Планирование как функция менеджмента
СОДЕРЖАНИЕ
2. Функция менеджмента – планирование
Введение
Перед тем как начать какое-либо дело, человек или организация должны детально продумать, список дел, которые нужно выполнить в ближайшее время, также нужно решить какими методами или средствами можно достигнуть поставленных целей, иначе задачи могут оказаться невыполнимыми. Соответственно, самым первым основополагающим этапом управления любым видом деятельности всегда является определенный процесс постановки цели и нахождение способов ее достижения – другими словами «планирование».
1. Сущность планирования
В общем виде планирование подразумевает под собой выполнение нескольких этапов:
- постановка цели и задач;
- создание программы действий;
- распознавание необходимых ресурсов;
- определение участников, которые будут исполнять работу.
В настоящее время любая эффективная деятельность в организациях невозможна без заранее продуманной системы планов. Система планов включает документы, необходимые для будущих дел компании, на разные сроки выполнения по всем составляющим (среднесрочные и стратегические, производственные, развитие сотрудников компании, финансово-экономические и т.д.), для структурных элементов (отдельные сотрудники, подразделения и т.д.). Существует несколько форм планирования организации:
- «сверху вниз» данное планирование подразумевает, что начальники отдела или же руководство воссоздают планы, которые в дальнейшем должны выполнить подчиненные. Данная форма может дать хороший результат только в том случае если в компании присутствует, жесткая (авторитарная) система руководства.
- «снизу-вверх» данное планирование подразумевает, что планы создают подчиненные и в дальнейшем утверждаются руководством. Считается, что это прогрессивная форма планирования.
- «цели вниз – планы вверх» данное планирование объединяет в себе все плюсы и устраняет минусы двух предшествующих форм планирования.
Руководство создает и формулирует определенные цели для подчиненных и далее стимулирует разработку и создание планов в подразделениях. Данная форма предоставляет возможность создать единую (общую) систему взаимосвязанных планов.
Таким образом, планирование опирается на данные предыдущих периодов, но цель планирования состоит в деятельности предприятия и в дальнейшей перспективе осуществление контроля за данным процессом.
Исходя из этого, надежность планирования зависит от точности информации, которую получают менеджеры.
Сущность планирования как функции менеджмента заключается в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
2. Функция менеджмента – планирование
Под функциями менеджмента следует понимать обособленные направления управления предприятиями. Также функциями менеджмента называют особы вид управленческой деятельности предприятий, с помощью которой управляющий субъект воздействует или взаимодействует с объектом управления. Функции отражают основную суть и направления управленческой деятельности. Сам процесс управления предприятиями происходит с помощью реализации определенных функций. Планирование - вид управленческой деятельности, связанный:
- с определением целей управляемой системы;
- c поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей;
- c формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей.
Результатом планирования является план. Он реализуется относительно: распределения ресурсов; координации деятельности между отдельными подразделениями; координации с внешней средой (рынком); создания эффективной внутренней структуры; контроля за деятельностью; развития организации в будущем. В процессе планирования необходимо обязательно придерживаться следующих принципов:
- Полнота планирования – должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
- Точность планирования – использование современных методов, средств и процедур, обеспечивающих точность прогнозов.
- Ясность планирования – цели и меры должны иметь простые формулировки, доступные к пониманию членами организации.
- Непрерывность планирования.
- Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.
По своей структуре планы имеют различную природу своего осуществления. Прежде всего, выделяется временная основа планирования, представленная:
- перспективными планами, со сроком 10-15 лет;
- среднесрочными планами, со сроком 1-5 лет;
- краткосрочными планами, со сроком до 1 года.
В зависимости от содержания деятельности, планы различаются: Планы НИОКР, Планы материально-технического снабжения, Планы производства, планы сбыта, финансовые планы, планы работы с персоналом. В зависимости от организационной структуры, планы бывают:
- работа организации в целом;
- работы отдельных структур организации;
- работы дочерних организаций;
- личные планы работников.
В зависимости от широты охвата, планы делятся на: корпоративные планы (для компании в целом); планирование по видам деятельности; планирование на уровне конкретного подразделения. В зависимости от подфункций, планы бывают:
- планы по ассортименту.
- планы по рекламе.
- планы по продажам.
По степени детализации планы бывают стратегическими и тактическими, которые раскрывают следующие вопросы:
Каким видом деятельности заниматься?
Какие ресурсы для этого использовать?
Ответ на первый вопрос вытекает из анализа стадии жизненного цикла товаров, производимых предприятием и определение наиболее перспективных с точки зрения реализации товаров. Ответ на второй вопрос исходит из доступности ресурсов, которыми организация может располагать. Текущие планы могут быть:
- Функциональными – описывают действия, которые предстоит предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере операционной деятельности.
- Единовременные – разрабатываются с целью реализации какого-либо проекта или программы.
- Стабильные – директивы, направленные на увеличение общей эффективности на основе соблюдения простейших принципов организации (инструкции, стандарты, рекомендации).
Процесс планирования обычно условно делят на два основных этапа: разработка стратегии компании и выявление путей достижения поставленных целей. Функция планирования включает в себя четыре подфункции:
- Распределение ресурсов. Грамотное распределение ресурсов компании позволит четко распределить производственные мощности для лучшего развития. Под ресурсами здесь подразумевается: денежные средства; персонал; оборудование; техника; здания, сооружения.
- Адаптация к внешней среде. Данная подфункция определяет способы взаимодействия компании с окружающей средой: покупателями, другими компаниями и т.д. Это очень важное подфункция, т.к. без взаимодействия с внешним миром компания не будет востребованной и со временем может закрыться.
- Адаптация к внутренней среде. Данная подфункция определяет способы взаимодействия людей внутри компании. Организационное предвидение. Данная подфункция предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях.
Заключение
Планирование как функция менеджмента – это прежде всего вид управленческой деятельности, результатом которого является план по распределению ресурсов, координации деятельности между отделами подразделений, контроль за деятельностью и т.д. Последовательность планирования начинается с миссии организации, а заканчивается выбором целей и путей их достижения.
Список литературы
- Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. – Москва: Юрайт, 2017. 59 с.
- Бочковой М. С., Могхарбел Н.О., Мерзликина Г.С. Планирование как функция менеджмента // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: статья в сборнике трудов конференции. – Волгоград. 2021. С. 11-13
- Гавриленко Н. Н. Менеджмент. – Москва: Дело, 2019. 314 с.
- Кариева Л.И., Шакирова Д.М. Планирование как функция менеджмента // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. №4. С. 349-353
- Королева М. А. Основы менеджмента. – Москва: Магистр, 2017. 200 с.