Начальное дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой для детей 5–6 лет (окружающий мир)
Тема: «Деревья и кустарники»
Цель: Создание условий для формирования у детей представления о деревьях и кустарниках.
Задачи:
1. Познакомить детей со строением дерева и кустарника, учить называть части растения (ствол, ветви, корень, крона, листья, кора), объяснять их назначение.
2. Сформировать нормы поведения в природе.
3. Воспитывать желание беречь и охранять окружающую среду.
Методы: игровое упражнение, беседа, игра, дидактическая игра.
Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев, картинка-схема с изображением частей дерева (ствол, ветви, крона, корень, листья).
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Игровое упражнение «Отгадай загадку»
Его весной и летом, мы видели одетым.
А осенью с бедняжки, упали все рубашки? (Дерево).
В.: - Правильно, дерево. Но деревья бывают разные, они отличаются друг от друга стволом, листьями, цветами, плодами и так далее.
3. Игровое упражнение «Повтори, не ошибись»
Дуб- рябина- береза; береза- ель-дуб; клен- рябина- ель; ель-дуб- клен; дуб- клен- ель…
4. Беседа о деревьях.
-А знаете ли вы, как появилось дерево на земле?
«Однажды давным-давно в мир попало семечко, маленькое еле заметное семечко. Семечко упало в землю, проросло и превратилось в зеленый росток. Росток рос, рос, протягивая к небу свои веточки-ручки, тянулся своими листочками-пальчиками к солнышку и превратился в высокое могучие Дерево. Корни его, как ноги великана, ушли глубоко в землю и схватились за нее так крепко, что даже ветру было не под силу сдвинуть его смета. Звери и птицы, увидев высокое Дерево, тоже обрадовались. Птицы тут же уселись на ветки и стали распевать песни и вить гнезда. Паучки стали перелетать от одного листика к другому, на своих парашютиках - паутинках. Червячки заползли в трещинки коры, а кто-то приютился под корнями. За ними туда залезли кроты и мыши, нарыли себе подземных ходов, сделали кладовочки для запасов и стали жить-поживать. Увидела белка в стволе Дерева дупло, прыг туда и давай орешки щелкать: лучше дома не найти. Вот так в мире установился порядок.
В.:- Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона).
- Какую пользу приносят корни дереву? (Корни прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности).
-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева? (Ствол – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту, и в ширину).
В.: - Да, вы правы, еще ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их.
- Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых).
Под корой находится сам ствол, который состоит из темных и светлых полосок – колец. Так узнают, сколько лет дереву – по годичным кольцам.
-Вы знаете, что ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.
Кроны у деревьев бывают самой разной формы: круглой, овальной, треугольной. У хорошо знакомых нам деревьев нашей полосы: дуба, березы, липы, рябины, ели, сосны, они обычно состоят из крупных ветвей, которые в свою очередь разветвляются на множество мелких веток, покрытых листвой или хвоей.
- Ребята, во время экскурсии по территории нашего сада, мы с вами рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы бывают листья? Чем отличаются листья березы и ели? (у ели лист в форме иголочки).
- Какого цвета бывают листья?
- Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете).
— Вот какое добро приносят нам листья деревьев.
В: - Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью и отращивают новые весной. Это лиственные деревья.
У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называемые иголками, которым не страшны холода.
В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.
5. Игра «Лиственное, или хвойное?»
На доске появляются ветки лиственного и хвойного деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке деревья (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ: «У березы на ветках листья – это лиственное дерево», «У ели на ветках иголки – это хвойное дерево» и т.д.
6. Игра «Части дерева»
На рассмотрение детей предлагаются лиственное и хвойное деревья: сосна, рябина.
У сосны: ствол, ветки, корни, шишки, иголки (хвоя).
У рябины: ствол, ветки, корни, листья, ягоды.
(Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются).
7. Игровое упражнение «У кого что?»
Давайте вспомним, как называются части дерева.
У человека ноги, а у дерева…(корни). У человека тело, а у дерева…(ствол). У человека руки, а у дерева…(ветви). Ветви и листья образуют…(крону).
8.Дидактическая игра «Назови лист дерева» (с мячом)
Берёза - берёзовый. Клён - кленовый. Осина - осиновый. Дуб – дубовый. Рябина – рябиновый. Ольха – ольховый. Ива – ивовый. Слива – сливовый. Яблоня – яблоневый.
9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
В.: - А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (не вырубать, не ломать деревья; не разжигать в лесу костры; не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты; поливать плодовые деревья, обкапывать их).
- Ребята, деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
- Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.
Конспект организованной образовательной деятельности по ИЗО для детей 5–6 лет
Тема: «Моя улица, где я живу»
Цель: Совершенствовать навыки изображения высоких домов, различных видов городского наземного транспорта.
Задачи:
- Учить изображать дома, используя разные геометрические фигуры в изображении крыш домов.
- Совершенствовать техники владения изобразительными средствами.
- Развивать чувство композиции, цвета, учить детей целесообразно располагать задуманный рисунок на плоскости листа.
- Воспитывать умение самостоятельно использовать изобразительные средства.
- Совершенствовать умения детей работать с планом - схемой.
- Совершенствовать навыки в знание геометрических фигур.
- Составлять из геометрических фигур тематические композиции по собственному замыслу
- Воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
- Воспитывать интерес к творческим знаниям.
Методы: сюрпризный момент, беседа, наглядный метод (презентация), игра.
Материалы: Компьютер, слайд - шоу «Моя улица», геометрические фигуры различной величины, полоска для составления схемы улицы, магнитная доска, различные изобразительные средства: карандаши, восковые мелки, акварельные краски. Кукла Незнайка
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто пришел к нам в гости.
Воспитатель заглядывает за дверь.
Воспитатель: Это же - Незнайка. Незнайка, а почему ты такой грустный?
Оказывается, дети, Незнайка пошел в этом году в школу и ему задали задание - нарисовать улицу, где он живет, а Незнайка не умеет. Давайте ему поможем.
Вначале Незнайка, назови свой адрес. Ой, ребята, он не знает, что такое адрес.
Ребята, расскажите Незнайке, что такое адрес.
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, это название города, улицы, номера дома и квартиры, где живешь.
А для чего надо знать свой адрес (ответы детей)
Воспитатель: Попросить 4-5 детей назвать свой домашний адрес.
Но вначале вспомним, что находится на улице.
Воспитатель: Давайте посмотрим слайд- шоу «Моя улица».
1 слайд –начало улицы, сфотографирован магазин.
Дети рассказывают о нем.
(одноэтажный ,2 больших окна, железная крыша коричневого цвета).
2 слайд – трехэтажный дом
3 слайд – фотография аптеки
(яркая вывеска, здание одноэтажное)
4 слайд – наш детский сад
5 слайд – 2 дома, которые находятся с другой стороны дороги
7 слайд – сквер, который находится с другой стороны дороги.
-Вспомнили, ребята, как выглядит наша улица.
-Что будет на вашей улице, которую вы хотите нарисовать?
-Прежде чем начать нашу творческую работу предлагаю вам физкультминутку.
Физкультминутка:
А сейчас мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки,
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный
Ветер стих. Вздохнули дружно
На занятие нам нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Игра «Составь схему нашей улицы»
(доска разделена на несколько частей, чтоб группа детей могла сложить свою улицу)
-Во время просмотра фотографий вы видели различные дома, видели проезжую часть, по которой ходят машины, сквер.
-Я вам приготовила геометрические фигуры и длинную полоску- дорогу.
-Ребята, я вам предлагаю составить на доске схему нашей улицы. В вашей работе вам это поможет. Вам будет легче рисовать, видя перед собой наглядную картинку.
-Но помните, очень большое значение имеет, близко от нас находится дом или далеко. Вы и сами замечали, если дом находится далеко, то он кажется нам маленьким, а дом находящийся рядом – большой.
-Ребята, когда вы начнете рисовать улицу, вы должны учесть, какие дома находятся ближе к вам, какие дальше. Для этого мы с вами сначала сделаем набросок простым карандашом.
Дети приступают к работе, воспитатель может помощь тем детям, которые затрудняются.
Затем работы вывешиваются на доску.
Идет анализ работ.
Незнайка хвалит детей и угощает их подарками которые он для них принес.
Конспект организованной образовательной деятельности по математике для детей 5–6 лет
Тема: «Математическое путешествие в сказку»
Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.
Задачи:
- Закрепить знания детей о последовательности цифр прямом и обратном порядке.
- Упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток
- Закрепить знание геометрических фигур.
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
- Развивать внимание, логическое мышление, память и речь.
- Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Методы: раздаточный материал цифры, иллюстрации, беседа, вопросы, загадки, физкультминутка.
Оборудование: Иллюстрации, магнитная доска, раздаточный материал цифры от1 до 10, лист белой бумаги А4, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “1, 2, 3 обернись, в сказке окажись!”
Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Пригорюнился царь и попросил Ивана - царевича найти царевну. Идет Иван - царевич день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван - царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван-царевич ответит на ее вопросы.
Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:
Какой сегодня день недели? Какой был вчера день недели? Какой будет завтра день недели? Какой день недели будет послезавтра? Какие времена года знаете? Назовите. Сколько месяцев в году? Назовите. Какой месяц в году первый? Назовите части суток.
Воспитатель: Справились мы с заданием Бабы Яги. Баба Яга дала клубочек и отправила царевича к Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и царевич пошел за ним. Прикатился клубок к болоту. И перед царевичем появилась Кикимора. Она выслушала царевича и решила помочь, а, чтобы получить карту, надо выполнить её задание.
Воспитатель: Давайте поможем Ивану- царевичу.
Чтобы нам двигаться дальше, нужно построить мост через болото, но необычный мост, а из цифр. От 1 до 9 и в обратном порядке.
(Дети выкладывают цифры по порядку от 1 до 9 и обратно)
Назовите цифру больше 2 на 1 (3)
Самая маленькая цифра (1), самая большая цифра (9)
Цифра, которое меньше 7 на 1 (6)
Воспитатель: Молодцы! Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану - царевичу можно идти дальше. Клубочек покатился дальше и привел Ивана-царевича в сказочный лес.
-Вот и мы попали в сказочный лес.
В лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание на сообразительность:
Сколько ушей у двух мышей? (4) Почему?
Сколько животиков у 5 бегемотиков? (5)
Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы? Сколько птиц? (3) Почему?
Задачки – загадки:
1. Я нашел в дупле у белки
Девять штук орешков мелких.
Вот еще один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка, вот хозяйка!
Все орешки посчитай –ка! (10)
2. Шесть веселых поросят,
У корытца в ряд стоят!
Тут один улегся спать _
Поросят осталось…(5)
3. Шесть щенят
Плюс мама –лайка.
Сколько будет? Посчитай – ка! (7)
4. Высоко задравши нос
Заяц шесть морковок нёс,
Спотыкнулся и упал –
Две морковки потерял. Сколько морковок у зайца осталось? (4)
5. Однажды три цыпленка,
А с ними три мышонка,
А с ними три веселых,
Умытых поросенка
Бежали спозаранку играли на полянке? (9).
Молодцы, ребята! Справились с заданием! Устали немножко? Жители леса посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.
Физкультминутка
Иван- царевич:
Раз - нагнулся, разогнулся,
Два - нагнулся, разогнулся,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
Руки в стороны развел и пошел, пошел, пошел за царевной в глушь лесную,
Вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал.
Воспитатель: Дети, откройте глазки, видите, перед нами стоит замок, в котором спрятана царевна. Ворота замка закрыты, вокруг замка высокая каменная стена! Как же попасть туда?
-Я придумала! А давайте мы с вами сделаем ковёр – самолёт и тогда Иван- царевич сможет на нём перелететь через высокую стену!
Для этого нам нужно сесть за столы и приступить к изготовлению волшебных ковров.
(Графический диктант):
В левом верхнем углу нарисуйте красный квадрат; В правом нижнем углу нарисуйте зеленый прямоугольник; В левом нижнем углу нарисуйте синий треугольник; В правом верхнем углу нарисуйте желтый круг. В центре нарисуйте оранжевый овал; Справа от оранжевого овала нарисуйте розовый ромб; Слева-фиолетовую трапецию
Воспитатель: Молодцы. Иван-царевич перелетел через стену и освободил царевну! Вернулись они к царю и стали жить, поживать и добра наживать! И нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.(Дети считают хором)
Вот мы и в детском саду.
Подведение итогов:
Где мы сегодня путешествовали, ребята?
Что вам понравилось?
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей 5–6 лет
Тема: Составление рассказа о домашнем животном по мнемотаблице.
Цель: Учить детей рассказыванию по мнемотаблице.
Задачи:
1. Развивать умение выделять и называть характерные особенности домашних животных.
2. Развивать умение использовать схематические изображения для составления связного высказывания из 4-5 предложений.
3. Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме.
Методы: дидактическая игра, беседа, ответы на вопросы, мнемотаблица.
Оборудование: картинки с изображением разных животных и их детенышей, мнемотаблица, карандаши, листы для рисования.
Ход занятия:
Дидактическая игра на классификацию «Четвертый лишний»
Выставляются картинки (по 4), дети должны определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
-Баран, белка, собака, кошка.
-Лиса, собака, корова, лошадь.
-Коза, волк, овца, свинья.
-Ёж, корова, собака, лошадь.
-Телёнок, ягнёнок, козлёнок, лисёнок.
- Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Совместная работа с детьми
- Как можно назвать их, одним словом?
- Почему они называются домашними?
- Смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно? Почему?
- Какая опасность их подстерегает?
- Когда–то давно человек приручил этих животных. Они стали приносить пользу человеку. А вы знаете, какую пользу приносят домашние животные? Однажды собрались домашние животные во дворе у хозяина и затеяли спор, кто из них какую пользу приносит. Помогите мне рассказать. Собака пролаяла: «Я сторожу дом» (продолжают дети). Кошка промяукала… (я ловлю мышей). Корова промычала… (у меня самое вкусное молоко). Коза проблеяла… (моё молоко очень полезно). Лошадь заржала… (а я перевожу мелкий груз). Свинья захрюкала… (я даю человеку мясо). А овечка заблеяла… (из моей шерсти вяжут самые тёплые варежки).
- Есть у вас домашние животные?
- Как вы за ними ухаживаете?
- Расскажите о своих домашних любимцах.
- У каждого животного есть детёныши. Назовите их.
Дидактическая игра «Кого не стало».
- Закройте глаза, а кто-то из животных спрячется.
- Детеныши заигрались, и мамы их потеряли. Как помочь мамам найти своих детенышей?
- Поможем мамам составить объявление о пропаже и расскажем в нем о пропавшем детеныше, чтобы его быстрее нашли.
- Составлять описание будем по схеме (мнемотаблица):
- название животного
- где живет
- чем питается
- внешний вид
- какой голос
- польза
Самостоятельная деятельность детей
Дети с помощью воспитателя составляют рассказ по схеме.
Пример: моего детеныша зовут щенок. Это домашнее животное. Он живет в конуре. Питается косточками, супом. У щенка черная шерсть. Щенок лает и виляет хвостиком. Он охраняет дом.
Ребята, а как еще можно помочь мамам найти своих детенышей? (нарисовать портрет). Выберите материалы для рисования и нарисуйте.
Оформляется выставка детских рисунков с изображением домашних животных.
Пока мы рисовали, мамы нашли своих детенышей (выставляются картинки)
Рефлексия
Возьмите одну картинку с изображением детеныша домашнего животного и скажите, для чего люди заводят домашних животных?
Конспект организованной игровой деятельности для детей 5–6 лет
Тема: сюжетно-ролевая игра «Банк»
Цель: Совершенствование «техники» сюжетно- ролевой игры и расширение ориентировки детей в социальной жизни.
Задачи:
- Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.
- Развивать коммуникативные навыки, творческие способности детей.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения друг другу, уважение к труду взрослых.
Оборудование: Муляжи банковских реквизитов. Компьютер (ноутбук). Папка с документами (бланки для записей, ручки, печати). Касса, рация (игрушечная), бейджики, костюм охранника, галстуки для сотрудников «Банка», банкомат, сейф.
Ход игры
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята сегодня все работники банка ушли в отпуск. Кто хочет поработать на время отпуска работников банка?
Воспитатель проводит Блиц-опрос «Кто работает в банке?»:
- Кто руководит банком? (управляющий банка)
- Что делает кассир в банке? (перечисляет и выдаёт деньги со счета клиента; осуществляет обмен валюты; перечисляет средства с расчетной накладной; проверяет оформление чеков, наличие и подлинность подписей)
- Что делает бухгалтер-операционист? (принимает платежные накладные, оформляет переводы, оказывает помощь клиенту, если он требует уточнения или справки)
- Кто следит за порядком в банке? («охранник»)
- Кто пользуется услугами банка? («клиенты») Кто хочет сегодня быть клиентами банка?
Что такое кредит? (передача от одного человека (кредитора) другому (заёмщику) во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной) на условиях возвратности, срочности, платности. Кредитор
(банк) и заемщик (человек, которому необходимы деньги)
Воспитатель:
Ребята, а я так хочу быть Управляющим Банка. Разрешите…
Кто будет моим заместителем? (имя ребѐнка).
(Когда распределяются роли сотрудникам банка, воспитатель прикрепляет бейджики).
Управляющий Банка, объявляет:
Прошу сотрудников банка занять свои рабочие места (кассир, охранник, бухгалтер-операционист).
Остальным детям дает установку:
- Уважаемые клиенты банка! Все желающие открыть собственное дело могут получить в банке денежные кредиты. Подумайте, какое дело вы хотите открыть, чем вам интересно заниматься. Не забывайте, что любое дело должно быть не только прибыльным, но и полезным. Полученные деньги в конце игры вы должны вернуть в банк, так как они даны вам в кредит».
- Пожалуйста, займите очередь. Соблюдайте порядок.
Каждый «клиент банка» предъявляет свой паспорт, управляющий банка обговаривает с каждым клиентом: какое дело он хочет открыть, почему, сколько денег ему для этого нужно; договаривается, какую сумму нужно будет вернуть в банк в конце игры, подписывает договор, ставится печать.
Клиент в кассе получает деньги.
После получения денег клиенты банка открывают свое дело (по желанию дети могут объединяться). Предлагается определенный набор игрового материала (атрибуты для игры «кафе» и «больницы для животных»), из которого каждый выбирает все, что ему нужно для игры. Затем дети сами создают игровое пространство (открывают кафе, больницу для животных). Дальше разворачивается свободный сюжет игры по собственному замыслу.
Управляющий банка (педагог) наблюдает за игрой детей. Он напоминает клиентам, открывшим свой бизнес, что они могут отправить денежные переводы, оплатить сотовую связь, интернет, коммунальные услуги, воспользовавшись услугами банка. Так же могут расширить своё дело, взяв дополнительный кредит.
Завершение игры.
За несколько минут предупредить: «Всем, кто брал денежные кредиты, срочно подойти в банк.
Итог
Банк начинает свою работу по обратному приему денежных средств (возврат долга). Банкир беседует с каждым по открытию собственного дела: как зарабатывались деньги, на что они тратились. Оставшаяся сумма возвращается в банк.
Конец игры
Директор (воспитатель): - Банк закрывается на обед. Уважаемые клиенты просим Вас прийти после 13-00 часов.
Оценка игры
Педагог воздерживается от оценок и объяснений. Каждый ребёнок получает для себя свой собственный опыт переживаний и впечатлений.