Азбука доброты
Тема |
«Азбука доброты» |
Вид проекта |
|
Актуальность проекта |
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям. Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию проявляется в самых разных жизненных ситуациях, поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. |
Цель проекта |
Обогатить и углубить знания детей дошкольного возраста о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. |
Проблемный вопрос |
Неумение детей общаться, поддерживать дружеские отношения. |
Задачи проекта |
Для детей Образовательные задачи: – формировать понимание того, что добро должно быть направлено на человека и других живых существ; – учить делать нравственный выбор своего поведения; Развивающие задачи: – развивать способность детей отличать хорошие поступки от плохих; – содействовать формированию стремления подражать положительным героям сказок, рассказов, мультфильмов; – развивать умение видеть, ценить и беречь красоту; – развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; – развивать внимание, память, мышление, воображение; умение отвечать на вопросы воспитателя, связную речь (монологическую и диалогическую); – побуждать детей к творческому выражению чувств через продуктивные виды деятельности (рисование, аппликацию, лепку, конструирование, ручной труд). Воспитательные задачи: – воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, потребность радовать близких результатами своего труда; – воспитывать чувство дружбы, сплоченности, умения работать сообща; – воспитывать терпение, милосердие, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь; – воспитывать самостоятельность, целеустремленность, инициативу. |
Для воспитателей - Расширять педагогический опыт. - Изучить литературу по теме проекта. - Разработка проекта. |
|
Продукт проекта |
Выставка детских рисунков и поделок «Добро глазами ребенка» |
Возраст |
Старший дошкольный возраст |
Сроки реализации |
2 недели |
Паспорт проекта
Подготовительный этап
Дата |
Мероприятия, инициированные воспитателем |
Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта |
Риски |
Результаты
|
14.03. |
- поиск, изучение и обработка информации; - создание проблемы и постановка целей и задач; - работа над методической литературой, подбор игр, подготовка наглядно- демонстрационных пособий; - предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы; - разработка НОД; - подбор материалов для консультаций. |
Для успешной реализации проекта была преобразована предметно-развивающая среда в группе: были пополнены развивающие центры, созданы дидактические игры, разработаны картотеки бесед, подвижных игр, сюжетно-ролевых игр, приготовлены материалы для продуктивной и художественной деятельности детей, подобраны сюжетные картинки. |
Современные родители могут не найти время для содействия проекту. |
Дети заинтересованы в предстоящей деятельности по теме проекта, родители включены в работу над проектом. |
Основной этап
Дата |
Место в режиме дня |
Мероприятия |
Участники ОП, участвующие в мероприятии |
Промежуточные результаты |
15.03 |
Утро
Вечер |
- Беседы на тему: «Что такое доброта», «Беседа о добрых делах и поступках»;
- Дидактические игры: «Оцени поступок», «Волшебный стул», «Назови ласково». |
Воспитатель, дети |
- усвоение духовно-нравственных норм и ценностей, принятых в обществе; - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. |
16.03 |
Утро
Вечер |
- Слушание в аудиозаписи песен о доброте: «Если добрый ты» муз. М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда», «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», «Что такое доброта?»
- Аппликация «Большое доброе сердце» (коллективная, объемная, из колечек бумаги). |
Воспитатель, дети |
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; - расширять представления о дружбе и доброте; - развивать эмоциональную отзывчивость; - формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. |
17.03 |
Утро
Вечер |
- Просмотр мультфильма «Сказка про доброго носорога». Беседа по содержанию.
- Коммуникативные игры: «Передай настроение», «Добрые волшебники»; |
Воспитатель, дети |
- содействовать формированию стремления подражать положительным героям сказок, рассказов, мультфильмов; – развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; – развивать внимание, память, мышление, воображение; умение отвечать на вопросы воспитателя, связную речь (монологическую и диалогическую). |
18.03 |
Утро
Вечер |
- чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», «Настоящий друг», Я. Аким «Жадина» - разучивание считалок и мирилок.
- прослушивание песен о дружбе «Улыбка»; - лепка «Подарок другу». |
Воспитатель, дети |
– воспитывать чувство дружбы, сплоченности, умения работать сообща; – воспитывать терпение, милосердие, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь; - развивать мелкую моторику, творческие способности. |
21.03 |
В течении дня |
Социальная акция «Посади дерево и сохрани его (в рамках Всемирного Дня посадки леса)».
|
Воспитатель, дети |
- воспитывать бережное отношение к природе; - воспитывать терпение, милосердие, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь; - прививать ответственное отношение к труду. |
22.03 |
Утро
Вечер |
- Беседа «Мой любимый питомец»;
- Сюжетно-ролевые игры: «Полечим Мишку», «Что подарим Зайчику в день рождения?». |
Воспитатель, дети |
- прививать любовь к природе; - обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества; - продолжать развивать организаторские способности; - умение детей соблюдать правила, связанные с ролью; - умение создавать игровую среду; - у детей развивается воображение, координация речи с движением. |
23.03 |
Утро
Вечер |
- чтение русских народных сказок; - заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре.
- кукольный театр по сказке «Заюшкина избушка». |
Воспитатель, дети |
- дети знакомятся с новыми произведениями, у них обогащается и развивается словарный запас, раскрывается творческий потенциал. - у детей развивается воображение, артикуляционная моторика, координация речи с движением. |
24.03 |
Утро
Вечер |
- составление рассказа по картинам «Моя семья»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Приходите к нам на праздник», «Магазин».
|
Дети, воспитатель |
- развивать связность и выразительность речи; - обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества; - продолжать развивать организаторские способности; - умение детей соблюдать правила, связанные с ролью; - умение создавать игровую среду; - у детей развивается воображение, координация речи с движением. |
25.03 |
Утро
Вечер |
- речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые приветствия», «Кто больше скажет добрых и теплых слов»;
- рисование «Добрые дела»;
|
Дети, воспитатель |
- развивать связность и выразительность речи; - продолжать осмысливать образные выражения и фразеологические обороты; - стимулировать к самостоятельному творческому проявлению. |
Заключительный этап
Дата |
Итоговые мероприятия |
Оценка эффективности реализации проекта |
Степень достижения поставленных целей |
Обобщение педагогического опыта |
28.03. |
- Выставка детских рисунков и поделок «Добро глазами ребенка» |
Результаты: - обогатился опыт детей в сфере нравственного воспитания; - у детей появилось стремление к совершению добрых поступков; - пополнился словарный запас детей; - дети научились честно оценивать свои поступки; - дети стали бережнее относиться к окружающему миру; - в группе была создана атмосфера доброжелательности и тепла; - повысилась компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания. |
В ходе реализации проекта все цели и задачи достигнуты. |
В ходе работы над проектом у детей появилось понимание того, что добрые поступки приносят радость, что доброта помогает дружить, вместе совершать красивые поступки. Доброта украшает наш мир и чем ее больше, тем светлее становится вокруг. |
Защитное слово
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Мы, педагоги и родители, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Именно для воспитания нравственных чувств и развития человечности в наших детях мы разработали проект на тему «Азбука доброты». Данный проект длился 2 недели, и участвовали в нем воспитанники старшей группы детского сада, воспитатель и родители.
Целью данного проекта является обогащение и углубление знаний детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Во время реализации данного проекта мы учили детей:
- пониманию того, что добро должно быть направлено на человека и других живых существ;
- доброжелательному, внимательному, заботливому поведению;
- дружбе, сплоченности, умению работать сообща;
- терпеливо и милосердно относиться к людям, уметь уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Проект «Азбука доброты» был полезен не только для детей, но и для родителей. В ходе проекта каждый из вас осознал важность развития в детях нравственных качеств, важность совершения добрых поступков. Помимо этого, вы сами смогли поучаствовать в совершении добрых дел: вместе с детьми сажали деревья в рамках Всемирного Дня посадки леса, помогали нам в организации и проведении выставки рисунков и поделок «Добро глазами ребенка», изготавливали поделки вместе с детьми, а самое главное – активно поддерживали наш проект, прилагая все силы для воспитания нравственных качеств в детях.
Данный проект помог и воспитателям расширить свой педагогический опыт, а также опыт сотрудничества с родителями воспитанников.
Реализация проекта включала в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе мы сначала изучили информацию по проблеме, затем разработали план мероприятий, подобрали игры, художественную литературу для детей на тему добра и нравственности, продумали виды творческой деятельности детей (Что будем рисовать, лепить? Какие будем делать аппликации и т.д.), подобрали видео- и аудиоматериалы, приготовили наглядные материалы, игрушки, книжки, альбомы и т.д. После этого, мы провели беседы с детьми и родителями о важности проблемы нравственного воспитания, ознакомили родителей с планом мероприятий. На основе беседы с родителями мы выявили проблемные вопросы и подготовили консультации на эти темы.
В рамках основного этапа мы с детьми беседовали на темы: «Что такое доброта», «Беседа о добрых делах и поступках», «Мой любимый питомец»; проводили дидактические игры: «Оцени поступок», «Волшебный стул», «Назови ласково»; слушали песни о доброте, о дружбе; делали коллективную аппликацию «Большое доброе сердце»; смотрели мультфильмы про доброту; играли в коммуникативные игры: «Передай настроение», «Добрые волшебники»; читали рассказы о дружбе; разучивали считалки и мирилки; лепили из пластилина «Подарок другу»; участвовали в социальной акции «Посади дерево и сохрани его (в рамках Всемирного Дня посадки леса)»; играли в сюжетно-ролевые игры: «Полечим Мишку», «Что подарим Зайчику в день рождения?», «Семья», «Приходите к нам на праздник», «Магазин»; читали русские народные сказки; учили и обсуждали пословицы и поговорки о добре; разыгрывали кукольный театр по сказке «Заюшкина избушка»; составляли рассказы по картинам «Моя семья»; играли в речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые приветствия», «Кто больше скажет добрых и теплых слов»;
рисовали на тему «Добрые дела».
А на заключительном этапе мы вместе с родителями организовали
выставку детских рисунков и поделок «Добро глазами ребенка».
Таким образом, данный проект позволил нам добиться следующих результатов:
- обогатился опыт детей в сфере нравственного воспитания;
- у детей появилось стремление к совершению добрых поступков;
- пополнился словарный запас детей;
- дети научились честно оценивать свои поступки;
- дети стали бережнее относиться к окружающему миру;
- в группе была создана атмосфера доброжелательности и тепла;
- повысилась компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания.
В ходе работы над проектом у детей появилось понимание того, что добрые поступки приносят радость, что доброта помогает дружить, вместе совершать красивые поступки. Доброта украшает наш мир и чем ее больше, тем светлее становится вокруг.
В заключение хочется выразить огромную благодарность родителям и всем тем, кто помогал нам в реализации проекта «Азбука доброты». Спасибо вам, вы внесли большой вклад в воспитание нравственных качеств наших детей.