Теория управления Индии
На сегодняшний день парламентарная Республика Индия состоит из двадцати восьми штатов, шести союзных территорий и Национального столичного округа Дели. К высшим органам государственной власти относятся Президент, Парламент и Правительство.
Индийский Парламент состоит из двух палат: Совета штатов или Раджья Сабха (Верхняя палата) и Народной палаты или Лок Сабха (Нижняя палата). Индийский Парламент осуществляет нормотворческие функции, обеспечивающие регулирование законодательства, распоряжение государственными финансами и контроль над исполнительной властью. Необходимо понимать, что процесс социальной демократизации современной Индии предполагает искоренение кастовой дискриминации, в том числе в системе государственного и муниципального управления. В этой связи значимым является наличие в Парламенте определенного количества мест для представителей низших каст, именуемых «списочными или зарегистрированными племенами». Для представителей низших каст Верхняя палата предоставляет тридцать восемь мест, Нижняя – семьдесят восемь мест. Остальное места традиционно принадлежат представителям высших каст, элитарным слоям индийского общества.
Значимой единицей структуры государственного управления Республики Индия является Президент, избираемый на пять лет посредством тайного голосования. Избрание Президента является прерогативой особой избирательной коллегии, состоящей из выборных членов обеих палат Парламента и легислатур штатов. Подобная система учета голосов позволяет видеть мнение большинства и обеспечивает верифицированность процесса голосования. Президентская функция в системе государственного управления Индии специфична и заслуживает особого внимания. В соответствии с законодательством Президентом может стать гражданин Индии, достигший тридцатипятилетнего возраста, не занимающий оплачиваемую должность в структурах Правительстве или одного из штатов. Являясь главой государства, формально Президент Индии наделен и законодательной, и исполнительной властью, однако в действительности его полномочия ограничиваются предписаниями Совета министров, особо значимое место в котором занимает Премьер-министр. За Президентом, как за Главой государства, закреплено право объявления чрезвычайного положения, введения президентского правления в штатах и объявления чрезвычайного положения в области финансов.
Третьим кластером властных структур Индии, занимающим лидирующую позицию в практическом осуществлении государственной политики, является Совет министров, представляющий собой коллективный орган исполнительной власти, состоящий из Премьер-министра и министров. Формирование состава Совета министров осуществляется Президентом, однако приоритетным мнением в утверждении кандидатур является мнение Премьер-министра Индии.
В соответствии с конституционным обычаем Президент обязан назначить Премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Нижнюю палату Парламента. Одновременно Премьер-министр является председателем Верхней палаты парламента. В его функциональные обязанности входят распределение министерских портфелей и должностей, а также действительное формирование состава Правительства, реализуя которое, Премьер-министр руководствуется принципом объективного разнообразия, подразумевающим присутствие в Совете министров основных национальностей Индии, представителей разнообразных религиозных общин и представителей разных каст. Количественный состав Совета министров, насчитывающий порядка пятидесяти–шестидесяти членов, не присутствует на заседаниях Правительства в полном составе. Основные стратегические вопросы государственной политики определяются мнением Кабинета Правительства, состоящего из пятнадцати–двадцати руководителей наиболее важных управленческих структур. Совет министров и Кабинет Правительства возглавляются Премьер-министром страны.
Функционирование деятельности Кабинета реализуется посредством работы создаваемых специализированных комитетов по политическим вопросам, обороне, бюджету, законодательству, экономической политике и интеграции проектов, оптимизирующих экономику страны, трудовой занятости населения и др. Кабинет Правительства во главе с Премьер-министром является оперативным и постоянно функционирующим органом власти, осуществляющим управление страной. В Республике Индия Кабинет Правительства выступает в качества основного источника законодательной инициативы, что определяет нормотворческую деятельность в сфере государственного управления.
Государственные гражданские службы Индии подразделяются по трем функциональным уровням: структуры, действующие на уровне страны в целом, на уровне штатов и в рамках общеиндийских ведомств, имеющих свои руководящие подразделения в центре, штатах и союзных территориях. В 1950 году на федеральном уровне были созданы Административная служба, дипломатическая служба и полицейская служба Индии. В это же время начала действовать комиссия по социально-экономическому планированию. В дальнейшем были учреждены Индийская инженерная служба, Индийская служба здравоохранения и Индийская лесная служба.
Исполнительная власть в штатах представлена губернатором, назначаемым президентом на пятилетний срок. Губернатор назначает главного министра штата, являющегося лидером партии большинства или партийной коалиции в законодательном органе, и поручает ему формирование совета министров штата. В своих действиях губернатор руководствуется рекомендациями совета министров во главе с главным министром. Министры несут коллективную ответственность перед законодательным собранием штата, которое избирается на 5 лет всеобщим голосованием по территориальным округам. В большинстве штатов имеются малочисленные верхние палаты, или законодательные советы. Их члены либо выбираются специально оговоренным электоратом, либо назначаются губернатором.
Прежде чем попасть на подпись к губернатору, законы должны быть одобрены в обеих палатах. В случае расхождения их позиций конституционная процедура оставляет окончательное решение за нижней палатой. Именно ей принадлежит право законодательного распоряжения финансами. На губернаторе лежит обязанность отправлять некоторые из принятых законов на утверждение президенту Индии.
Разграничение властных полномочий между столицей и штатами регулируется тремя реестрами. В первом из них перечислены около 100 возложенных на федеральные органы функций, включая оборону, внешнюю политику, денежное обращение и налогообложение. Во втором содержатся 66 статей, отражающих задачи, поручаемые администрации штатов, в т.ч. поддержание общественного порядка, полицейские мероприятия, судопроизводство, местное управление, обеспечение развития образования, здравоохранения, сферы социального обслуживания и сельского хозяйства. Кроме того, правительство страны зависит от провинции в реализации почти всех программ развития сельской местности. В третьем реестре указаны те направления деятельности, за которые несут ответственность и центр, и штаты. Сбор наиболее важных налогов в Индии находится в ведении центрального правительства, что укрепляет его позиции при рассмотрении вопросов о распределении полученных средств между столицей и штатами, которым оно выделяет дотации и займы для реализации различных проектов развития. Тем не менее баланс сил складывается благоприятно для правительства Индии лишь в тех случаях, когда у руководства штатом стоит та же партия, которая управляет страной, а премьер-министр пользуется популярностью и может апеллировать непосредственно к электорату.
Соотношение властных полномочий между центром и периферией меняется при объявлении чрезвычайного положения в Индии. Вводя его декретом в каком-либо штате, президент (совместно с индийским парламентом, если события происходят во время сессии) получает возможность издавать законодательные акты для данного штата. Парламент должен одобрить решение главы государства в течение двух месяцев и затем подтверждать свою прежнюю позицию каждые полгода. Чрезвычайное положение может вводиться на срок не более трех лет. В 1970–1980-е годы смещение президентом Индии правительств в штатах и установление прямого правления из Дели было не раз использовано на местах для того, чтобы не допустить к власти оппозиционные партии.
В годы британского правления основной административной единицей стал округ (зила), возглавляемый чиновником из Индийской административной службы. Округа, насчитывающие не менее 1,3 млн. жителей, сохранили свое значение и в независимой Индии. Однако ключевой структурой стал "блок развития", охватывающий примерно 100 деревень, вместе насчитывающих 100 тыс. жителей. Возглавляют подобные блоки около 6000 должностных лиц, в подчинении которых находятся штаты специалистов для проведения инженерных работ и распространения передовых методов хозяйствования. В дополнение к этому с конца 1950-х годов правительство поощряет формирование местных органов самоуправления на базе деревенских советов – панчаятов. Новая система приобрела стандартизованную структуру: нижний уровень – образованные посредством голосования в деревнях панчаяты, средний – панчаятные комитеты, выбираемые косвенным путем в "блоках", и верхний – окружные советы (зила паришад), в которые указанные комитеты направляют своих представителей, чтобы согласовывать программы действий.
Таким образом, исполнительную власть в Индии осуществляют президент, вице-президент и правительство во главе с премьер-министром. Под гражданскими службами понимаются карьерные гражданские служащие, являющиеся постоянной исполнительной властью Республики Индия. Система гражданской службы является основой административного механизма страны.