Современные представления об особенностях речевого развития дошкольников с задержкой психического развития
Иван Иванович Иванов Магистрант
АНО ВО «Российский
новый университет» e-mail: aaaaaaaaa@aaaaa.aa
SPIN: 0000-0000
ORCID: 0000-0000-0000-0000
Научный руководитель:
Александр Александрович Александров
к.ю.н., доцент, доцент кафедры Теории и истории государства и права
АНО ВО «Российский новый университет»
e-mail: prepodavatel@primer.aa
SPIN: 0000-0001
ORCID: 0000-0000-0000-0001
Современные представления об особенностях речевого развития дошкольников с задержкой психического развития
Аннотация: В настоящей статье отражены особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития, представления разных авторов о структуре речевого дефекта у детей при данной патологии, представлен констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей речевого развития дошкольников с задержкой психического развития, а также анализ его результатов.
Результаты данного исследования, обоснованные в нем выводы и особенности речевого развития дошкольников с задержкой психического развития могут быть полезны для профессиональной деятельности логопеда в условиях образовательной организации.
Ключевые слова: специальная педагогика, коррекционное образование, речевое развитие, речь, дошкольники, дети с задержкой психического развития.
Ivan Ivanovich I.
Scientific supervisor: Alexander Alexandrovich A.
Modern ideas about the features of speech development of preschool children with mental retardation
Annotation: The article reflects the features of the speech development of preschoolers with mental retardation, the views of different authors on the structure of the speech defect in children with this pathology, presents a stating experiment aimed at studying the features of the speech development of preschoolers with mental retardation, as well as an analysis of its results.
The results of this study, the conclusions substantiated in it, and the features of the speech development of preschool children with mental retardation can be useful for the professional activities of a speech therapist in an educational organization.
Keywords: special pedagogy, correctional education, speech development, speech, preschoolers, children with mental retardation.
В настоящее время среди наиболее распространенных слабовыраженных отклонений в психическом развитии, занимающих промежуточное место между нормой и патологией, учеными признается задержка психического развития.
С каждым годом число дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) значительно увеличивается. Бедность их активного и пассивного словаря, нарушения фонематического слуха, процессов звуко-слогового анализа и синтеза, сенсомоторной базы речи и другие речевые особенности во многом затрудняют правильное восприятие детьми окружающей действительности, а также являются обстоятельствами, препятствующими их полноценному обучению и воспитанию, как в дошкольной образовательной организации, так и за ее пределами.
Специфика развития речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития накладывает отпечаток и на познавательную сферу. У таких детей, как правило, сильно сужен объем восприятия окружающей действительности, их представления о мире отличаются ограниченностью, неточностью. Они испытывают трудности понимания явлений, свойств и закономерностей окружающего их мира. Все это в дальнейшем может привести к такому расстройству письменной речи, как дислексия (нарушение чтения), т.к. понимание является одним из механизмов формирования процесса чтения [2, с. 114]
И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребенка в речевом развитии. Такое отставание может появиться от бедности словарного запаса, от неточного понимания значения многих слов, от неумения грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний), от дефектов звукопроизношения, выражающихся в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребенка или в заменах одних речевых звуков другими и прочее [1, с. 159].
Актуальность темы данного исследования определяется противоречием между необходимостью нормирования речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, имеющих различные речевые нарушения и недостаточной разработанностью этой темы в логопедической науке и практике. С одной стороны, дети с задержкой психического развития имеют специфические речевые расстройства и нуждаются в специальной логопедической работе по их корреляции для того, чтобы избежать трудностей в освоении образовательных программ дошкольной организации, а с другой стороны, при включении детей с задержкой психического развития в массовые группы детского сада специалисты не располагают методическими рекомендациями, позволяющими наиболее эффективно развивать речь у таких детей и предупреждать появление вторичных и третичных нарушений.
Под понятием «задержка» принято понимать отставание настоящего уровня развития (психического, речевого, моторного и т.д.) ребенка от общепринятой возрастной нормы. В настоящее время большинство незначительных отклонений в когнитивном развитии ребенка педагоги и психологи образовательных организаций определяют, как «задержка психического развития». Многочисленные исследования по проблеме задержанного психического и когнитивного развития содержат информацию, отражающую временный характер данного нарушения. Исследователи
(Н. В. Бабкина, А. Д. Вильшанская, С. Д. Забрамная, Ю. А. Кастенкова,
У. В. Ульенкова, С. Г. Шевченко и др.) считают, что чем раньше была начата коррекционная работа, тем больше вероятность полного преодоления данного нарушения (при учете грамотно подобранного ее содержания).
Задержка психомоторная (отставание в развитии психомоторное) - общее замедление двигательной, речевой и иной психической активности, функционально связанной с двигательной активностью. ЗПР часто наблюдается как характерный симптом многих заболеваний, особенно в состоянии депрессии. Задержка умственная (задержка умственного развития) - общее название многих видов отставания в умственном развитии, оцениваемых при помощи стандартизированных психологических тестов [7, с. 215].
Такие исследователи, как Р. Е. Левина и Н. А. Никашина в своих научных трудах указывают на комплексность и системность речевых нарушений у детей с задержкой психического развития. У детей с задержкой психического развития оказываются недостаточно развитыми все компоненты речевой системы (звукопроизношение, лексико-грамматический строй, слоговая структура, фонематические процессы, связная речь), страдает как экспрессивная, так и импрессивная сторона речи. Нарушение устной речи у таких детей заключается в бедности пассивного и активного словарей, заторможенности порождения речевого высказывания. Простые фразы и предложения, которые строят дошкольники с задержкой психического развития отличаются односложностью, бедностью, невыразительностью, а также имеют множество аграмматизмов. Прежде всего, это связано с нарушением познавательной активности, задержанным развитием фонематических процессов, недоразвитием общей и артикуляционной моторики, иногда аномальным строением органов артикуляции [5, с. 34].
Т. С. Лысова указывает на то, что дети с задержкой психического развития не умеют использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации. Они значительно лучше запоминают наглядный (невербальный) материал, чем речевые стимулы. Дошкольники с задержкой психического развития быстро утомляются, часто отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении игровых или дидактических упражнений, их внимание неустойчиво, отсутствует достаточная концентрация, объем значительно снижен, по сравнению с возрастной нормой. Помимо нарушения внимания, дошкольники с ЗПР часто отличаются двигательной расторможенностью и речевой гиперактивностью, логореей [6, с. 63].
Дети данной категории, несмотря на значительную вариативность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние, как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости: у них сохранны анализаторные системы, нет интеллектуальной недостаточности, но в то же время они имеют стойкое нарушение познавательной и учебной деятельности вследствие недоразвития высших психических функций и мотивационной сферы [8, с. 20].
В работе Коненковой И.Д выделяются общие наиболее значимые особенности, характерные для детей с задержкой психического развития: ограниченность и неточность знаний и представлений об окружающей действительности, значительное снижение познавательных процессов, отставание в развитии высших психических функций, нарушение всех компонентов речевой системы [3, с. 41].
Таким образом, задержка психического развития может варьироваться от легкой до тяжелой (выраженной) степени. Это характеризуется нарушениями эмоционально-волевой, познавательной, поведенческой сферами, недостатки речевого развития носят комплексный и системный характер [4, с 389].
Анализ литературных источников показал, что проблема предоставления комплексной медико-психолого-педагогической и логопедической помощи детям с задержкой психического развития, а также изучение их психолого-педагогических и речевых особенностей вызывает интерес у ученых-теоретиков и педагогов-практиков. Несмотря на большое количество научных трудов по проблеме исследования, по-прежнему остро стоит вопрос о создании оптимальных условий, способствующих эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Для того, чтобы изучить на практике особенности речевого развития детей с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие 10 воспитанников дошкольного учреждения, имеющих задержку психического развития, подтвержденную психолого-медико-педагогической комиссией. Возраст детей варьировался от 5 до 6 лет. Экспериментальное исследование состояло из 3 этапов.
На 1 этапе нами был обследован сенсомоторный компонент речи (звукопроизношение, речевая моторика, фонематические процессы). Анализ полученных данных показал, что большинство обследуемых детей не могут воспроизвести предъявляемые слоги, не внимательно слушают инструкцию. Так, при выполнении задания, нацеленного на обследование артикуляционной моторики, у большинства детей (70%) данный показатель характеризовался уровнем развития значительно ниже возрастной нормы. Такие дети выполняли задания в сниженном темпе, допускали многочисленные ошибки и неточности, им требовалась постоянная организующая помощь логопеда.
Анализируя результаты задания, направленного на проверку состояния фонематических процессов, мы пришли к выводу, что снова большинство детей (80 %) не справились с заданием. Они были невнимательными, не выслушивали до конца весь ряд слогов, из-за чего не могли воспроизвести его в правильной последовательности. Успешно справились с заданиями с организующей помощью только двое испытуемых. В процессе их выполнения они допускали незначительные ошибки, например, воспроизводили четко первые слоги, но затруднялись при воспроизведении последующих. На втором этапе исследования мы изучали уровень сформированности навыков чтения обследуемых дошкольников с задержкой психического развития. Полученные данные показали, что 30 % испытуемых с помощью педагога удалось прочитать открытые слоги. Большая часть (70 %) детей с задержкой психического развития не смогли справиться с заданием даже с организующей помощью логопеда. Таким образом, полученные данные показали, что испытуемым необходима дополнительная целенаправленная логопедическая работа, нацеленная на повышение уровня сформированности навыков чтения.
На 3 этапе эксперимента было проведено исследование уровня развития связной речи дошкольников с задержкой психического развития. Составление связного самостоятельного рассказа оказалось почти недоступным для всех участников эксперимента. У 100 % испытуемых возникали трудности в полной, точной передаче наглядного сюжета, отмечались сложности смыслового обобщения сюжетной ситуации, слабая переключаемость внимания, наблюдались пропуски отдельных моментов действий, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации. Ни один из испытуемых не смог успешно справиться с этим заданием даже с организующей помощью логопеда. Детям не помогали даже наводящие вопросы по сюжету картинок. Большинство детей затруднялись даже определить правильную последовательность сюжетных картинок. Дошкольники были склонны к описанию отдельных деталей изображений, но не могли определить целостный сюжет и составить связный рассказ-описание по наглядной опоре.
Подведя итоги экспериментального исследования, мы пришли к выводу, что у большинства дошкольников с задержкой психического развития отмечается крайне низкий уровень развития сенсомоторного компонента речи, несформированность навыков чтения и связной речи. Обследуемые дети испытывали трудности в выполнении заданий даже с организующей помощью логопеда и наглядной опорой. Данный факт позволяет утверждать о необходимости организации дополнительной целенаправленной систематической логопедической работы, нацеленной на преодоление выявленных недостатков у детей указанной категории.
Литература
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамов. – Москва.: Издательский центр «Академия», 1997. – 704 с.
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.
- Коненкова И.Д. Обследования речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 78 с.
- Кузнецова Л.В Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Солнцева. – М.: «Академия», 2003. – 480 с.
- Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с.
- Лысова Т. С. Модель коррекционно-развивающего сопровождения дошкольника с задержкой психического развития /
Т. С. Лысова // Преемственность в образовании. – 2013. – № 5 (11). – С. 62–65. - Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
- Шевченко С. Г. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе / Н. В. Бабкина, А. Д. Вильшанская,
С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 197 с.