Управленческий учёт
ЗАДАЧА 1.
Определить и проанализировать характер поведения затрат организации в зависимости от изменения объемов работы. Показать, как информация о поведении затрат влияет на принятие управленческих решений.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
В ресторане переменными являются затраты на продукты и напитки, которые в среднем составляют 900 руб. на одного посетителя. Постоянные затраты в виде арендной платы, коммунальных платежей, заработной платы составляют 10400 руб. в неделю.
- Какова себестоимость одной порции, если в неделю придет 1,5,10,20,50,100 посетителей.
- Как показатель себестоимости может повлиять на решение об открытии ресторана или о продолжении его работы.
РЕШЕНИЕ:
Пункт 1
Зная постоянные и переменные издержки, рассчитаем себестоимость единицы продукции при увеличении количества посетителей. Исходим из того, что постоянные издержки не меняются. Следовательно, при увеличении посетителей возрастут только переменные затраты:
900 * 5 = 4500 руб
900 * 10 = 9000 руб
900 * 20 = 18000 руб
900 * 50 = 45000 руб
900 * 100 = 90000 руб
Сумма постоянных и переменных издержек дает валовые издержки при увеличившемся посетителей, при делении которых на количество посетителей получим себестоимость порции на одного посетителя:
900 + 10400 = 11300
4500 + 10400 =14900
9000 + 10400 =19400
18000 + 10400 =28400
45000 + 10400 =55400
90000 + 10400 =100400
11300 / 1 = 11300
14900 / 5 = 2980
19400 / 10 = 1940
28400 / 20 = 1420
55400 / 50 = 1108
100400 / 100 = 1004
Число посетителей |
Переменные затраты |
Постоянные затраты |
Себестоимость порции на 1 чел. |
1 |
900 |
10400 |
11300 |
5 |
4500 |
10400 |
2980 |
10 |
9000 |
10400 |
1940 |
20 |
18000 |
10400 |
1420 |
50 |
45000 |
10400 |
1108 |
100 |
90000 |
10400 |
1004 |
Пункт 2
Фудкост блюда (food cost) - это процентный показатель себестоимости относительно выручки с продаж. Чем ниже процент, тем выше прибыль.
Допустим, что одна порция стоит 3000 руб. и посчитаем фудкост блюда для того, чтобы дать более точный ответ на второй пункт вопроса о том, как показатель себестоимости может повлиять на решение об открытии ресторана или о продолжении его работы.
(Себестоимость продуктов / сумму выручки) * 100
11300 / 3000 = 3,766 %
2980 / 15000 = 0, 198 %
1940 / 30000 = 0, 064 %
1420 / 60000 = 0, 023 %
1108 / 150000 = 0, 007 %
1004 / 300000 = 0, 003 %
Вывод: Себестоимость помогает высчитать прибыль ресторана в зависимости от количества посетителей. Соответственно, проведенный анализ показал, что чем больше количество посетителей, тем выше прибыль ресторана, на основе этого владелец скорее всего примет положительное решение об открытии/расширении и функционировании в целом.
ЗАДАЧА 2.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
Нормальная производственная мощность предприятия 800 единиц продукции. Планируемые переменные затраты на единицу продукции составляют 440 руб.
Постоянные годовые затраты- 30400 руб. в год.
Продажная плановая цена - 480 руб. за единицу.
- Какова точка безубыточности продаж?
- Какова плановая прибыль предприятия при реализации всей произведенной продукции с учетом нормальной производственной мощности?
Решение:
Пункт 1
Воспользуемся формулой расчета точки безубыточности:
Ок=Зн/(Ц-Сп)
где Ок — критический объем производства в натуральном выражении;
Зн — постоянные (накладные) расходы;
Ц — цена реализации продукции;
Сп - переменные затраты на единицу продукции.
Ок= 30400 : (480 - 440) = 760 шт
Если Ок умножить на цену (Ц), то получится точка безубыточности в стоимостном выражении 760 * 480 = 364800 руб.
Пункт 2
Выручка от продаж составит: 800 * 480 = 384000 руб.
Себестоимость продукции: 440*800 + 30400 = 382400
Прибыль от продаж составит: 384000 – 382400 = 1600 руб.