АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
2.1. Исследование динамики внедрения экологических инноваций в отраслях экономики
Проведение анализа динамики экоинноваций было основано на официальных статистических материалах Федеральной службы государственной статистики России [8].
Проведя анализ динамики удельного веса организаций, которые осуществили экоинновации в Российской Федерации, в разрезе федеральных округов, можно отметить общее снижение доли организаций к концу 2017 года, осуществлявших такого рода нововведения (табл. 1).
Среди регионов, наиболее активных по внедрению экоинноваций, можно отметить Приволжский, Уральский, Северо-Западный и Центральный федеральные округа.
Таблица 1 – Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в России за период 2012-2019 гг., в % [8]
Субъекты РФ |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2017 г. |
2019 г. |
Российская Федерация |
2,7 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,1 |
0,6 |
Северо-Западный федеральный округ |
1,9 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,3 |
0,8 |
Центральный федеральный округ |
3,0 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
1,3 |
0,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,9 |
1,6 |
1,5 |
1,3 |
0,6 |
0,6 |
Сибирский федеральный округ |
2,2 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
1,0 |
0,6 |
Уральский федеральный округ |
3,0 |
1,6 |
1,8 |
1,8 |
1,2 |
0,6 |
Приволжский федеральный округ |
3,2 |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
1,3 |
1,0 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
1,6 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
0,1 |
Южный федеральный округ |
2,0 |
0,9 |
1,3 |
1,2 |
0,7 |
0,4 |
По результатам более детализированного анализа за 2017 год выявлено, что в Приволжском федеральном округе максимальный процент организаций, которые осуществляют экоинновации, принадлежит Республике Татарстан – 3,7%, Чувашской Республике – 3,5%. В Уральском федеральном округе наибольший удельный вес таких организаций находятся в Челябинской и Свердловской областях [8].
В целом по федеральным округам России за период 2012-2019 годов наблюдаем тенденцию снижения активности предприятий в области экологических инноваций.
Рисунок 1 – Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в России за период 2012-2019 гг.
При проведении анализа развития экоинноваций была исследована доля организаций по видам экономической деятельности (табл. 2).
Можно отметить, что наблюдается динамика снижения активности внедрения экоинноваций организациями за период 2010-2017 годов с 4,7% до 1,1%. Причем, происходит снижение по всем видам экономической деятельности – добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, научные исследования и разработки. Максимально интенсивным по доле организаций, осуществлявших экоинновации, был 2012 год –это 7,4% организаций в области научных исследований и разработок, а затем интенсивность разработок и внедрения зеленых технологий снизилась до 5,4% в 2017 году. Для проведения сравнительного анализа использовались данные по затратам, которые связанны с экологическими инновациями [8].
Совокупное выражение затрат, связанных с экоинновациями в России, по федеральным округам за период 2010-2017 годы представлено в табл. 3.
Таблица 2 – Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в России за 2012-2019 годы, в общем числе организаций по видам экономической деятельности, в % [8]
Виды экономической деятельности |
2012 г |
2013 г |
2014 г |
2015 г |
2017 г |
Всего |
2,7 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,1 |
Добыча полезных ископаемых |
3,4 |
1,8 |
1,6 |
1,5 |
1,1 |
Обрабатывающие производства |
3,9 |
2,3 |
2,5 |
2,7 |
2,5 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1,9 |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
0,7 |
Связь |
2,2 |
0,6 |
0,8 |
0,6 |
0,1 |
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий |
0,3 |
0,0 |
0,3 |
0,3 |
0,1 |
Научные исследования и разработки |
7,4 |
4,6 |
5,2 |
6,0 |
5,4 |
Предоставление прочих видов услуг |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
В методических рекомендациях Росстата говорится, что затраты по экологическим инновациям осуществляются на производственные, технические, экологические мероприятия, когда они приводят к росту экологической безопасности, улучшают или предотвращают негативное воздействие на окружающую среду.
Рисунок 2 – Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в России за 2012-2019 годы, в общем числе организаций по видам экономической деятельности
Можно отметить, что максимальное значение такого рода затрат было в период 2010-2012 годов, затем, в 2013-2017 годы, наблюдается снижение величины затрат по экоинновациям.
Максимальная величина затрат в 2015 году наблюдалась в Уральском федеральном округе, а в 2017 году в Сибирском федеральном округе [8].
Проведя углубленный анализ, можно отметить, что максимальные затраты были осуществлены при внедрении экоинноваций в металлургическое производство и производство готовых металлических изделий за период 2012-2015 годов. Наибольшая доля экоинноваций осуществлялась в научных и исследовательских организациях. 2017 год в целом характеризуется резким снижением затрат на экоинновации по всем округам и по Российской Федерации в целом, это максимально низкий по результатам год по всем рассмотренным показателям динамики развития экоинноваций. Проведя анализ экоинноваций в России, можно выделить следующие трудности, возникающие на пути процесса разработки и внедрения их в современную экономику:
- экономические – сложность перехода к экологическим технологиям и способам производства, рост затрат на природоохранные мероприятия и их невозвратность, сложность прогнозирования величины затрат на улучшение социальной сферы вследствие экологических проблем;
- слабая нормативная и правовая база по вопросам разработки, внедрения, контроля за экоинновациями;
- недостаточное количество исследований в данной области, слабая методологическая база;
- слабая проработанность оценки степени риска экоинноваций, уровня их доходности и времени окупаемости;
- слабый спрос на экоинновации у потребителей.
Таким образом, можно отметить присутствие широкого спектра как внешних, так и внутренних барьеров, которые тормозят внедрение экоинноваций в России. Для преодоления выявленных барьеров внедрения экоинноваций в России необходимо комплексное решение проблем как на уровне государственного управления, так и на уровне управления отдельным предприятием. Ниже рассмотрены способы устранения внешних барьеров при управлении внедрением экоинноваций в России:
- Для решения нормативно - правовых проблем необходимо совершенствование нормативного регулирования и законодательства в области охраны окружающей среды, проработка механизма ликвидации накопленного экологического ущерба, создание условий для переработки и утилизации отходов.
- Маркетинговые трудности при внедрении экоинновации возможно устранить при формировании продвижения экотоваров (экопродуктов, экотехнологий), создание «цепи поставок экоинноваций», включение посредников при продвижении продуктов на рынок.
- Необходимо формирование экологического сознания у населения с самого раннего возраста, пересмотр теории потребления товаров, что позволит акцентировать внимание подрастающего поколения на естественности экоинноваций и зеленой экономики.
Рассмотрим способы устранения внутренних барьеров при управлении внедрением экоинноваций в России:
- Совершенствование управления связано с внедрением экологического менеджмента на всех уровнях управления хозяйствующими субъектами, организация взаимодействия специалистов в области экологии и использования природных ресурсов, а также технических и экономических служб. Внедрение международных стандартов в области корпоративной социальной ответственности (The Global Reporting Initiative), формирование нефинансовых отчетов. В российском управлении недостаточно широко внедрена практика формирования и публикации нефинансовых отчетов.
Так, по состоянию на конец 2019 года в Национальном Регистре нефинансовых отчетов присутствуют отчеты всего 176 компаний, с 924 нефинансовыми отчетами, которые выпущены начиная с 2000 года. Среди этого количества отчетов экологических – 81, социальных – 326, отчетов в области устойчивого развития (GRI) – 314, интегрированных отчетов – 176, отраслевых отчетов – 27 [9].
- Решение проблем в области трудовых ресурсов связаны с повышением уровня квалификации персонала, подготовка специалистов в области экологического менеджмента, внедрение программ повышения квалификации и переквалификации персонала, реализация программы профстандартов.
- Финансовые трудности связаны с первоначальными затратами на экоинновации. Большие вложения средств, связанные с разработкой и внедрением экоинноваций, приносят эффект в долгосрочной перспективе, кроме экономического, имеют социальный и экологический эффекты, связаны с улучшением качества жизни населения, состояния окружающей среды и снижения антропогенной нагрузки.
- Решение технических и технологических проблем при разработке экоинноваций на основе использования отечественных научных разработок и накопленного мирового опыта практического использования зеленых технологий, поощрения и поддержания научных исследований, грантовой и проектной деятельности.
Таким образом, становится очевидно, что основные причины необходимости активного использования экоинноваций на макроуровне – это повышение устойчивости развития и экологизация современной экономики, рост качества жизни населения, улучшение состояния природных экосистем. На региональном уровне в России необходима реализация инфраструктурных проектов, которые будут давать синергетический эффект для экономики. Для устойчивого развития территорий экоинновации – это конкурентное преимущество, на основе которого региональные власти могут строить стратегию развития края, республики, региона. Зеленые технологии на уровне городского управления повысят чистоту и комфортность городской среды для населения. Региональная и государственная поддержка и развитие экологических технологий в России формируют стратегию развития определенной территории, города, что приведет к повышению инвестиционной привлекательности. Экоинновации на микроуровне организаций и предприятий позволят повысить конкурентоспособность экологически чистых товаров и услуг, которые пользуются у населения все большим спросом. Экосистемы территорий получат экологический эффект.
Таким образом, исследование особенностей и механизмов реализации экологических инноваций для России имеет первостепенное и актуальное значение, они позволят сформировать устойчивое развитие социо - эколого - экономических систем на разных уровнях.
2.2. Анализ механизма стимулирования экологических инноваций на примере ПАО «Энел Россия»
ПАО «Энел Россия» — компания по производству электрической и тепловой энергии, являющаяся дочерним обществом международной энергетической группы Enel. У компании 3 ГРЭС в различных регионах России:
- Конаковская ГРЭС в Тверской области мощностью 2520 МВт,
- Невинномысская ГРЭС в Ставропольском крае мощностью 1530 МВт,
- Среднеуральская ГРЭС в Свердловской области мощностью 1578,5 МВт.
- Общая установленная мощность по производству электроэнергии 5628,5 МВт, а по производству теплоэнергии — 2032 Гкал/ч. В ближайшее время планируется ввести в эксплуатацию 3 объекта ветрогенерации:
- Азовская ВЭС в Ростовской области мощностью 90 МВт в июне 2021 года (€132 млн),
- Кольская ВЭС в Мурманской области мощностью 201 МВт в мае 2022 года (€273 млн),
- Родниковская ВЭС в Ставропольском крае мощностью 71 МВт в 2024 году.
На базе Кольской ВЭС в Мурманской области совместно с «Роснано» планируется реализовать проект по производству «зеленого» водорода (экологичный вид топлива, получаемый электролизом воды с помощью энергии от ВИЭ) для экспорта в Европу. Этот проект интересен тем, что в Мурманской области за счет Кольской АЭС «Росатома» нет потребности в электроэнергии и это должно решить проблемы с недостаточным спросом на электроэнергию от Кольской ВЭС. Однако возникает вопрос с получением платежей по ДПМ ВИЭ, т.к. энергия будет уходить не в сеть, а на электролиз воды. К тому же производство водорода электролизом — один самых дорогостоящих способов. Также еще нет достаточной инфраструктуры для транспортировки водорода, что может привести к еще большему росту стоимости и ставит под вопрос конкурентоспособность произведенного «зеленого» водорода на европейском рынке из-за своей дороговизны.
Рисунок 3 – Основные направления развития
Основным направлением развития «Энел Россия» является переход на возобновляемые источники энергии — ветряные электростанции. По прогнозам компании, к 2023 году 39% EBITDA будет обеспечиваться за счет ветрогенерации.
Преимущества зеленой трансформации. Декарбонизация влечет за собой не только пользу для экологии, но и финансовые выгоды для бизнеса. Мощность от возобновляемых источников энергии оплачивается по повышенному тарифу — до 7,5 раз выше по сравнению с регулируемым оптовым рынком. Это происходит в рамках так называемых договоров о предоставлении мощности (ДПМ) на оптовый рынок — программы стимулирования развития ВИЭ - генерации в энергосистеме России, утвержденной Правительством РФ. Еще одно преимущество — возможность получить деньги в будущем за счет продажи углеродных единиц или квот на выбросы парниковых газов. Если предприятие ведет экологически чистую деятельность, оно может продать свои избыточные квоты менее экологичным предприятиям на специализированных углеродных биржах.
Стоимость выброса в атмосферу одной метрической тонны диоксида углерода на европейских биржах колеблется от €60 до 70. В России пока не существует подобного механизма, но уже с середины 2022 года он будет запущен на Сахалине. Учитывая обязательства России по Парижскому климатическому соглашению и Указ Президента о сокращении выбросов парниковых газов, следом за Сахалином к торговле углеродными квотами приступят и остальные регионы России. Средневзвешенная биржевая стоимость тонны выбросов в CO2-эквиваленте в России может составить от 40 до 50% от стоимости в Европе. Это сопоставимо с пропорциями цен на топливо, которое является производным для эмиссии парниковых газов. На текущий момент его показатель составляет €25–35/ мт CO2. При этом во всем мире наблюдается устойчивый тренд на рост стоимости углеродных квот. Буквально год назад их цена была вдвое меньше. В сентябре 2020 года Morgan Stanley прогнозировал рост стоимости квот до €76 к 2025 году. Но фактически на достижение этой цены потребовалось менее года.
Повышение цен на квоты ограничивает выбросы и делает невыгодным использование угля, несмотря на то что он является более дешевым видом сырья. По этой причине продажа компанией крупнейшей в стране угольной Рефтинской ГРЭС может быть стратегическим шагом. Стратегия компании предусматривает начало коммерческой эксплуатации ветропарка в Мурманской области в 2022 году. Строительство Родниковской ВЭС мощностью 71 МВт пока находится в стадии проекта. Совокупный объем инвестиций по трем проектам ветрогенерации составит порядка €495 млн. Введение ветропарков даст компании 362 МВт установленной мощности, 1 290 ГВт/ч в год и около 1015 тысяч тонн в год углеродных квот. Их компания сможет реализовывать на биржевой основе.
При средней цене за тонну СО2-эквивалента в €25 после запуска торговли углеродными квотами во всех регионах России компания может получать от €20 до 28,5 млн (₱1,73–2,46 млрд) дополнительной чистой прибыли в год. Это эквивалентно 60–87% чистой прибыли «Энел Россия» за последние 12 месяцев. Основные финансовые результаты деятельности ПАО "ЭНЕЛ РОССИЯ" за анализируемый период (31.12.20–31.12.21) приведены ниже в таблице. Из "Отчета о финансовых результатах" следует, что за рассматриваемый период (31.12.20–31.12.21) организация получила прибыль от продаж в размере 1 718 765 тыс. руб., что составляет 3,7% от выручки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль от продаж снизилась на 3 617 441 тыс. руб., или на 67,8%.
По сравнению с прошлым периодом в текущем cнизилась как выручка от продаж, так и расходы по обычным видам деятельности (на 10 280 546 и 6 663 105 тыс. руб. соответственно). Причем в процентном отношении изменение выручки (-18%) опережает изменение расходов (-12,9%).
Изучая расходы по обычным видам деятельности, следует отметить, что организация, как и в прошлом году не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Поэтому показатель "Управленческие расходы" за отчетный период в форме №2 отсутствует.
Прибыль от прочих операций за весь рассматриваемый период составила 1571814 тыс. руб., что на 2409440 тыс. руб. больше, чем сальдо прочих дохдов - расходов за аналогичный период прошлого года. При этом величина прибыли от прочих операций составляет 91,5% от абсолютной величины прибыли от продаж за анализируемый период. По итогам 2020 года «Энел Россия» отчиталась о ₱44 млрд выручки (–33% г/г), ₱3,63 млрд чистой прибыли и зафиксировала отрицательный свободный денежный поток по причине масштабных инвестиций. Исторические темпы роста денежных потоков «Энел Россия» не отражают реального состояния компании из-за выхода из портфеля активов Рефтинской ГРЭС. По этой причине важнее оценивать будущие денежные потоки компании. Ожидается, что в 2023 году показатель EBITDA компании достигнет ₱12,4 млрд, увеличиваясь примерно на 29% г/г с ₱7,5 млрд, запланированных на 2021 год. При этом 39% прироста обеспечат проекты в сфере возобновляемых источников энергии за счет увеличения платежей за поставку мощности по государственной программе.
Таблица 3 – Финансовые показатели и экономический прогноз
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
Изменение показателя |
Средне-годовая величина, тыс. руб. |
||
2020г. |
2021г. |
тыс. руб. (гр.3 - гр.2) |
± %((3-2) : 2) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Выручка |
56985454 |
46704908 |
-10280546 |
-18 |
51845181 |
2. Расходы по обычным видам деятельности |
51649248 |
44986143 |
-6663105 |
-12,9 |
48317696 |
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) |
5336206 |
1718765 |
-3617441 |
-67,8 |
3527486 |
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате |
-201260 |
2078219 |
+2279479 |
↑ |
938480 |
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4) |
5134946 |
3796984 |
-1337962 |
-26,1 |
4465965 |
6. Проценты к уплате |
636366 |
506405 |
-129961 |
-20,4 |
571386 |
7. Налог на прибыль, изменение налоговых активов и прочее |
-959069 |
-741015 |
+218054 |
↑ |
-850042 |
8. Чистая прибыль (убыток) (5-6+7) |
3539511 |
2549564 |
-989947 |
-28 |
3044538 |
Справочно: |
3616721 |
2514417 |
-1102304 |
-30,5 |
3065569 |
Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса (измен. стр. 1370) |
x |
2391204 |
х |
х |
х |
Рисунок 4 – Динамика выручки и чистой прибыли
Чистая прибыль по итогам 2021 года на уровне €3,0 млрд. После этого она должна продолжить рост со среднегодовым темпом 15% и достигнуть ₱3,9 млрд к 2023 году. За счет повышенных капитальных затрат к 2023 году чистый долг может составить около ₱42,2 млрд. Долговая нагрузка в таком случае — 3,4х, что несколько выше значения 2,0–2,5х. Тем не менее за счет низкой средневзвешенной ставки фондирования в размере 2,31% и высокой доли займов в виде проектного финансирования это не вызовет у компании финансовых трудностей. Акции «Энел Россия» в данный момент сочетают в себе несколько инвестиционно привлекательных факторов:
- рост доходов за счет развития ветровых источников энергии и перспективы продажи углеродных квот;
- 27%-ную форвардную дивидендную доходность;
- потенциал роста стоимости акций за счет их переоценки инвесторами в преддверии выплаты высоких дивидендов.
Исходя из ₱3,0 млрд чистой прибыли за 2021 год и текущей капитализации в размере ₱30,7 млрд, «Энел Россия» торгуется с форвардным Р/Е 10,2х. Это справедливая оценка для актива с подобной доходностью. Кроме этого, акции «Энел Россия» являются защитным активом с низкой корреляцией к индексу широкого рынка. Они могут помочь инвестору пережить потенциальный финансовый кризис. Прогнозная цена акций «Энел Россия» составляет ₱1,40. Потенциал роста — 61% на горизонте двух лет плюс 27% доходности за счет выплаты дивидендов.
2.3. Исследование механизма стимулирования экологических инноваций в США, Японии и Корее
Новые вызовы, стоящие перед человечеством, сопряжены с исчерпаемостью природных ресурсов, неблагоприятными последствиями изменения климата, экологическими проблемами. В последнее десятилетие характерно нарастание кризисного тренда, включая климатический кризис, кризис биоразнообразия, топливный, продовольственный, водный, финансовый кризис и экономики в целом, которые носят глобальный характер. Воздействие этих кризисов ставит под угрозу возможность сохранения и поддержания достигнутого уровня жизни не только в отдельных странах, но и во всём мире. В частности, глобальные изменения климата оказывают негативное влияние на экономику и социальную сферу государств. По некоторым оценкам, к концу XXI века экономические потери США составят 10% от ВВП, данный показатель для мира в целом будет равен 20% от ВВП. Традиционная модель развития демонстрирует свою неустойчивость, что обусловливает целесообразность её трансформации, поиск новых концепций развития.
До настоящего времени прогресс человечества и его развитие были сопряжены с обеспечением экологической устойчивости, принципы которой определены и приняты всеми странами мира на глобальном уровне в рамках «Целей развития тысячелетия» ООН (Millennium Development Goals). Отметим, что необходимость поиска новых путей развития человечества и экономики достаточно давно осознаётся мировым сообществом. Об этом свидетельствуют инициативы, выдвинутые ООН по формированию нового экономического развития по модели «зелёной экономики» (green economy). На данном этапе с созданием и концепцией самой «зелёной экономики» связаны следующие цели устойчивого развития:
- обеспечение рациональных моделей потребления и производства;
- принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями;
- сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития;
- защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия.4
Эти цели изложены в документе «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Намеченный срок их реализации – с 2015 по 2030 гг. Согласно определению программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), под «зелёной экономикой» понимают такой вид экономической деятельности, «который поддерживает благосостояние и социальное равенство и одновременно существенно снижает экологические риски и экологический ущерб». Другими словами, «зелёная экономика» – вид хозяйственной деятельности, при котором рост доходов населения и его занятость осуществляются за счёт государственных и частных инвестиций, которые ведут к сокращению выбросов парниковых газов и загрязнения окружающей среды, повышению эффективности использования энергетических ресурсов и сырья и препятствуют потере биоразнообразия. Принципы «зелёной экономики» становятся приоритетными в экономическом развитии многих государств и регионов мира. В США, Нидерландах, Швейцарии, Республике Корея, Японии, Китае, Великобритании и ряде других стран приняты национальные стратегии её развития.
Согласно рекомендациям программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), инвестиции страны в «зелёную экономику» должны составлять хотя бы 1% ВВП. Указанные нами страны Восточной Азии соответствуют данному критерию: у Китая этот показатель равен 3%, у Республики Корея – 2%, у Японии – 1%, в то время как у таких высоко развитых стран, как США, Швеция и Италия, он составляет менее 1%.
Рисунок 5 – Инвестиции в «зелёную экономику»
Кроме того, заслуживает внимания тот факт, что на протяжении последних 10 лет в Китае, Республике Корея и Японии растёт доля возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе (табл.4). В Китае положительная динамика данного показателя объясняется прежде всего увеличение доли гидроэнергетики.
«Зелёная экономика» Республики Корея. Республики Корея стала первым государством, принявшим идею «зелёной экономики» в качестве национальной стратегии. Стратегия Low Carbon Green Growth, которая предполагает экономический рост, сопровождающийся повышением энергоэффективности, снижением нагрузки на окружающую среду и климат за счёт предотвращенного экологического ущерба и углеродных инвестиций. Стратегия состоит из следующих элементов:
- снижение выбросов в атмосферу парниковых газов (в ноябре 2019 г. правительство приняло среднесрочный план, предусматривающий уменьшение выбросов парниковых газов на 30% к 2025 г.) и адаптация к изменению климата;
- создание новых мощных двигателей, использующих «зелёные» технологии;
- повышение уровня жизни путём «озеленения» жизненного уклада и превращения республики в образцовую страну с «зелёной экономикой».
С 2011 года в Корее работает уникальная система зелёных платёжных карт. Покупая экопродукты, пользуясь общественным транспортом и даже просто отказавшись от наличных, корейцы копят баллы, которые затем можно потратить на оплату коммунальных услуг или пожертвовать. С момента официального объявления о курсе на «зелёный рост» в Корее начался стремительный подъём «зелёного» бизнеса. Все основные коммерческие группы включили «зелёные» операции в список высокоприоритетных инвестиций. С 2018 г. по 2020 г. совокупный объём таких вложений со стороны 30 самых крупных коммерческих групп ежегодно рос на 75%. Основными целями инвестирования стало производство оборудования для возобновляемой энергетики, высокоэффективного электрического оборудования и экологически чистых автомобилей, а также адаптация к изменению климата. Успех «зелёного роста» в Корее обусловлен сочетанием как минимум трёх факторов:
- политической воли руководства страны;
- принципа «духа первенства» в области уменьшения объёма выбросов парниковых газов и защиты окружающей среды;
- эффективного взаимодействия всех соответствующих министерств.
Текущей задачей является стабильное уменьшение объёма выбросов парниковых газов и охрана окружающей среды. К 2025 г. Республика Корея должна войти в семёрку стран с наиболее развитой «зелёной экономикой», а к 2050 г. – в пятёрку. Сейчас она в рейтинге стран по глобальному индексу зелёной экономики занимает 23место.
«Зелёная экономика» Японии. Не менее интересен в данной сфере и опыт такой страны, как Япония. Япония занимает ведущие позиции в части экоинноваций, управления и внедрения «зелёных» технологий в экономику. Важное место в сфере НИОКР Японии занимают экологические технологии. «Новая стратегия развития», основной документ в Японии, определяющий направление развития страны до 2050 г. (The New Growth Strategy, Japan, 2020 г.), относит экологически ориентированные инновации к наиболее активно развивающимся направлениям в Японии и к одному из семи стратегических секторов развития страны. В последнее время приоритет в фундаментальных исследованиях в сфере экологических технологий отдаётся разработкам в энергосбережении, энергоэффективности, низкоуглеродном производстве энергии – широкому спектру отраслей, объединяющихся общей проблемой изменения климата. В рамках программы по поддержке инновационных технологий в области энергетики разрабатывается 21 инновационная технология в области низкоуглеродной энергетики и эффективного производства, и потребления энергии.
К тому же развиваются технологии, нацеленные на модернизацию транспортного сектора. Они включают в себя разработки систем «умного» транспорта, транспортных средств на топливных элементах, гибридных двигателей (со вставной перезаряжающейся электрической трансмиссией), производство биотоплива для транспорта. Также приоритетным направлением в Японии традиционно является развитие технологий по предотвращению загрязнения природных сред (прежде всего воздуха, а также воды и почв) и технологий в области управления отходами.
В настоящее время в Японии сформирована и функционирует налаженная система разработки и внедрения технологий экологического развития, которая складывается из государственных программ и ответных инициатив бизнеса и населения. В подтверждение этому можно привести следующие показатели. В рейтинге стран по глобальному индексу зелёной экономики в 2016 году Япония заняла 9 место. Помимо этого, в период с 2017 г. по 2020 г. этой стране удалось сократить выбросы в транспортном секторе на 17%, что является одним из лучших показателей в мире. Если обратиться к индексу экологической эффективности, то в данном рейтинге стран Япония фигурирует в первой десятке – она находится на 5 месте. Япония являет собой пример государства, успешно движущегося по пути к модели устойчивого развития, соединяя интересы экономики и экологии. «Зелёные» технологии и экологические инновации являются важными инструментами для достижения целей экологической политики страны. Реализация государственной политики Японии в сфере «зелёной экономики» позволяет ей сохранять конкурентные преимущества на быстрорастущих глобальных рынках «зелёных» технологий.
На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что на сегодняшний день «зелёная экономика» – это не только экология, это конкурентная борьба за новый технологический уклад. В связи с этим особого внимания заслуживает вопрос изучения опыта стран, которые стали мировыми флагманами экономики «зелёного роста». Этого почётного звания действительно достойны такие восточноазиатские страны, как Китай, Республика Корея и Япония, которые, осуществляя переход к более «зелёному росту», смогли добиться существенных положительных результатов и не собираются останавливаться на достигнутом. Глобальной целью этих государств является увеличение масштабов «зелёного» сектора в национальной экономике.
Список используемой литературы
- Агарков, А. П. Управление инновационной деятельностью: Учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования по направлениям подготовки «Менеджмент», «Инноватика» (уровень бакалавриата) / А. П. Агарков, Р. С. Голов. – 2-е издание. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 204 с.
- Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов / А. А. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 259 с.
- Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности : учебник и практикум для вузов / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 303 с.
- Баранчеев, В. П. Управление инновациями : учебник для академического бакалавриата / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 747 с.
- Беляев, Ю. М. Инновационный менеджмент : учебник для бакалавров / Ю. М. Беляев. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 218 с.
- Боева, А. А. Методы инновационного менеджмента предприятия в условиях рыночной экономики / А. А. Боева, Ю. В. Пахомова // Организационно-экономические и управленческие аспекты функционирования и развития социально-экономических систем в условиях инновационной экономики : Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 23 мая 2019 года. – Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2019. – С. 34-42.
- Василевская, И. В. Инновационный менеджмент : учебное пособие / И. В. Василевская. – 3-e изд. — Москва : РИОР, 2019. — 129 с.
- Горфинкель, В. Я. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2021. — 380 с.
- Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент : учебное пособие / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. – Москва : ИНФРА-М, 2019. — 311 с.
- Данилина, Е. И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом : учебник для бакалавров / Е. И. Данилина, Д. В. Горелов, Я. И. Маликова. – 2-е изд. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 208 с.
- Дармилова, Ж. Д. Инновационный менеджмент : учебное пособие для бакалавров / Ж. Д. Дармилова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 168 с.
- Джуха, В. М. Инновационный менеджмент. Курс в схемах и таблицах : УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине «Инновационный менеджмент» (Электронный ресурс) / В. М. Джуха, Т. А. Салтанова. – Ростов-на-Дону : Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2020. – 68 с.
- Зверева, Т. М. Необходимость обновления форм и методов управления в условиях использования инновационного менеджмента / Т. М. Зверева // Электронный научный журнал. – 2020. – № 1(30). – С. 67-70.
- Инновационный менеджмент : Учебно-методическое пособие
- Инновационный менеджмент в российском бизнесе / А. В. Борщева, М. С. Санталова, И. В. Соклакова, И. Л. Сурат. – 2-е издание. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 198 с.
- Росстат Официальный сайт - https://rosstat.gov.ru/
- ПАО Энел Россия - Официальный сайт - https://www.enelrussia.ru/