Особенности ценообразования в транснациональных корпорациях
Трансфертное ценообразование в международном бизнесе возможно там, где имеют место трансферы товаров и услуг через национальные границы в пределах одной организационной единицы, как правило, много- или транснациональной корпорации. Под трансфертным ценообразованием в международной торговле понимают искажение цен соглашений или распределения прибылей (затрат) ради минимизации налоговой нагрузки, вывода капиталов или решения других финансово-экономических задач.
Учитывая тот факт, что трансфертные цены могут формироваться (и, как правило, формируются) не только под влиянием спроса и предложения, а и под влиянием нерыночных факторов, то может сложиться ситуация, что такая цена будет неприемлемой для внутренних потребителей (будет более высокой, чем на внешнем рынке). Таким образом, высшее руководство получает информацию о том, что соответствующий центр не генерирует конкурентоспособный продукт. В пределах корпорации создается своего рода внутренний монопольный рынок для защищенных игроков с возможностью выхода на внешний рынок в случае ценового преимущества на нем. Внешние игроки, как правило, не имеют такой возможности. Таким образом, трансфертное ценообразование как система внутрифирменных отношений направлена на рост конкурентоспособности, в том числе за счёт создания системы учета и контроля за расходами и прибылью в центрах их генерации.
Для определения трансфертной цены ОЭСР рекомендует использовать пять методов, которые делятся на две группы. Первая группа методов — традиционные — базируются на анализе цены, а вторая группа — на анализе распределения прибыли.
Манипуляции крупных международных корпораций с ценами в международной торговле выступают и одним из основных методов организации оттока капиталов из национальных экономик как стран базирования, так и принимающих стран.
Таким образом, система трансфертного ценообразования применяется в международных корпорациях с целью экономии на транзакционных затратах, с одной стороны, и с другой стороны — как способ сокращения налоговой нагрузки. И первое, и второе создает конкурентные преимущества и условия для монополизации рынков. В пределах национальных рынков при условии обострения конкуренции и снижения цен — это может иметь положительные последствия для общества. В то же время международные корпорации через систему трансфертного ценообразования имеют возможность монопольной экспансии на национальные рынки благодаря маневрированию значительными ресурсами между подконтрольными центрами затрат, доходов и прибыли.
В течение последних десятилетий неоднократно предпринимались попытки формирования единых правил контроля за трансфертным ценообразованием. Внедрение таких правил может иметь противоречивые последствия. С одной стороны, наличие единых приемлемых правил создает благоприятные условия для компаний для расширения бизнеса за рубежом и позволяет снизить риски двойного налогообложения. С другой стороны, внедрение единых правил открывает внутренние рынки для монополизации со стороны крупнейших корпораций. Такая ситуация, безусловно, неприемлема для правительств многих принимающих стран.
В рамках ОЭСР принята декларация об установлении равных условий как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов тех стран, национальное законодательство которых базируется на его положениях. Руководство ОЭСР обеспечивает соблюдение паритета интересов как компаний, так и государств. На данный момент существует пять методов трансфертного ценообразования, рекомендованные ОЭСР к применению. Анализ показал, что все предложенные методы имеют как свои преимущества, так и недостатки, поэтому ОЭСР предоставляет возможность использования других методов, которые позволят более достоверно определять трансфертную цену.
Одним из наиболее распространенных методов незаконной утечки капитала является манипуляция с ценами в международной торговле между дочерними компаниями, которые заключаются в занижении или завышении цен на продукцию при межгосударственной торговле. В трансфертном ценообразовании нет ничего противозаконного, пока дочерние компании используют рыночные цены. Трансфертное ценообразование становится незаконным лишь тогда, когда товары или услуги начинают продаваться между связанными компаниями по искусственно завышенным или заниженным ценам. В данных условиях одной из ключевых задач экономической науки, национальных правительств и ведущих международных организаций становится поиск и внедрение на практике эффективных методов и инструментов мониторинга, контроля и регулирования деятельности международных корпораций в части использования механизмов трансфертного ценообразования.