Факторная модель
Задание 5
1. Построить факторную модель и определить ее тип.
2. Рассчитать влияние факторов на изменение результативного показателя всеми возможными для данной модели способами.
3. Определить структуру прироста объема выручки и ее динамику.
4. Построить диаграмму, отражающую структуру прироста объема выручки и ее динамику.
Показатели |
Ед. Изм. |
Отчетный период |
Базисный период |
Абс откл |
Относ. откл,% |
Объем выручки от продажи услуг в отчетном периоде |
Тыс. руб. |
246,0 |
255,4 |
-9,4 |
3,7 |
Часовая выработка одного рабочего в отчетном периоде |
Руб./час |
10 |
9,5 |
0,5 |
-5,3 |
Средняя продолжительность рабочего дня в отчетном периоде |
Час. |
8 |
8 |
|
0 |
Средняя продолжительность отчетного рабочего периода |
Дн. |
205 |
210 |
-5 |
-2,4 |
Среднесписочная численность рабочих в отчетном периоде |
Чел. |
15 |
16 |
-1 |
-6,3 |
1. Построить факторную модель и определить ее тип.
ВУ = ЧР * Д * П * ЧВ,
где ВУ – объем выручки от продажи услуг;
ЧР - среднесписочная численность рабочих;
Д – средняя продолжительность рабочего периода;
П - средняя продолжительность рабочего дня;
ЧВ - часовая выработка одного рабочего.
Эта факторная модель относится к типу мультипликативных моделей.
2. Рассчитать влияние факторов на изменение результативного показателя всеми возможными для данной модели способами.
- способ цепных подстановок:
В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:
y0 = a0 * b0 * c0 * d0;
ya = a1 * b0 * c0 * d0;
yb = a1 * b1 * c0 * d0;
yc = a1 * b1 * c1 * d0;
yd = a1 * b1 * c1 * d1,
где a0, b0, c0, d0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;
a1 , b1, c1, d1 - фактические значения факторов;
ya, yb, - промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно. Общее изменение: Dy = y1 – y0
y0 = 9,5 * 8 * 210 * 16 = 255360 тыс. руб.;
ya = 10 * 8 * 210 * 16 = 268800 тыс. руб.;
yb = 10 * 8 * 210 * 16 = 268800 тыс. руб.;
yc = 10 * 8 * 205 * 16 = 262400 тыс. руб.;
yd = 10 * 8 * 205 * 15 = 246000 тыс. руб.
Dy = 246 – 255,4 = - 9,4 тыс. руб.
- способ абсолютных разниц:
В общем виде применение способа абсолютных разниц можно описать следующим образом:
y0 = a0 * b0 * c0 * d0;
∆ya = ∆a * b0 * c0 * d0;
∆yb = ∆b * a1 * c0 * d0;
∆yc = ∆c * b1 * a1 * d0;
∆yd = ∆d * a1 * c1 * b1;
y1 = a1 * b1 * c1 * d1;
∆y = ∆ya + ∆yb + ∆yc + ∆yd.
∆a = a1 – a0 = 10 – 9,5 = 0,5;
∆b = 8 – 8 = 0;
∆с = 205 – 210 = -5;
∆d = 15 – 16 = -1.
∆ya = 0,5 * 8 * 210 * 16 = 13440 тыс. руб.;
∆yb = 0;
∆yс = -5 * 8 * 10 * 16 = - 6400 тыс. руб.;
∆yd = -1 * 10 * 205 * 8 = - 16400 тыс. руб;
∆y = 13,4 – 6,4 – 16,4 = - 9,4 тыс. руб.
Показатели такие же, как и при применении способа цепных подстановок.
- способ относительных разниц:
Для мультипликативных моделей типа у = а * в *с * d методика анализа следующая:
а) найдем относительное отклонение каждого факторного показателя:
∆a = (a1 – a0)/а0*100 = (10 – 9,5)/9,5*100 = 5,3%;
∆b = (8 – 8)/8*100 = 0;
∆с = (205 – 210)/210*100 = -2,4%;
∆d = (15 – 16)/16*100 = -6,3%.
б) определим отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора:
∆ya = (255,4*5,3)/100 = 13,4 тыс. руб;
∆yb = 0 тыс. руб.;
∆yс = (255,4 +13,4)*(-2,4))/100 = -6,4 тыс. руб
∆yd = (255,4 +13,4-6,4)*(-6,3))/100 = -16,4 тыс. руб.
∆y = 13,4 – 6,4 – 16,4 = - 9,4 тыс. руб.
Показатели такие же как и при применении предыдущих способов.
- - интегральный метод:
Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям.
Можно использовать уже сформированные рабочие формулы:
Тогда, 12,9 – 6,1 – 16,2 = - 9,4
Вывод: На увеличение объема выручки от продаж услуг оказало положительное влияние увеличение часовой выработки одного рабочего на 0,5 час., что привело к увеличению объема выручки на 13,44 тыс. руб.; и отрицательное влияние оказало уменьшение средней продолжительности рабочего периода на 5 дней, что повлекло за собой уменьшение объема выручки на 6,4 тыс. руб. Также отрицательное влияние оказало уменьшение среднесписочной численности рабочих на одного человека, что уменьшило объем выручки на 16,4 тыс. руб.
Суммарное влияние этих трех факторов привело к уменьшению объема выручки от продаж услуг на 9, 4 тыс. руб. ( 13,44 – 6,4 – 16,4 = 9,4).