Синергия
- Краткий отчет о практике
1. Общая характеристика места прохождения практики
Местом прохождения практики являлось Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» - российское частное высшее учебное заведение, основанное в 1995 году в Москве. Университет «Синергия» сочетает опыт ведущих европейских вузов, современные технологии e-Learning и лучшие традиции российского академического образования. Университет имеет трижды подтвержденную аккредитацию Международной Ассоциации AMBA (Association of MBA’s) и сертификат UNIQUe Европейского фонда гарантий качества образования (EFQUEL).
2. Краткое описание и анализ результатов проделанной работы
Работа началась с первичного инструктажа, определения плана, целей и задач научно-исследовательской практики. В ходе данного вида деятельности я ознакомилась с целями и задачами прохождения практики. В числе этих задач были:
- Выбор актуальной темы для научного исследования по проблемам «Дошкольного образования»;
- Подбор актуальной учебной, научной и методической литературы по теме в системе мегакампус;
- Подготовка обоснования актуальности выбранной темы исследования;
- Изучение актуальной учебной, научной и методической литературы по избранной теме;
- Написание и оформление доклада на избранную тему, объемом 5 страниц для выступления на научных конференциях (круглых столах);
- Составление обзора научных и педагогических идей (трудов) и анализ изменения педагогической мысли за всю историю человечества;
- Подготовка отчета и дневника практики.
Для написания доклада мною была выбрана тема «Роль игровой деятельности детей дошкольного возраста в формировании волевых качеств личности». Проанализировав различные зарубежные и отечественные исследования, я пришла к выводу, что данная тема является достаточно актуальной и заслуживает внимания. Актуальность проблемы формирования волевых качеств у дошкольников вызвана потребностью педагогов в совершенствовании уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность дошкольника с целью развития самостоятельности, дисциплинированности, настойчивости, решительности и организованности.
В ходе подготовки доклада мной было изучено большое количество актуальной учебной, научной и методической литературы по избранной теме, что безусловно повысило уровень моей педагогической компетентности в вопросах дошкольной педагогики. Также, я получила опыт пользования системой мегакампус для подбора необходимой литературы.
Помимо написания доклада, в ходе практики я работала над составлением обзора научных и педагогических идей (трудов) и анализом изменений педагогической мысли за всю историю человечества. В ходе решения данной задачи мной также было изучено большое количество литературы по истории становления педагогической мысли. Проанализировав отечественные и зарубежные источники литературы, я выделила основные, наиболее значимые, на мой взгляд, периоды и идеи становления педагогической мысли. В качестве основных выводов по данной работе можно выделить следующие:
- Педагогика как наука прошла сложный и противоречивый путь своего становления и развития.
- Педагогика как средство приближения подрастающего поколения к жизни, трудовой и общественной деятельности существует на всем протяжении человеческой цивилизации.
- В настоящее время педагогика превратилась в научно обоснованную систему знаний о закономерностях формирования личности и взяла курс на демократизацию.
Итогом прохождения практики стало написание отчета и оформление дневника практики, в котором были подробно описаны все виды работ и заданий по практике, а также период их выполнения. Приложением к дневнику практики стал доклад по теме «Роль игровой деятельности детей дошкольного возраста в формировании волевых качеств личности» и обзор педагогически идей.
3. Выводы и/или рекомендации по итогам прохождения практики
В ходе данной научно-исследовательской практики я научилась самостоятельно выбирать интересные мне темы педагогических исследований, опираясь на литературные источники, обосновывать их актуальность, подбирать литературу для написания основного содержания своего исследования. Я узнала много нового по истории становления педагогики, изучила достаточное количество научных и педагогических трудов по теме, познакомилась с идеями выдающихся педагогов и философов разных времен.
Таким образом, задачи, поставленные передо мной в начале практики, можно считать решенными.
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Научно-исследовательская работа.
Направления 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(фамилия, имя, отчество студента) |
Место прохождения практики: |
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» |
(полное наименование организации) |
Руководители практики: |
от Университета: Сердюкова Ольга Владимировна |
(фамилия, имя, отчество) |
кандидат психологических наук, научный руководитель |
(ученая степень, ученое звание, должность) |
- Дневник практики:
Дата |
Краткое содержание работы, выполненное студентом, в соответствии с индивидуальным заданием |
06.02.23 |
Первичный инструктаж; определение плана, целей и задач научно-исследовательской практики; |
07.02.23 |
Ознакомление с отчетной документацией по практике; |
08.02.23 |
Поиск актуальной темы для научного исследования в отечественных и зарубежных источниках; |
09.02.23 |
Выбор актуальной темы для научного исследования по проблемам «Дошкольного образования»; |
10.02.23 |
Подбор актуальной учебной, научной и методической литературы по теме в системе мегакампус; |
11.02.23 |
Подбор актуальной учебной, научной и методической литературы по теме в системе мегакампус; |
12.02.23 |
Выходной. |
13.02.23 |
Анализ литературных источников для обоснования актуальности выбранной темы исследования; |
14.02.23 |
Анализ литературных источников для обоснования актуальности выбранной темы исследования; |
15.02.23 |
Написание обоснования актуальности выбранной темы исследования; |
16.02.23 |
Написание обоснования актуальности выбранной темы исследования; |
17.02.23 |
Изучение актуальной учебной, научной и методической литературы по выбранной теме исследования; |
18.02.23 |
Изучение актуальной учебной, научной и методической литературы по выбранной теме исследования; |
19.02.23 |
Выходной. |
20.02.23 |
Разработка плана доклада; |
21.02.23 |
Написание вводной части доклада; |
22.02.23 |
Доработка вводной части доклада; |
23.02.23 |
Праздничный день |
24.02.23 |
Выходной. |
25.02.23 |
Работа с литературными источниками по теме исследования; |
26.02.23 |
Выходной. |
27.02.23 |
Написание основной части доклада; |
28.02.23 |
Написание основной части доклада; |
01.03.23 |
Написание основной части доклада; |
02.03.23 |
Формулирование выводов, написание заключительной части доклада; |
03.03.23 |
Внесение правок и дополнений в текст работы; |
04.03.23 |
Оформление доклада в соответствии с требованиями. |
05.03.23 |
Выходной. |
06.03.23 |
Поиск педагогических источников литературы для обзора; |
07.03.23 |
Изучение основных педагогических идей и их истории; |
08.03.23 |
Праздничный день. |
09.03.23 |
Выделение основных периодов развития педагогической мысли; |
10.03.23 |
Систематизация педагогических учений; |
11.03.23 |
Составление обзора научных и педагогических идей, формулировка выводов; |
12.03.23 |
Выходной. |
13.03.23 |
Написание краткого отчета о прохождении практики; |
14.03.23 |
Внесение правок и дополнений в отчет о прохождении практики; |
15.03.23 |
Ознакомление с требованиями оформления отчетной документации; |
16.03.23 |
Оформление и подготовка отчетной документации; |
17.03.23 |
Оформление и подготовка отчетной документации; |
18.03.23 |
Внесение последних правок и дополнений, подготовка отчетной документации к сдаче. |
Содержание индивидуального задания на практику, соотнесенное с планируемыми результатами обучения при прохождении практики:
Код формируемой компетенции |
Наименование работ и индивидуальных заданий |
Период выполнения работ и заданий |
ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОПК-1, ОПК-2 |
Первичный инструктаж; определение плана, целей и задач научно-исследовательской практики; Выбрать актуальную тему для научного исследования по проблемам «Дошкольного образования»; подбор актуальной учебной, научной и методической литературы по теме в системе мегакампус |
06.02.23 – 11.02.23 |
ПК-1, ПК-2, ПК-3 |
Подготовить обоснование актуальности выбранной темы исследования; Изучить актуальную учебную, научную и методическую литературу по избранной теме. Написать доклад (на избранную тему, объемом 5 страниц) для выступления на научных конференциях (круглых столах) и оформить по всем правилам. |
13.02.23 – 04.03.23 |
ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9 |
Составить обзор научных и педагогических идей (трудов) и проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества |
06.03.23 – 11.03.23 |
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6 |
Подготовка отчета и дневника практики, с приложением подготовленного доклада и обзора научных трудов (идей). |
13.03.23 – 18.03.23 |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ
№ п/п |
Этап практики |
Виды работ |
Период выполнения работ |
1 |
Подготовительный этап, включая инструктаж по технике безопасности. |
Инструктаж по технике безопасности в период прохождения практики, ознакомление: с целями и задачами предстоящей практики, с требованиями, которые предъявляются к студентам со стороны руководителя практики; с заданием на практику и указаниями по его выполнению; со сроками представления отчетной документации и проведения зачета. |
1 неделя |
2 |
Основной этап. |
Выполнение индивидуального задания, согласно вводному инструктажу; Выбор актуальной темы исследования; написание обоснования темы; самостоятельная работа студента с библиотечным фондом; подготовка доклада для выступления на научных конференциях (круглых столах) объемом 5 страниц; подготовка обзора научных и педагогических идей (трудов) с анализом
|
1-5 неделя |
3 |
Заключительный этап. Подготовка отчета о практике |
Оформление отчета и защита обоснования актуальности, доклада и обзора |
6 неделя |
Приложение 1
Доклад «Роль игровой деятельности детей дошкольного возраста в формировании волевых качеств личности»
Актуальность проблемы формирования волевых качеств у дошкольников вызвана потребностью педагогов в совершенствовании уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность дошкольника с целью развития самостоятельности, дисциплинированности, настойчивости, решительности и организованности.
Нам кажется важным и целесообразным формирование и развитие волевых качеств личности у детей. Волевые качества возможно формировать в различных сферах деятельности, особенно важно начинать продуманное развитие и формирование воли с дошкольного возраста в деятельности, которая будет доступна и интересна детям в соответствии с их возрастными особенностями [5].
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, это естественное времяпровождение дошкольников, в игровой деятельности возможно без насилия над личностью формировать и развивать различные качества, в том числе и волевые. Игровая деятельность содействует познавательной активности детей, развивает двигательные умения, навыки, формирует волевые качества, укрепляет физическое и психическое здоровье детей и многое другое [3].
Развитие волевых качеств начинается с детства. Первые проявления воли мы видим в произвольных действиях ребенка [7, 8]. Инициативность, самостоятельность ребенка служит основой развития для произвольного поведения. Ребенок уясняет, что определенное волевое усилие способно помочь в достижении поставленной цели, преодолеть трудности. Развитие волевых качеств интенсивно проходит с трех до семи лет [4, 9, 12]. О степени развития волевых качеств свидетельствуют способности ребенка справляться с поручениями, для достижения которых необходимо преодолевать препятствия, прилагать определенные усилия [14, 15].
Для развития волевых качеств важен период становления самостоятельности ребенка, при этом ребенок еще не владеет многими знаниями и умениями, чтобы осуществлять самостоятельную деятельность [1, 13, 16]. В этот период ребенок болезненно воспринимает навязывание воли взрослых, зачастую возникает негативное отношение к любому требованию, совету со стороны. Отсутствие волевых качеств или недостаточное их развитие не позволяют ребенку адекватно воспринимать указания, просьбы взрослых людей, достигать поставленных целей и преодолевать трудности. дошкольный возраст отличается от других возрастов специфической деятельностью – игрой, в которой происходит процесс воспитания и обучения. В разных видах игр проявляются и развиваются различные качества, в том числе и волевые, каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса.
Рассмотрим, на наш взгляд, наиболее эффективные в плане развития дошкольника игры, позитивно влияющие на развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Первым доступным видом игры являются конструктивные предметные игры. Они способствуют развитию произвольной регуляции действий, умению реагировать на действия других, осуществлять самоконтроль [11].
Также одним из первых видов деятельности являются подвижные игры. Они оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка, различных свойств личности, морально-волевых качеств. В подвижных играх целесообразно использовать задания на закрепление определенных умений, навыков, которые еще не стали обыденными, повседневными. Подвижные игры отличает от других видов возможность выплеснуть накопившуюся энергию, относительная независимость, свобода от влияний извне, принуждений взрослых. В игре ребенок проявляет свою самостоятельность, свободу выбора, инициативность, решительность. В педагогике все вышеперечисленные показатели являются основой для развития такой сферы личности, как воля. Подвижные игры подготавливают ребенка к волевым поступкам: самостоятельно действовать на основе своих взглядов и убеждений, не поддаваться чужому влиянию, закреплять волевые качества, полученные ранее.
Коллективные подвижные игры закрепляют умение саморегуляции поступков. В старшем дошкольном возрасте у детей возникает психологическая потребность в прохождении специальных испытаний, подтверждающих ловкость, наличие упорства, решительности, выдержки и др.
Сюжетно-ролевые и ролевые игры представляют собой особую значимость в развитии волевых качеств, практически все основные волевые качества можно тренировать в процессе этих игр. Любую роль в процессе игры ребенок изучает, осознает, углубляя, обогащая тем самым свою личность, формируя при этом ряд морально-волевых качеств.
Хочется отметить значение творческих и дидактических игр в формировании волевых качеств. Творческие игры заинтересовывают ребенка, но в соответствии с возрастными особенностями, интерес быстро пропадает, и ребенок не хочет заканчивать начатое дело. Задача воспитателей активизировать волевые качества ребенка, чтобы закончить начатое, помочь проявить целеустремленность, усидчивость, настойчивость [11].
В ходе нашего теоретического исследования представляет особый интерес рассмотрение путей формирования и развития основных волевых качеств личности посредством использования в образовательном процессе различных игр [2].
Волевое качество решительность характеризуется умением без колебаний принимать быстрое решение в трудной ситуации, брать ответственность на себя, уверенностью в своих действиях, отсутствием растерянности, нерешительности в затруднительных ситуациях. Решительность возможно формировать и развивать несложными играми, в которых главное – определенный сигнал на начало выполнения действий и завершение деятельности. В качестве формирования и развития решительности у дошкольников можно использовать игру «Прыжок через пропасть», выполнять ее следует в спортивном зале [6].
Педагог в учебно-воспитательном процессе должен грамотно подбирать игры с соответствующим содержанием, не все игры содействуют развитию волевых качеств, нравственному развитию. Игра должна соответствовать определенным критериям: увлекательность содержания, содержание игры должно отражать реальные общественные взаимоотношения, явления жизни, цели игры должны быть значимы и доступны детям, игры должны затрагивать нравственные чувства ребенка. В ходе игровой деятельности воспитатель должен играть направляющую роль, передавать свой взгляд на мир, нравственный опыт, приобщать к общественной жизни и взаимоотношениям в социальной сфере [10].
В игровой деятельности инициатива должна принадлежать детям, они должны интересоваться разными видами и темами игр, предлагать тему для игры, последовательность действий, в общих чертах представлять результат игры. В старшем дошкольном возрасте дети могут сами распределять роли, хотя иногда требуется помощь воспитателя.
Волевые качества позволяют человеку добиваться поставленной цели, выполнять различные виды деятельности, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Развитие волевых качеств оказывает непосредственное влияние на успешность в учебной и трудовой деятельности. Отсутствие волевых качеств или недостаточное их развитие не позволяют ребенку адекватно воспринимать указания, просьбы взрослых людей, достигать поставленных целей и преодолевать трудности.
Сенситивным периодом для развития волевых качеств является дошкольный период. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к воздействию и взаимодействию со взрослыми. Развитие и формирование волевых качеств является неотъемлемой частью общего развития личности. Развивать волю необходимо систематически и последовательно, используя методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям. Следует отметить важную функцию взрослого, который направляет, показывает на собственном примере, как можно контролировать свое поведение. Для эффективного взаимодействия детей и взрослых для воспитания волевых качеств необходимо придерживаться определенных правил:
– постановка цели должна быть доступна для понимания ребенка, интересна и достижима в выполнении;
– необходимо оказывать помощь детям в выполнении задания, достижении цели;
– учить детей преодолению любых трудностей;
– учить детей использовать творчество для достижения результата деятельности;
– учить планированию своих действий, доводить их до логического завершения;
– интересоваться всеми результатами работы, поощрять успешное выполнение.
Развитие воли происходит во всех видах доступной по возрасту деятельности: игре, общении, продуктивной деятельности. В этой деятельности важно пояснить смысл, определить цель и задачи, что повлечет за собой развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности, дисциплинированности.
Формирование волевых качеств дошкольников в процессе игровой деятельность – процесс сложный, многогранный и длительный. В нем должны быть задействованы и учителя, и психологи, и родители учащихся. для эффективности данного процесса необходимо создавать специальные педагогические условия, использовать разнообразные педагогические методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям дошкольника. Развитые волевые качества позволят детям успешно учиться в школе, выполнять порученную работу, адаптироваться в социальной среде.
Список литературы
- Баданина Л.П. Основы общей психологии: учеб. пособие. 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 448 с.11
- Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: учеб. пособие. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 238 с.14
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: методическое пособие. - М.: Творческий центр Сфера, 2016. - 96 c.2
- Детская психология: учебное пособие / составитель
Л.П. Скрыльникова. - М.: ФЛИНТА, 2019. - 104 с. 5 - Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.: детство-Пресс, 2014. - 280 с.1
- Загорная Е.В. диагностика и развитие познавательной сферы дошкольников: учебно-методическое пособие. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 197 c.15
- Зиновкина М.М., Горев П.М., Утемов В.В. Увлекательные игры с Совёнком: учебно-методическое пособие. - Киров: АНО дПО МЦИТО, 2015. - 120 с.3
- Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. Картотека игр для детей дошкольного возраста: Пособие для логопедов, воспитателей и внимательных родителей: учеб. пособие. - СПб.: КАРО, 2010. - 296 с. 4
- Князев Е.А. Отечественное дошкольное образование и педагогика. Исторический обзор: учебник. - М.: ФЛИНТА, 2018. - 305 с.6
- Коломийченко Л.В., Зорина Н.А., Половодова Л.С. Основы дошкольной педагогики / Под ред. Л.В. Коломийченко. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. - 157 c.16
- Общая психология. Тексты: учебное пособие: в 3 т. / составители Ю.Б. дормашев. 3-е изд. - М.: Когитоцентр, 2013. - 664 с.13
- Педагогическая наука и современное образование. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции: сборник научных трудов. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 448 с.7
- Портнова А.Г., Теплинских М.В. Избранные проблемы психологии развития: электронное учебное пособие: учеб. пособие. - Кемерово: КемГУ, 2015. - 184 с.12
- Сайфуллина Г.Г., Кашапова Л.М. Организация предшкольного образования: программа спецкурса и методические рекомендации: методические рекомендации. - Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2009. - 40 с.9
- Слюсарева Е.С., Мизина Н.Н., Шеховцова О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников: учебно-методическое пособие / составители Слюсарева Е.С.; под ред. Слюсаревой Е.С., Шеховцовой О.Ю. - Ставрополь: СГПИ, 2018. - 162 с.8
- Трофимова Н.Б., Гончаренко Е.С. Психология развития (теоретический аспект): учеб. пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2017. - 180 с.10
Приложение 2
Обзор педагогических идей
Возникновение и развитие педагогики как науки
Наука о воспитании сформировалась тогда, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.
Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны первые попытки обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), его ученик Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.). В их трудах были глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки.
Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа Марка Квинтилиана (35–96 гг.). Этот труд на протяжении долгого времени был основной книгой по педагогике – наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.
Развитие педагогики в Средневековье и эпоху Возрождения
В период Средневековья Церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей Церкви были образованные люди, например, философы Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения подарила миру целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466–1536), французы Франсуа Рабле (1494–1553) и Мишель Монтень (1533–1592).
Педагогика долго считалась всего лишь разделом философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь при этом связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связаны с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670) – создателя научной педагогической системы, автора труда «Великая дидактика». Коменский требовал, чтобы обучение исходило из чувственных восприятий, физического и нравственного воспитания. Чешский педагог был убежден в могучей силе воспитания и считал, что нет таких детей, которых нельзя было бы воспитать. Он разработал все основные вопросы организации учебной работы, явился основоположником классно-урочной системы обучения. Необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума». Труды Я. А. Коменского оказали огромное влияние на педагогическую мысль и школьную практику во всех странах мира.
Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци
Крупным педагогом XVII столетия был Джон Локк (1632–1704). В это время в Англии произошла буржуазная революция, которая закончилась компромиссом между буржуазией и дворянством. Д. Локк отразил этот компромисс в своей педагогической теории, предложив систему воспитания «джентльмена», которая в первую очередь преследовала цели физического и нравственного воспитания, формировала «дисциплину тела» и «дисциплину духа».
Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII века – Дени Дидро (1713–1784), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) и особенно Жан-Жак Руссо (1712–1778).
Ж.-Ж. Руссо принадлежал к числу французских просветителей, глубоко веривших в силу воспитания. Он создал теорию естественного воспитания – воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию.
Ж.-Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он пропагандировал тесную связь обучения с жизнью и природой.
Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). Целью воспитания И.-Г. Песталоцци считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика. На мировоззрение этого педагога оказала влияние немецкая идеалистическая философия XVII–XVIII веков. Большую роль в нравственном воспитании он отводил семье, особенно влиянию матери. Им была создана «теория элементарного образования», согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово. Поэтому элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью.
Педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая им, оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.
Роль К. Д. Ушинского в истории развития педагогической мысли в России
К. Д. Ушинский (1824–1870) – великий русский педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России. Педагогические взгляды К. Д. Ушинского строились на принципах народности, самобытности русской педагогической науки, воспитания в труде.
К. Д. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Он рассматривал его как общественное, социальное явление, а также указывал на необходимость тщательного изучения педагогами законов человеческой природы. В целях достижения полноценного воспитания и развития личности К. Д. Ушинский разработал ряд важнейших принципов.
По его мнению, первое место в формировании человека должен занимать родной язык, знать который надо в совершенстве как историю своей родины. Не менее важным принципом педагогической системы Ушинского является принцип воспитания в труде. Трудолюбие он считал основой счастья человека и требовал, чтобы учение, как и всякий труд, было не игрой и забавой, а серьезным занятием.
К. Д. Ушинский многое сделал в области дидактики в разработке содержания образования принципов, методов и форм обучения. Он выдвинул принцип воспитывающего обучения и рассматривал изучение любого предмета как единый процесс умственного и нравственного развития.
В области содержания образования К. Д. Ушинский настаивал на том, чтобы оставить в учебниках только то, что действительно полезно для человека.
Большое значение К. Д. Ушинский придавал сознательности, систематичности и прочности обучения. Особое внимание он уделял правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он считал необходимым ставить детей в активную позицию, включая их в разнообразные формы педагогически целесообразной деятельности.
К. Д. Ушинский высоко ценил роль учителя в процессе воспитания, уверяя, что именно от педагогического мастерства наставника зависит воспитательный эффект. В связи с этим он требовал, чтобы каждый учитель относился к своей профессии с любовью.
Вклад А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в развитие российской педагогики
Известность педагогике социалистического периода принесли работы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.
А. С. Макаренко, выдающийся советский педагог и писатель (1888–1936), выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методику трудового воспитания. Он изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Одним из главных принципов воспитания Макаренко считал гуманизм. Он подчеркивал, что в отношении к детям необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». С гуманизмом у А. С. Макаренко тесно сочетается оптимизм, умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке развитие самого лучшего.
Макаренко считал, что невозможно рассматривать человека в отрыве от общества, поэтому основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе.
Свои воззрения выдающийся советский педагог изложил в книгах «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей». В «Педагогической поэме» Макаренко занимал вопрос, как изобразить человека в коллективе, борьбу человека с собой, борьбу коллектива за свою ценность. В книге «Флаги на башнях» Макаренко стремился изобразить счастливый детский коллектив в счастливом обществе.
А. С. Макаренко был одним из тех первых советских педагогов, кто разрабатывал вопросы семейного воспитания.
Другой советский педагог, В. А. Сухомлинский (1918–1970), исследовал моральные проблемы молодежи. Им написано более 30 книг и 300 статей. Особенно широко известны его книги «Руководство учебно-воспитательной работой в школе», «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа» (директором которой он был), «Сердце отдаю детям». Книги В. А. Сухомлинского отличаются большой любовью к детям, глубиной и актуальностью. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение при осмыслении современных путей развития педагогической мысли.
Таким образом, педагогика как наука прошла сложный и противоречивый путь своего становления и развития. В настоящее время она превратилась в научно обоснованную систему знаний о закономерностях формирования личности.
Говоря об исторической стороне педагогической науки, мы исходим из того, что воспитание подрастающих поколений – одно из важнейших условий существования и развития человеческого общества. Объясняется это тем, что развитие человека обусловлено не только биологической наследственностью, но и социальными условиями, особенно воспитанием, благодаря которому осуществляется преемственность поколений.
Т. о., педагогика как средство приближения подрастающего поколения к жизни, трудовой и общественной деятельности существует на всем протяжении человеческой цивилизации. С появлением воспитания появились и мысли о воспитании, т. е. элементы педагогики, зарождение которых относится к доисторическим временам. Они передавались от поколения к поколению сначала в поговорках, песнях, сказках, религиозных нравоучениях (народная педагогика), затем в трактатах философов. В классовом обществе – в виде установочных циркуляров, указов, постановлений, инструкций.
Перестройка, начатая в нашей стране в 80-е гг., затронула все сферы человеческой деятельности: политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения, народное образование. Главное в перестройке образования – изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике. Совершенствование обучения и воспитания молодежи на основе демократической педагогики означает:
• признание личности человека базовым компонентом учебно-воспитательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания;
• гуманное общение между людьми, построенное на взаимном уважении и доверии;
• деятельный подход к организации учебно-воспитательной работы;
• создание условий для самовыражения, самоутверждения и самодеятельности человека.