РУР
Тема 1. Управленческое решение как связующий процесс в менеджменте
Задание 1
Управленческое решение − это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.
- при реализации функции планирования – составление бизнес-плана нового объекта, оценка его эффективности, финансовый план предприятия, расчет производственной программы выпуска, план капитальных и текущих ремонтов;
- при организации производства - переход от последовательного к параллельному методу производства; переход от 2-х сменного к 3-х сменному графику работы; переход от унифицированного к стандартизированному методу производства;
- при мотивации производства – разработка премиального положения, проведение конкурсов «Лучший по профессии», выдача льготных путевок, оплата дополнительных отпусков;
- при координации производства - утверждение организационной структуры производства, развитие делегирования полномочий; проведение совещаний и собраний; использование современных средств связи;
- при контроле – утверждение международных стандартов качества; организация работы отдела технического контроля, разработка и утверждение нормативной базы; факторный анализ полученных экономических показателей деятельности предприятия.
Задание 2
На низовом уровне принимаются решения оперативного характера, по периодически возникающим вопросам. Функция менеджера, принимающего решение данного уровня, состоит в том, чтобы правильно сориентироваться в ситуации и принять на себя ответственность за начало определенных действий. Примером таких решений могут быть указания со стороны мастера о приостановке оборудования в случае сбоя в его работе, об отстранении работника от работы при неадекватном его поведении, принятие первых защитных мер при аварийных ситуациях.
К среднему уровню относятся начальники цехов, служб и отделов. Здесь уже от менеджера требуется совершить выбор среди известных альтернатив действий. Менеджер при этом обладает инициативой и свободой действий, но в определенных установленных рамках. Для достижения максимального результата важно выбрать направление действий с максимальной вероятностью осуществления и отвечающего требованиям экономичности, приемлемости и эффективности. На этом уровне могут приниматься такие решения: составление финансового плана, разработка отделами мероприятий по повышению эффективности производства и снижению себестоимости, разработка плана текущих и капитальных ремонтов, разработка учетной политики предприятия, формирование портфеля заказов, формирование прейскуранта цен на готовую продукцию, разработка премиального положения и др.
На высшем уровне принимаются инновационные решения. Проблемы на этом уровне отличаются сложностью и новизной, поэтому требуется найти для их решения новые подходы и методы. Такая ситуация возникает часто в стратегическом управлении, в проектном менеджменте и при внедрении инноваций глобального характера (изменение технологии, переход к выпуску принципиально новой продукции, внедрение новых систем планирования, организации и мотивации труда и т.д.).
Тема 2. Факторы процесса принятия управленческого решения
Задание. К факторам, определяющим качество управленческих решений, следует отнести:
- соответствие решения законам объективного мира;
- четкую формулировку цели – для чего принимается управленческое решение, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
- объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия управленческого решения существенен не только объём информации, но и её ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
- время разработки управленческого решения – как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);
- организационные структуры управления;
- формы и методы осуществления управленческой деятельности;
- методы и методики разработки и реализации управленческого решения (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);
- субъективность оценки варианта выбора решения (чем более неординарным является управленческое решение, тем субъективнее оценка);
- состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.);
- систему экспертных оценок уровня качества и эффективности управленческого решения.
Тема 3. Понятие и сущность процесса разработки управленческих решений
Задание.
Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется полное определение проблемы, изнурительный поиск альтернатив, тщательный подбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.
Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. В зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности: личности ограниченная рациональность и организационно ограниченная рациональность. Определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере, в начале процесса в известных для менеджера и организации областях. Анализ данных так же упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации.
Политическая модель организационных решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают, скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.
Тема 4. Технологии разработки управленческих решений
Задание 1
Инициативно-целевая технология. Данная технология основана на выдаче заданий без указания средств и методов их выполнения и рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Инициативно-целевая технология предусматривает разработку руководителем только конечной цели задания для работника или группы, а также срока выполнения (Твып) без указания механизма ее достижения (рис.1). При этом цель может быть не достигнута по каким-либо причинам (кривая 1), может быть достигнута в предусмотренные сроки или раньше (кривая 2), может быть достигнута за пределами установленного срока (кривая 3). Инициативно-целевая технология дает большой простор для инициативных решений подчиненных.
Рис. 1. Схема реализации инициативно-целевой технологии
Основные условия использования данной технологии: штат работников организации или ее подразделения не более 10 чел.; время выполнения задания не должно превышать одного месяца со дня его выдачи; высокий профессионализм персонала или большое доверие к нему со стороны руководителя производство новых товаров, услуг, информации или знаний; наличие устойчивых неформальных отношений в коллективе.
Программно-целевая технология. Состоит в выдаче для исполнения заданий с указанием средств, методов и времени их выполнения, имеются указания о внешнем или внутреннем контроле промежуточных состояний этого выполнения. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, а квалификация исполнителя играет вторичную роль. Программно-целевая технология (ПЦТ) обычно гарантирует достижение цели (рис.2).
Рис. 2. Схема реализации программно-целевой технологии (A1, A2, A3 , A4 — планируемые результаты в сроки Т1, Т2, Т3 и Твып)
Программно-целевая технология базируется на современных знаниях, экономико-математических методах и информационных технологиях. Основные условия применения данной технологии:
- штат работников не должен превышать 1000—1500 человек;
- время выполнения задания не должно превышать 1 года со дня его выдачи;
- определенность и доступность управленческих и производственных ресурсов;
- явно выраженное разделение управленческого и производственного труда;
- выпуск серийной и массовой продукции в течение длительного времени;
- большой объем типовых процедур, ситуаций и решений.
Регламентная технология. Эта технология состоит в выдаче для исполнения заданий (целей, задач) с указанием средств и их возможных ограничений, рекомендуемых методов и ориентировочного времени их выполнения. Технология предусматривает наличие жесткого контроля процесса приближения к цели. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, и исполнителя. Подразумевается жесткий контроль за положительной динамикой процесса выполнения задания (рис. 3).
Рис. 3. Схема реализации регламентной технологии
Основные условия использования данной технологии: штат исполнителей, в той или иной степени привлеченных к выполнению цели, должен быть не менее десятка тысяч человек; время выполнения цели или составляющих ее задач не должно быть; точно задано (важен сам процесс достижения цели); возможно существенное и непрогнозируемое ограничение ресурсов (финансовых, технологических, сырьевых и др.); инновационный и длительный характер разработок; ориентировочное время достижения цели — свыше 1 года.
Задание 2. Инициативно-целевая технология – рекламное агентство.
Руководитель ставит перед сотрудниками конечную цель – создать рекламный ролик по продвижению косметического средства. Срок – 10 дней. Далее сотрудники самостоятельно разрабатывают сюжет рекламного ролика и выбирают его участников. Лучший вариант принимается к исполнению.
Программно-целевая технология - плановый отдел промышленного предприятия. Руководителем поставлена задача: составить прогнозный план на предстоящий период. Срок – 10 дней. При этом руководителем оговариваются определенные условия:
- план должен быть составлен методом экстраполяции, т.е. с учетом достигнутых результатов;
- оговаривается средний темп роста производства;
- учитывается коэффициент инфляции.
Все управленческие и производственные ресурсы предоставлены в распоряжение исполнителей. Руководитель сам или ответственное лицо контролирует ход выполнения работы.
Регламентная технология – бухгалтерия предприятия. Любой бухгалтерский документ требует четкого выполнения всех требований по его заполнению. Например, бухгалтерский баланс по своей активной и пассивной части должен быть составлен с точностью до копейки. Главный бухгалтер определяет сроки подготовки бухгалтерских документов, которые ограничены сроками предоставления отчетности в налоговые органы.
Тема 5. Методы принятия решений
Практическое задание 1. Построение дерева решений
Успешное завершение обучения в вузе и получение диплома о высшем образовании. |
Посещение лекций |
Своевременная оплата учебного процесса |
Защита диплома |
Успешная сдача экзаменов в каждом семестре |
Участие в студенческих конференциях |
Своевременная сдача студенческих работ |
Изучение лекционного материала |
Поиск работы |
Прохождение преддипломной практики |
Собственный заработок |
Оплата учебы родителями |
Распорядок дня с учетом расписания лекций |
Сокращение времени на дорогу к ВУЗу |
Заключение соглашения о размере з/пл |
Подработка для оплаты жилья |
презентация |
Подготовка работы |
Выбор темы дипломной работы |
Составление отчета по преддипломной практике |
Поиск работы |
Обговорить условия оплаты учебы |
Аренда жилья |
Общежитие |
Практическое задание 2
Показатели |
Значение показателей |
1.Выпуск, тн |
5 |
2.Цена за 1 кг |
80 |
3.Сумма выпуска, руб. |
400 000 |
4. Постоянные затраты, руб./сутки |
200 000 |
5. Переменные затраты, руб./кг |
30 |
5. Удельный маржинальный доход, руб.(п.2-п.5) |
50 |
6. Точка безубыточности, тн. ( п.4/п.5) |
4 |
7. Зона безопасности, % (п.1-п.6)/п.1х100 |
50% |
При объеме выпуска больше 4000кг предприятие будет получать прибыль.
Метод принятия управленческого решения – количественный.
Управленческие решения при снижении выручки – поиск новых покупателей продукции, увеличение загрузки оборудования, привлечение дополнительного персонала за счет увеличения количества рабочих смен, мотивация работников к сверхплановому выпуску продукции.
Тема 6. Разработка управленческого решения в условиях неопределённости и риска
Задание
Показатели |
Предприятие А |
Предприятие Б |
1. Количество реализованных единиц продукции, шт. |
1000 |
1000 |
2. Цена, руб. |
500 |
500 |
3. Выручка, руб. |
500000 |
500000 |
4. Переменные затраты, руб. |
300000 |
250000 |
5. Удельные переменные затраты, руб. |
300 |
250 |
6. Постоянные затраты, руб. |
150000 |
200000 |
7. Прибыль до вычета процентов и налогов, руб. |
50000 |
50000 |
8. Производственный леверидж |
4 |
5 |
9. Чувствительность прибыли к изменению объема реализации (маржинальный доход на единицу продукции), руб. (цена – удельные переменные затраты) |
200 |
250 |
10. Точка безубыточности, шт. |
750 |
800 |
На основе данных таблицы можно сделать вывод, что увеличение постоянных затрат на предприятии Б привело к росту критического объема производства и увеличению показателя производственного левериджа, что ведет к риску неполучения дохода.
Производственный леверидж показывает, на сколько темпы изменения прибыли превышают темпы изменения выручки. Эффект проявляется благодаря наличию в структуре себестоимости постоянных расходов. Эффект операционного левериджа состоит в том, что любое изменение выручки от реализации товаров приводит к еще более сильному изменению прибыли, т.е. изменение выручки на 1% приведет к снижению прибыли на предприятии А на 4%, а на предприятии Б - на 5%.
Тема 7. Контроль реализации управленческого решения
Различают следующие виды контроля учебной деятельности: предварительный, текущий, рубежный, (периодический) и итоговый.
Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях учащихся.
Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.
Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр.
Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. С помощью периодического (рубежного) контроля обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами. Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ.
Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Требования к контролю учебной деятельности:
1. Стратегическая ориентация контроля. Заключается в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании им путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем чтобы создать условия для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность.
2. Своевременность контроля. Предполагает систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся.
3. Гибкость. Предполагает разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функции контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам.
4. Простота контроля. Предусматривает простые методы осуществления контроля (контроль не должен отнимать много времени).
5. Экономичность контроля. Предполагает, что объём контролируемого материала должен быть небольшим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения/неусвоения, владения/невладения им учащимися можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и умения;
Согласно места в учебно-познавательной деятельности студентов выделяют межсессионный и итоговый контроль.
Межсессионный контроль способствует обеспечению ритмичной работы студентов, выработке у них умение четко анализировать свою работу, дает возможность преподавателю своевременно выявлять отстающих и помогать им, организовывать индивидуальные творческие занятия для хорошо подготовленных студентов. Данные межсессионного контроля используют при внесении изменений в изучаемый, в содержание консультаций, индивидуальной работы со студентами, контрольных работ.
Итоговый контроль. Он имеет целью проверку уровня усвоения знаний, умений и навыков студентов за длительный период обучения - семестр, год, время окончания курса обучения и направлен на выявление системы и структуры знаний студентов. Выделяют семестровый итоговый контроль и государственную аттестацию.
Семестровый контроль проводится как семестровый экзамен (форма итогового контроля усвоения студентом теоретического и практического материала по отдельной учебной дисциплины за семестр), дифференцированный зачет (форма итогового контроля, заключающийся в оценке усвоения студентом учебного материала по определенной дисциплине на основании результатов выполнения индивидуальных заданий (расчетных, графических и т.д.)
Государственная аттестация студентов осуществляется государственной экзаменационной (квалификационной) комиссией после завершения обучения на определенном образовательном (квалификационном) уровне или каком-то его этапе с целью установления фактического соответствия уровня образовательной (квалификационной) подготовки требованиям образовательной (квалификационной) характеристики.
Студенты, которые заканчивают вуз, сдают государственные экзамены и защищают квалификационные (дипломные) проекты (работы). К сдаче государственных экзаменов и защиты дипломных проектов (работ) допускают студентов, полностью выполнили учебный план.
Проект по совершенствованию процедур контроля
учебной деятельности студента.
1. При подготовке лекционного материала и сценария проведения семинарского занятия, необходимо четко ранжировать материал по степени важности, определяя, какую часть материала можно отнести к самостоятельному изучению студентами;
2. С развитием информационных технологий, необходимо разработать задания для студентов, направленные на активизацию применения различных информационно-аналитических баз и пакетов прикладных программ;
3. Необходимости формирования методического обеспечения, способствующего максимальному раскрытию дидактических единиц.
4. Необходимость строгого следования плану занятия, однако, в случае обнаружения особенностей группы в познании различного материала в различной степени, план занятия должен быть скорректирован по объему времени, планируемого на рассмотрение каждого вопроса.
5. Использование новых методов контроля, среди которых наиболее распространенными можно назвать:
- Модульно-рейтинговая система;
- Тесты;
- Кейс-метод (ситуационные задачи);
- Портфолио (оценка собственных достижений);
- Метод развивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей);
- Проектный метод (научные, учебные, производственные и рекламные проекты);
- Деловая игра (приближение к реальной производственной ситуации);
- «Метод Дельфи» («мозговая атака»).
Тема 8. Оценка эффективности управленческих решений
Основные заинтересованные лица |
Критерии при принятии решения |
Собственники |
Рентабельность собственного капитала. Внутренний темп роста. Рентабельность активов. Максимизация дивидендов. Чистый оборотный капитал. Сокращение вредных выбросов. Максимизация цены на товар. |
Потребители |
Индекс конкурентоспособности продукции. Удовлетворенность потребителей. Максимизация цены на товар. |
Персонал |
Максимизация дивидендов. Максимизация фонда оплаты труда. Удовлетворенность сотрудников. Рост числа рабочих мест, |
Инвесторы |
Рентабельность собственного капитала. Внутренний темп роста. Рентабельность активов. Максимизация дивидендов. |
Кредиторы |
Рентабельность собственного капитала. Рентабельность активов. Чистый оборотный капитал. График возврата полученного кредита и процентов по нему, |
Поставщики |
Длительность контрактов, |
Налоговые органы |
График налоговых платежей. Налоговые платежи |
Местные соообщества |
Рост числа рабочих мест. Сокращение вредных выбросов. Занятость населения, |
Тема 9. Ответственность лиц, принимающих решения
Форма реализации ответственности |
Характеристика ответственности в управленческой деятельности |
Дисциплинарная |
Дисциплинарная ответственность наступает при бездействии или ненадлежащем выполнении задания. Исполняется в форме взыскания, замечания, выговора, перевода на другую работу, увольнения. Дисциплинарная ответственность затрагивает вопросы, связанные с организацией внутреннего распорядка организации. Она находит свое документальное отражение в локальных актах компании, таких как инструкция, регламент, положение и так далее. |
Материальная |
Материальная ответственность — обязанность возместить ущерб в пределах и порядке, установленном законодательством. Может наступить наряду с дисциплинарной ответственностью. |
Гражданско-правовая |
Возникает в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств и заключается в применении к правонарушителю установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него экономически невыгодные последствия имущественного характера: компенсацию убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда. |
Администативная |
Административная ответственность наступает за нарушение прав и свобод человека, наказание за которое предусмотрено административным и гражданским правом. Вынесение решения по делу, связанному с административным правонарушением может быть осуществлено должностным лицом в компании или же государственным органом. Наказания административного характера заключаются в предупреждении, административном аресте, конфискации незаконных предметов, штрафе и т.д. |
Налоговая |
Налоговые правонарушения — это совершенные умышленно или по неосторожности действия либо бездействие налогоплательщика, плательщика страховых взносов, которые нарушают законодательство о налогах и сборах и порождают ответственность по НК РФ. |
Уголовная |
Уголовная ответственность связана с регламентами, входящими в состав государственных законов и норм государственного регулирования. Уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом РФ возникает в случае совершения преступления и заключается в применении к виновному государственного принуждения в виде наказания, определяемого приговором суда. |
Социаальная |
Социальная ответственность — свойство характера личности, наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью приобретаемая в результате воспитания и учета моральных норм общества. |
Экологическая |
Возникает из-за угрозы экологического кризиса локального и стратегического характера. В основу экологических инициатив положена Стратегия устойчивого развития (СУР), разработанная в рамках ООН в 1992 г. и направленная на достижения гармонии между людьми и между обществом и природой. 2. Ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть достигнут с учетом экономичес¬ких и социальных факторов |
Этическая |
Этическая ответственность приходит в случае нарушения этических норм, общих ценностей и правил этики, соблюдение которых обязательно для всех работников организации. |