Семья слов
- Введение
№ |
Компоненты паспорта |
Описание исследовательского проекта |
1 |
ФИО участника |
|
2 |
Тема проекта |
Семья слов |
3 |
Актуальность проекта |
Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о корнях слов, образовании слов, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, орфографические и словообразовательные словари. Обучающиеся повторят материал по темам: «Правописание приставок и суффиксов», «Однокоренные слова», «Единообразное написание однокоренных слов». Работа над проектом проводится в индивидуальной форме или парами. Учащиеся в течение 1 недели, во внеурочное время под руководством организатора проекта учащиеся будут искать информацию, обрабатывать, создавать проекты, проводить исследования и в дальнейшем использовать полученные знания. Для успешной реализации проекта необходима четкая организация исследовательской деятельности детей. |
4 |
Проблема исследования |
Что такое семья слов? |
5 |
Объект исследования |
Семья слов |
6 |
Цель проекта |
подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении; составить семью слов; участвовать в презентации своей страницы. |
7 |
Задачи проекта |
|
8 |
Гипотеза исследования |
Можно ли используя один корень и разные суффиксы с приставками, образовать семью слов |
9 |
Методы исследования |
Теоретический анализ научной литературы, практическое исследование |
10 |
Тип проекта |
Практико-ориентированный |
11 |
Этапы реализации проекта |
1этап. Подготовительный 2 этап. Планирование и организация деятельности. 3 этап. Практический 4 этап. Презентационный 5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный) |
12 |
Оборудование для проведения исследования |
Учебная литература, презентация |
13 |
Продукт проекта |
проект предназначен для индивидуального создания учащимися в процессе исследовательской, творческой деятельности своей «семьи слов». Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса. |
14 |
Перспектива проекта |
Предметные: проявляют позитивное эмоциоально-оценочное отношение к русскому языку, понимают значимость хорошего владения русским языком, стремление к его грамотному использованию; подбирают слова с заданной морфемой, находят корень в однокоренных словах, подбирают однокоренные слова к заданному слову. Личностные: имеют мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения деятельности Метапредметные: - познавательные – осознают познавательную задачу, решают её, используют знаково– символические средства для решения учебных задач, пользуются словарями и справочными материалами учебника, строят несложные рассуждения, устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы, формулируют их; - регулятивные – планируют свои действия для решения задач, выполняют действия по намеченному плану, оценивают свои достижения. Определяют трудности, осознают причины успеха (неуспеха) и способы преодоления трудностей; - коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе, оценивают мысли, советы предложения других людей, разные мнения, высказывания, высказывают своё мнение, аргументируют его |
15 |
Используемые источники |
УМК «Школа России» |
Основная часть
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой
|
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу. В зимний день уж кто-то странный На ладони появилось ярко- жёлтое пятно. И, как с самым лучшим другом, Поздоровалось со мной. -Доброе утро, ребята! ( метод стимулирования к обучению) Самое удивительное явление в мире-это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте свое хорошее настроение. Подарите улыбки гостям. Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу, чтобы вы решали возникающие проблемы вместе, чтобы вы открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. Итак, устремимся по ступенькам знаний к новому открытию. Девиз урока.«Зри в корень» слайд -Прочитайте пожалуйста его. - Какое слово вызвало затруднение? - Где можно посмотреть значение этого слова? (В толковом словаре) (Зри- смотреть, видеть). - Может это вам поможет объяснить эту фразу? (Находить что-то важное) -Какой это жанр устного народного творчества? (Пословица.) -Как вы её понимаете? (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не сразу.) -Мы продолжаем накапливать знания, изучая тайны русского языка.
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Личностные: самоопределение
|
2.Предпроектный этап
(вхождение в проектную деятельность)
2.1. Самоопределение к деятельности.
Постановка учебной задачи. |
- На экране ребус 7Я(слайд)
Кто ребус простой отгадает, Тот слово родное узнает. Буковок много и это все «я! должна получиться большая... – семья
- Кто объяснит значение этого слова? Семья - группа людей, из близких родственников - родителей, детей, братьев, сестёр, дедушек, бабушек, дядей, тёть, живущих вместе Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят.
-Что для вас семья? -Расскажите, как вы относитесь к своей семье? - Где еще встречается понятие семья? - А сейчас давайте вспомним членов нашей семьи. Поставили ручки на парту и разомнем их. Это пальчик папа, Этот пальчик мама, Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик я, Вот и вся моя семья. - Открыли тетради. И записали сегодняшнюю дату.Слайд -Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка?
2. Минутка чистописания. -Эта буква именинница. Ведь именно с этого слова мы начали наш урок. - Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. (Строчная буква "С" следует за заглавной буквой «С» в порядке увеличения на одну букву) - Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки.
Буква «О» жила на свете
- Посмотрите на доску. (слайд) Семья, семьянин, семейка, семейный. -Как объясните слово семьянин? Семьянин человек, который имеет семью, любящий семейную жизнь, заботливо относящийся к своей семье. -Что объединяет эти слова? -Запишите эти слова. Выделите корень и обозначьте орфограмму. -Как проверить безударную гласную е? -Чтобы не допустить ошибки в словах….
-А сейчас посмотрите небольшую сценку
Учитель. Однажды встретились корень куста и корень слова. – Здравствуй, я корень, а ты кто? – Я тоже корень. – Я в земле живу. А ты где живешь? – А я в словах живу. – Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя – Не хвастайся! От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. – Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть! – А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже Учитель. Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают, и такие, – Попробуйте объяснить, о чем - А какие еще значения имеет слово корень? - Значит, какое это слово?
- А какое общее значение? (Что это что-то главное)
- Но на уроке русского языка нас будет интересовать корень слов. А что такое корень, вспомните правило? - А как выделяют корень? (Дугой) - Тогда почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка? (Семейное дерево начинается с корня, и семья слов тоже начинается с корня). Итак, темой нашего урока является «Семья слов» - Какие цели поставим перед собой на уроке? -Вспомним …что такое однокоренные слова, корень слова -Научимся подбирать…… однокоренные слова -Будем учиться составлять «семью слов», разбирать слова по составу. Слайд –(прайэкт) Давайте попробуем узнать слово, транскрипция которого у меня записана на доске. (Проект.) –Как вы догадались? (Обозначили звуки буквами и собрали слово.) –Давайте проверим. ( Проект.Верно.) – Подумайте, что это слово обозначает? – Что нам может помочь в этой работе? (толковый словарь.) – Подумайте, а какое отношение слово «проект» имеет к нашему уроку? (Мы будем выполнять проект.) 1.Откройте учебник на странице 101, ещё раз прочитайте тему урока. - Определите, что вы будете сегодня делать? - Предположите, какой будет урок?
- Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект «Семья слов»? - Составим план работы на уроке - Желаю вам хорошо поработать на уроке. ( Подводящий к теме диалог) |
-Семья
-Дают определение семьи.
-Высказывают отношение к своей семье, сколько в семье членов.
-Делятся опытом (волчья стая, улей пчел,муравейник)
(Одинаковый корень, однокоренные слова). Проверка
-О корне
-Корень зуба, корень волоса, корень ногтя -Многозначное
Дают определение.
Дают определение. Наши проекты. Семья слов.
-Будем работать над проектом «Семья слов" -Интересный, необычный, познавательный. - Что такое родственные слова, уметь определять состав слова.
1. Подготовка к проекту. 2. Создание проекта. 3. Защита проекта. 4. Оценка проекта.(Слайд ) |
Познавательные УУД Постановка и решение проблемы. Выдвижение гипотез
Регулятивные УУД Учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу. Планирование деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.
Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. Учатся осуществлять контроль, проверять, корректировать и оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД
Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство.
Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.
|
2.2. Повторение и систематизация знаний
|
-Начнем подготовку к проекту. -Что вам в этом поможет?
2.Изучите задание №1 на стр. 101. Коллективная работа - Сколько слов можно образовать от одного корня?
-Можно ли эти слова назвать «семьей»? - Докажите. слайды - Я подготовила для вас значение некоторых однокоренных слов к корню «лес». А что нужно будет сделать вам? (Назвать слово и его записать, выделяя корень). - Повторим, какие слова называются однокоренными? -Что должны помнить, при записи однокоренных слов - Работник лесной охраны. (Лесник). Проверим. -Специалист по лесному хозяйству. (Лесничий). Проверим. - Ласковое название леса. (Лесок). Проверим. - Ручей в лесу. (Лесной ручей). Проверим. - Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. (Лесничество). Проверим. - Предприятие первичной обработки древесины. (Лесопилка). Проверим. -Большой лес. (Лесище). Проверим. - Местность, где много лесов. (Лесистая местность). Проверим. - Небольшой лесной участок. - Устройство, предназначенное для спуска. (Лесенка). Проверим. -Вспомните еще раз, как можно назвать эту группу слов? (Однокоренные или родственные слова.) -Почему вы так решили? -Что ещё необходимо вспомнить? (У них в корне слова содержится общее лексическое значение.) -Все так думают? Кто думает по-другому? (Слово лесенка не является однокоренным к этой группе слов, потому что у него другое лексическое значение). в -Какую работу мы выполнили?
Групповая работа Прочитайте задание №2. - Предложения какой группы вам понравились? Какие надо исправить? (частично-поисковый, проблемный диалог) |
Информация учебника, интернет, словари, помощь взрослых, энциклопедии, взаимопомощь одноклассников.
Дети анализируют задание
- Много. Для каждого слова свое количество. Рассматривают рисунок, читают внимательно слова. - Да, это родственные слова.
Определение учащихся
-Корень слова всегда пишется одинаково
-Одинаковый корень
-Записали группу однокоренных слов с корнем «лес».
Проверка. -Дети самостоятельно составляют предложения с любым родственным словом.
- Желающие читают предложения. |
Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство. Учатся находить информацию в толковом словаре.
Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности. контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно. |
|
3.Выполняем задание №3 - Что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание? - С чего начинаем разбор слова по составу? (Выстраивание схемы на слайдах- моделирование)
(проблемно-поисковые методы)
-Найдем слова на рисунке, которые подходят к данным схемам. Лесной, лесок, лесище, лесистый, Перелесок. Лес Для четвертой схемы слова нет Лесостепь, лесовод
методы контроля и самоконтроля
-Какие умения мы формировали, выполняя это задание? |
- Надо знать обозначения корня, приставки, суффикса, основы и окончания. Уметь делить слово по составу. (Слайд) - 1. Разбор слова по составу всегда начинается с того, к какой части речи слово относится. 2.Находим в слове окончание. Для этого изменяем слово. Изменяемая часть и будет окончанием. Окончание-это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении. 3. Выделяем в слове основу. Основа- это часть слова без окончания. 4.Находим в слове корень. Для этого подбираем однокоренные слова. 5.Находим в слове приставку. Для этого подбираем однокоренные слова без приставки или с другой приставкой. Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. 6. Находим в слове суффикс. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Проверка (слайд) |
Познавательные УУД Общеучебные: Моделирование. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство.
Личностные УУД Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.
Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу. Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре. контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные УУД Учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности, учатся владеть диалогической формой речи. Учатся формулировать собственное высказывание.
|
3.Создание продукта проектной деятельности |
-Давайте вернёмся к следующему пункту плана нашей работы. Слайд - Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? Что вам надо для проекта?
Групповая работа
-Вспомните правила работы в группах. -Чтобы узнать, с каким корнем вы будете составлять «свою семью», отгадайте ребус. - На ваших столах лежат листы с нарисованными деревьями-елочками, а рядом лежат снежинки. Каждая группа запишет слова на снежинках и украсит ими елочку.
- Как надо работать, чтобы в словах не было ошибок? (задания творческого характера, проблемно-поисковые методы)
-Для создания проекта вашей «семьи слов» будет помощник - словарь. Какой? -Вспомните, в чём особенность этого словаря? (В нём собраны группы однокоренных слов) |
Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности - Возьмем листы бумаги, где нарисовано дерево, возле корня напишем главное слово, на дереве или около напишем родственные слова. (Слайд) учащиеся называют эти правила
Отгадывание ребуса (снег) слайд
-Вспоминать изученные орфограммы, пользоваться орфографическим словарем. -Помнить, что корень слова всегда пишется одинаково, кроме чередования согласных в конце корня.
-Словообразовательный словарь. Определение учащихся.
Дети составляют «дерево» родственных слов. |
Познавательные УУД Решение проблемы творческого характера Коммуникативные УУД Умение вести монолог и диалог Личностные УУД Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.
Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. |
4.Защита проекта. Оценка проекта |
- Кто справился с проектом? -Что сейчас вам предстоит сделать? - Кто уже готов защитить свой проект?
-Давайте проверим, а какая «семья слов» получилась у меня с корнем «снег»? -Оцените себя. - Как можно еще доработать проект? методы контроля и самоконтроля
|
Желающие защищают свои проекты. -Защитить свой проект. Дети дают оценку своему проекту и проектам одноклассников. Проверка на слайде
- Украсить рисунками, дополнить другими словами |
Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке. Коммуникативные УУД Умение вести монолог и диалог Личностные УУД Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников. Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
|
5.Итог урока. Рефлексия
6.Домашнее задание |
- Над какой темой мы сегодня работали? - Что такое однокоренные слова? - Что такое корень? - Из каких еще частей состоит слово? «ДЕРЕВО УСПЕХА» - Вы сегодня хорошо поработали, найти корень, значит найти смысл внутри себя. Вы сегодня тоже зажгли себя своими знаниями. Выберите нужный шарик и повесьте его на нашу елочку. Желтый-…. Зелёный-…. Красный-…. Урок наш окончен, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно, усердно трудились. И знания ваши нам пригодились. Продолжите предложения: *Было интересно… *Теперь я могу… *Мне понравилось…
|
Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку. - Готовились к проекту. - Делали проект. -Защищали проект. методы самоконтроля
|
Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке. Коммуникативные УУД Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.
|
Заключение
Проект "Семья слов" совсем несложное задание, если ребенок разбирается в том, что такое "однокоренные слова".
В семью слов входят именно они - однокоренные слова, они как братья и сестры, одного родства. Для проекта эти слова нужно еще и оригинально оформить.