Методы педагогической поддержки для адаптации первоклассников к школе
- Метод самонаблюдения за собственными действиями. Детям предлагается выполнить такой вид работы «проверь себя», «посмотри, у тебя всё получилось», «найди ошибки у какого-нибудь сказочного героя и т.д.».
- Метод коллективного анализа деятельности. Его можно реализовать на уроке в виде работы «давайте, проверим вместе, как мы справились с заданием», «давайте выслушаем мнение всех детей по поводу нашей деятельности». Педагог и ребёнок совместно находят положительные и отрицательные стороны деятельности, проводя игру типа «хорошо-плохо».
- Метод поисковых вопросов и проблемных ситуаций. Этот метод наиболее успешно позволяет ребенку проявлять самостоятельность и свои индивидуальные особенности. Ребенок, попадая в проблемную ситуацию, которую он сам оценивает, как помеху, приковывает его внимание, отражается на его чувствах, вызывает потребность что-либо предпринять. Таким образом, учителю, нет необходимости мотивировать ребенка на деятельность, наоборот, у ребенка есть этот мотив как естественное желание (побуждение) к деятельности, и он чаще всего ее и осуществляет.
- Метод проектов. Его реализуют в ходе выполнения проектных работ. Этот метод дает ребенку возможность активно включаться в образовательный процесс, экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки в своём индивидуальном темпе, позволяет наиболее эффективно учитывать образовательные потребности и личные способности ребенка.
- Метод побуждающих и направляющих диалогов. Учитель ежедневно использует его на каждом уроке. Он способствует активизации речевой активности детей, развивают умение самостоятельно находить причинно-следственные связи делать выводы, высказывать и аргументировать свое мнение, самостоятельно находить ответы на свои вопросы.
- Метод социального моделирования. Особенно часто он используется на уроке окружающего мира и в воспитательной работе. Этот метод позволяет погрузить детей в определенную проблемную ситуацию между субъектами моделирования, поставить ребенка на место участников ситуации и попробовать разрешить её. Данный метод помогает ребенку выразить свои чувства, высказать свое мнение, тем самым находиться в ситуации успешности, избавиться от страха перед «сложными» заданиями.
- Метод развития эмоциональной отзывчивости и эмпатии. Наиболее ярко он реализуется в 1 классе, когда для включения ребенка в учебную деятельность детям предлагают оказать помощь сказочному герою, соседу по парте. Как метод педагогической поддержки он способствует заинтересованному восприятию познавательного материала, сопереживанию, сочувствию.
- Метод решения изобретательских задач и развития творческого воображения. Чтобы научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться, поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, научить детей позитивной критике используется метод решения изобретательских задач и развития творческого воображения. На уроке он может реализовываться через такие формы работы, как «снежный ком», «мозговой штурм».
Приемы педагогической поддержки:
- «Положительное подкрепление». К нему относятся: похвала, предвосхищающая оценка действий ребенка, поддержка ощущения успешности.
- «МХАТовская пауза». Этот прием помогает держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей, ждать детских ответов, размышлений.
- Не оставлять без внимания ни одного ответа детей, обсуждать любые, даже неправильные ответы без акцента на личность.
- Эмоциональное, необычное начало любой образовательной деятельности. Прием переключения детей на что-то новое, необычное. Новизна, необычность, неожиданность действий и поведения используются учителем как средство переключения ребенка на иное состояние или иную познавательную активность.
5. Педагогическая адвокатура. Учитель, который защищает своего ученика, становится для детей «педагогическим адвокатом», который соглашается с ребенком, заявляющим: «Я не виновен. Я хочу быть в жизни успешным, и в этом я такой же Человек, как все!». «Педагогическая адвокатура» полагает, что образовательный процесс создан для того, чтобы дети обретали в нем условия, которые позволяли бы им преодолевать трудности, укреплять и развивать их достоинство.
К средствам адаптации ребенка к школе можно отнести различные игры:
ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО
1. «Имя и фрукт». Цель: знакомство учащихся друг с другом. Умение творчески подойти к представлению своего имени, для лучшего запоминания.
2. «Давай-ка познакомимся!». Цель: объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.
3. «Хоровод знакомства». Цель: знакомство учащихся друг с другом. Развитие умения быстро реагировать на предложенные задания.
4. «Откроем сердце другу». Цель: познакомиться с детьми, познакомить их между собой.
5. «У лукоморья дуб зеленый». Цель: познакомить детей друг с другом, посредством называния имен, написанных на листочках, развитие умения работать в команде.
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ
1. «Дотронуться до одежды …цвета». Цель: развитие чувства сплоченности.
2. «Лавата». Цель: развивать память, внимание детей, развитие чувства сплоченности.
3. «Жадина». Цель: развитие командного чувства.
4. «Салями». Цель: знакомство детей друг с другом, развитие ловкости, координации движений, быстроты реакций, выносливости, гибкости, образного мышления, развитие чувства сплоченности.
5. «Космическая скорость». Цель: развитие навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи.
ИГРЫ НА КОНТАКТНОСТЬ
1. «Рисуем на ладошках». Цель: установление контакта между детьми, развитие тактильных ощущений.
2. «Дрозды». Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.
3. «Вежливые слова». Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
4. «Пары». Цель: формирование доверительного отношения друг к другу, развитие интуитивного понимания.
5. «Рукопожатие». Цель: улучшение взаимопонимания в группе, понимание участником того, как он может восприниматься другими людьми.
ИГРЫ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА
1. «Ха-ха-ха». Цель: развитие внимания, памяти, умения сдерживать свои эмоции.
2. «Воздушный шарик». Цель: умение самостоятельно снимать эмоциональное напряжение.
3. «Семь свечей». Цель: умение снять эмоциональное напряжение посредством дыхательных упражнений.
4. «Абажур». Цель: умение контролировать эмоциональное напряжение посредством воображения.
5. «Дядюшка Трифон». Цель: умение снимать психо-эмоциональное напряжение посредством групповой игры на копирование действий.