Структура бухгалтерской отчетности
Введение. Бухгалтерская четность представляет собой отчётность, которая является необходимой для соответствующих пользователей. Необходимость обуславливается целью принятия решений касаемо финансового положении экономического субъекта на отчётную дату, движения денежных средств, результате деятельности. Следует заметить, что данная информация, которая составляет бухгалтерскую отчётность, обязательно систематизируется в соответствии с требованиями, которые установлены законом «О бухгалтерском учёте».
Основная часть. Структура годовой бухгалтерской отчётности экономического субъекта представлена следующими элементами:
– отчёт о движении денежных средств;
– отчёт об изменениях капитала;
– отчёт о финансовых результатах;
– бухгалтерский баланс;
– пояснения к отчёту о финансовых результатах и бухгалтерскому балансу.
Целевое использование средств со стороны некоммерческих организаций также отображается в отчёте. В ситуации, когда экономический субъект подлежит обязательному аудиту, бухгалтерская отчётность составляется наряду с аудиторским заключением по соответствующей отчётности.
Бухгалтерский баланс является представленным в табличной форме сводом информации касаемо обязательств и стоимости имущества экономического субъекта. Это важнейшая форма бухгалтерской отчётности, по которой, как уже отмечалось ранее, имеется возможность оценить финансовое состояние организации, изучить его долги и принадлежащее имущество. В бухгалтерском балансе отображаются сведения по состоянию на определённую дату: в большинстве случаев конец квартала или конец года. Он включает в себя активы и пассивы, суммы которых должны быть обязательно равны. Активы состоят из оборотных и внеоборотных активов. К оборотным активам относятся те, которые используются меньше, чем 1 год, а к внеоборотным — больше 1 года. Пассивы отображают источники формирования имущества организации. Пассив состоит из:
– краткосрочных обязательств;
– долгосрочных обязательств;
– резервов и капитала.
Так, краткосрочные обязательства — это задолженность перед поставщиками, работниками. Иными словами, они представляют собой долги, которые выплачиваются в течение 1 года. Соответственно, долгосрочные обязательства — задолженность, которая выплачивается более, чем за 1 год. Капитал и резервы представляют собой собственные средства компании.
Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации могут не включать Отчет об изменениях капитала и Отчет о движении денежных средств в состав бухгалтерской отчетности. Помимо типовых форм отчетных документов, любое предприятие может представлять в контролирующие инструкции и дополнительную информацию, если она может оказать существенное влияние на оценку положения организации и принятие экономических решений заинтересованными пользователями отчетности. Дополнительная информация может касаться:
- динамики значимых экономических и финансовых показателей предприятия за определённый промежуток времени;
- планов развития предприятия;
- политики организации в области управления рисками или заемных средств;
- стратегии долгосрочных инвестиций;
- природоохранных мероприятий;
- социальной ответственности организации;
- деятельности в опытно-конструкторской или научно-исследовательской сфере.
Положением допускается представление дополнительных данных в виде диаграмм, графиков, сводных аналитических таблиц.
Итак, отчёт о финансовых результатах отображает финансовые показатели деятельности экономического субъекта за отчётный период. Под финансовым результатом следует понимать разницу между расходами и доходами, информация о которых содержится в отчёте нарастающим итогом с начала периода до отчетной даты. В большинстве случаев данные показатели отражаются по методу начисления. Однако, необходимо отметить тот факт, что в малых предприятиях для данной отчетности, чаще всего используется кассовый метод. Отражение расходов и доходов в финансовом отчёте фирмы осуществляется без учёта налога на добавленную стоимость, а также путём разделения на прочие и обычные. Благодаря данному отчёту становится возможным определить рентабельность предприятия, а также тот факт, какую отдачу оно получило от имеющихся ресурсов. Все это позволяет оценить эффективность управления ресурсами. Для того чтобы оценить способность фирмы генерировать чистые поступления денежных средств, в отчёте также имеется соответствующая информация. В нём отображено то, каким образом организация расходует или, наоборот, получает те или иные денежные средства, а также содержится информация о дивидендах, погашении задолженности, заимствованиях и других факторах, которые оказывают существенное влияние на платёжеспособность фирмы и её ликвидность.
В рамках данного исследования необходимо затронуть структуру отчёта о движении денежных средств. Так, денежные потоки классифицируются по видам деятельности:
– финансовые;
– инвестиционные;
– операционные.
Отчёт об изменении капитала содержит в себе информацию об изменениях величины нераспределённой прибыли предприятия, движении добавочного, резервного и уставного капитала, а также об изменениях доли собственных акций, которые выкуплены у акционеров.
По итогам анализа изменений в капитале той или иной организации имеется возможность проследить уменьшение или, наоборот, увеличение её активов за определённый период времени.
Экономические субъекты в лице крупных, средних или малых предприятий, помимо финансовой отчётности, предоставляют также пояснительную записку с примечаниями, где характеризуются основные показатели финансовых результатов деятельности. В данном случае речь идёт о подробной разбивке статей отчета при помощи соответствующей классификации, которая подходят для деятельности данного конкретного предприятия. Данные примечания на обязательной основе должны:
– раскрывать не представленную в отчёте информацию;
– характеризовать учётную политику, которая используется в организации.
Итак, можно резюмировать вышеизложенное: примечания содержат в себе подробную информацию о деятельности фирмы, в то время как в финансовых отчётах информация представляется в обобщенной форме.
Ещё один отчёт – о целевом использовании полученных средств. Данный отчёт содержит в себе систематизированную информацию о таких средствах, как добровольные или членские взносы, а также об их остатках на отчетный и предыдущий период, что позволяет более детально проанализировать и сравнить динамику их остатков, количества и использования.
Сельскохозяйственные предприятия, кроме того, составляют отчеты по специализированным формам. Приказом Минсельхоза России утверждены девять специализированных форм:
1) форма № 5-АПК «Численность и фонд заработной платы работников сельскохозяйственных организаций»;
2) форма № 7-АПК «Отчет о реализации сельскохозяйственной продукции»;
3) форма № 8-АПК «Отчет о затратах на основное производство»;
4) форма № 9-АПК «Отчет о производстве и себестоимости продукции растениеводства»;
5) форма № 10-АПК «Отчет о средствах целевого финансирования»;
6) форма № 13-АПК «Производство и себестоимость продукции животноводства»;
7) форма № 15-АПК «Наличие животных»;
8) форма № 16-АПК «Баланс продукции»;
9) форма № 17-АПК «Отчет о сельскохозяйственной технике и энергетике».
Особенности отражения сельскохозяйственных операций в бухгалтерском учете связаны с их особенностями:
− сезонность;
− длительные производственные циклы;
− большая доля оборота компании и др.
Особое место в сельском хозяйстве занимает земля. Это основной объект основных средств и основной объект приложения труда. В то же время земля существенно отличается от других средств производства:
− не изнашивается и не амортизируется;
− при правильном использовании может улучшить свои свойства;
− не является рукотворным объектом;
− земля не может быть освоена, заменена или передана.
Земля может использоваться компанией на правах собственности, пользования или аренды. Таким образом, бухгалтерский учет должен вестись таким образом, чтобы анализ в этом аспекте включался как в балансовую, так и во внебалансовую отчетность. В связи с погодными условиями деятельность большинства сельскохозяйственных компаний носит сезонный характер. Это приводит к тому, что на предприятии возникают периоды простоев и простоев.
Во время простоя важно правильно классифицировать статьи расходов для целей бухгалтерского учета:
− для активов;
− расходы, относящиеся к будущим периодам;
− текущие расходы.
Любые расходы, понесенные в период простоя для обеспечения работы в следующем сезоне, признаются как активы или как расходы, понесенные в текущем периоде, но относящиеся к будущему. Отраслевые различия означают, что классификация одних и тех же видов деятельности для целей сельскохозяйственного учета может различаться. Учет будет вестись по-разному, например, производитель кормов отнесет свои расходы на сено на счет 20, а владелец мясной фермы – на счет 23.
Таким образом, бухгалтерский учет в сельском хозяйстве имеет много нюансов. Несмотря на то, что это делается на основе общих принципов и общего плана счетов, учет отдельных статей может значительно отличаться от учета других секторов. В основном это связано со спецификой сельскохозяйственной деятельности, основным преимуществом которой являются естественные биологические циклы, климатические условия и землепользование. Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений представляет собой систему обобщенных и взаимосвязанных показателей, характеризующих результаты работы и особенности деятельности некоммерческих организаций.
В Законе о БУ исключение сделано для государственных, муниципальных учреждений, общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), на все некоммерческие организации.
При этом отчет о прибылях и убытках из состава форм отчетности, обязательных к составлению и представлению, исключен, но введены приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.
Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" вопросы составления и представления отчетности некоммерческими организациями в общем виде не регулируются. Имеется несколько локальных норм, относящихся к отчетности государственных корпораций, государственных компаний, а также государственных и муниципальных учреждений.
В настоящее время продолжает действовать норма п. 49 ПБУ 4/99 (действие которого до момента принятия соответствующего федерального стандарта не прекращается), в соответствии с которой промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ Годовой отчет Банка России включает:
- отчет о деятельности Банка России, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных Банком России, и анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;
- анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы РФ, валютного положения и платежного баланса РФ;
- годовую финансовую отчетность Банка России;
- аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России;
- заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона РФ "О государственной тайне".
При этом под годовой финансовой отчетностью Банка России понимаются:
- годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;
- отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России;
- отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России;
- отчет о расходах на содержание служащих Банка России;
- отчет об исполнении сметы капитальных вложений;
- отчет об объеме сделок, совершенных Банком России с ценными бумагами на организованных торгах.
Итак, бухгалтерская отчетность регламентируется национальными и международными стандартами. Для нашей страны такими национальными стандартами являются Российские стандарты бухгалтерского учета — РСБУ. Однако многие предприятия должны также публиковать отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности — МСФО.
Таким образом, проанализированы состав и содержание бухгалтерской отчетности: аудиторские заключения, пояснения, отчеты о движении денежных средств, об изменении капитала, о финансовых результатах, бухгалтерский баланс. При этом для анализа финансового состояния экономического субъекта в большинстве своем используются лишь отчеты, которые наиболее полно отражают основные финансовые показатели, а именно: отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс.