Фировский детский сад
Педагогическая практика
44.03.02 Психолого-педагогического образование (Профиль: Педагог дошкольного образования)
(фамилия, имя, отчество студента)
|
Место прохождения практики: |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Фировский детский сад «Родничок» |
(полное наименование организации)
|
Руководители практики:
|
от Университета: Сапуглецева Татьяна Николаевна |
(фамилия, имя, отчество) |
|
(ученая степень, ученое звание, должность) |
от Организации: Иванова Ольга Викторовна
|
(фамилия, имя, отчество) |
старший воспитатель |
(должность) |
- Дневник практики:
Дата |
Краткое содержание работы, выполненное студентом, в соответствии с индивидуальным заданием |
15.11.2021 |
Поступление на место прохождения практики в Фировском детском саде «Родничок». Знакомство с коллективом и рабочим местом. Подготовил теоретический материала для предстоящей работы. |
16.11.2021 |
Ознакомился с нормативно-правовой документацией, в том числе Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», ФГОС ДО. Прошел инструктаж по пожарной технике безопасности и охране труда. Ознакомился с функционалом педагога-психолога. Познакомился с детьми группы «Лучики». Обсудил с руководителями практики предстоящий план работы. Получил рекомендации по планированию и подбору материала для проведения собрания с сотрудниками детского сада, а также рекомендации по организации занятий с детьми. |
17.11.2021 |
Наблюдал за проведением воспитателем занятий с детьми. Участвовал во встрече с родителями. |
18.11.2021 |
Наблюдал за проведением воспитателем музыкальных занятий с детьми. Участвовал во встрече с родителями |
19.11.2021 |
Самостоятельно работал с библиографическими источниками (Коротаева, Е.В. «Педагогика взаимодействий: теория и практика»). |
20.11.2021 |
Самостоятельная работа с библиографическими источниками и электронными ресурсами (электронный журнал Psycology). Подготовил материал для проведения встречи на тему «Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях детского сада». Получил у руководителя практики и изучил материалы для проведения диагностики по методике «Найди и вычеркни» |
21.11.2021 |
Выходной. |
22.11.2021 |
Обсудил цикл занятий и план предстоящей учебно-воспитательной работы с воспитателем и психологом-педагогом. Провел диагностику по методике «Найди и вычеркни». В ходе занятий наблюдал за особенностями концентрации внимания детей в ходе выполнения различных видов игровой и познавательной деятельности. Получил материалы для проведения игры «В магазине зеркал». |
23.11.2021 |
Провел лекцию с сотрудниками детского сада на тему «Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях детского сада» |
24.11.2021 |
Самостоятельная работа с библиографическими источниками (Коротаева, Е.В. «Педагогика взаимодействий: теория и практика»), а также с электронными ресурсами. |
25.11.2021 |
Самостоятельно провел игру «В магазине зеркал». Столкнулся с трудностями объяснения задания детям. |
26.11.2021 |
Провел диагностику по методике «Запомни и расставь точки». Проанализировал полученные данные. |
27.11.2021 |
Участвовал в организации выездного занятия в зоопарке. Регулировал уровень дисциплины группы детей, проводил игры в слова во время поездки в автобусе. Взаимодействовал с родителями детей. |
28.11.2021 |
Выходной. |
29.11.2021 |
Провел диагностику по методике «Проставь значки». Проанализировал полученные данные. |
30.11.2021 |
Провел на прогулке с детьми серию тематических бесед о природе |
01.12.2021 |
Организовал развивающее занятия «Петрушка-физкультурник» и «Съедобное-несъедобное». Некоторые дети чувствовали дискомфорт и очень боялись неправильно ответить на задание. Можно отметить наличие тревожного поведения у некоторых детей в группе. |
02.12.2021 |
Принял участие в совещании коллектива сотрудников детского сада. Собрал материал для написания отчета по практике в Фировском детском саде «Родничок». Обсудил с воспитателями особенности взаимодействия с родителями детей. Как необходимо выстраивать диалог, на что обращать внимание при формировании обратной связи о личности и поведении ребенка. |
03.12.2021 |
Провел диагностику по методике «10 слов». Проанализировал полученные данные. |
04.12.2021 |
Самостоятельно работал с библиографическими источниками (Коротаева Е.В. «Основы педагогических взаимодействий»). Сформировал программу мероприятий, направленных на развитие внимания детей и его свойств |
05.12.2021 |
Выходной. |
06.12.2021 |
Провел занятие, направленное на развитие внимания детей и его свойств |
07.12.2021 |
Наблюдал за проведением индивидуальной работы с детьми педагога-психолога. |
08.12.2021 |
Провел занятие, направленное на развитие внимания детей и его свойств |
09.12.2021 |
Провел индивидуальную работу с двумя детьми по тесту М.А.Панфиловой "Кактус". Обработал полученные результаты, учитывая рекомендации руководителя практики. |
10.12.2021 |
Провел занятие, направленное на развитие внимания детей и его свойств |
11.12.2021 |
Самостоятельно работал с литературными источниками (Коротаева Е.В. «Основы педагогических взаимодействий»). |
12.12.2021 |
Выходной. |
13.12.2021 |
Провел занятие, направленное на развитие внимания детей и его свойств |
14.12.2021 |
Провел занятия «Больница» в группе «Лучики». В ходе занятий наблюдал за особенностями концентрации внимания детей в ходе выполнения различных видов деятельности. Разработал сценарий занятия «Овощи». Подготовил раздаточный материал для проведения занятия «Овощи». |
15.12.2021 |
Провел занятия «Овощи» в группе «Лучики». В ходе занятий наблюдал за особенностями концентрации внимания детей в ходе выполнения различных видов деятельности. |
16.12.2021 |
Провел занятие, направленное на развитие внимания детей и его свойств |
17.12.2021 |
Провел занятие, направленное на развитие внимания детей и его свойств |
18.12.2021 |
Самостоятельно работал с библиографическими источниками (Коротаева Е.В. «Основы педагогических взаимодействий»). |
19.12.2021 |
Выходной. |
20.12.2021 |
Провел занятие, направленное на развитие внимания детей и его свойств |
21.12.2021 |
Провел занятие, направленное на развитие внимания детей и его свойств |
22.12.2021 |
Обсудил с руководителями практики полученные в ходе работы результаты. Получил обратную связь от воспитателей в связи с проведенной с ними лекцией |
23.12.2021 |
Провел занятие, направленное на развитие внимания детей и его свойств |
24.12.2021 |
Подготовлены предложения и рекомендации по совершенствованию процесса организации и проведения педагогических мероприятий. |
25.12.2021 |
Оформлен отчет о прохождении практики. |
Отчет по практике
Цель диагностической программы – определить уровень развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
1. Подобрать диагностику, направленную на исследование
произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести диагностирование.
3. Проанализировать полученные результаты.
В диагностическую программу вошли следующие методики: методика № 1 «Запомни и расставь точки»; методика № 2 «Проставь значки»; методика №3 «Найди и вычеркни»; методика №4. «10 слов Лурия».
Содержание диагностических методик дано в Приложении. Проанализируем результаты, полученные на констатирующем этапе исследования.
Методика № 1 «Запомни и расставь точки»
Результаты эксперимента оцениваются в баллах в зависимости от количества произведенных точек и правильности их расположения следующим образом:
9 баллов – очень высокий уровень. Ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на одной карточке 9 точек.
8 баллов – высокий уровень. Ребенок безошибочно воспроизвел на одной карточке 8 точек.
6–7 баллов – средний уровень. Ребенок правильно восстановил по памяти на одной карточке от 6 до 7 точек.
2–5 баллов – низкий уровень. Ребенок правильно воспроизвел от 2 до 5 точек на одной карточке.
0-1 балла – очень низкий уровень. Ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Исходя из полученных данных, видим, что у 16 % детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы преобладает средний уровень развития произвольного внимания.
Дети со средним уровнем допускали ошибки в восстановлении точек: Елена С., Егор Ф., Милена У. набрали по 6 баллов, восстановив правильно максимально на одной карточке 6 точек. Николай Д., Никита К., Жанна К. набрали по 7 баллов и показали более успешные результаты, восстановив по памяти по 7 точки.
У большинства детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (19 человек), что составляет 76% преобладает низкий уровень развития произвольного внимания.
Дети с низкими показателями развития произвольного внимания допускали большое количество ошибок. Максимальное правильное количество воспроизведенных ими точек составило от 2–5. Однако у 8% детей старшего дошкольного возраста наблюдается очень низкий уровень развития произвольного внимания. Александр П. допустил максимальное количество ошибок, восстановив по памяти 1 точку.
В контрольной группе показатели отличные от экспериментальной группы: у 28 % детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития произвольного внимания.
Дети со средним уровнем допускали ошибки в восстановлении точек: Милена У., Елена С., Егор Ф. набрали по 6 баллов, восстановив правильно 3 точки на карточках. Жанна К., Никита К., Николай Д. набрали по 7 баллов и показали более успешные результаты, восстановив по памяти по 4 точки.
У большинства детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе (17 человек), что составляет 68%, преобладает низкий уровень развития произвольного внимания. Дети с низкими показателями развития произвольного внимания допускали большое количество ошибок. Максимальное правильное количество воспроизведенных ими точек составило от 2–3.
Однако у 4% детей старшего дошкольного возраста присутствует очень низкий уровень развития произвольного внимания. Алиана Г., Александр В. допустили максимальное количество ошибок, восстановив по памяти по 1 точке. Дети с очень высоким и высоким уровнем развития произвольного внимания отсутствуют в обеих группах. Для наглядности на основе данных составлена гистограмма (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Гистограмма сравнения уровней произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе (в %)
Методика № 2. «Проставь значки»
Исходя из полученных данных, видим, что у 12 % детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы преобладает средний уровень развития продуктивности и устойчивости произвольного внимания.
У большинства детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (15 человек), что составляет 60% преобладает низкий уровень развития продуктивности и устойчивости произвольного внимания. У 28% детей отмечен очень низкий уровень развития продуктивности и устойчивости произвольного внимания.
Дети с низкими показателями продуктивности и устойчивости произвольного внимания допускали большое количество ошибок.
В контрольной группе показатели отличные от экспериментальной группы: у 24 % детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития произвольного внимания.
У большинства детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе (18 человек), что составляет 72%, преобладает низкий уровень развития произвольного внимания. Дети с низкими показателями продуктивности и устойчивости произвольного внимания допускали большое количество ошибок.
Однако у 4% детей старшего дошкольного возраста присутствует очень низкий уровень развития произвольного внимания. Дети с очень высоким и высоким уровнем продуктивности и устойчивости произвольного внимания отсутствуют в обеих группах. Для наглядности на основе данных составлена гистограмма (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Гистограмма сравнения уровней продуктивности и устойчивости произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе (в %)
Методика №3. «Найди и вычеркни»
Полученные данные наглядно показывают, что у 16 % детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы преобладает средний уровень переключения и распределения произвольного внимания.
У большинства детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (18 человек), что составляет 72% преобладает низкий уровень переключения и распределения произвольного внимания. У 12% детей отмечен очень низкий уровень переключения и распределения произвольного внимания.
В контрольной группе показатели отличные от экспериментальной группы: у 24 % детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень переключения и распределения произвольного внимания.
У большинства детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе (19 человек), что составляет 76%, преобладает низкий уровень переключения и распределения произвольного внимания. Дети с низкими показателями переключения и распределения произвольного внимания допускали большое количество ошибок.
Дети с очень высоким и высоким уровнем продуктивности и устойчивости произвольного внимания отсутствуют в обеих группах. Для наглядности на основе данных составлена гистограмма (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Гистограмма сравнения уровней переключения и распределения произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе (в %)
Методика №4. «10 слов Лурия»
У 16 % детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы преобладает средний уровень произвольного внимания. У большинства детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (19 человек), что составляет 76% преобладает низкий уровень произвольного внимания. У 8% детей отмечен очень низкий уровень произвольного внимания. В контрольной группе показатели отличные от экспериментальной группы: у 28 % детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень произвольного внимания.
У большинства детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе (17 человек), что составляет 68%, преобладает низкий уровень переключения и распределения произвольного внимания. Дети с низкими показателями переключения и распределения произвольного внимания допускали большое количество ошибок.
Дети с очень высоким и высоким уровнем продуктивности и устойчивости произвольного внимания отсутствуют в обеих группах. Для наглядности на основе данных составлена гистограмма (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Гистограмма сравнения уровней произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе (в %)
Проанализировав полученные на констатирующем этапе исследования результаты, необходимо отметить важность и своевременность развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, имеются основания для проведения комплекса занятий, содержащих дидактические игры, направленные на развитие произвольного внимания.
Цель: развитие произвольного внимания детей 6-7 лет посредством дидактических игр. Задачи:
1. Выбрать дидактические игры для развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
2. Составить комплекс дидактических игр, направленный на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
3.Реализовать комплекс дидактических игр, направленный на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Дальнейшая работа проводилась с экспериментальной группой. Дидактические игры включались как в непосредственно образовательную деятельность, индивидуальную работу с детьми, так и в самостоятельную деятельность детей. Всего в рамках комплекса было проведено 24 дидактические игры по 20 минут. Воспитательная работа по развитию произвольного внимания с испытуемыми велась на основе принципа системного обучения. Все дидактические игры имели гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации занятий дошкольники осознавали и переживали успехи–неуспехи, результаты деятельности, проектировали общественные взаимодействия и двигательные акты, формировалась их личностная ориентация.
При проведении комплекса дидактических игр педагог следил за отношениями участников, старался предупреждать ситуации, ведущие к возникновению конфликтов, формировал дружеские взаимоотношения среди детей старшего дошкольного возраста. Знакомство педагога с участниками прошло немного скованно, дети были замкнуты и на контакт шли неохотно.
Таблица 1
Тематический план комплекса дидактических игр, направленного на развитие произвольного внимания
Название игры |
Цель |
Содержание |
«Найди отличия». |
Развитие произвольного внимания. |
Диск со спокойной музыкой, картинки– 50 картинок, 25 шт. красных фломастеров. |
«В магазине зеркал». |
Развитие наблюдательности, произвольного внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека. |
Зеркало, игрушка – обезьянка, диск с ритмичной музыкой. |
«Поиграй в сыщика». |
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. |
Диск со спокойной музыкой, карточки с заданиями – 50 картинок, по 25 шт. желтых и синих фломастеров, изображения многоугольников, изображения треугольников. |
«Найди игрушку» |
Развитие памяти, произвольного внимания, аналитических способностей. |
Игрушки: мяч, мягкая игрушка– заяц, платки 25 шт. |
«Найди свое счастье» |
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. |
Диск со спокойной музыкой, карточки с заданиями – 25 картинок, по 25 шт. желтых, синих и красных фломастеров. |
«Смотри на руки» |
Формирования музыкального слуха, развитие произвольного внимания. |
Грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы» |
«Найди дорожку» |
Развитие произвольного внимания, памяти, мышления. |
Бланк с изображением лабиринта, 25 простых карандашей. |
«Воспроизведение геометрических фигур» |
Развитие произвольного внимания, памяти, мышления. |
Карандаши цветные 25 шт., чистые листы бумаги 25 шт., соответствующий размеру образца (13x10 см). |
«Внимательные руки» |
Развитие произвольного внимания, памяти, мышления. |
Список со словами, красные и синие флажки по 25 шт. |
«Слушай команду» |
Формирования музыкального слуха, развитие произвольного внимания. |
Диск с записью Р. Газизова «Марш». |
«Запаздывающее зеркало» |
Развитие произвольного внимания, координации, умения сосредоточиться. |
Стулья 25 шт. |
«Нарисуй отличия» |
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. |
Диск со спокойной музыкой, карточки с заданиями – 25 картинок, по 25 шт. желтых и синих и красных фломастеров, 25 чистых листов бумаги. |
«Крокодил» |
Развитие произвольного внимания, координации, умения сосредоточиться. Игра способствует общению и пониманию. |
Карточки с изображениями животных – 25 шт. |
«Условное слово» |
Развитие произвольного внимания, реакции, слуховой памяти. |
Стулья – 24 шт., диск с ритмичной музыкой. |
«Выкладывание палочек» |
Развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев. |
Счетные палочки 375 шт., образец узора 25 шт. |
«Натюрморт» |
Развитие зрительной памяти, произвольного внимания, умение сосредоточиться, аналитических способностей |
Поднос, 10 игрушек маленького размера. |
«Домик» |
Развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев. |
Счетные палочки 375 шт., образец домика 25 шт, цветные карандаши 50 шт. |
«Отличия в квадрате» |
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. |
Диск со спокойной музыкой, карточки с заданиями – 25 картинок, по 25 шт. желтых и синих и красных фломастеров, 25 чистых листов бумаги. |
«Поиграем в корректора» |
Развитие произвольного внимания, логического мышления, зрительной образной памяти. |
Текст с буквой «О», красные фломастеры – 25 шт. |
«Хитрый ромб» |
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. |
Диск со спокойной музыкой, карточки с заданиями – 25 картинок, по 25 шт. желтых и синих и красных фломастеров, 25 чистых листов бумаги. |
«Путешествия» |
Развитие произвольного внимания, памяти, воображения, мышления у детей старшего дошкольного возраста. |
Диск с ритмичной музыкой, карточки с изображениями животных. |
«Снежинки» |
Развитие произвольного внимания, координации, умения сосредоточиться. Игра способствует общению и пониманию. |
Диск с ритмичной музыкой, изображение «снежинки». |
«Мячик – воздушный шарик» |
Развитие произвольного внимания, координации, умения сосредоточиться. Игра способствует общению и пониманию. |
Диск с ритмичной музыкой, изображение «мяча» и «шарика». |
«Кривое зеркало» |
Развитие произвольного внимания, координации, умения сосредоточиться. |
Стулья 25 шт. |
В первых играх «Найди отличия», «Поиграй в сыщика», «Найди игрушку», многие дети испытывали затруднения в выполнении игровых заданий. Этот факт подтверждает данные констатирующего этапа эксперимента – преобладание низкого уровня развития произвольного внимания у большинства детей.
Так при проведении дидактической игры «Найди отличия» с целью создания благоприятной атмосферы, для детей была включена спокойная музыка. Это расположило детей к участию игре. После чего на столах, перед каждым ребенком были разложены картинки, на которых нужно было найти отличия, и обвести их красным цветом. По окончанию отведенного времени картинки были собраны.
С первых минут Арина М. и Руслан Н., а также Тимур Я. включились в работу, что было очень приятно. Но никто из детей самостоятельно полностью не справился с заданием. Анна К. и Иван А. нашли наибольшее количество отличий по 5 штук.
На завершающем этапе игры воспитатель совместно с детьми нашли все отличия. Всем детям была выражена благодарность за участие в игре.
На дидактической игре «В мире зеркал» использовалось следующее оборудование: зеркало, игрушка – обезьянка, диск с ритмичной музыкой.
С целью создания благоприятной атмосферы, для детей была включена ритмичная музыка. Перед игрой детям были показаны следующие предметы зеркало и игрушка, обезьянка и был задан вопрос: «Знаете ли вы что такое зеркало и зачем оно нужно?». На первую часть вопроса все дети ответили положительно, Варя П. и Мария К. объяснили назначение зеркал, следующим образом: зеркало необходимо для того, чтобы видеть свое отражение.
В основной части игры ведущий (который назывался «обезьянка») показывал детям движения: например, поднятая вверх рука, высунутый язык, в свою очередь дети должны были безошибочно повторять движения, они назывались «зеркалами». Первым в роли «обезьянки» был воспитатель, он показал три движения, после чего каждый из детей по очереди, был ведущим.
В ходе игры дети по-разному вели себя. С первых минут, Анна К., Варя П. вели себя активно. Виктория М. с большой неохотой выполняла движения, было видно, что она чувствует себя неловко. В заключительной части игры была дана словесная оценка деятельности детей.
К концу второго занятия было заметно улучшение взаимоотношений между воспитателем и детьми. Присутствовавшая на первом занятии скованность, осторожность и неуверенность со стороны детей исчезла.
На дидактической игре «Поиграй в сыщика» использовалось следующее оборудование: диск со спокойной музыкой, карточки с заданиями, фломастеры, изображения многоугольников и треугольников.
Перед игрой, детям были показаны геометрические фигуры, и был задан вопрос: «Знаете ли вы что это за фигуры?». Все дети кроме, Виктории М., Никиты М., ответили верно. Следующую просьбу: «Поднимите вверх сначала синий фломастер, а затем желтый», эти дети так же не смогли правильно выполнить. После чего на столах, перед каждым ребенком были разложены карточки, с изображениями треугольников и многоугольников, которые дети раскрашивали определенным цветом в соответствии с инструкцией (раскрасить треугольники желтым цветом, многоугольники – синим).
По окончанию отведенного времени карточки были собраны. Большинство детей не справились с заданием, большое количество баллов набрали: Анна К. и Иван А. – 6 баллов. На завершающем этапе игры воспитатель, совместно с детьми, отметил треугольники и многоугольники. Всем детям была выражена благодарность за участие в играх.
На дидактической игре «Найди игрушку» использовались следующие игрушки: мяч, мягкая игрушка заяц.
Перед игрой детям были показаны различные геометрические фигуры и был задан вопрос: «Знаете ли вы кто такие сыщики?». Все дети кроме, Людмилы К., Виктории М., Никиты М., ответили верно. Людмилы К., Виктории М., Никиты М., они сказали, что не знают, что это такое. Для разъяснения была проведена беседа.
В основной части игры, после проведенного инструктажа, был выбран ведущий и «сыщики». Задача детей («сыщиков») заключалась в поиске игрушки, которую спрятал ведущий. Быстрее всех справились с заданием Иван А., Анна К., Маргарита В. Напротив: Людмила К., Виктория М., Никита М. – были малоинициативны.
На завершающем этапе всем детям была выражена благодарность за участие в играх.
При проведении дидактической игры «Найди свое счастье» с целью создания благоприятной атмосферы, для детей была включена спокойная музыка. Это расположило детей к участию игре. После чего на столах, перед каждым ребенком были разложены картинки, на которых нужно было найти цветки с пятью лепестками отличия, и раскрасить их желтым цветом, остальные цветы – синим цветом, дом – красным цветом. По окончанию отведенного времени картинки были собраны. С первых минут, большее количество детей, в сравнении с предыдущими играми (Арина М. и Руслан Н., Ксения Н., Тимур Я.) включились в работу, что было очень приятно.
Самостоятельно полностью справились с заданием: Ксения Н., Иван А.. На завершающем этапе игры воспитатель совместно с детьми нашли все отличия. Всем детям была выражена благодарность за участие в играх.
На дидактической игре «Смотри на руки» использовалось следующее оборудование: зеркало, игрушка обезьянка, диск с ритмичной музыкой.
С целью создания благоприятной атмосферы, для детей была включена музыка марша Р. Паулса «Красные цветы».
Перед игрой детям был задан вопрос: «Знаете ли вы считалки?». 17 из 25 детей ответили на вопрос положительно. Варя П. и Мария К. озвучили считалку «На золотом крыльце сидели», Иван А., Алиса Б., Полина П., Александр Ф. – озвучили считалку под названием «Раз, два, три, четыре, пять...» Максим С., Илья Ф., Александр Ф., Никита Ч., Анастасия Ш., Артем П., Полина П., Вероника П. Мария К., Людмила К., Виктория М. рассказали считалку под названием: «Про зайку».
В основной части игры ведущий (который назывался «ведущий») показывал детям движения руками: например, поднятая вверх рука, одна рука спрятана на спину, в свою очередь дети должны были безошибочно повторять движения.
Первым в роли «ведущего» был воспитатель, он показал три движения, после чего каждый из детей по считалочке был ведущим. В ходе игры дети по-разному вели себя. Но Арина М. и Руслан Н., Ксения Н., Тимур Я., Иван А. – безошибочно выполняли повторение движений. В заключительной части игры была дана словесная оценка деятельности детей.
В дидактической игре «Найди дорожку» на столах, перед каждым ребенком были бланки с изображенным лабиринтом. Задача детей заключалась в поиске выхода «зайца» из лабиринта. Как и на предыдущем занятии, дети проявляли больший интерес к игрушкам.
Содержание задания же интересовало их гораздо меньше. Однако следует отметить, что самостоятельно полностью справились с заданием: Ксения Н., Иван А., Арина М. и Руслан Н., Тимур Я. Кроме этого они стали задавать ведущему познавательные вопросы, высказывали оценочные суждения, а после игры охотно делились мнениями. В заключительной части игры была дана словесная оценка деятельности детей.
На дидактической игре «Воспроизведение геометрических фигур» использовалось следующее оборудование: цветные карандаши, чистые листы бумаги, изображения различных фигур. Перед игрой, детям были показаны геометрические фигуры, и был задан вопрос: «Знаете ли вы что это за фигуры?». Все дети кроме, Алисы Б., Виктории М., Никиты М., ответили верно. После чего детям были показаны геометрические фигуры, расположенные в определенном порядке. Детям необходимо было запомнить месторасположение и цвет фигур. В течение 30 секунд дети запоминали эти данные. По истечению отведенного времени, дети приступили к воспроизведению. По окончанию отведенного времени карточки были собраны.
Самостоятельно полностью справились с заданием: Ксения Н., Иван А., Арина М. и Руслан Н., Тимур Я. На завершающем этапе игры воспитатель, совместно с детьми правильно расположил геометрические фигуры на доске. Всем детям была выражена благодарность за участие в играх.
На дидактической игре «Внимательные руки» использовалось следующее оборудование: список со словами, красные и синие флажки. Перед игрой детям были показаны следующие буквы: «и», «й» и был задан вопрос: «Знаете ли вы что это за буквы?». Все дети кроме, Виктории М. ответили верно. После чего дети слушали набор слов, и поднимали вверх синий флажок, когда слышали звук «и», и красный флажок, когда – «й». По окончанию отведенного времени карточки были собраны.
12 детей справились с заданием. Всем детям была выражена благодарность за участие в играх.
На дидактической игре «Слушай команду» использовалось следующее оборудование: диск с записью Р. Газизова «Марш». В основной части игры дети двигались по кругу по марш в тот момент, когда музыка прекращалась, дети слушали и выполняли команды, которые отдавал ведущий (присесть, подпрыгнуть, засмеяться и т.д.).
Первым в роли «ведущего» был воспитатель, он показал три движения, после чего каждый из детей по очереди был ведущим. В ходе игры дети по-разному вели себя, но большинство детей 12 человек успешно выполняли команды, не сбивались. Алиса Б. и Виктория М., допускали множество ошибок, но уже была заметна динамика в развитии произвольного внимания. В заключительной части игры была дана словесная оценка деятельности детей.
Перед игрой «Запаздывающие зеркала» детям был задан вопрос: «Поднимите сначала правую руку, затем поднимите левую руку?». Все, без исключения, справились с заданием. В основной части игры ведущий показывал детям движения: например, поднятая вверх рука. После чего это движение повторял ребенок справа, и так по цепочке. Когда последний ребенок в цепочке повторял движением, ведущий показывал новое более сложное движение.
Выполнение игры осложнялось тем, что дети сидели неровно, старались подсмотреть за ведущим и быстрее выполнить новое движение. В связи с чем, два раза игра прерывалась и проводилась беседа с детьми. В заключительной части игры была дана словесная оценка деятельности детей.
Так при проведении дидактической игры «Нарисуй отличия» с целью создания благоприятной атмосферы для детей была включена спокойная музыка. Это расположило детей к участию игре. После чего на столах, перед каждым ребенком были разложены картинки, на которых нужно было найти 6 отличий, и обвести их красным цветом.
По окончанию отведенного времени картинки были собраны. С первых минут, Арина М. и Руслан Н., а также Тимур Я. включились в работу, что было очень приятно. Самостоятельно справились с заданием 12 детей: Варя П., Мария К., Иван А., Алиса Б., Полина П., Александр Ф., Максим С., Илья Ф., Александр Ф., Никита Ч., Анастасия Ш., Артем П. На завершающем этапе игры воспитатель совместно с детьми нашли все отличия. Всем детям была выражена благодарность за участие в играх.
Игра «Крокодил» прошла весело, дети с удовольствием принимали участие в ней. Перед игрой детям показывались изображения животных, а в свою очередь называли животного и давали ему словесную характеристику. После чего дети самостоятельно выбрали животное, которое они будут изображать. Например, Анастасия Ш. перевоплотилась в «змею», Александр Ф. в «ежика», Никита Ч. – «медведя», Анастасия Ш. – «белку». Артем П. первым выбыл из игры, так как вместо действий начал издавать звуки, а Мария К. продержалась в игре дольше всех. В заключительной части игры ведущий поблагодарил детей за участие в играх.
На дидактической игре «Условное слово» ведущий зачитывал детям текст, с заранее отмеченным словом. Услышав ключевое слово, дети быстро занимали свободные стулья. Невнимательный участник выбывает из игры и забирает с собой стул. Первым выбыл из игры Руслан Н, а Никита Ч. продержался в игре дольше других детей. Дети активно принимали участие в данной игре, так как она заинтересовала их. На завершающем этапе всем детям была выражена благодарность за участие в играх.
В ходе выполнения игры «Выкладывание из палочек» дети учились концентрировать произвольное внимание. В начале игры дети были проинструктированы о правилах участия, которые заключались в следующем: детям необходимо было запомнить изображенный узор, после они должны были его повторить на своем листке.
Многие дети не справились с заданием: Артем П., Полина П. добавили к узору одну лишнюю палочку; Руслан Н., Александр П. – неверно повторили узор; Полина П., Вероника П., Максим С. не только не справились с заданием, но они на протяжении выполнения задания отвлекались на других детей. В заключительной части игры ведущий поблагодарил детей за участие.
Дидактическая игра «Натюрморт». В основной части игры дети передавали по кругу предметы, и давали одно определение, которое характеризовало этот предмет. Первым в роли «ведущего» был воспитатель, он дал определение игрушке «мяч», «быстрый», после чего каждый из детей по очереди, был ведущим. В ходе игры дети по-разному вели себя, Иван А. подсказывал ребятам в случае затруднения, Вероника П., затруднялась давать определение предметам, но большинство детей справились с заданием. Алиса Б. и Виктория М., допускали множество ошибок, но уже была заметна динамика в развитии произвольного внимания. В заключительной части игры была дана словесная оценка деятельности детей.
В играх «Крокодил», «Условное слово», «Выкладывание палочек», «Натюрморт» меньшее количество детей испытывало затруднения, так как они были менее сложными. Педагог использовал такие методы и приемы как: – Направленность деятельности детей. – Внешнее контролирование действий детей. – Использовала выразительность речи. – Словесная инструкция. – Наглядность, использовался яркий, наглядный материал. Таким образом, дети научились контролировать свои действия.
В ходе выполнения игры «Домик» дети учились концентрировать произвольное внимание. В начале игры дети были проинструктированы о правилах участия, которые заключались в следующем: детям необходимо было запомнить изображение «домика», после они должны были его повторить на своем листке. Многие дети не справились с заданием: Арина М., Полина П. изобразили большее количество окон в доме; Илья Ф., Александр Ф.– неверно повторили узор на крыше. На завершающем этапе была дана словесная оценка деятельности детей.
Так при проведении дидактической игры «Отличия в квадрате» с целью создания благоприятной атмосферы, для детей была включена спокойная музыка. Это расположило детей к участию игре. После чего на столах, перед каждым ребенком были разложены карточки, на которых нужно было найти 6 отличий, и обвести их красным цветом. По окончанию отведенного времени картинки были собраны. Самостоятельно справились с заданием 18 детей: Варя П., Мария К., Иван А., Алиса Б., Полина П., Александр Ф., Максим С., Илья Ф., Александр Ф., Никита Ч., Анастасия Ш., Артем П., Маргарита В., Алина Г., Анна К., Варя П., Мария К., Людмила К. На завершающем этапе игры воспитатель совместно с детьми нашли все отличия и ведущий поблагодарил детей за участие.
На дидактической игре «Поиграем в корректора» использовалось следующее оборудование: текст с буквами «о», «е», красные фломастеры. Перед игрой детям были показаны следующие буквы: «о», «е» и был задан вопрос: «Знаете ли вы что это за буквы?». Все дети кроме, Виктории М. ответили верно. После чего дети получили заранее подготовленный текст, и по команде им необходимо было начать зачеркивать буквы «о», и подчеркивать буквы «и». По окончанию отведенного времени карточки были собраны.
18 детей справились с заданием: Варя П., Мария К., Иван А., Алиса Б., Полина П., Александр Ф., Максим С., Илья Ф., Александр Ф., Никита Ч., Анастасия Ш., Артем П., Маргарита В., Алина Г., Анна К., Варя П., Мария К., Людмила К. Артем Д., Ксения Н., перепутали буквы, то есть они подчеркнули буквы «о», и зачеркнули буквы «и». В заключительной части игры ведущий поблагодарил детей за участие.
Так при проведении дидактической игры «Хитрый ромб» с целью создания благоприятной атмосферы, для детей была включена спокойная музыка. Это расположило детей к участию игре. После чего на столах, перед каждым ребенком были разложены карточки, на которых нужно было найти 6 отличий, и обвести их красным цветом. По окончанию отведенного времени картинки были собраны.
Самостоятельно справились с заданием 19 детей: Руслан Н., Варя П., Мария К., Иван А., Алиса Б., Полина П., Александр Ф., Максим С., Илья Ф., Александр Ф., Никита Ч., Анастасия Ш., Артем П., Маргарита В., Алина Г., Анна К., Варя П., Мария К., Людмила К. На завершающем этапе игры воспитатель совместно с детьми нашли все отличия и ведущий поблагодарил детей за участие в играх.
Дидактическая игра «Путешествие». Перед игрой детям показывались изображения животных, а в свою очередь называли животного и давали ему словесную характеристику. После чего дети самостоятельно выбрали то животное, которое они будут изображать. Например, Анастасия Ш. перевоплотилась в «лису», Александр Ф. в «обезьяну», Никита Ч. – «носорога», Анастасия Ш. – «слона».
После чего началось «Путешествие по зоопарку», в ходе которого ребенок, услышав название своего животного должен присесть. Артем П. первым выбыл из игры, так как не услышал название своего животного. В заключительной части игры ведущий поблагодарил детей за участие в играх.
На дидактической игре «Снежинки-капельки» использовалось следующее оборудование: диск с ритмичной записью. Содержание данной игры заключалось в следующем: дети при слове «Белые снежинки», подпрыгивали, раскинув руки в стороны, при этом расставив ноги на ширину плеч. В том случае, когда слышали слово «Большие капельки», то участники вставали прямо, поднимали руги вверх. Ведущий повторял команду и также выполнял действие, но после трех правильно выполненных команд, ведущий начал путать детей, выполняя неправильно движения. Те дети, кто был невнимателен и так же неверно выполнял движения, выбывал из игры.
В ходе игры дети по-разному вели себя, но большинство детей 19 человек успешно выполняли команды, не сбивались. Но Алиса Б. и Виктория М., допускали множество ошибок, но уже была заметна динамика в развитии произвольного внимания. В заключительной части игры была дана словесная оценка деятельности детей.
На дидактической игре «Снежинки-капельки» использовалось следующее оборудование: диск с ритмичной записью. Содержание данной игры, как и предыдущей, заключалось в следующем: дети при слове «Мячики», приседали на корточки, руки при этом расположены на поясе.
В том случае, когда слышали слово «Воздушные шары», то участники подпрыгивали вверх, руки вытянуты, ноги вместе.
Ведущий повторял команду и также выполнял действие, но после трех правильно выполненных команд, ведущий начал путать детей, выполняя неправильно движения.
Те дети, кто был невнимателен и так же неверно выполнял движения, выбывал из игры.
В начале игры все дети успешно выполняли команды, лишь спустя некоторое время начали выбывать из игры. В заключительной части игры была дана словесная оценка деятельности детей.
Перед игрой «Кривое зеркало» детям был задан вопрос: «Поднимите сначала правую руку, затем поднимите левую руку?». Все, без исключения справились с заданием.
В основной части игры ведущий показывал детям движения: например, поднятая вверх рука. После чего это движение повторял ребенок справа, и так по цепочке. Когда последний ребенок в цепочке повторял движением, ведущий показывал новое более сложное движение. Все дети справились с поставленной задачей.
Следовательно, в процессе проведения комплекса дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста отмечались определенные изменения: дети стали более внимательными и сосредоточенными, уверенными, им стало проще вступать в беседу, меньше отвлекались на посторенние предметы, повысился их уровень инициативности.
Цель: выявить эффективность комплекса дидактических игр, направленных на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
1. Провести повторное диагностирование уровня произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
2. Сравнить результаты контрольной и экспериментальной групп после проведения формирующего эксперимента.
3. Сопоставить данные констатирующего и контрольного этапов исследования.
На данном этапе экспериментальной работы проводилась повторная диагностика изучения уровня произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста, с помощью методики «Запомни и расставь точки», с целью выявления произошедших у дошкольников изменений.
Исходя из полученных данных, видим, что у большинства детей старшего дошкольного возраста 72 % экспериментальной группы преобладает средний уровень развития произвольного внимания.
Дети со средним уровнем допускали ошибки в восстановлении точек: Илья Ф, Полина П., Артем П, Алиса Б., Александр П., Ксения Н., Арина М., Ксения М., Никита М., Виктория М., Людмила К., Анна К., Иван А. набрали по 6 баллов, восстановив правильно максимально на одной карточке 6 точек.
Маргарита В., Артем Д., Марина К., Руслан Н., Максим С. набрали по 7 баллов и показали более успешные результаты, восстановив по памяти по 7 точки.
У 8 детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, что составляет 8% преобладает низкий уровень развития произвольного внимания.
Дети с низкими показателями развития произвольного внимания Артем Д., Марина К., Александр Ф., Никита Ч., допускали большое количество ошибок. Максимальное правильное количество воспроизведенных ими точек составило от 2–5.
Дети с очень высоким и очень низким уровнем развития произвольного внимания отсутствуют в экспериментальной группе.
В контрольной группе показатели отличные от экспериментальной группы: у 24 % детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития произвольного внимания.
Дети со средним уровнем допускали ошибки в восстановлении точек: Милена У., Елена С., Егор Ф. набрали по 6 баллов, восстановив правильно 3 точки на карточках. Жанна К., Никита К., Николай Д. набрали по 7 баллов и показали более успешные результаты, восстановив по памяти по 4 точки.
У большинства детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе (17 человек), что составляет 68% преобладает низкий уровень развития произвольного внимания. Дети с низкими показателями развития произвольного внимания допускали большое количество ошибок. Максимальное правильное количество воспроизведенных ими точек составило от 2–3.
Однако у 8% детей старшего дошкольного возраста присутствует очень низкий уровень развития произвольного внимания. Алиана Г., Александр В. допустили максимальное количество ошибок, восстановив по памяти по 1 точке.
Дети старшего дошкольного возраста с очень высоким и высоким уровнем развития произвольного внимания отсутствуют в контрольной группе. Наглядно данные представлены в гистограмме (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Гистограмма сравнения уровней развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе (в %)
В экспериментальной группе на контрольном этапе экспериментальной работы очень низкий уровень развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста снизился на 8% и не наблюдается у детей старшего дошкольного возраста (0%), низкий уровень развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста снизился на 68% и наблюдается у 8% дошкольников, на 56% повысилось число дошкольников со средним уровнем произвольного внимания и составляет 72%, на 20% повысилось число детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем произвольного внимания и их число составляет 20%.
Дети старшего дошкольного возраста с очень высоким уровнем произвольного внимания отсутствуют в экспериментальной группе. У испытуемых контрольной группы уровни произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста остались прежними. Для наглядности на основе данных была составлена гистограмма (Рисунок 6).
Рисунок 6 – Гистограмма сравнения результатов определения уровней произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах (в %)
Таким образом, результаты сравнения данных, полученных в ходе экспериментальной работы, свидетельствуют о положительной динамике в экспериментальной группе, что подтвердило эффективность разработанного комплекса дидактических игр, направленного на развитие произвольного внимания дошкольников.
Выводы по результатам практики:
С 15.11.2021 – 25.12.2021 я проходила практику в Фировском детском саде «Родничок». Дошкольное учреждение располагается в отдельном здании, имеет 12 групп с полным комплексом вспомогательных помещений, участками для прогулок. Оборудовано медицинским кабинетом, физкультурным и музыкальным залом, кабинетом логопеда и психолога.
С детьми занимаются в том числе квалифицированные специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, медицинский персонал.
В процессе прохождения практики я наблюдала и проводила занятия с группой «Лучики» (21 чел.), а также взаимодействовал с психологом д/с и воспитателем группы «Лучики». Мною был разработаны сценарии занятий с детьми группы «Лучики». Главными задачами моей работы были подбор таких занятий, которые были бы направлены на снижение уровня агрессивности у детей, развитие моторно-двигательной деятельности и развитие устойчивости внимания.
Я сформировала программу, целью которой является развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема). Задачи программы:
-способствовать развитию моторно-двигательного внимания;
-способствовать повышению познавательного интереса.
При разработке сценариев занятий я учитывала, что концентрировать внимание дети в средним могут в течение 15 мин. Дальше они испытывают чувство усталости, начинают отвлекаться, падает уровень дисциплины, а также то, что необходимо предоставлять детям отдых, чередуя задания для умственного развития с пальчиковой гимнастикой, физической активностью.
Уделяла внимание формированию простых фраз и предложений при проведении занятий и озвучиванию устных инструкций детям. Учитывала, что важно, чтобы не возникло барьера между детьми и педагогом.
Во время занятий в группе также были выявлены дети с выраженным агрессивным поведением. На мой взгляд, целесообразно сделать следующие акценты в работе с такими детьми:
1. Давать возможность в ходе игр и занятий выражать себя (учитывая индивидуальные особенности личности ребенка) и периодически давать те задания, с которыми ребенок легко справится, чтобы способствовать повышению уровня самооценки.
2. В ходе воспитательной работы обучать агрессивного ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее конфликтных ситуациях.
3. Проводить занятия по снятию мышечного напряжения.
Приложение
Методика № 1 «Запомни и расставь точки».
Цель методики - определение объема внимания и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Материал: бланк методики, карточки.
Проведение методики:
Затем детям старшего дошкольного возраста последовательно, на 5 секунд, показывается каждая из восьми карточек с точками. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 25–30 секунд.
Результаты эксперимента оцениваются в баллах в зависимости от количества произведенных точек и правильности их расположения следующим образом:
9 баллов – очень высокий уровень. Ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на одной карточке 9 точек.
8 баллов – высокий уровень. Ребенок безошибочно воспроизвел на одной карточке 8 точек.
6–7 баллов – средний уровень. Ребенок правильно восстановил по памяти на одной карточке от 6 до 7 точек.
2–5 баллов – низкий уровень. Ребенок правильно воспроизвел от 2 до 5 точек на одной карточке.
0-1 балла – очень низкий уровень. Ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Методика 2. «Найди и вычеркни»
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунки. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
Обработка и оценка результатов
Выводы об уровне развития
10
баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
Методика № 3. «Проставь значки»
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунки и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий.
Методика № 4. «10 слов Лурия»
Ребенку предъявляется следующая инструкция:
«Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?».
Испытуемый повторяет слова, которые записываются в протокол.
«Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, - все вместе, в любом порядке».
Испытуемый повторяет слова, которые записываются в протокол.
Далее опыт продолжается таким же образом 3, 4, 5 раз. Инструкция не повторяется – экспериментатор просто говорит «Еще раз!».
Через час испытуемый ещё раз повторяет слова, но уже без напоминания их экспериментатором.
«Кривая запоминания»: по горизонтальной оси откладываются номера повторений, по вертикальной – число (сумма) правильных воспроизведений.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий.
Приложение 2
Цель НОД: Формирование оптимального уровня произвольного внимания, как предпосылка успешного обучения.
Задачи: сформировать универсальные учебные действия учащихся
1. Познавательные УУД
- уметь устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи
- строить логическое рассуждение, умозаключение, обобщать и делать выводы
- способствовать развитию внимания ребёнка
2. Коммуникативные УУД:
- способствовать развитию сплочённости;
- уметь работать индивидуально и в группе
- излагать своё мнение, аргументируя его
3. Личностные УУД:
- формировать адекватную позитивную самооценку и самовосприятие
- пробудить интерес к собственной личности, формировать положительный интереса к учению
4. Регулятивные УУД:
- уметь в игровой форме решать поставленные задачи;
- уметь развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- уметь корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Методы: словесный, наглядный, упражнения, игра.
Ход НОД:
I. Вводная часть
1. Здравствуйте, ребята! Прослушайте и посмотрите, пожалуйста, отрывок стихотворения С.Я. Маршака
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Скажите ребята как наш герой выглядит? какой он… А почему он так выглядит, что ему не хватает? Почему он не так одевается, не туда ходит, всё путает?...
Молодцы ему нахватало внимания, он всё путал, не правильно одевался, ни туда ходил, то есть был не внимательный. Посмотрите какой он не опрятный. Непонятно что на себя одел. Хочется помочь ему исправить ошибки, чтобы он стал собраннее. А для того чтобы ему помочь, вы должны быть сами внимательными.
Я вам предложу несколько заданий, выполнив которые мы поможем нашему герою перестать быть рассеянным, на голову одеть шляпу вместо сковороды, на ноги ботинки вместо перчаток. Ну, что, поможем ему?
(На доску вывешивается картинка рассеянного человека, неправильно одетого, по ходу выполнения детьми задания человечка одеваем правильно. Одежду можно нарисовать самим.)
II. Основная часть
1. Игра «Найди отличия»
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: карточки с изображением двух картинок, имеющих различия. Описание:
Ребенку предлагаются:
а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок), отличающихся друг от друга
деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция; «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
2. Игра «В магазине зеркал»
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека. Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.
Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».
Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).
3. Игра «Поиграй в сыщика»
Цель: развитие распределения и концентрации внимания.
Сейчас мы с вами побудем сыщиками. Наш рассеянный герой растерял свои нарисованные вещи по всему кабинету. Их всего 10 штук. Вот один предмет я уже один нашла – это сковорода. Сейчас вы походите по кабинету, найдите эти предметы и принесите мне. Давайте посчитаем, сколько предметов мы собрали.
А сколько должно быть? Получилось у нас столько?
Молодцы! (Герою надевается на вторую ногу другой ботинок, вместо перчатки).
4. Игра «Ручеек»
Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения. Описание. Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берет за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». Так «ручеек» движется долго, беспрерывно. Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами — кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка», таким образом «ручеек» движется долго».
Примечание. В игре участвует нечетное количество детей.
5. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Молодцы!
(Герою надеваем брюки).
6. Игра «Слушай команду»
Цель: развитие произвольного внимания. Необходимый материал: магнитофонная или грамзапись Р. Газизова «Марш».
Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание. Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!».
III. Заключительный этап
Посмотрите на нашего героя. Как вы считаете, мы помогли ему?… Какой он стал? (аккуратный, внимательный, опрятный). Молодцы, Мы с вами помогли нашему герою быть внимательным. Он стал уже не таким рассеянным.
А сами мы чему научились?...И вместе с нашим героем мы сами учились быть внимательными. Тяжело было помогать герою?
Скажите, что вам больше всего понравилось, что не понравилось?
Спасибо. Я вас всех благодарю за активное участие. Давайте друг другу поаплодируем.
Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?