АЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ (английский язык, среднее общее образование)
Правительство Москвы
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
Московский городской педагогический университет
Институт иностранных языков
Кафедра методики обучения английскому языку и деловой коммуникации
Москва
2023
ВВЕДЕНИЕ
С античных времен известно, что преподавание иностранного языка не может быть полноценным и всеобъемлющим без обращения к культуре страны изучаемого языка. С конца 19 века ознакомление с реалиями (предметами и явлениями, присущими определенному пласту культуры) в рамках учебного процесса стоит в одном ряду по важности с обучением устной речи.
Сочетание изучения языка со страноведением создает бесценную мотивацию учащихся к обучению, а также позволяет решить все 4 задачи современного обучения в школе. Учащие узнают о культуре, истории и традициях определенной страны, используя языковые средства в процессе коммуникации на уроках.
Кроме того, как указано в Федеральном государственном образовательном стандарте, формирование положительного отношения учеников к культуре людей, говорящих на языке, и к самому языку становится одной из целей обучения иностранным языкам в школе. В обязательный минимум содержания образовательных программ сейчас включены социокультурные знания и умения - сведения о стране изучаемого языка, духовных ценностях и культурных традициях, особенностях национального менталитета.
Таким образом, социокультурная компетенция имеет большое значение в современном образовании. Данный вид компетенции подразумевает преодоление ксенофобии и существующих стереотипов, а также воспитание толерантности к представителям другого языка и других культур. На уроках английского языка социокультурная компетенция формируется путем знакомства учащихся с национально-культурной спецификой речевого поведения и с реалиями англоговорящих стран: обычаи, правила, нормы, социальные условности, ритуалы, социальные стереотипы, страноведческие знания. Однако, общество и система образования не стоят на месте, и развитие социокультурной компетенции на уроках английского языка в настоящее время требует внедрения новых способов и технологий.
Процессы развития цифровых образовательных сервисов, инициированные Стратегией развития информационного общества в российской Федерации на 2017 –2030 годы и программой «Цифровая экономика российской Федерации», носят глобальный характер, затрагивают все отрасли экономики и социальной сферы.
Переход от традиционных методов образования к новым, основанным на цифровых технологиях, обусловливает необходимость изменений в системе образования: требуется, во-первых, формирование цифровой образовательной среды, как совокупности цифровых средств обучения, онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов; во-вторых, глубокая модернизация образовательного процесса, призванного обеспечить подготовку человека к жизни в условиях цифрового общества и профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики.
Роль цифровизации системы образования значительно возросла в 2020 году, когда вынужденное введение ограничительных мер стало причиной массового перехода образовательных организаций всех уровней на дистанционную работу, обнажился ряд проблем, связанных с низкой обеспеченностью участников образовательного процесса высокоскоростным доступом в интернет и цифровым оборудованием, а также с недостаточным уровнем цифровых компетенций педагогических работников и обучающихся, их неготовностью работать в онлайн-режиме.
Федеральный закон от 29 12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации» предусматривает необходимые условия и закрепляет за учебными заведениями право на применение в их деятельности цифровых технологий, что, несомненно, на протяжении ряда лет помогает решать задачи, стоящие перед системой образования.
В последние годы активно формируется нормативно-правовая база, ориентированная на дальнейшую цифровую трансформацию учебных процессов, определение условий для «формирования, развития и функционирования цифровой образовательной среды в российской Федерации».
В современных условиях в теорию и практику управления образовательными процессами активно вводятся понятия «цифровизация», «цифровая трансформация образования», «цифровая образовательная среда» (ЦоС), для которых пока нет общепринятых определений.
В отечественных и зарубежных публикациях они трактуются по-разному, многими исследователями проведен сопоставительный анализ терминологии, используемой в научной литературе. Можно выделить ряд определений, в большей мере отвечающих сущности происходящих преобразований.
Цифровизация образования означает внедрение цифровых технологий в работу образовательных организаций; при этом цифровые (информационные и телекоммуникационные) технологии представляют собой совокупность технологий для сбора, обработки, передачи, хранения и представления информации, где информация представляется в виде двоичных кодов.
С этим определением сопряжена трактовка цифровой трансформации образования: системное обновление в быстро развивающейся цифровой образовательной среде, требуемых образовательных результатов, содержания образования, организационных форм и методов учебной работы, оценивания образовательных результатов, направленное на подготовку обучающихся к жизни и деятельности в условиях цифровой цивилизации; использование потенциала цифровых технологий для повышения эффективности образовательного процесса.
ЦОС представляет собой совокупность цифровых устройств, информационных систем, источников, инструментов и сервисов, которые создаются и развиваются для обеспечения работы образовательных организаций и решения задач, возникающих в ходе образовательного процесса.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определяет цифровую трансформацию национальной целью, а одним из главных ее показателей – достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, включая образование и науку. В связи с этим для общего образования установлены ориентиры к 2030 году: обеспечение доступа всем учащимся и педагогам к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам; ведение цифрового профиля всех учащихся, при этом 80% из них должны быть предложены рекомендации по повышению качества обучения и формированию индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио; автоматизированная проверка 70% заданий, выполненных учащимися в электронной форме.
На период 2022–2030 гг. утверждены стратегические направления в области цифровой трансформации общего образования для достижения высокого уровня «цифровой зрелости» указанных отраслей. В сфере общего образования цифровая трансформация должна охватить пять основных блоков: цифровые сервисы, информационные системы, управление данными, инфраструктуру, кадры.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена введением в образовательные организации современных цифровых технологий, а также целью иноязычного образования – формированием коммуникативной и социокультурной компетенции обучающихся.
Изучение научной литературы по проблеме исследования позволяет сформулировать ряд противоречий между:
- необходимостью внедрения цифровых образовательных сервисов в процесс обучения иностранному языку лиц, получающих среднее общее образование, и недостаточной разработанностью данной темы в науке и практике;
- активным внедрением цифровых образовательных сервисов в педагогический процесс и неиспользованным потенциалом цифровых технологий для развития социокультурной компетенции у обучающихся 10-11 классов на уроках английского языка.
Поиск путей решения данных противоречий обусловил проблему данного исследования и позволил сформулировать его тему: «Развитие социокультурной компетенции у обучающихся 10-11 классов на уроках английского языка посредством внедрения цифровых образовательных сервисов».
Проблему исследования можно сформулировать так: Каким образом можно использовать цифровые образовательные сервисы для развития социокультурной компетенции у обучающихся 10-11 классов на уроках английского языка?
Объект исследования: процесс развития социокультурной компетенции на уроках английского языка в 10-11 классах.
Предмет исследования: технология использования цифровых образовательных сервисов с целью развития социокультурной компетенции на уроках английского языка в 10-11 классах.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка технологии использования цифровых образовательных сервисов как средство развития социокультурной компетенции на уроках английского языка в 10-11 классах.
Задачи исследования:
- Проанализировать отечественную и зарубежную методическую литературу по проблеме исследования;
- Проанализировать существующие способы развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка;
- Выявить потенциал использования цифровых образовательных сервисов для развития социокультурной компетенции обучающихся 10-11 классов;
- Сформулировать критерии отбора цифровых образовательных сервисов;
- Разработать технологию развития социокультурной компетенции у обучающихся 10-11 классов на уроках английского языка посредством цифровых образовательных сервисов.
Методологическую основу исследования составили положения социокультурного подхода в обучении иностранных языкам (В.В. Сафонова, П.В. Сысоев), положения компетентностного подхода (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской) и коммуникативного подхода (Е.И. Пассов, А.А. Леонтьев).
Теоретической основой исследования послужили труды по теории и методике преподавания иностранных языков (Е.Н. Соловова, Г.В. Рогова, И.А. Зимняя, Н.Д. Гальскова, И.Л. Бим, P.A. Richard-Amato), пособия и монографии по социолингвистике и лингвострановедению (А.Н. Шамов, Н.Б. Мечковская, Г.В. Елизарова), научные исследования формирования социокультурной компетенции (С.В. Беляева, П.В. Сысоев, В.В. Сафонова, Д.Г. Шумаков), концепция диалога культур (С.Г. Тер-Минасова) и работы, посвященные использованию новых информационных технологий в обучении иностранным языкам (Кудрявцева Л.В., Сысоев П.В.).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
-теоретические: изучение литературы по теме исследования, её систематизация, классификация и обобщение; анализ ФГОС; анализ результатов по урокам; анализ и синтез учебных программ и УМК.
- эмпирические: наблюдение; анкетирование; сравнение.
Прогнозируемая теоретическая значимость работы заключается в обобщении материала по способам и приемам развития социокультурной компетенции обучающихся 10-11 классов на уроках английского языка посредством цифровых образовательных сервисов.
Прогнозируемая практическая значимость работы заключается в подборе цифровых образовательных сервисов с целью развития социокультурной компетенции обучающихся 10-11 классов на уроках английского языка, а также в разработке технологии использования цифровых образовательных сервисов для развития социокультурной компетенции учащихся старшей школы.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе «Теоретические основы развития социокультурной компетенции на уроках английского языка», состоящей из двух параграфов, рассматривается понятие социокультурной компетенции и способы ее развития на уроках английского языка.
Во второй главе «Развитие социокультурной компетенции обучающихся 10-11 классов на уроках английского языка посредством цифровых образовательных технологий», состоящей из трех параграфов, описывается потенциал использования цифровых образовательных сервисов для развития социокультурной компетенции, осуществляется подбор цифровых образовательных сервисов для развития социокультурной компетенции на уроках английского языка, а также разрабатывается технология использования цифровых образовательных сервисов на уроках английского языка для развития социокультурной компетенции у обучающихся 10-11 классов.
В заключении сформулированы основные результаты выпускной квалификационной работы, обозначены перспективы дальнейшей разработки изученной проблематики.
Приложения включают дополнительный материал к тексту выпускной квалификационной работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.........................................................................................................................
Глава I. Теоретические основы развития социокультурной компетенции на уроках английского языка ………………………………………………………....
1.1. Социокультурная компетенция обучающихся старших классов: понятие и функции…………………………………………………………………......................
1.2. Развитие социокультурной компетенции на уроках английского языка в 10-11 классах: применение теории и результаты……………………………………....
Выводы по главе I..........................................................................................................
Глава II. Развитие социокультурной компетенции обучающихся 10-11 классов на уроках английского языка посредством цифровых образовательных технологий...................................................................................
2.1. Потенциал использования цифровых образовательных сервисов на уроках английского языка…...................................................................................................
2.2. Подбор цифровых образовательных сервисов для развития социокультурной компетенции обучающихся 10-11 классов на уроках английского языка….....................................................................................................
2.3. Технология использования цифровых образовательных сервисов на уроках английского языка для развития социокультурной компетенции у обучающихся 10-11 классов..................................................................................................................
Выводы по главе II.........................................................................................................
Заключение............................................................................................................
Список использованной литературы...................................................................
Приложение………………………………………………………………………
Список использованной литературы
- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года . - М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413). Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standards/5
- Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Словарь методических терминов (теоретическое и практическое преподавание языков). – СПб.: Златоуст, 1999. – 334 с.
- Андронкина, Н.М. Лингвокультурные концепты как компоненты содержания обучения иностранному языку на старших курсах языкового вуза/Вестник Томского государственного университета: общенаучный периодический журнал. Бюллетень оперативной научной информации. № 60. Февраль 2006. Картина мира (лингвистические и этнокультурные аспекты). Томск: ТГУ, 2006. – 128 с.
- Андронкина, Н.М. Формирование лингвосоциокультурной компетенции в обучении иностранному языку / Н.М. Андронкина // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. – Бийск, 2002. – С. 42 – 43.
- Васильева, А. А. Формирование толерантной личности студента средствами иностранного языка // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. - Пермь: Меркурий, 2011. — С. 52-55.
- Массовая культура: современные западные исследования / Пер. с англ. Отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой. Послесл. В. А. Подороги. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. - 339 с.
- Пахотина, С. В. Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1060-1064.
- Сафонова, В.В. Интернет-ориентированная методика обучения межкультурному общению на иностранных языках: проблемы и перспективы развития//Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - № 2. – М: Изд-во Моск. ун-та, 2015.
- Сафонова, В.В. Социокультурный подход: основные социальнопедагогические и методические положения//Иностранные языки в школе. - №11. - М: Просвещение, 2014. – С. 2-13.
- Сафонова, В.В. Базина Н.В. Методические принципы отбора аутентичных аудио-фильмов для учебных целей//Иностранные языки в школе. - №7. - М: Просвещение, 2014. – С. 2-10.
- Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс. - М.: Просвещение, 2002.
- Сысоев, П.В. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку: теория и практика: Монография. - М.: Глосса-пресс, 2012. - 252 с.
- Тоффлер, Э. Третья волна (пер. с английского). М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / М.: Академ.проспект, 2002. – 496 с.
- Шамов, А.Н. Язык и культура немецкого народа: лингвострановедческий аспект: учебное пособие. – Н. Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013. – 264 с.
- Эшбоева , Д. А., Ашурбоева, М. Р. Сущность и классификация «аутентичных материалов» // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 45-56.
- Якобсон, Д. Формирование образа в киберпространстве: online-ожидания и offline-реальность в «текстовых» виртуальных сообществах // Массовая культура: современные западные исследования. - М., 2005.
- Яруллина, Р.Г., Яруллин, Д.В. Использование современного информационно-развлекательного медийного пространства в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся // Инновационное развитие современной школы: практика, проблемы, перспективы: матер. I Всерос. науч.-практ. конф. Университетского округа НИУ ВШЭ. В 2 кн. Кн. 2. – Пермь, 2013. - С. 185–188.
- Parkinson, B., Reid Thomas, H. Teaching literature in a Second Language. Edinburgh: Edinburh University Press, 2000.
- Barry, Tomalin, Susan, Stempleski. Cultural Awareness. Oxford University Press, 1994.
- William, Littlewood. Communicative language teaching: an introduction. Cambridge university press, 1992.
- Martin, Judith N., Nakayama, Thomas K. Intercultural Communication in Contexts, Fifth edition. McGraw-Hill Companies, New York, 2010. - p. 349- 360.
- Wessels, B. Understanding the Internet. A Socio-Cultural Perspective. Palgrave Macmillan, 2010.