Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития
Аннотация: В настоящей статье представлена характеристика особенностей зрительного восприятия детей с задержкой психического развития, дается описание особенностей сенсорного развития данной группы детей, отражены представления разных авторов об особенностях зрительного восприятия дошкольников с задержкой психического развития. Помимо теоретического обзора по данной теме в статье представлен эксперимент, направленный на изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников с задержкой психического развития, а также анализ его результатов. Результаты данного исследования, обоснованные в нем выводы и особенности зрительного восприятия дошкольников с задержкой психического развития могут быть полезны для профессиональной деятельности логопеда в условиях образовательной организации.
Ключевые слова: специальная педагогика; коррекционное образование; сенсорное развитие; зрительное восприятие; старшие дошкольники; задержка психического развития.
Experimental study of the features of visual perception of older preschoolers with mental retardation
Abstract: This article presents a description of the features of visual perception of children with mental retardation, describes the features of the sensory development of this group of children, reflects the ideas of different authors about the features of visual perception of preschool children with mental retardation. In addition to a theoretical review on this topic, the article presents an experiment aimed at studying the features of visual perception of preschool children with mental retardation, as well as analyzing its results. The results of this study, the conclusions substantiated in it, and the features of visual perception of preschool children with mental retardation can be useful for the professional activities of a speech therapist in an educational organization.
Key words: special pedagogy; correctional education; sensory development; visual perception; older preschoolers; impaired mental function.
С каждым годом число детей с задержкой психического развития (ЗПР) значительно увеличивается. Бедность их активного и пассивного словаря, нарушения фонематического слуха, процессов звуко-слогового анализа и синтеза, сенсомоторной базы речи и другие особенности во многом затрудняют правильное восприятие детьми окружающей действительности, а также являются обстоятельствами, препятствующими их полноценному обучению и воспитанию, как в образовательной организации, так и за ее пределами [4, с. 318].
Дошкольники с задержкой психического развития отличаются от сверстников без патологий в том числе и нарушением процесса восприятия. Для того, чтобы воспринять и переработать информацию, поступающую по сенсорным каналам, детям с ЗПР нужно значительно больше времени [13, с. 214].
Кроме этого, восприятие дошкольников с ЗПР отличается неточностью, фрагментарностью, неспособностью выделить главные и второстепенные части объектов. Также дети с ЗПР затрудняются в узнавании непривычно расположенных предметов, зашумленных, перечеркнутых или контурных изображений. Все это, в конечном итоге, ведет к ограниченным представлениям детей с ЗПР об окружающей действительности [6, с. 13].
Актуальность темы данного исследования определяется противоречием между острой необходимостью формирования зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития для преодоления недостатков развития, успешного обучения и воспитания и недостаточной разработанностью этой темы в науке и практике. С одной стороны, дети, имеющие задержку психического развития, отличаются нарушением зрительного восприятия и нуждаются в его формировании для того, чтобы избежать трудностей в освоении дошкольных и школьных программ, а с другой стороны, при включении детей с ЗПР в массовые группы, специалисты не располагают методическими рекомендациями, позволяющими наиболее эффективно формировать зрительное восприятие старших дошкольников с ЗПР и предупреждать отрицательное влияние недоразвития их сенсорной сферы [3, 8, 9, 11, 16].
Задержка психического развития представляет собой общее замедление двигательной, речевой и иной психической активности, функционально связанной с двигательной активностью [10, с. 215].
Такие исследователи, как Р. Е. Левина и Н. А. Никашина в своих научных трудах указывают на комплексность и системность нарушений у детей с задержкой психического развития. У детей с задержкой психического развития оказываются недостаточно развитыми все высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоциональная сфера и т.д.) [5, с. 34].
Проявления задержки психического развития неодинаковы у разных детей и могут варьироваться от недоразвития некоторых психических функций до их тотальной несформированности. Однако, существуют показатели, дающие возможность отдифференцировать ЗПР от схожих состояний (умственная отсталость, педагогическая запущенность, речевая патология). Дети с ЗПР (без сопутствующих нарушений) характеризуются сохранными анализаторными системами и отсутствием когнитивных нарушений органического генеза, однако нарушение высших психических функций у таких детей ведет к отставанию или несформированности познавательных процессов [15, с. 20].
У детей с ЗПР нарушены процессы поиска и узнавания предметов, что лежит в основе несформированности зрительного восприятия. Даже, когда дошкольник знает точное местоположение предмета, он все равно испытывает трудности в его поиске. Это обусловлено, в том числе, замедленностью всей психической деятельности ребенка с ЗПР. В силу своего дефекта дети данной категории не могут быстро воспринимать и обследовать окружающую их действительность [1, с. 99].
Большие трудности дети с ЗПР испытывают в ситуациях, где необходимо пространственное восприятие. Это можно объяснить тем, что для восприятия пространства необходима слаженная работа зрительного, кинетического и кинестетического анализаторов, а у детей с ЗПР данное взаимодействие в дошкольном возрасте еще не сформировано или нарушено [12, с. 18].
Одной из главных особенностей зрительного восприятия у дошкольников с ЗПР является медленная скорость обработки сигналов, поступающих через сенсорные анализаторы, в том числе и зрительный. При беглом осмотре того или иного предмета ребенком с ЗПР большинство деталей останутся не воспринятыми, невидимыми для ребенка [7, с. 106].
За одинаковое время ребенок с ЗПР воспримет гораздо меньше информации, чем его сверстник с нормативным развитием психических функций. Чем сложнее объект и хуже условия восприятия, тем значительнее будет разница в объеме воспринимаемой информации между ребенком с ЗПР и его сверстником с нормативным развитием [2, с. 83].
Для того, чтобы изучить на практике особенности зрительного восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), имеющих задержку психического развития, подтвержденную психолого-медико-педагогической комиссией. Для обследования нами были выбраны и адаптированы в соответствии с особенностями психофизиологического развития детей, настоящей рабочей программой и учебным планом методики Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [14].
После исследования навыков восприятия цветов и оттенков у дошкольников с ЗПР были получены следующие результаты:
- Ни один из обследуемых дошкольников с ЗПР не смог справиться со всеми заданиями. Соответственно, у всех обследуемых дошкольников уровень восприятия цветов и оттенков можно охарактеризовать, как несоответствующий возрастной норме;
- К числу дошкольников со средним уровнем сформированности цветового восприятия были отнесены дети, выполнившие от 20% до 50% заданий правильно. Таких детей оказалось 4. Как правило, эти испытуемые справлялись с называнием основных цветок. Трудности вызывала дифференциация оттенков. Например, розовый и оранжевый цвета дети называли красным, а голубой и фиолетовый – синим. Один ребенок назвал оранжевый цвет желтым. При этом узнавание именно синего, красного и желтого цветов не вызывало у дошкольников затруднений;
- К числу дошкольников с низким уровнем сформированности цветового восприятия были отнесены дети, которые смогли справиться меньше, чем с 20% заданий, либо не смогли справиться ни с одним. Таких детей оказалось 6, из них 3 не смогли узнать ни одного цвета и оттенка, а 2 не смогли выполнить больше 20% заданий даже с наводящими вопросами и организующей помощью педагога. Один ребенок наотрез отказался от выполнения заданий, демонстрируя агрессивное поведение.
После исследования навыков восприятия формы у дошкольников с ЗПР были получены следующие результаты:
- Ни один из исследуемых не продемонстрировал высокий уровень сформированности восприятия формы;
- К числу дошкольников со средним уровнем сформированности восприятия формы были отнесены дети, выполнившие от 20% до 50% заданий правильно. Таких детей оказалось 8. В основном, дети справлялись с дифференциацией таких фигур, как круг, квадрат и прямоугольник. Многие из испытуемых даже смогли опознать шар и куб. Наибольшее количество трудностей у детей вызвало узнавание овала, пирамиды, цилиндра и конуса. Ни одни ребенок не смог различить цилиндр и конус. Многие дети не смогли отличить круг и овал. Несколько детей затруднялись в дифференциации квадрата и прямоугольника;
- К числу дошкольников, продемонстрировавших низкий уровень сформированности восприятия формы были отнесены 2 ребенка. Они не смогли опознать практически ни одной фигуры даже с наводящими вопросами и организующей помощью педагога.
После исследования навыков восприятия величины у дошкольников с ЗПР были получены следующие результаты:
- Только один ребенок продемонстрировал высокий уровень сформированности восприятия величины. Ему удалось без посторонней помощи собрать пирамидку, состоящую из 5 звеньев, ориентируясь не на метод проб и ошибок, а лишь на визуальное сопоставление;
- К числу дошкольников, имеющих средний уровень сформированности восприятия величины, были отнесены 5 испытуемых, которым удалось правильно собрать пирамидку из 3 и 4 звеньев. Стоит отметить, что практически все дети применяли метод проб и ошибок, а также нуждались в организующей помощи педагога;
- Детей с низким уровнем сформированности восприятия величины оказалось 4 человека. Из них 2 испытуемых не справились с заданием даже с организующей помощью педагога, а двое смогли собрать пирамидку лишь из 2 звеньев, применяя также метод проб и ошибок.
После исследования навыков восприятия пространства у дошкольников с ЗПР были получены следующие результаты:
- Ни один из обследуемых дошкольников с ЗПР не смог справиться со всеми заданиями. Соответственно, у всех обследуемых дошкольников уровень восприятия пространства можно охарактеризовать, как несоответствующий возрастной норме;
- К числу дошкольников со средним уровнем сформированности восприятия пространства были отнесены дети, выполнившие от 20% до 50% заданий правильно. Таких детей оказалось 3. Однако, стоит отметить, что ни один ребенок не смог бы справиться с предложенными заданиями без организующей и направляющей помощи педагога;
- К числу дошкольников с низким уровнем сформированности цветового восприятия были отнесены дети, которые смогли справиться меньше, чем с 20% заданий, либо не смогли справиться ни с одним. Таких детей оказалось 7, из них 4 не смогли выполнить больше 20% заданий даже с направляющей и организующей помощью педагога, а у 3 возникли сложности с пониманием инструкции, и они не справились ни с одним заданием.
Анализ результатов проведенного исследования, направленного на выявление особенностей зрительного восприятия у дошкольников с ЗПР, продемонстрировал, что ни у одного испытуемого уровень сформированности зрительного восприятия не соответствует возрастной норме. Помимо этого, в ходе проведения эксперимента у испытуемых наблюдались следующие особенности: сниженный темп выполнения заданий, низкая скорость переработки как зрительной, так и вербальной информации, применение метода проб и ошибок вместо визуального соотнесения, необходимость направляющей помощи педагога.
Экспериментальное исследование подтвердило необходимость коррекционной работы, направленной на развитие у детей следующих компонентов:
1 – Формирование цветового восприятия;
2 – Формирование восприятия формы;
3 – Формирование восприятия величины;
4 – Развитие навыков пространственной ориентировки.
Выводы:
Таким образом, проведенное исследование старших дошкольников с задержкой психического развития показало, что все обследованные дети имеют достаточно низкий уровень сформированности зрительного типа восприятия, что не соответствует возрастной норме. Данный факт позволяет утверждать о необходимости организации коррекционной работы, нацеленной на преодоление выявленных недостатков у детей указанной категории.
Литература
- Алексеева Ю.А. Нейропсихологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // NovaInfo.Ru. – 2021. – № 129. – С. 98-100.
- Коломийченко Л. В. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования. – М.: Юрайт, 2018. – 210 с.
- Коновалова А.Ю., Варзина Е.П. Особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР // Педагогика как призвание: Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 07 июня 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. – С. 113-124.
- Коржавина Ю.А. Особенности развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Студенческая наука и XXI век. - 2019. - №1-2 (18). - С. 318-319.
- Левина Р. Е., Никашина Н. А. Характеристика ОНР у детей. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
- Левченко И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство «Книголюб», 2015. - 160 с.
- Лонская Д. В. Особенности развития базовых психических функций у дошкольников с нормальным и задержанным развитием // . – 2015. – № 1. – С. 105-110.
- Назарова М. В. Коррекция зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Развитие науки и технологий: проблемы и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 15 июня 2017 года. – СПб, 2017. – С. 322-330.
- Назарова М. В. Специфические особенности развития зрительного восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития // Приоритетные направления развития науки, технологий, техники: Сборник научных трудов по материалам Международного междисциплинарного форума молодых ученых, Новосибирск, 10 июня 2017 года. – Новосибирск: НОО «Профессиональная наука», 2017. – С. 234-238.
- Немов Р.С. Психологический словарь. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
- Скитяева Н. М. Развитие зрительно-предметного восприятия и речи в группах подготовки детей к школе: специальность 19.00.13 "Психология развития, акмеология": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М, 2010. – 27 с.
- Скитяева Н. М. Формирование зрительно-вербальных функций при подготовке к школе детей с особенностями развития // Аутизм и нарушения развития. – 2009. – Т. 7, № 3. – С. 12-24.
- Торопова Е. И. Методы диагностики зрительного восприятия у дошкольников с задержкой психического развития // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 60-летию начала подготовки дефектологов на Урале, Екатеринбург, 21–22 апреля 2022 года / Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург: [б.и.], 2022. – С. 212-215.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 146 с.
- Шевченко С. Г., Бабкина Н. В., Вильшанская А. Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 197 с.
- Широкова А. А. Особенности зрительного восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития // Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях: Сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и студентов факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2016-2017 учебный год. – Челябинск: Цицеро, 2017. – С. 225-228.