Петр I и его реформа государственно-церковных отношений
Пётр I был убеждён, что поиск путей восприятия новых западных технологий для выживаемости страны при сохранении старых традиционных духовных ценностей было делом невозможным. Государственно-церковные отношения – это законодательная проблема и реальная политика к Церкви центральной власти и властной элиты на местах. Именно в ходе петровских реформ, важнейшей из которых была церковная реформа, произошли кардинальные изменения во взаимоотношениях государства и церкви. Прежде всего, произошло расцерковление самой идеи, на которой основывалась многовековая самодержавная власть. Произошла трансформация интровертной теономной идеи Московской Руси в экстравертную секулярную, по сути, идею христианской империи. Цель петровской церковной реформы – государственная абсолютная власть, высвобождение светской власти из-под духовно-религиозных норм, как это было на протяжении многовековой российской истории, и в итоге этого процесса – секуляризация государственной власти и подчинение интересам государственного аппарата церкви.
Реализация этого процесса по радикальному изменению церковной политики заняла длительное время. 16 октября скончался Патриарх Адриан. Петром I патриаршим местоблюстителем был назначен митрополит рязанский Стефан (Яворский) с резким ограничением его духовной власти: изъяты кадровые вопросы; в восстановленный в 1701 г. Монастырский приказ, который возглавил царский стольник боярин Иван Мусин-Пушкин, перешли все монастырские земли, архиерейские дома и даже Патриарший двор. Ну а после создания в 1711 г. Правительствующего Сената, Стефан Яворский вообще лишился какой-либо власти, например, определять наместников в монастыри, принимать участие в строительстве храмов и т. д. Всё это отошло к компетенции Сената.
В 1721 г. патриаршество было заменено Духовной коллегией, и какое-то время молитвы в православных храмах возносились к этой самой Духовной коллегии, что само по себе было кощунством. В качестве надзора за деятельностью Синода уже в 1722 г. была создана особая должность обер-прокурора из числа светских царских чиновников. Теоретическая доктрина церковной реформы была изложена идеологом Петра I, архиепископом Ф. Прокоповичем в его работе «Правда воли монаршей», в основе которой были парадоксальным образом заложены западноевропейские идеи естественного права Пуффендорфа и Гроция. Такая модель власти, где церковь мыслилась как религиозная проекция самого государства. Чтобы соблюсти видимость каноничности новой синодальной модели, Пётр заручился поддержкой Константинопольского патриарха Иеремии и других восточных патриархов, которые, будучи под властью турок, были постоянно зависимы от российской финансовой «милости», получив от них признание, что новая российская синодальная система равна патриаршей власти.
В отечественной истории наступил резкий надлом. Если в своё время Святитель Иосиф Волоцкий включал в систему Божьего тягла самого царя, то легитимность власти императора Петра I обосновывалась уже не церковным богословием, а правовой западноевропейской системой, элементы которой были заимствованы архиепископом Феофаном Прокоповичем в качестве легитимности монарших прав из западноевропейского общественного договора, рождённого философско-политической мыслью Западной Европы.
Именно с Петра I в России в результате трансформации базисных духовно-религиозных основ, этих несиловых государственных скреп, на уровне элитарной семиосферы утверждается вид нового антропологического типа человека секулярного. Такая государственная политика породила в православном народе различные толки, особенно в старообрядческой среде, что царь – антихрист на троне. Всё это были негативные плоды западничества в российском социуме, которые «аукнулись» в 1917 г.