Инструменты экологического регулирования
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Административные инструменты регулирования
- Экономические инструменты регулирования
- Заключение
Введение
В настоящее время в области охраны окружающей среды сложился своеобразный симбиоз из административных и рыночных механизмов (так называемый смешанный механизм). Сейчас в мире в этой области насчитывается свыше 80 различных экономических инструментов, включающих мониторинг окружающей среды, управление процессами природопользования, финансирование и стимулирование природоохранной деятельности. Механизм экологического регулирования должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления природопользованием. В свою очередь механизм управления природопользованием представляет собой звено механизма управления экономикой в целом, поэтому необходимо еще согласование методов социально-экономического и экологического управления.
В целом эффективный хозяйственный механизм природопользования должен учитывать особенности и опираться как на административно-контрольные, экономические (включая и рыночные, финансово-налоговые), так и на социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.
Административные инструменты регулирования
Первоначально защита окружающей среды в основном опиралась на административные механизмы. Использовались запреты, лицензии, ограничения (лимиты), административные и уголовные меры.
Административно-контрольные инструменты экологического регулирования включают:
- природоохранное законодательство;
- совокупность экологических стандартов и нормативов;
- систему лицензирования хозяйственной деятельности;
- методы и инструменты прогнозирования, планирования и составления программ природоохранной деятельности.
К административно-контрольному блоку относятся также так называемые мягкие инструменты:
- экологический мониторинг;
- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов;
- экологический аудит;
- экологическая сертификация (маркировка);
- добровольные согласования между органами экологического контроля и природопользователями.
Экономические инструменты регулирования
Экономические методы управления природопользованием широко использовались в 1980—1990-е гг. Они же базировались на неоклассической концепции (на принципах рыночного регулирования). Практика показывает, что административно-правовые и экономические механизмы охраны природы необходимо использовать комплексно. Экономическими рычагами могут быть: система экономических инструментов природоохранной деятельности; система финансирования природоохранных мероприятий; платность природопользования; ценообразование с учетом экологического фактора на первичные и вторичные ресурсы; создание рынка природных ресурсов; экологическое страхование; экологическая экспертиза проектов; лицензирование природопользования; создание механизма реализации государственных и региональных экологических программ.
В экономическом плане инструментам принуждения свойственны существенные недостатки, поскольку в результате их использования экологические цели достигаются главным образом за счет высоких затрат. Нормативное регулирование, как правило, не учитывает индивидуальных затрат на различных предприятиях. Однако широкая дифференциация норм на основании различий в затратах на мероприятия по защите окружающей среды, необходимая для создания равных условий в конкурентной борьбе и снижения общих экономических затрат, практически неосуществима в силу большого разнообразия продукции, оборудования и технологий. К тому же для контроля потребовалось бы огромное число дополнительных служащих. Нормативное регулирование не обеспечивает также долгосрочных стимулов для эффективного предотвращения выбросов вредных веществ в окружающую среду. Предприятие не получает выгоды от исследований и разработок, приводящих к снижению степени загрязнения окружающей среды. Современный механизм регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования функционирует на рыночной основе с элементами мер принуждения как экономического, так и неэкономического характера.
К экономическим инструментам государственного регулирования природоохранной деятельности относится система отчислений, платежей, налогов, субсидий на защиту окружающей среды. С помощью данной системы государство может побуждать хозяйствующие субъекты учитывать в расчетах не только частные, но и общественные затраты на производство и потребление товаров. Для экологической эффективности сумма отчислений или субсидий должна определяться, исходя из затрат на предотвращение ущерба. Каждый хозяйствующий субъект в рамках заданной экологической нормы может решать для себя дилемму: не загрязнять окружающую среду или платить за загрязнение (загрязнять окружающую среду или получать субсидии), выбирая для себя оптимальный вариант. У производителя появляется постоянный стимул для поиска новых возможностей снижения затрат на предотвращение выбросов. В результате затраты народного хозяйства на охрану окружающей среды в целом сводятся к минимуму. Россия — одна из первых стран в мире, применившая платежи за загрязнение окружающей среды на практике. Они призваны компенсировать экономический ущерб, наносимый предприятиями природной среде в процессе своей деятельности.
В настоящее время применяются три вида платежей: платежи за загрязнение атмосферы, сброс в водные объекты загрязняющих веществ, размещение отходов. В России применяются две ставки платежей: базовая ставка, и ставка за сверхлимитные загрязнения, равная пятикратному значению базовой ставки. Важное место в системе государственного регулирования природоохранной деятельности занимают государственные субсидии — денежные средства, пособия, финансовая помощь, выделенные из государственного бюджета местным органам власти, предприятиям, населению на стимулирование эколого-сбалансированной деятельности. Особенно широко используемым и эффективным инструментом считаются налоги. Экологические налоги (их часто называют зелеными) призваны решать, по крайней мере, две задачи: во-первых, сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам и ущербу, наносимому окружающей среде; во-вторых, способствовать компенсации экологического ущерба загрязнителем, а не обществом.
Заключение
Экологическое регулирование — это система активных законодательных, административных и экономических мер и рычагов влияния, которые используют государственные органы разного уровня для принуждения загрязнителей окружающей среды ограничить выбросы вредных веществ в естественные и техногенные среды, а также для материального стимулирования добросовестных природопользователей.
Для эффективного экологического регулирования первоочередное значение имеет выбор правильных методов и инструментов (рычагов) регулирования.
Список литературы
- Еговкина Ю.А. Анализ инструментов регулирования и поддержки экологической деятельности в субъектах ПФО // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. №4. С. 459-465
- Звягинцев А. И. Модель wonderland как вспомогательный инструмент регулирования экономико-экологического развития // Экономические отношения. 2020. №3. С. 683-698
- Кутепова П. С. Машинное обучение как инструмент для экологического регулирования в рамках региональной политики Российской Федерации // XIV итоговая студенческая научная конференция: статья в сборнике трудов конференции. – Санкт-Петербург. 2022. С. 160-165