Внутренняя политика самодержавия в первой половине 19 века и её противоречивость
СОДЕРЖАНИЕ
1. Попытки либеральных реформ первой четверти XIX в.
2. Консервативный курс внутренней политики России в 20-е гг. XIX в.
Введение
Первая половина XIX в. вошла в историю страны как сложное, противоречивое время. Оно отмечено замыслами либеральных политических реформ, призванными ускорить развитие страны, и горькими разочарованиями от несбывшихся надежд на их осуществление. В политической сфере страна пошла по пути укрепления самодержавия и централизованного бюрократического аппарата. Первая половина XIX в. — время общественного подъема, возникновения различных направлений общественной мысли. Достижения науки, искусства, литературы этого периода составили золотой фонд российской культуры.
Отечественная экономика делает дальнейший шаг в своем развитии. Начинается переход от мануфактуры к фабрике. К середине XIX в. явно проявились черты упадка крепостничества, оказывавшего негативное влияние на все стороны жизни российского общества. Назревают перемены огромной исторической важности, знаменующие вступление России в эпоху буржуазной модернизации.
1. Попытки либеральных реформ первой четверти XIX в.
Приведение устройства Российского государства в соответствие с духом времени выпало на долю императора Александра I (1801-1825). Воспитанник швейцарского республиканца и либерала Ф. Лагарпа, он выступил инициатором целого ряда реформ, направленных на модернизацию общества и государства. Прежде всего они касались вопросов ликвидации крепостного права и ограничения самодержавия. Начало правления Александра I было ознаменовано опубликованием указа о вольных хлебопашцах (1803). Помещики получали право по обоюдной договоренности с крестьянами отпускать их на волю за выкуп. Это была первая попытка отменить крепостное право в России. Однако за все время действия указа (до 1858 г.) было отпущено на волю всего 1,5% крепостных крестьян. Новую масштабную попытку отменить крепостное право царь предпринял после окончания Отечественной войны 1812 г. По поручению царя ряд ведущих сановников разрабатывал проекты отмены крепостного права. Одним из них был А.А. Аракчеев, наиболее влиятельное лицо в окружении императора.
Наиболее масштабным был проект М.М. Сперанского «Введение в положение государственных законов» (1809). Однако была осуществлена только его незначительная часть — создан Государственный совет как законосовещательный орган при императоре (1810) и реорганизованы министерства. Вновь к конституционным проектам Александр I вернулся после победы над Наполеоном. В 1815 г. им была дарована конституция Царству Польскому. В начале царствования Александр отказался от политики регламентации и репрессий, свойственной его отцу. К достижениям Александра I можно отнести и реформу в области образования, которая впервые создавала в стране систему учебных заведений всех уровней. Появились университеты в Дерпте, Казани, Петербурге. Был принят новый цензурный устав, снимавший многие ограничения на распространение печатной продукции. Удачной оказалась реформа центрального управления. Вместо пришедших в упадок коллегий в 1802 г. было создано восемь министерств. Они имели более четкую организацию, чем коллегии, поскольку были построены по принципу единоначалия. Важные вопросы решались на совместных заседаниях министров. Министры назначались императором и отвечали только перед ним.
2. Консервативный курс внутренней политики России в 20-е гг. XIX в.
С 1820-х гг. во внутренней политике Российской империи усиливаются консервативные тенденции, происходит постепенный отказ от либеральных реформ. Поощрялась деятельность Библейского общества, занимавшегося распространением Священного Писания в целях противопоставления религиозных начал революционным. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения. Возглавил его обер-прокурор Синода князь Л.Н. Голицын. Уже из названия Министерства было видно стремление усилить религиозный характер образования. Правда, Русская православная церковь сочла создание Министерства посягательством на самостоятельность и добилась его ликвидации. Начались гонения на университеты, в которых видели рассадники революционных идей. В результате инспекционных проверок многие либеральные профессора были уволены.
Как худшее проявление крепостного права было воспринято в стране создание военных поселений, организатором которых стал Аракчеев. Военные поселения были созданы с целью сокращения расходов на содержание армии. Предполагалось расселить воинские части среди государственных крестьян. Солдаты должны были заниматься сельским хозяйством, а крестьяне — проходить военное обучение. Дети военных поселян тоже становились солдатами. Таким образом, на поселян возложили двойной груз обязанностей при жесткой регламентации жизни. Военные поселяне неоднократно поднимали восстания, которые жестоко подавлялись. Отказ правительства от преобразований вызвал недовольство части образованного дворянства, рассчитывавшего на продолжение реформ. Результатом стала подготовка заговора с целью свержения императора и установления в России конституции.
3. Укрепление самодержавия
Новый император Николай I (1825-1855) продолжил консервативный курс своего брата. Николай стремился убедить своих подданных в том, что для революции в России нет почвы. В 1831 г. был введен запрет на воспитание русских молодых людей за границей, ибо, по мнению царя, «зараза идет с Запада». Идеология николаевского царствования была основана на представлении о самобытном пути развития России, но сравнению с Западом. Это нашло отражение в теории официальной народности, сформулированной министром просвещения С.С. Уваровым. При Николае I усилился контроль власти над обществом. Это проявилось в расширении влияния «Собственной Его Императорского Величества канцелярии». Хорошо известно так называемое III отделение канцелярии, которое ведало полицией и политическим сыском. Начальнику канцелярии подчинялся жандармский корпус. Вся страна была разделена на пять округов во главе с жандармскими генералами, которые следили за общественным спокойствием и настроениями, принимали меры по подавлению бунтов, осуществляли контроль за администрацией. Подобная структура создавалась в истории России впервые. Значительно увеличился бюрократический аппарат. За период с 1796 по 1850 г. число сановников возросло в пять раз.
Одновременно ограничивались либеральные установления предыдущего царствования. Новый цензурный устав (1826) носил запретительный характер и был прозван современниками «чугунным». Запрещалось обсуждать волнующие общество вопросы в газетах и журналах. Многие сочинения стали распространяться в рукописях и передавались из рук в руки. В середине XIX в. широкое распространение получили сатирические и юмористические издания, которые пользовались популярностью и общественным авторитетом. С 1846 г. стал выходить первый русский иллюстрированный сатирический журнал «Ералаш», но в 1849 г. он был закрыт. Мастера карикатурного жанра А. Агин, Е. Ковригин, М. Невахович, Н. Степанов, П. Федотов и другие бичевали язвы общественной жизни, обличали казнокрадство, взяточничество, бюрократизм, мещанство, хотя это была легальная, подцензурная печать. После утверждения секретного цензурного комитета во главе с графом Бутурлиным с 1848 г. вводится двойная цензура — предварительная и карательная. Запрещалось все, что по мнению цензоров и членов комитета могло ослабить почтение к властям.
Правительство стремилось укрепить сословный характер общества. Были повышены классы для военных и гражданских чинов, дающие право на получение потомственного дворянства (с VI — военным, с V — гражданским чиновникам), чтобы ограничить проникновение в ряды дворянства лиц из других сословий. Для детей личных дворян, купцов, ученых, художников учреждалось сословие почетных граждан, обладавших рядом привилегий. Они освобождались от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Считалось, что каждое сословие должно получать образование в соответствии со своим сословным статусом и кругом будущих сословных обязанностей. В гимназии могли учиться только дети дворян и чиновников. Была ликвидирована университетская автономия. Назначение профессоров теперь оказалось в руках Министерства просвещения.
4. Частичные реформы
Николай I считал, что инициатором реформ может выступать только государственная власть и осуществляться могут только те преобразования, которые не нарушают существующего общественного устройства. Среди вопросов, давно волнующих и власть, и общество, был вопрос о состоянии законности. Последним сводом законов являлось Соборное уложение 1649 г. Создать новый кодекс законов пытались почти все русские правители, начиная с Петра I. При Николае I под руководством М.М. Сперанского было составлено Полное собрание законов, включавшее свыше 30 тыс. законодательных актов, начиная с 1649 г. (45 томов). В созданном позднее Своде законов Российской империи (15 томов) действующие законы располагались по предметам и отделам. Свод законов был призван облегчить работу судей и улучшить состояние законности. Однако современники продолжали жаловаться на постоянное нарушение законов чиновниками и неудовлетворительное состояние судопроизводства.
Большое внимание правительство уделяло крепостному праву. Был создан ряд секретных комитетов, состоявших из ведущих сановников империи. Однако мероприятия, подготовленные ими, носили характер частичных улучшений. Так, в 1842 г. принят указ об обязанных крестьянах: помещик мог освободить крестьянина, но без земли; за пользование землей крестьянин должен был нести повинности. В основном реформы по крестьянскому вопросу касались положения государственных крестьян. Занимался проведением реформы управления государственными крестьянами генерал П.Д. Киселев; сторонник отмены крепостного права.
Было создано Министерство государственных имуществ, введено крестьянское самоуправление на уровне села и волости, предпринимались попытки улучшить крестьянское землепользование, создавались школы и больницы, упорядочивался сбор податей. Однако решающее слово в управлении государственной деревней оставалось за чиновниками. Николаю I не удалось реформировать российское общество. Линия на централизацию управления, подавление общественной инициативы явно была главной в течение длительного царствования государя.
Заключение
Первая половина XIX в. вошла в российскую историю как период серьезной модернизации государственного и социального строя страны. Эти замыслы были реализованы лишь в той степени, в какой они не задевали основ самодержавной власти. Столкнувшись с нежеланием дворянства и чиновничества проводить серьезные общественные преобразования, напуганная стремлением части дворянства взять дело реформ в свои руки, власть перешла на консервативный курс. Его последствием стало поражение в Крымской войне и серьезный общественный кризис.
Список литературы
- Давыдов А.П. Россия: социокультурные основания московско-ордынского политарного властно-управленческого комплекса (XII в. - 1917 гг.) // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2018. №4. С. 80-98
- Мартыненко А. С. Политические партии и движения Российской Империи в ХIX веке // World science: problems and innovations: статья в сборнике трудов конференции. – Пенза. 2019. С. 107-109
- Перескокова А. С. Политическая мысль в России в первой половине 19 века // Гуманитарные и правовые проблемы современной России: статья в сборнике трудов конференции. – Новосибирск. 2019. С. 327-329
- Умаева А.Т. Политика России в Чечне в конце 18 - начале 19 века // Актуальные проблемы истории Чечни: взгляд молодых: статья в сборнике трудов конференции. – Грозный. 2019. С. 168-171