Деловой и служебный этикет
Введение
Этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной.
Деловой этикет
Деловой этикет представляет собой свод правил и норм целесообразного поведения партнеров по совместному делу, обеспечивающий уважение человеческой личности и неукоснительное соблюдение правовых, финансовых и этических обязательств. К общепринятым принципам культуры поведения относят: - приоритет старшего и женщины; - принцип гигиены; - эстетический принцип. Профессор Э.А. Уткин выделяет следующие основные требования делового этикета:
1. Вежливость и корректность.
2. Тактичность и деликатность.
3. Скромность.
4. Пунктуальность и обязательность.
Грубое несоблюдение любого из этих требований обязательно приводит к серьезным проблемам в деловых отношениях. Кроме того, выделяют пять основных принципов бизнес-этикета:
1. Принцип разумного эгоизма – выполняя свои рабочие функции, не мешай другим выполнять свои.
2. Принцип позитивности – если нечего сказать приятного или положительного, лучше молчать.
3. Принцип предсказуемости поведения в различных бизнес-ситуациях.
4. На работе нет мужчин и женщин, есть только статусные различия.
5. Принцип уместности: определенные правила в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми.
Основные правила делового этикета: одежда для мужчин — деловой костюм черного, тёмного-синего и угольно-серого цвета; из украшений для мужчин используются часы и запонки; одежда для женщин — деловой костюм чёрного, серого, коричневого цвета; для женщин из украшений приемлемы цепочки, серьги и кольца, но не более двух предметов одновременно; лицо мужчины должно быть либо гладко выбрито, либо допустимы аккуратные стильные борода и усы; для женщин важен аккуратный однотонный маникюр строгих цветов или натуральные ногти; макияж из палитры спокойных, нейтральных цветов; обувь обязательно должна быть чистой, даже если до офиса или деловой встречи пришлось добираться пешком по грязным улицам; пирсинг и татуировки не должны быть видны. Категорически запрещено: женщинам — надевать мини-юбки, платья и блузки с глубоким декольте; мужчинам — надевать костюм или сорочку ярких, броских цветов — красный, жёлтый, оранжевый, салатовый. Дресс-код необходимо соблюдать настолько строго, насколько серьёзен уровень деловой встречи и ответственность за её результаты.
Немаловажным фактором делового внешнего вида являются позы, мимика и жесты. Ещё в прошлом веке ученые установили, что около 20% информации при личном общении люди воспринимают из слов, а около 80% — невербально. Именно поэтому важно наблюдать себя со стороны. Это поможет избежать неприятных ситуаций. Первое время можно тренироваться перед зеркалом. Для этого необходимо одеться в деловой костюм и посмотреть на себя со стороны. Особое внимание стоит обратить на следующие аспекты:
- положение головы;
- осанка;
- где находятся руки, когда вы стоите, и как выглядят жесты при разговоре или публичном выступлении;
- положение ног и стоп;
- насколько плавны и уверенны движения.
Ещё лучше записать себя на видеокамеру. Видео даст даже более точное представление, чем зеркало.
В деловом мире это единственное допустимое прикосновение к другому человеку. Никакие объятия, похлопывания по плечу и поглаживания за локоть неприемлемы. Рукопожатие должно быть таким, чтобы не сдавливать чрезмерно руку другого человека, но и чтобы ваша рука не была совершенно расслабленной. Допустимы одно или два покачивающих движения по вертикали. Недопустимо трясти руку человека. Нежелательно использовать рукопожатие одновременно двумя руками, это перебор. Если ладони вспотели или вы только что зашли в помещение с улицы, где руки замёрзли, то лучше постараться сделать их сухими и тёплыми. Жесты, которых следует избегать:
- пожимание плечами создаёт впечатление неуверенности в своих словах;
- потирание шеи, носа, щёк, подбородка выдаёт волнение и может свидетельствовать о лжи;
- скрещенные руки на груди — закрытая поза, нежелание слушать собеседника;
- рука на локте часто соответствует состояниям страха и дискомфорта;
- подпирание головы рукой выдает скуку.
Служебный этикет
Служебный этикет — это общепринятые (или декларативно установленные) правила социального поведения в профессиональном общении в конкретной организации. Это система норм и атрибутов делового этикета, присущая конкретной организации: требования к эстетизации внутренней среды организации, стиль общения; стандарты общения, ведения дел с субъектами внешнего окружения организации, доля мероприятий по формированию имиджа организации. Служебный этикет должен, с одной стороны, обеспечивать нормативную регуляцию процесса общения неравных по социальному статусу партнеров путем выравнивания их позиций, но не в социальном, а только в коммуникативном плане. С другой — сохранять и поддерживать определенное «неравенство» партнеров, имеющих различный служебный статус, для обеспечения надлежащей субординации и дисциплины. Руководители ведущих организаций обращают особое внимание на вопросы делового общения.
Одной из функций служебного этикета является сближение людей с разными социальными статусами, улучшения их взаимопонимания и взаимоуважения. Этикет сегодня — это, прежде всего средство общения, средство регуляции взаимоотношений общающихся людей. Можно привести такую аналогию: без знания норм и правил служебного этикета организации человек похож на водителя, который оказался за рулем и выехал на улицу, не зная правил. Организационное поведение в современных условиях рождает новые ситуации общения, вносит новые этикетные требования. Запомнить их все невозможно. Жизнь намного сложнее, чем правила, и в ней случаются такие ситуации, которые довольно трудно предвидеть даже в самом своде правил этикета. Возможно, на сегодня важнее не выучить правила, а понять «дух», сущность и содержание этикета, то есть усвоить основные принципы. Можно выделить несколько таких принципов служебного этикета, которые чрезвычайно важны для должностных лиц и работников организаций.
Первый — это принцип гуманизма, человечности, который воплощается непосредственно в нравственных требованиях к культуре взаимоотношений:
- вежливость;
- тактичность;
- скромность;
- точность.
Вежливость — форма взаимоотношений между людьми, сущность которых — доброжелательность, желание добра другому человеку. Вежливость имеет такие проявления, как внимательное отношение, готовность предоставить услуги другому человеку. Доброе отношение к людям — это главная основа нравственности служебного этикета современной организации. В латинском языке слово «такт» означало ощупь, чувства. Это то чувство меры, которое подсказывает человеку в определенной конкретной ситуации предусмотрительно не замечать ошибок и недостатков другого человека, не делать ей замечаний в присутствии других лиц, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в невыгодное положение.
Скромность — умение соотнести самооценку с мнениями людей, которые нас окружают, не переоценивать себя, не подчеркивать свою значимость и не афишировать своих преимуществ, уметь при этом сдерживать себя. Настоящая скромность не имеет ничего общего со скованностью, закомплексованностью. Все это — проявления комплекса застенчивости, возникающие в случае недостаточного владения навыками свободного культурного общения. Лицо не знает, как начать разговор с другими, о чем говорить, боится что-то нарушить или сделать не так, как надо.
Точность — умение ценить свое слово, выполнять то, что было обещано, своевременно приходить, не опаздывать. Существуют разные стороны или оттенки вежливости:
- корректность;
- почтительность, учтивость;
- любезность;
- деликатность.
Корректность — подчеркнуто официальное, преимущественно служебная и несколько суховатая, холодная вежливость, особое умение сдерживать себя в любых обстоятельствах, конфликтах. Почтительность, вежливость, которая подчеркивает уважение к человеку, проявляется в отношении к пожилым людям, в частности к женщинам преклонного возраста. Любезность — стремление быть приятным и полезным (проявляется в мелких услугах, внимательности). Деликатность — вежливость в сочетании с особой мягкостью и глубоким пониманием внутреннего состояния и настроения других людей. Второй принцип служебного этикета — целесообразность действий. Современный служебный этикет предполагает, что все в общении должен быть умеренным и простым. Если мы не знаем, как вести себя в какой-то нестандартной для нас ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности и удобства. Хотя надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и людям, которые нас окружают. Реальная жизнь сложна и многогранна, и поэтому возникают ситуации, не регулируемые установленными правилами и нормами. Современный этикет не догматический, он предусматривает возможность выбора. Согласно новым социальным условиям жизни нормы этикета могут и должны меняться.
Третий принцип служебного этикета — это красота, или эстетическая привлекательность поведения. Правила этикета определяются требованиями эстетики. Их логика достаточно проста: «неприлично, потому что некрасиво».
Современный общий этикет и служебный этикет государственного учреждения ориентированы на единство формы и содержания поступков их должностных лиц и работников. Поэтому доброжелательное отношение к людям должно быть эстетически оформленное, потому что любой изысканный и благородный по намерениям поступок может по форме выглядеть некрасиво и нелепо или даже потерять свой благородный нравственный смысл.
Основным принципом поведения с точки зрения служебного этикета можно считать глубокое уважение к интересам и чувствам других сотрудников, всех граждан, которые контактируют в неформальной ситуации.
Заключение
Деловой этикет – это свод правил и норм поведения, принятых в бизнесе-среде и на госслужбе. Правила этикета распространяются на: внешний вид; рабочие отношения; деловые коммуникации (живое общение, телефонные звонки, переписка). Служебный этикет действует только в рамках работы/службы.
Список литературы
- Белялова М.А., Деды А.А. Имидж менеджера медицинского учреждения: деловой этикет // Проблемы и перспективы научных исследований: статья в сборнике трудов конференции. – Краснодар. 2019. С. 198-201
- Левашева Е. В. Новые тренды в современном образовании: деловой этикет и имиджевые установки // Философия в системе «НТПО»: наука, технология, производство, образование. взаимодействие высшей и средней школ: тезисы доклада на конференции. – Казань. 2021. С. 203-207
- Лукьянова В. В., Дильман Н. А. Деловой этикет внутри компании // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2021. №1-1. С. 450-452
- Пищулина К.С., Бунтовский С.Ю. Служебный этикет государственных и муниципальных служащих и его признаки // Интеграция наук. 2018. №7. С. 22-23
- Растамханова С.Н. Специфика делового этикета в документе // Форум молодых ученых. 2017. №12. С. 1559-1563
- Шепновский Л.Н. Деловой этикет как часть корпоративной культуры в ОАО «РЖД» // Молодежная наука: статья в сборнике трудов конференции. – Красноярск. 2021. С. 274-278