Сказка ложь, да в ней намёк
Тема |
Сказка ложь, да в ней намек… |
Вид проекта |
Познавательно-творческий. |
Актуальность проекта |
Проект «Сказка ложь, да в ней намек» актуален, так как в наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Сказка является одним из средств народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме. Она приобщает к общечеловеческому и этническому опыту. Каждый из нас помнит, как будучи ребёнком сопереживал и внутренне содействовал персонажам русских сказок. А ведь в результате этого сопереживания появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и новое эмоциональное отношение к ним. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это отношение между людьми. Язык сказок понятен малышу. Ребёнок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребёнку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности- умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую, загадочную, волшебную историю, но оставляют при этом простор воображению. Таким образом, сказка прививает детям добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. |
Цель проекта |
Формирование духовно-нравственного развития детей через знакомство с творчеством русского народа. |
Проблемный вопрос |
Родители редко читают детям книги – многие дошкольники не знают названия, сюжета сказок, не могут по иллюстрации узнать е. Анализ ситуации показал необходимость продумать новые, эффективные, нетрадиционные формы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. |
Задачи проекта |
Для детей: Образовательные: -знакомить с творчеством русского народа, читая и обсуждая литературные произведения; -учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; -формировать умение пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки; -обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи; -формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивающие: -развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию; -создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками; -закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки; -развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус. Воспитательные: -закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности; -создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу; -воспитывать партнёрские отношения между детьми, коммуникативные качества; -раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями. |
Для воспитателей: -Расширять педагогический опыт; -Изучить литературу по теме проекта; -Разработка проекта. |
|
Продукт проекта |
Выставка творческий работ детей. |
Возраст |
Средний дошкольный. |
Сроки реализации |
2 недели. |
Паспорт проекта
Подготовительный этап
Дата |
Мероприятия, инициированные воспитателем |
Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта |
Риски |
Результаты
|
15.03. |
Определение проблемы, постановка цели, задач, сбор информации, литературы, дополнительного материала, составление перспективного плана работы, подготовка и пополнение предметно-развивающей среды. Подборка книг " В гостях у сказки". Беседа «Какие сказки мы знаем?» Рассказ воспитателя о сказках. Привлечение родителей к созданию выставки творческих работ по русским народным сказкам. |
Сборник русских народных сказок, иллюстрации к ним. |
Современные родители могут не найти время для содействия проекту и участия в создании выставки творческих работ. |
Дети заинтересованы в предстоящей деятельности по теме проекта, родители включены в работу над проектом. |
Основной этап
Дата |
Место в режиме дня |
Мероприятия |
Участники ОП, участвующие в мероприятии |
Промежуточные результаты |
16.03 |
Утро
Вечер |
- чтение русских народных сказок в группе, стихов, потешек, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. - пересказ прочитанных сказок.
- инсценирование сказок посредством театра. |
Воспитатель, дети |
Дети знакомятся с новыми произведениями У детей обогащается и развивается словарный запас, раскрывается творческий потенциал. У детей развивается воображение, артикуляционная моторика, координация речи с движением. |
17.03 |
В течении дня |
- дидактические игры: «Угадай сказку», «Из какой сказки герой», «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку». |
Воспитатель, дети |
Воспитатель с детьми обсуждает разнообразие русских народных сказок, прививает любовь к литературе. У детей формируется умение анализировать сказку. Обогащается и развивается устная речь детей. |
18.03 |
Утро
Вечер |
- рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;
- загадывание загадок по сказкам. |
Воспитатель, дети |
У детей расширяются знания о сказках, развивается интерес к ним. Развивается внимание, память, мышление. |
22.03 |
В течении дня |
- рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки», - раскрашивание персонажей сказок, иллюстраций к сказкам. |
Воспитатель, дети |
У детей формируется творческое мышление и воображение, развивается память и мелкая моторика. |
23.03 |
Утро
Вечер |
-викторины по сказкам; -выполнение совместной лепки по сказке. |
Воспитатель, дети |
Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. |
24.03 |
Утро
Вечер |
-строительство теремка, его заселение «жителями»; - просмотр мультфильмов по сказкам. |
Воспитатель, дети |
Осознание разнообразия русских народных сказок. Обогащается и развивается устная речь детей, мелкая моторика. |
25.03 |
Утро |
-домашнее задание для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам, изготовление совместных поделок). |
Дети, родители, воспитатель |
Дети совместно с родителями изготавливают поделки и рисуют рисунки. |
Заключительный этап
Дата |
Итоговые мероприятия |
Оценка эффективности реализации проекта |
Степень достижения поставленных целей |
Обобщение педагогического опыта |
26.03 |
-подведение итогов, анализ ожидаемого результата; - организация выставки творческих работ детей и родителей. |
Результаты: • создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; • развитие творческих способностей детей; • развитие связной речи детей, обогащение словаря; • создание условий, помогающих детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью; • интеграция речевого развития с др. видами деятельности; • совершенствование работы с семьей, создание условий для дополнительного общения детей и родителей. |
В ходе реализации проекта все цели и задачи достигнуты. |
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность подходов в воспитании дошкольников посредством сказки. В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами развития дошкольников. В проекте идёт опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. |
Защитное слово
Вашему вниманию представляется познавательно-творческий проект на тему «Сказка ложь, да в ней намек…». Это краткосрочный проект, длительность которого составляет 2 недели. Данный проект ориентирован, в первую очередь, на воспитанников среднего дошкольного возраста. Участниками проекта являются воспитатели, дети и родители. Сказки - самые любимые произведения детей. Через сказку ребенок может понять законы общества, в котором он родился и живет. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки, однако, понять ее мудрость самостоятельно им удается не всегда, на помощь ребенку должны прийти взрослые. Родители редко читают детям книги – многие дошкольники не знают названия, сюжета сказок, не могут по иллюстрации узнать ее. Анализ ситуации показал необходимость продумать новые, эффективные, нетрадиционные формы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Эта работа предполагала активное участие не только педагогов, но и родителей.
Актуальность. Проект «Сказка ложь, да в ней намек» актуален, так как в наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.
Сказка является одним из средств народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме. Она приобщает к общечеловеческому и этническому опыту. Каждый из нас помнит, как будучи ребёнком сопереживал и внутренне содействовал персонажам русских сказок. А ведь в результате этого сопереживания появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и новое эмоциональное отношение к ним. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это отношение между людьми. Язык сказок понятен малышу. Ребёнок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
Детская сказка предлагает ребёнку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую, загадочную, волшебную историю, но оставляют при этом простор воображению. Таким образом, сказка прививает детям добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми.
Целью данного проекта является формирование духовно-нравственного развития детей через знакомство с творчеством русского народа. К задачам проекта можно отнести следующие:
Для детей: знакомить с творчеством русского народа, читая и обсуждая литературные произведения; учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; формировать умение пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки; обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи; формировать у детей запас литературных художественных впечатлений; развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию; создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки; развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус; закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности; создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу; воспитывать партнёрские отношения между детьми, коммуникативные качества; раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями.
Для родителей: создавать в семье благоприятные условия для развития ребёнка, с учётом опыта детей, приобретённого в детском саду; развивать совместное творчество родителей и детей.
Для воспитателя: расширить педагогический опыт; изучить литературу по теме проекта; разработать проект.
Реализация проекта включала в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе осуществлялись следующие мероприятия:
Определение проблемы, постановка цели, задач, сбор информации, литературы, дополнительного материала, составление перспективного плана работы, подготовка и пополнение предметно-развивающей среды.
- подбор книг " В гостях у сказки";
- беседа «Какие сказки мы знаем?»;
- рассказ воспитателя о сказках;
- привлечение родителей к созданию выставки творческих работ по русским народным сказкам.
В рамках основного этапа проводилось: чтение русских народных сказок в группе, стихов, потешек, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях; пересказ прочитанных сказок; инсценирование сказок посредством театра; дидактические игры: «Угадай сказку», «Из какой сказки герой», «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку»; рассматривание альбома: «Сказки — загадки»; загадывание загадок по сказкам; рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки»; раскрашивание персонажей сказок, иллюстраций к сказкам; викторины по сказкам; выполнение совместной лепки по сказке; строительство теремка, его заселение «жителями»; просмотр мультфильмов по сказкам; рисование иллюстраций к сказкам, изготовление поделок совместно с родителями.
Заключительный этап предполагал:
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата;
- организацию выставки творческих работ детей и родителей.
Итоговым продуктом реализации проекта «Сказка ложь, да в ней намек…» явилась выставка творческий работ детей, на которой были представлены рисунки и поделки, которые дети изготавливали вместе с родителями.
Таким образом, проведенный проект позволил подтвердить правомерность подходов в воспитании дошкольников посредством сказки.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами развития дошкольников. В проекте идёт опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой.