетической памяти. Например, дети, отвечая урок, как бы продолжают видеть перед глазами страницу учебника, однако не могут передать её содержание своими словами.
Характерной особенностью всех умственно отсталых детей является неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, случайные признаки, в то время как с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти у умственно отсталых не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым. Приемы и методы развития мыслительных операций у детей с ЗПР:
Наглядно-образное мышление: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование, не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать, а также конструирование по моделям. Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды заданий с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем, чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).
Логическое мышление:
1. «Восстанови рассказ». Упражнение заключается в придумывании недостающих частей рассказа, когда одна из них (начало события, середина или конец) пропущена.
2. «Составь предложение». Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание — составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова
3. «Исключение лишнего». Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.
4. «Поиск аналогов». Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам.
5. «Способы применения предметов». Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Задача ребенка — назвать как можно больше различных способов ее применения.
Развитие памяти на основе мнемического приема «Классификация»:
Например, ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов.
Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, то рекомендуется ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Этот же способ запоминания можно предложить детям при запоминании различных предметов, цветов, последовательности событий, букв. Аналогичные задания могут использовать родители, занимаясь с ребенком дома.
Задание 5. Изложите основные положения использования игры в коррекционно-образовательном процессе. Какова роль игрушек в воспитании и обучении детей с ОВЗ? Какие настольные игры для детей с ОВЗ Вы считаете наиболее эффективными?
Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.
В зарубежной и отечественной педагогике выделились основные направления использования игры:
1) игра для всестороннего гармоничного развития личности;
2) узко-дидактическая игра для обучения.
В последние годы появилась тенденция интеллектуализировать игру,
т. е. превратить все игры ребенка в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные мыслительные операции и речевые навыки. Конечно, занятия с ребенком всегда полезны, однако нельзя допускать, чтобы из детства исчезала игра.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. В связи с этим игра – единственная область деятельности, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции, навыки общения, эмоционально-волевая сфера. Поэтому обучающие занятия с дошкольниками лучше всего проводить в игровой форме. Обучение же детей младшего школьного возраста требует применения разнообразных методов, а игра — один из них. Следует отметить, что использование игры дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др. Как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.
Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации.
Роль игрушек в воспитании и обучении детей с ОВЗ заключается в возможности создания условий, обеспечивающих творческую подражательную игру, которая предоставляет ребёнку возможность выявлять, закреплять, углублять и расширять свой социальный опыт, стимулирует любое желание ребенка с нарушениями в развитии исследовать окружающий мир. Использование игрушек формирует восприятие и двигательные навыки «особых» детей, развивает его мышление и речь, формирует и развивает познавательную и личностную сферы ребенка.
Выполняя действия с несколькими игрушками, ребёнок перевоплощается в каждого персонажа, озвучивая диалог за него, меняя интонацию, тембр, что позитивно влияет на речевое развитие малыша.
Эффективные настольные игры для детей с ОВЗ. Для детей с ОВЗ наиболее эффективно использование разрезных картинок паззлов, лото, домино, карточек. Наиболее распространенными играми на выделение части и целого являются разрезные картинки и кубики для складывания целостного изображения. Например, настольная дидактическая игра для формирования математических знаний «Действия с множествами». Выполняя действия с множествами предметов ребёнок прежде всего, учится сравнению множеств, пониманию, где много, а где мало предметов, упражняется в пересчете. Дети с ЗПР могут зрительно определить контрастные по количеству множества. Трудности встречаются при уравнивании множеств, порой ребенок сам не в состоянии понять, как предметов может получиться поровну, сколько предметов нужно добавить или убрать. Педагог должен не просто показать ребенку, как этот сделать, но создать проблемную ситуацию, чтобы ребенок осознал процесс, приобрел известный опыт, закрепил навык.
Такие пособия родители и педагоги могут не только приобрести в магазинах, но и изготовить самостоятельно. Многие из разрезных картинок выпускаются с рамками, позволяющими самостоятельно упражняться и исправлять ошибки, неизбежно возникающие на начальном этапе освоения игры.