Отчет о целевом использовании полученных средств: назначение и порядок составления
Введение. В составе рекомендованных к применению актуальных форм годовой бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н) присутствует документ, названный отчетом о целевом использовании средств. Часто его также именуют формой 6, несмотря на то что порядковая нумерация форм для отчетов, приведенных в приказе № 66н, не применяется, да и бланков отчетов в этом документе дается всего пять.
Основная часть. Получение целевых средств чревато головной болью для бухгалтерии. Это и дополнительные проводки, и заполнение отчета. Получил – отчитайся по пунктам и постатейно. Одной из составляющих бухгалтерской отчетности, помимо баланса и отчета о прибылях и убытках, является отчет о целевом использовании полученных средств. Данная форма сдается в налоговый орган, орган статистики, другим заинтересованным лицам (например, лицам, предоставившим целевые средства). Отчет о целевом использовании полученных средств (ОКУД 0710006) составляют в обязательном порядке общественные организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности. Отчет показывает, как и на что организация тратит деньги, которые ей выдали на определенные цели. Чаще всего это гранты.
Сдавать этот отчет обязан все получатели целевых средств, но только в том случае, если организация в предыдущем году получила подобное финансирование. В приказе № 67н однозначно были рекомендации составлять отчет только НКО. Аналогичный пункт был и в предыдущей редакции приказа 66н, который затем был удален. Сегодня заполнять отчет о целевом использовании средств надлежит всем получателям такого финансирования. Коммерческие компании тоже входят в этот перечень. Организации, не получающие никакого целевого финансирования, освобождаются от обязанностей по составлению и сдаче отчета. Точного определения целевых средств в законодательстве нет. На практике бухгалтеры и эксперты используют ст. 251 НК РФ. Там отдельно сказано о поступлениях из бюджета в контексте финансирования организаций. Отчет должны предоставлять все организации (кроме бюджетных), которые получают от государства деньги на определенные некоммерческие цели. К таким учреждениям можно отнести, например, частные образовательные учреждения, получающие гранты от государства. Следовательно, они представляют отчет о целевом финансировании в обычном порядке. Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.
Рекомендованный к применению бланк отчета об использовании целевых средств существует не в единственном варианте. Приказом № 66н утверждены две его формы:
- полная, приведенная в приложении № 2.1;
- упрощенная, содержащаяся в приложении № 5.
Упрощение подразумевает сокращение числа строк в отчете за счет объединения данных по ряду показателей (подп. «а» п. 6 приказа № 66н) и отсутствие в бланке графы, предназначенной для указания номера пояснений.
Применять упрощенную форму могут лица, имеющие право упростить ведение бухучета и формирование упрощаемой бухотчетности. К числу таких лиц отнесены (п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- субъекты малого бизнеса, отвечающие критериям, приведенным в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
- организации некоммерческой направленности, подчиняющиеся закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
- участники проекта «Сколково», получившие этот статус в соответствии с законом «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
Недоступно упрощение отчетности (п. 5 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- для юрлиц, обязанных проводить аудит своих бухотчетов;
- жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
- кредитных потребкооперативов и микрофинансовых организаций;
- организаций госсектора;
- политических партий;
- объединений адвокатов и нотариусов, юридических консультаций;
- структур некоммерческого характера, выступающих в роли иностранного агента.
Отчет сдается по итогам года до 31 марта в местную налоговую инспекцию. Форма представляется через личный кабинет налогоплательщика или ТКС с электронной цифровой подписью. Правка в отправленном документе допускается, но рекомендуется сразу правильно заполнять все строки, графы и поля. Порядок внесения данных в форму не описан в методических указаниях Минфина, поэтому его заполняют на основе действий с близкими годовыми бухгалтерскими отчетами (баланс, ОДДС, форма №2). Принцип заполнения также проистекает из самой формы бланка и примечаний под ним. Основная задача заполнения отчета – это фактическое отражение поступлений и оттоков денежных средств и изменения остатка целевого финансирования. Используется бухгалтерская аналитика, которая ведется в организации. Коды полей, содержание отчета о целевом использовании средств и его структура приводятся в приложении к Приказу Минфина № 66н. Организация должна показать, согласно этому приказу, какое количество денег и других активов поступило из бюджета и куда было израсходовано. Поступления разделяются в разрезе конкретных назначений.
Порядок заполнения отчета о целевом использовании средств нигде отдельно не описан. Логика внесения данных в него вытекает из самого содержания отчета и примечаний, имеющихся под основной таблицей.
Основную таблицу предваряют данные об отчитывающемся лице (его наименование и коды, характеризующие основные сведения о нем: ОКПО, ИНН, ОКВЭД, ОКОПФ, ОКФС), а также информация о годе, за который составляется отчет, дате создания и применяемой единице измерения вносимых показателей.
Целью заполнения основной таблицы является отражение с учетом аналитики поступлений-выбытий процесса изменения остатка средств целевого финансирования, учтенных в организации (при применении плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, они показываются на счете 86). При этом предусмотрено сравнение данных текущего и предшествующего ему года.
В верхней и в нижней строках таблицы указываются сведения об остатках средств, соответственно, на начало и на конец года. Промежуточные строки делятся на две группы: со сведениями о поступлениях и о расходовании полученных средств. Для каждой из групп приводимые в приказе № 66н бланки предлагают определенную разбивку строк по аналитике, ориентированную на наиболее часто возникающие основания для поступлений и расходования. В полной форме по этим соображениям выделены:
- в поступлениях — строки:
- для вступительных, членских и целевых взносов;
- добровольно вносимых средств;
- доходов, явившихся результатом деятельности отчитывающегося лица;
- прочих полученных средств;
- в расходной части — строчки для данных об использовании средств:
- на цели, ради которых юрлицом получено соответствующее финансирование, с выделением в них информации о расходах на благотворительность и социальную помощь, мероприятия информационного характера, иные процедуры;
- содержание самой отчитывающейся организации с выделением в них сведений о затратах на оплату труда, иные выплаты, командировки, содержание и ремонт имеющегося имущества, иные траты;
- покупку имущества;
- иные расходы.
В упрощенной форме в поступлениях объединены данные о взносах и добровольно вносимых средствах, а в расходной части отсутствует детализация четырех основных групп строк. Кроме того, упрощенную форму отличает отсутствие итоговых цифр, относящихся к поступлениям и расходам.
Вместе с тем при необходимости составитель отчета может дополнить предлагаемый приказом № 66н бланк нужным числом строк (п. 3 приказа № 66н).
Также можно для облегчения понимания разделить процедуру заполнения отчёта на три этапа.
Шаг 1. Внесение вводных данных. Указывается отчетный период, число и месяц заполнения, полное наименование организации без сокращений. В поля вписывается ИНН, ОКВЭД. Кроме этого, указываются правовая форма (ОКОПФ), вид собственности (ОКФС). Вносятся данные в шапку таблицы. Писать нужно внимательно, чтобы не исправлять в дальнейшем.
Шаг 2. Внесение отчетной информации в табличную часть формы. Указываются данные за два периода – прошлый и позапрошлый год. Информацию за позапрошлый год можно взять из предыдущего отчета. Пишется остаток активов на начало и конец периода. Затем последовательно вносится следующие сведения:
- размер поступления целевых денег,
- какие суммы были из полученных средств были направлены на конкретные мероприятия,
- сколько было затрат на управленческий аппарат,
- капитальные вложения и объем по прочим операциям.
Показатели суммируются, и получается количество истраченных денежных средств за период. В разделе финансовых целевых поступлений рекомендуется отразить все виды прихода денежных средств, в том числе за счет прибыли некоммерческой организации. В полях 6310-6330 и 6350 указываются затраты от полученных средств с расшифровкой и детализацией по подстрокам. Показываются прямые и косвенные расходы на конкретные мероприятия.
Шаг 3. Заполненная отчетная форма подписывается руководителем после проверки. Затем электронным способом отчет о целевом использовании средств направляется в ИФНС. В случае обнаружения неточностей в отправленном документе, есть возможность их поправить. Сдача исправленного отчета происходит в ту же инспекцию не позже десяти рабочих дней с даты начала внесения правок. Должна ли коммерческая организация показывать свои доходы от основной деятельности? Официального разъяснения нет, но неформальная позиция ФНС – этого делать не нужно. Налоговую инспекцию интересуют исключительно бюджетные поступления и расходование этих денег.
Ниже рассмотрен пример заполнения отчета о целевом использовании средств на конкретных цифрах.
Для благотворительного фонда «Надежда», занимающегося помощью лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, основным источником средств, позволяющим осуществлять предусмотренную уставом деятельность, являются добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Остаток неиспользованных на начало года средств составил 30 000 руб. За 2022 год в качестве добровольных пожертвований фонд получил 7 000 000 руб.
Кроме того, фонд организует акции просветительского характера, приносящие ему доход от продажи входных билетов на них. Чистая прибыль от этой деятельности за 2022 год составила 1 000 000 руб. Расходы, осуществленные фондом, в 2022 году оказались следующими:
- на благотворительные выплаты людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, — 6 400 000 руб.;
- на оплату труда с учетом страховых взносов, начисляемых на сумму дохода работника, — 1 400 000 руб.;
- на командировки с целью проверки реальности сложных жизненных обстоятельств у лиц, которым нужна помощь — 70 000 руб.;
- на косметический ремонт помещения, занимаемого фондом на правах аренды, — 100 000 руб.
Аналогичным образом складывалась ситуация и в 2021 году. Те есть имели место два вида поступлений: добровольно пожертвованные суммы (5 500 000 руб.) и прибыль от предпринимательства (900 000 руб.). Использовались средства на благотворительные выплаты нуждающимся в них лицам (5 200 000 руб.), оплату труда и страховые взносы (1 100 000 руб.) и поездки в командировки (80 000 руб.). Неиспользованные на начало года средства составляли сумму 10 000 руб.
В основной таблице отчета остатки средств на начало года будут показаны по строке с кодом 6100, а остатки на конец года — по строке 6400. При этом данные строки 6100 для 2022 года (на его начало) и строки 6400 для 2021 года (на его конец) должны быть одинаковыми.
Поступления найдут отражение в строках 6230 (добровольные пожертвования) и 6240 (прибыль от предпринимательства). Общая их сумма попадет в строку 6200.
В отношении расходов на целевые мероприятия окажутся задействованными строки 6310 (в ней будет показана общая их величина) и 6311 (она предназначена для расходов в виде благотворительной помощи).
В части расходов на содержание самого фонда будут использоваться строки 6320 (здесь отразится общая их сумма), 6321 (расходы, связанные с оплатой труда), 6323 (расходы на командировки) и 6325 (расходы на ремонт имущества).
Общая величина произведенных расходов, равная сумме строк 6310 и 6320, попадет в строку 6300.
Остаток средств на конец каждого года рассчитывается от суммы их остатка на его начало путем прибавления общей величины поступлений и вычитания из этого слагаемого общей суммы расходов, т. е. по формуле (если ее составить с использованием кодов строк отчета): 6100 + 6200 - 6300 = 6400.
Итак, отчет, отражающий информацию о динамике средств целевого финансирования, формируется при наличии у отчитывающегося лица таких средств. При его создании обычно используется рекомендованный Минфином России бланк, который имеет две формы (полную и упрощенную) и при необходимости может дополняться нужными строками. Упрощение отчета достигается объединением показателей и доступно не всем пользователям этой формы. Специальных указаний по заполнению действующего бланка не существует, поэтому вносить данные в него нужно, опираясь на логику самой формы отчета.