Логопедические занятия
Практика ПП
Тема 1. Способы активизации речевой деятельности детей на логопедическом занятии.
Задание - в виде ответа на вопросы.
- Укажите направление логопедической работы с ребенком.
Логопедическая работа по развитию грамматического строя речи.
- Определите этапы логопедического занятия, на которых можно применять эти приемы.
Данный прием целесообразно применять на этапе повторения пройденного на прошлых занятиях материала и при закреплении.
- Предложите (перечислите) другие возможные варианты налаживания контакта с детьми и приемы поддержания их активности на логопедическом занятии.
Для поддержания внимания и активности детей на занятии можно использовать небольшую интригу: например, загадочный предмет (у меня для тебя что-то есть интересненькое). Загадки также являются отличным способом поддержания интереса детей. Можно использовать на занятии игровые приемы, соревновательные моменты (если занятие фронтальное или подгрупповое).
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (2 - 5 баллов)
Тема 2. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР (6 лет).
Выполните задания:
- Укажите над чем работает логопед.
Отработка глаголов прошедшего времени.
- Определите этап логопедической работы.
Этап практического усвоения грамматических средств языка.
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (2 - 5 баллов)
Тема 3. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР (6 лет).
Задания:
- Определите над чем ведется работа с ребенком (основная задача).
Основная задача: автоматизация [л].
- Уточните какие дополнительные задачи решаются логопедом.
Закрепление умения образовывать глаголы прошедшего времени единственного числа.
Формирование умения правильно согласовывать глагол с именем существительным в роде.
Развитие умения согласовывать глаголы с существительными во времени.
Развитие общей моторики.
- Разработайте по аналогии фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР на примере «Звука Ц», «Звука Ч», «Звука Щ», «Звука С» (по выбору).
Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР на примере «Звука Ч»
Основная задача – автоматизация звука [ч].
Дополнительные задачи:
Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развитие общей моторики.
Расширение словарного запаса существительных.
Игра «Скажи ласково»
Ход: Логопед называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен назвать это же слово ласково и бросить мяч обратно.
бак - бачок
палец - …
бык-...
сарай-...
мяч - ...
чулан-...
ключ-...
крюк-...
сын-...
кочан -...
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (5 - 10 баллов)
Тема 4. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР (6 лет).
Задания:
- Какие дополнительные задачи решаются логопедом?
Закрепление умения образовывать глаголы прошедшего времени единственного числа.
Формирование умения правильно согласовывать глагол с именем существительным в роде.
Развитие умения согласовывать глаголы с существительными во времени.
Развитие общей моторики.
Развитие глагольного словаря
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (5 - 10 баллов)
Тема 5. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком.
Задания:
- Проанализируйте над чем работает логопед в данном фрагменте индивидуального логопедического занятия.
Данный фрагмент занятия посвящен работе по закреплению навыка образования глаголов прошедшего времени.
- Разработайте фрагмент индивидуального занятия по аналогии, которое включает задание на анализ предложения и задания на автоматизацию и закрепление падежных форм Т.п, В.п.
Т.п.
Основная задача: составление предложения (анализ).
Дополнительные задачи:
- актуализация знания о животных и их детенышах.
- развитие зрительного восприятия.
«Кто с кем?»
Животные пошли на прогулку со своими детенышами. На наборном полотне с одной стороны выставляются картинки с изображением взрослых животных, на другой — в случайном порядке их детенышей. Детям предлагается сгруппировать картинки, ответив на вопрос «кто с кем?»
Образец ответа: лиса с лисенком (лисятами).
Примерный речевой материал:
волк с волчонком (волчатами);
еж с ежонком (ежатами);
заяц с зайчонком (зайчатами);
белка с бельчонком (бельчатами);
медведь с медвежонком (медвежатами);
олень с олененком (оленятами);
лось с лосенком (лосятами).
В.п.
“Сундучок с картинками”
Я картинку положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Таня, подходи,
Вынь картинку, назови.
– Что ты вытащила?
– Красное яблоко, синее ведро и т.п.
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (5 - 10 баллов)
Практика ПП
Тема 1. Способы активизации речевой деятельности детей на логопедическом занятии.
Задание - в виде ответа на вопросы.
- Укажите направление логопедической работы с ребенком.
Формирование лексико-грамматических средств языка.
- Определите этапы логопедического занятия, на которых можно применять эти приемы.
Продемонстрированный прием можно применять на основном этапе занятия для закрепления и отработки изученной темы.
- Предложите (перечислите) другие возможные варианты налаживания контакта с детьми и приемы поддержания их активности на логопедическом занятии.
- Введение персонажа, который будет сопровождать детей на протяжении всего занятия.
- Вопросно-ответная форма работы с перекидыванием мяча.
- Создание ситуации успеха.
- Система поощрений.
- Интрига или загадка.
- Смена видов деятельности.
- Использование компьютерных технологий.
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (2 - 5 баллов)
Тема 2. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР (6 лет).
Выполните задания:
- Укажите над чем работает логопед.
Закрепление навыка образования глаголов прошедшего времени.
- Определите этап логопедической работы.
Совершенствование грамматической стороны речи.
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (2 - 5 баллов)
Тема 3. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР (6 лет).
Задания:
- Определите над чем ведется работа с ребенком (основная задача).
Автоматизация звука [л].
- Уточните какие дополнительные задачи решаются логопедом.
Закрепление умения преобразовывать глаголы настоящего времени в прошедшее.
Развитие умения согласовывать глаголы прошедшего времени с именами существительными в роде и числе.
Развитие слухового восприятия.
- Разработайте по аналогии фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР на примере «Звука Ц», «Звука Ч», «Звука Щ», «Звука С» (по выбору).
Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР на примере «Звука Ч»
Основная задача – автоматизация звука [ч].
Дополнительные задачи:
- Закрепление умения образовывать множественное число существительных.
- Расширение словарного запаса существительных.
Игра «Один — много».
Причал — причалы
бахча - бахчи
мочалка-...
кочан-..
пчёлка-...
плечо-...
дочурка -...
драчун
калач-...
чиж-...
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (5 - 10 баллов)
Тема 4. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР (6 лет).
Задания:
- Какие дополнительные задачи решаются логопедом?
- Закрепление умения преобразовывать глаголы настоящего времени в прошедшее.
- Развитие умения согласовывать глаголы прошедшего времени с именами существительными в роде и числе.
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие крупной моторики.
- Обогащение глагольного словаря.
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (5 - 10 баллов)
Тема 5. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком.
Задания:
- Проанализируйте над чем работает логопед в данном фрагменте индивидуального логопедического занятия.
Логопед работает над закреплением умения преобразовывать глаголы настоящего времени в прошедшее.
- Разработайте фрагмент индивидуального занятия по аналогии, которое включает задание на анализ предложения и задания на автоматизацию и закрепление падежных форм Т.п, В.п.
В.п. «С чем корзинка?»
У детей корзинки, на доске картинки с изображением грибов, ягод, цветов. Детям предлагается, называя изображенное на них, наполнить корзинки и сообщить, у кого что в корзинке: У меня корзинка с грибами. У меня корзинка с ягодами. У меня корзинка с цветами.
Т.п. “Сундучок с картинками”
Я картинку положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Таня, подходи,
Вынь картинку, назови.
– Что ты вытащила?
– Красное яблоко, синее ведро и т.п.
Практика ПП
Тема 1. Способы активизации речевой деятельности детей на логопедическом занятии.
Задание - в виде ответа на вопросы.
- Укажите направление логопедической работы с ребенком.
Совершенствование грамматического строя речи.
- Определите этапы логопедического занятия, на которых можно применять эти приемы.
Данный прием можно применять на любом этапе занятия в зависимости от его цели и задач, однако лучше всего использовать данный прием при отработке и закреплении усвоенного материала.
- Предложите (перечислите) другие возможные варианты налаживания контакта с детьми и приемы поддержания их активности на логопедическом занятии.
- Использование интерактивных элементов. Вместо того, чтобы просто говорить и показывать, логопед может использовать интерактивные элементы, такие как виртуальная доска или графический планшет, чтобы демонстрировать и объяснять концепции более ясно.
- Поощрение участия. Поощряйте детей активно участвовать в занятии, задавая им вопросы, просите их дать ответы. Это помогает детям чувствовать себя более вовлеченными в процесс и более заинтересованными в учебе.
- Создание позитивной атмосферы. Логопед должен создать дружелюбную и позитивную атмосферу на занятиях, чтобы дети могли чувствовать себя комфортно и расслаблено.
- Возможность двигаться. Многие дети могут испытывать трудности с сосредоточением, если они должны сидеть на одном месте в течение длительного времени. Разрешите ребенку двигаться, установив небольшие перерывы или просто позволяя ребенку делать небольшие упражнения во время занятия.
- Позитивное подкрепление. Поощряйте детей за их достижения, давайте им обратную связь и поддержку. Это поможет укрепить их уверенность в себе и оживит интерес к процессу обучения
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (2 - 5 баллов)
Тема 2. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР (6 лет).
Выполните задания:
- Укажите над чем работает логопед.
Отработка глаголов прошедшего времени.
- Определите этап логопедической работы.
Работа над грамматическим строем.
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (2 - 5 баллов)
Тема 3. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР (6 лет).
Задания:
- Определите над чем ведется работа с ребенком (основная задача).
Основная задача данного фрагмента – автоматизация звука [л].
- Уточните какие дополнительные задачи решаются логопедом.
К дополнительным задачам можно отнести следующие:
- закрепление умения образовать глаголы прошедшего времени.
- развитие умения согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде.
- развитие крупной моторики.
- расширение глагольного словаря.
- автоматизация поставленных звуков на материале предложений.
- Разработайте по аналогии фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР на примере «Звука Ц», «Звука Ч», «Звука Щ», «Звука С» (по выбору).
Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР на примере «Звука Ц»
Основная задача – автоматизация звука [Ц].
Дополнительные задачи:
Закрепление умения образовывать множественное число существительных.
Расширение словарного запаса существительных.
Игра “Один – много” (Как можно сказать про много людей или предметов?)
ЗАЯЦ – ЗАЙЦЫ,
ПЕРЕЦ
ПЕВЕЦ
МОЛОДЕЦ
ЛЕДЕНЕЦ
ДВОРЕЦ
ТАНЕЦ
ОГУРЕЦ
СКВОРЕЦ
КУЗНЕЦ
БОРЕЦ
ОТЕЦ
ПТЕНЕЦ
ПРОДАВЕЦ
РАНЕЦ
ОВЦА
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (5 - 10 баллов)
Тема 4. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР (6 лет).
Задания:
- Какие дополнительные задачи решаются логопедом?
- закрепление умения образовать глаголы прошедшего времени.
- развитие умения согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде.
- развитие крупной моторики.
- расширение глагольного словаря.
- автоматизация поставленных звуков на материале предложений.
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (5 - 10 баллов)
Тема 5. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком.
Задания:
- Проанализируйте над чем работает логопед в данном фрагменте индивидуального логопедического занятия.
Логопед работает над закреплением умения образовывать глаголы прошедшего времени.
- Разработайте фрагмент индивидуального занятия по аналогии, которое включает задание на анализ предложения и задания на автоматизацию и закрепление падежных форм Т.п, В.п.
Основные задачи:
- составление предложения (анализ)
Дополнительные задачи:
- закрепление форм творительного падежа существительных.
«Что с чем?»
Ребенку предлагается продолжить предложение, начатое логопедом.
Примерный речевой материал:
Я люблю хлеб с... (маслом, сыром, вареньем, медом, колбасой).
Я ем кашу с... (молоком, маслом, булкой).
Мама испекла пирог с... (капустой, яблоками, грибами, мясом, картошкой).
Дети пили чай с... (конфетами, сахаром, лимоном, тортом, печеньем, вафлями).
Лена любит гулять с... (мамой, папой, бабушкой, подругой, сестрой, собакой).
Практика ПП
Тема 1. Способы активизации речевой деятельности детей на логопедическом занятии.
Задание - в виде ответа на вопросы.
- Укажите направление логопедической работы с ребенком.
Направление логопедической работы: развитие грамматического строя речи ребенка.
- Определите этапы логопедического занятия, на которых можно применять эти приемы.
Этапы: закрепление, повторение.
- Предложите (перечислите) другие возможные варианты налаживания контакта с детьми и приемы поддержания их активности на логопедическом занятии.
Приемы:
Сюжет: известно, что ребенок делает только то, что ему интересно. Поэтому, простое и малоинтересное занятие необходимо обыграть любым незатейливым сюжетом, придумав какую-нибудь интересную историю любому делу.
Похвала: похвала чрезвычайно важна для ребѐнка. Выражать похвалу можно вербальным и тактильным способом. Стремиться использовать без оценочную похвалу: "Меня радует, что ты самостоятельно справился с заданием".
Эффект неожиданности - всегда что-то новое и неожиданное, как нельзя
лучше привлекает детей. Чем младше возраст детей, с которым работает педагог, тем чаще нужно придумывать и удивлять. Очень хорошо использовать что-либо, что может привлечь внимание детей. Это могут быть яркие тематические картинки, игрушки, различные персонажи и прочий тематический реквизит (демонстрационный материал).
Мимика и пантомимика - живой и яркий интерес
можно вызвать у детей благодаря правильной и в меру эмоциональной мимикой. Главное не переусердствовать, т.к. излишняя жестикуляция может привести к быстрому утомлению и отказу от деятельности.
Сказки - во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте
детей, заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания.
Музыка. Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке, можно повысить качество любого занятия,
сделать его более привлекательным для ребенка. Музыка – самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей.
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (2 - 5 баллов)
Тема 2. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР (6 лет).
Выполните задания:
- Укажите над чем работает логопед.
На видео-фрагменте занятия логопед работает с ребенком над закреплением умения образовывать прошедшее время глаголов, скорее всего, в рамках занятия по развитию лексико-грамматических средств языка.
- Определите этап логопедической работы.
Закрепление полученных умений.
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (2 - 5 баллов)
Тема 3. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР (6 лет).
Задания:
- Определите над чем ведется работа с ребенком (основная задача).
Автоматизация звука [л].
- Уточните, какие дополнительные задачи решаются логопедом.
Развитие навыков слухового анализа.
Уточнение значения суффикса Л.
Актуализация знаний о согласовании глаголов с существительными в роде и числе.
- Разработайте по аналогии фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР на примере «Звука Ц», «Звука Ч», «Звука Щ», «Звука С» (по выбору).
Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР на примере «Звука Ч»
Основная задача – автоматизация звука [ч].
Дополнительные задачи:
Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развитие общей моторики.
Расширение словарного запаса существительных.
Игра «Скажи ласково».
Ход: Логопед называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен назвать это же слово ласково и бросить мяч обратно.
Речевой материал:
Заяц – зайчик
Ключ – ключик
Перец – перчик
Огурец – огурчик
Птенец – птенчик
Стакан – стаканчик
Цветок – цветочек
Коробка – коробочка
Куртка – курточка
Лампа – лампочка
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (5 - 10 баллов)
Тема 4. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР (6 лет).
Задания:
- Какие дополнительные задачи решаются логопедом?
- Развитие навыков слухового анализа.
- Развитие крупной моторики.
- Уточнение значения суффикса Л.
- Актуализация знаний о согласовании глаголов с существительными в роде и числе.
- Развитие глагольного словаря.
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (5 - 10 баллов)
Тема 5. Фрагмент индивидуального логопедического занятия с ребенком.
Задания:
- Проанализируйте над чем работает логопед в данном фрагменте индивидуального логопедического занятия.
На видео-фрагменте занятия логопед работает с ребенком над закреплением умения образовывать прошедшее время глаголов.
- Разработайте фрагмент индивидуального занятия по аналогии, которое включает задание на анализ предложения и задания на автоматизацию и закрепление падежных форм Т.п, В.п.
Основные задачи:
- составление предложения (анализ)
Дополнительные задачи:
- закрепление форм творительного падежа существительных с предлогом «над».
Что (кто) над чем?»
Педагог называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что (кто) над чем? Примерный речевой материал:
самолет — город; чайки — море; голова — воздушный змей; гуси — озеро; голуби — крыша; картина — диван; солнце — лес; люстра — стол; пчела — цветок.
Ответ оценивается по балльно-рейтинговой шкале (5 - 10 баллов)