Социально-значимый проект «Моя семья»
4 курс 7 семестр
Социально-значимый проект «Моя семья»
Социальная значимость проекта и актуальность избранной проблемы
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию.
На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем.
Государственная программа поддержки семьи направлена на ее поддержку.
Тем не менее, одними экономическими вливаниями вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе будет явно недостаточно. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего.
По данным ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения), около половины россиян равнодушно относятся к своей семейной истории. Только 7% сказали, что в их семье составлялась родословная. 48% сказали, что этот вопрос для семьи был безразличен. А ведь на Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена.
Судьба родителей, предков, их заслуги перед Родиной, подвиги служили примером, как нужно и как не нужно поступать, были предметом особой гордости за свой род.
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своей фамилии, желание стать такими же, как деды.
В детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью своих предков.
Изучение прошлого поможет родителям рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у их детей, по какому пути лучше их направить.
Поэтому поддерживать интерес людей к своей семье очень важно, чтобы с уверенностью смотреть в будущее.
Семья, её традиции, уклад всегда занимали и занимают важное место в жизни человека. У каждого из нас есть то личное, сокровенное и самое главное в жизни – семья.
Семья – это святое, это твоя сила, это твоя защита и надежды, это твоя вера и стремление, это твоя крепость.
Это те люди, которые будут с тобой на протяжении твоей жизни, будут идти рядом, будут подставлять плечо. Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. Любой человек мечтает о счастливой семье, о доме, где тебя ждут и любят. Многие люди видят счастье, прежде всего, в семье.
С понятием дома и семьи связаны наши первые представления о мире, любви, заботе.
Дом - это главная составляющая человеческой жизни. Дом- это, прежде всего, семья, это малая родина, с которой начинается любовь к родной стране, к Отечеству. По мнению писателя Л. Жуховицкого, человек, который вырос в доброй семье, всю жизнь благодарит её за радость. Человек, который вырос в трудной семье, всю жизнь благодарит её за науку.
Семья - это продолжение нашего рода. Начало его уходит в далёкое прошлое. В нём, в прошлом, лица близких и дорогих семье людей. До начала ХХ века семья состояла не из одного поколения. В ней были дедушки, бабушки, мамы, папы, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали.
Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сёстры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Сейчас каждая семья старается жить отдельно от родителей, создавая свои семейные ценности, традиции, порядки. Отдельно взятая семья, не похожа ни на какую другую. Сколько семей – столько и особенностей ее уклада, свойственных только данной семье, среди которых: различный состав по возрасту и родственным связям, образ жизни и стиль внутрисемейных отношений, установки на труд и на воспитание детей, на потребление материальных благ и духовных ценностей, социальная зрелость взрослых членов семьи и многое другое.
Мало кто из членов семьи, а особенно из детей интересуются своими предками, узнают от старших поколений историю семьи, знают о происхождении своей фамилии.
С целью изучения семей, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на детей появилась идея организовать социальный проект «Моя семья», чтобы помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у них любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. В проекте представлена совместная работа классного руководителя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Информационная карта проекта
Тема проекта |
Моя семья |
Вид проекта |
• Социально-значимый; • Творческий; • Долгосрочный. |
Социальная значимость проекта и актуальность выбранной темы |
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Государственная программа поддержки семьи направлена на ее поддержку. Тем не менее, одними экономическими вливаниями вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе будет явно недостаточно. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего. По данным ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения), около половины россиян равнодушно относятся к своей семейной истории. Только 7% сказали, что в их семье составлялась родословная. 48% сказали, что этот вопрос для семьи был безразличен. Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своей фамилии, желание стать такими же, как деды. В детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью своих предков. Изучение прошлого поможет родителям рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у их детей, по какому пути лучше их направить. Поэтому поддерживать интерес людей к своей семье очень важно, чтобы с уверенностью смотреть в будущее. Семья, её традиции, уклад всегда занимали и занимают важное место в жизни человека. У каждого из нас есть то личное, сокровенное и самое главное в жизни – семья. Семья – это святое, это твоя сила, это твоя защита и надежды, это твоя вера и стремление, это твоя крепость. Это те люди, которые будут с тобой на протяжении твоей жизни, будут идти рядом, будут подставлять плечо. Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. Любой человек мечтает о счастливой семье, о доме, где тебя ждут и любят. С целью изучения семей, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на детей появилась идея организовать социальный проект «Моя семья», чтобы помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у них любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. В проекте представлена совместная работа классного руководителя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях. |
Цель проекта |
Создание организационно – педагогических условий формирования у детей духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, её истории. |
Проблема |
Современные дети плохо знают историю своей семьи. |
Задачи проекта |
|
Продукт проекта |
Выставка семейных творческих работ |
Возраст |
Младший школьный (1 класс) |
Сроки реализации |
Сентябрь - май |
Участники проекта |
Учитель, обучающиеся, родители |
Предполагаемые результаты |
Дети будут знать: - имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена; - профессии своих родителей, бабушек и дедушек; - прошлое своей семьи; - народные игры, колыбельные; - смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной; - познакомятся с родовым деревом своей семьи; - пополнят словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т. д.); - приобретут представления об общечеловеческих ценностях; - научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; - у них будет развито чувство гордости за свою семью. Родители: - приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках; - укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; - у них будет развито чувство гордости за свою семью; - будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме; - научатся хранить и чтить свои семейные традиции; - научатся организовывать семейные праздники. Педагоги: - расширят знания о народных праздниках, их происхождении; - разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей; - пополнят словарный запас детей; - будут лучше знать семьи своих учеников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству; - создадут копилку народных и семейных праздников; - будут уважительно относиться и интересоваться традициям семьи. |
Методы реализации проекта |
|
Управление проектом:
Подготовительный этап: создание развивающей среды, подбор материала, составление перспективного плана, разработка содержания конспектов. Основной этап:
Деятельность педагога: беседы; чтение художественной литературы, стихов, пословиц и поговорок о семье; инсценировка; проблемные ситуации; создание альбомов; дидактические игры.
Деятельность с детьми: составление рассказа по теме; сюжетно – ролевые игры; строительные игры; настольно – печатные игры; подвижные игры, спортивные игры, физкультминутка; рисование, комментирование нарисованного.
Деятельность с родителями: Консультирование, оформление буклетов, рекомендаций; составление генеалогического дерева семьи, книги семейных рецептов; выпуск газеты о семье; составление альбомов; изготовление поделок.
Завершающий этап. Выставка для родителей и детей с использованием альбомов, поделок, материалов, сделанных детьми и родителями.
Этапы работы над проектом
1 этап. Подготовительный. Постановка целей, задач, составление плана работы и внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний школьников о семье, её происхождении, создание условий, необходимых для реализации проекта, предварительная работа с детьми, родителями (анкетирование).
2 этап. Основной. Проведение мероприятий в соответствии с планом работы по реализации проекта.
План работы по реализации проекта
Социально-коммуникативное развитие |
Познавательное развитие |
Речевое развитие |
Физическое развитие |
Художественно – эстетическое развитие |
- Участие в конкурсе сочинений «Моя семья»;
- Дидактические игры «Чьи детки», «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Скажи ласково», «Назови всю семью».
- Сюжетно – ролевые игры «Семья», «День рождения», «Супермаркет», «Больница».
- Настольно – печатные игры «Я расту», «Мамины помощники», «Как растет человек».
- Беседа «Один дома». |
- Беседы: «Что я знаю о своей семье?», «Фотография, на которой меня нет», «Письма из прошлого».
- Участие в акции «Безымянный полк».
- Игры: «Где работает мама, папа?», «Папа, мама, я – дружная семья», «Мальчик и девочка», «Мое имя», «Мамочка любимая», «Папа может все, что угодно».
-создание проблемных ситуаций: «Огорчится ли мама, если …», «Что бы вы хотели пожелать своей семье».
- Познавательно исследовательская деятельность: «Моя семья и родственники».
- Познавательно исследовательская деятельность: «Семейные обычаи на Руси».
- Конкурс «Узнай учителя по детской фотографии». |
- Составление рассказа «Как я помогаю маме».
- Составление творческих рассказов «Моя семья», «Мой домашний питомец».
- Коммуникативная деятельность «Подарок для мамы».
- Рассказывание пословиц и поговорок о семье. |
- Подвижные игры «Найди свой дом», «Бездомный заяц», «Найди себе пару».
- Физкультминутка «Семейная зарядка».
- Хороводные игры «Бабушка Маланья», «Подарки».
- Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья», «Всей семьей встаем на лыжи» |
- Рисование «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом».
- Изобразительная деятельность «Цветы для мамы».
- Изготовление подарков для пап, мам.
- Строительные игры «Мебель для дома», «Семейный дом».
- Разучивание песен «Песенка для мамы», «О папе».
- Прослушивание музыкальных произведений П. Чайковский «Мама», А. Гречанинов «Мамины ласки».
- Музыкальное развлечение «Мамочка моя». |
Взаимодействие с родителями |
||||
- Рекомендации к теме: «Влияние бабушек и дедушек на формирование личности детей», «Родителям о защите и достоинстве в семье», «Роль папы в семье»
- Выпуск газеты «Моя семья». |
- Консультации «Права ребенка в семье», «Ошибки семейного воспитания», «Приобщение детей к народным традициям», «Растим нравственного человека».
- Домашнее задание «Найди ответы на вопросы: что означает мое имя? Как мне его выбрали? В честь кого меня назвали? |
- Консультация на тему «Ваш ребенок подрастает. Что нужно знать об особенностях его физического и психического развития».
- Буклеты «Чаще говорите детям…».
- Оформление праздничных газет для пап и мам. |
|
- Составление альбомов «Хобби моей мамы», «Наша семья».
- Изготовление поделок «Хобби моей семьи».
- Составление генеалогического древа семьи.
- Составление книги семейных рецептов.
-Выставка совместных творческих работ детей и родителей на темы «С праздником, дорогие мамы», «С днем защитника Отечества». |
3 этап. Заключительный: обобщение и анализ результатов проекта; выставка семейных творческих работ.
Результаты работы над проектом
В результате проекта дети знают имена дедушек, бабушек; профессии своих родителей; историю своей семьи; смогут составить рассказ о членах своей семьи; хорошо ориентируются в генеалогическом древе своей семьи; знают некоторые народные игры и колыбельные. У детей значительно увеличился словарный запас. Они с удовольствием играют в «Семью», распределяют роли в соответствии с половой принадлежностью, могут придумать сюжетную линию, переносят весь опыт взаимоотношений между членами семьи (укладывая куклу спать - поют колыбельную, устраивают семейное чаепитие и пр.) и, отсюда видно, - их уважительное, чуткое отношение к семье.
Таким образом, мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т. к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.
Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью.
Литература:
- Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М. : Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
- Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: - М. : Т. У. Сфера, 2004.
- Максименко Н.А. Учебные проекты младших школьников // Спутник классного руководителя. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М. : ЛинкаПресс, 2007.