Структура, объём и методы управления госдолгом РФ
2.1. Тема: Государственный и муниципальный кредит. Государственные и муниципальные заимствования (муниципальные облигации)
Задание 2 (вариант 2)
Купонная облигация с номиналом 50 руб. сроком обращения 3 года имеет ступенчато возрастающую купонную ставку. Ее величина, установленная при выпуске облигации, составляет 8% годовых и равномерно возрастает на 2 % каждые полгода. Купонный доход выплачивается по полугодиям. По какой цене инвестор будет согласен приобрести эту облигацию, если имеется альтернативный вариант вложения капитала со ставкой дохода 10 % годовых?
Решение. Для определения текущей рыночной цены купонных облигаций (PV) используется следующая формула:
, (1)
где С - годовой текущий доход в виде процента, выплачиваемый по облигации, руб.;
F - сумма, выплачиваемая при погашении облигации, руб.;
r - требуемая инвестором годовая ставка дохода, коэф.;
n - число лет, по истечении которых произойдет погашение облигации, лет.
= 0,1
= 0,12
= 0,14
= 0,16
= 2
= 50*0.5*0,1 = 2.5
= 50*0.5*0,12 = 3
= 50*0.5*0,14 = 3.5
=50*0.5* 0,16 = 4
= 4.5
Ответ: Инвестор будет согласен приобрести данную облигацию по цене 14,51 руб.
2.2. Тема: «Региональные финансы и их роль» (государственные ценные бумаги)
Задание 4 (вариант 2)
Трехмесячные государственные ценные бумаги реализуются на первичном рынке с дисконтом 2%. Инвестор (юридическое лицо) может вкладывать денежные средства, постоянно покупая в течении года государственные ценные бумаги, или приобрести корпоративные облигации со сроком обращения 1 год и номинальной стоимостью, равной номинальной стоимости трехмесячных ценных бумаг. Какой должна быть величина купонной ставки корпоративной облигации, которая обеспечивала бы инвестору с учетом налогообложения доходность, равную доходности государственных ценных бумаг?
Решение. Купонный доход по корпоративным облигациям облагается налогом на прибыль юридических лиц в общем порядке, а по государственным ценным бумагам — по ставке 15%. Следовательно, чтобы инвестор принял решение о целесообразности приобретения корпоративной облигации, ее купонная ставка должна быть не ниже доходности до погашения государственной ценной бумаги с учетом налогообложения. Поэтому для расчета купонной ставки по корпоративной облигации найдем по формуле (1). Кроме того, в условии задачи указан срок обращения государственной ценной бумаги не в днях, а в месяцах, следовательно, в формуле (1) вместо 365 дней будем использовать 12 месяцев:
, (2)
где годовая ставка доходности к погашению, %;
N - номинал, % или руб.;
Рr - цена приобретения (размещения), % или руб.;
t - количество дней со дня приобретения (размещения) до дня погашения;
T - ставка налогообложения прибыли, коэф.
2.3. Тема: «Бюджетный процесс»
Распределите поступившие суммы доходов по соответствующим уровням бюджетной системы на основании следующих данных:
1) За текущий операционный день поступили следующие суммы – налог на имущество организаций – 6300 тыс. руб.; НДС 125 400 тыс. рублей; акцизы на пиво 12 100 тыс. рублей; акцизы на спирт этиловый 13 450 тыс. руб.; акцизы на табачную продукцию 7 224 тыс. руб.; налог на доходы физических лиц 50 000 тыс. руб., в т.ч. 15700 т. р. от лиц, имеющих льготы в доле субфедерального бюджета; налог на добычу полезных ископаемых 13 560 т. р., в т.ч. 7700 от лиц, имеющих льготы в доле субфедерального бюджета
2) Из налоговых органов поступили – заключения на возврат налога на добавленную стоимость 17500 тыс. рублей; заключения на возврат излишне уплаченных сумм НДФЛ в сумме 2 680 тыс. рублей.
3) Нормативы распределения налоговых доходов в отчетном периоде между бюджетами – по действующему законодательству:
Решение:
Федеральный бюджет |
Бюджет субъекта РФ |
Местный бюджет |
НДС – 125 400 тыс. рублей |
налог на имущество организаций – 6300 тыс. руб.; |
|
акцизы на спирт этиловый - 8124 тыс. рублей |
акцизы на пиво – 12 100 тыс. рублей |
|
акцизы на табачную продукцию – 7 224 тыс. руб |
акцизы на спирт этиловый – 5326 тыс. рублей |
|
налог на доходы физических лиц – 7500 тыс. руб., |
заключения на возврат налога на добавленную стоимость 17500 тыс. рублей; |
заключения на возврат излишне уплаченных сумм НДФЛ в сумме 2 680 тыс. рублей. |
|
налог на добычу полезных ископаемых – 13 560 т.р., в т.ч. 7700 – от лиц, имеющих льготы в доле субфедерального бюджета |
|
|
налог на доходы физических лиц – 42500 тыс. руб |
|
Тема: «Государственные и муниципальные финансы»
Текст задания (вариант 1-2)
Структура и объем государственного долга РФ. Методы управления госдолгом
В современном мире сложно назвать государство, которое не прибегло бы к государственным заимствованиям. С точки зрения обслуживания и сокращения государственного долга есть проблемы различного характера, помимо экономических проблем, возникают и политические, которые основаны на положении политической ситуации в мире. Их использование обусловлено рядом факторов: ограниченность в собственных финансовых ресурсах, покрытие дефицита государственного бюджета, исполнение долговых обязательств, финансирование проектов, поддержание национальной валюты.
Государственный долг не рассматривается как негативное явление, даже развитые страны не стремятся к его полному погашению. Госдолг возникает в условиях, когда государственная расходная часть бюджета превышает доходную, следовательно образуется бюджетный дефицит.
Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.
Государственный долг может быть внешним и внутренним. Под внешним долгом понимается задолженность перед иностранными государствами, компаниями, лицами. Он является обременительным для страны, так как приходится отдавать в счет уплаты долга и процентов ценное сырье, товары. Если платежи составляют 20-30% от внешнеэкономической деятельности, страна не только попадает в ряды должников, но и получить при необходимости новый займ будет весьма затруднительно.
Под внутренним долгом принято понимать задолженность перед своим населением, то есть у правительственных органов есть долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами.
Долговые обязательства государства представляют собой следующее:
- Кредиты, полученные правительством.
- Государственные займы, осуществленные по- средством выпуска ценных бумаг от имени правительства или Центрального банка.
- Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством
На 2019 год основными заёмщиками капитала являются США на долю которого приходится 20421273 млн.долл., второе место – Великобритания, чей долг составляет 8537203 млн.долл.
Рисунок 1- Внешний долг по странам мира , млн. долл.
Россия занимает 26 место по внешнему долгу среди всех стран, государственный долг к ВВП равен 29,4 %, внешний долг на душу населения равен 3376 долл. Внешний долг России по данным Центрального Банка РФ представлен в таблице 1
Таблица 1 - Внешний долг РФ
Год |
Внешний долг, млн. долл. |
В иностранной валюте, млн.долл |
В национальной валюте,млн.долл. |
2015 |
599,901 |
492,777 |
107,124 |
2016 |
518,489 |
435,271 |
83,217 |
2017 |
511,752 |
401,221 |
110,531 |
2018 |
518,213 |
379,875 |
138,338 |
2019 |
454,680 |
342,347 |
112,333 |
По данный Центрального банка совокупный долг России в 2019 году составил 454,680 млн. долл., если сравнить показатели долга за 2018 и 2019 года, можно наблюдать сокращение внешнего долга на 63,533 млн., это на 12,26 % ниже показателя 2018 года. По мнению Центробанка внешний долг России изменился по следующим факторам:
- сокращение задолженности банков перед международными и зарубежными контрагентами;
- увеличение долговых обязательств в связи с прямыми капиталовложениями в сектора экономики;
- приобретение большого количества федеральных облигаций нерезидентами, что спровоцировало собой увеличение обязательств.
На начало 2019 года госдолг превышал государственные активы на 1,5% ВВП. За первое полугодие наблюдается рост долга перед кредиторами других стран, данный рост составил 20,386 млрд. долл. и в конечном результате долг перед иностранными кредиторами равнялся 64,341 млрд. долл, что явилось рекордным показателем за предшествующие 13 лет. Второй квартал 2019 года характерен увеличением суммы внешнего долга, если на 1 января его объем насчитывал 454,6, то уже на 1 апреля сумма госдолга насчитывала 468,8млрд. На 1 августа 2019 года ситуация складывалась следующим образом: чистые активы «расширенного правительства» составили 1,25 прогнозируемого ВВП. Размер государственного долга составил 16,2 трлн. рублей, ликвидные активы страны 17,7 трлн. рублей. Чистый государственный долг России впервые с 2015 года, т.е. с момента введения санкций, стал отрицательным. По данным Министерства финансов государственный долг полностью покрывался ликвидными активами страны. Внутренний долг Российской Федерации за 5 лет представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Внутренний долг РФ
Год |
Внутренний долг, млрд долл. |
2015 |
7 241,17 |
2016 |
7 307,61 |
2017 |
8 003,46 |
2018 |
8 689,63 |
2019 |
9 176,39 |
Государственный внутренний долг Российской Федерации на 2018 год по отношению к ВВП - 9,4%, составил 8 689,63 млрд. рублей. На 2019 год госдолг к ВВП – 8,8% или 9 176,39 млрд. руб. и не превышает установленный статьей 1 Федерального закона № 362-ФЗ верхний предел государственного внутреннего долга в сумме 9 821 290,3 млн. рублей. С 2015 года по 2019 год наблюдается непрерывный рост государственного внутреннего долга. Темп прироста долга 2018 относительно 2017 года составил 8,57%, 2019 года 5,60%. Таким образом, несмотря на непрерывный рост внутреннего долга, наблюдается снижение темпов его роста Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, на 1 января 2018 года составлял 7 247, 12 млрд. рублей, за отчетный год его объем увеличился на 502,35 млрд. рублей, или на 6,9 %, и на 1 января 2019 года составил 7 749, 47 млрд. рублей. Для рассмотрения структуры государственного внутреннего долга РФ в разрезе ценных бумаг на 2019 год составим рисунок 2.
Рисунок 2 – Структура государственного внутреннего долга в части государственных ценных бумаг на 2019 год, номинальная стоимость указана в валюте РФ, млрд.руб.
Наибольшую долю в объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации, на 1 января 2019 года составляли облигации федерального займа с переменным купоном – 63,61 % или 4929,23 млрд. рублей, а наименьшую составляют облигации государственного республиканского внутреннего займа 1991 года – 0,0001 млрд.рублей.
По данным Министерства финансов ожидается рост объема государственного долга в 2020 - 2022 годах, по итогам 2020 года он составит 17,1 трлн. рублей, 2021 года — 19 трлн. рублей, по итогам в 2022 году — 21,1 трлн. рублей. Также со- общается, что объем государственного долга останется на безопасном уровне, т.е менее 20% от ВВП. Министерство финансов добавляет, что в общем объеме госдолга будет прослеживаться преобладание государственного внутреннего долга, преимущественно это будет связано с выпуском государственных ценных бумаг РФ в рублях, как было в прошлые периоды, так будет и в прогнозируемых годах. Доля внутреннего долга в 2020 году составит 75,3%, в 2021 году 76,4% и 78,2% в 2022 году. Профицит бюджета, по данным министерства, составит в 2020 году 0,8% ВВП, в 2021 году — 0,5% ВВП и в 2022 году — 0,2% ВВП. Рассмотрим данные по погашению внешнего долга РФ с 2020 по 2022 г.
Таблица 3 - График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
Виды долговых обязательств |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте |
5045,98 |
529,43 |
2 529,43 |
Кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций и иностранных юридических лиц |
187,43 |
151,89 |
126,12 |
ВСЕГО |
5233,41 |
681,32 |
2655,55 |
С 2020 по 2022 год к погашению внешнего долга России будет принята сумма в размере 8570,28 млн. долл. Наибольшая сумма к погашению задолженности по государственным ценным бумагам будет в 2020 году – 5045,98 млн.долл., по кредитам правительств иностранных государств также в 2020 году – 187,43. Рассмотрим таблицу погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, по состоянию на 1 января 2020 г.
Таблица 4 - Погашение государственного внутреннего долга
Год погашения |
По видам долговых обязательств, млрд.руб. |
||||||
ОФЗ-ПК |
ОФЗ-ПД |
ОФЗ-н |
ОФЗ-АД |
ГСО-ФПС |
ГСО-ППС |
ВСЕГО |
|
2020 |
250,000 |
231,663 |
39,223 |
62,405 |
- |
15,000 |
598,292 |
2021 |
- |
790,000 |
17,502 |
73,373 |
- |
120,900 |
1 001,775 |
2022 |
312,415 |
643,579 |
7,498 |
43,263 |
52,000 |
- |
1 058,756 |
За 2020 наблюдается наименьшая сумма погашения внутреннего долга за период 2020-2022г. Наибольшую сумму к погашению будут составлять облигации федерального займа с переменным купоном, они составят 41,79% от общей суммы погашения, наименьшую доля составят ГСО-ППС –2,51%, платежей по ГСО-ФПС не планируется в текущем году, как и в последующем. В 2022 году будет вне- сена наибольшая сумма к погашению, которая со- ставит 1 058,756 млрд.руб. Наибольшая сумма за все три года к погашению составляют ОФЗ-ПД – 78,86% от всего платежа за 2021 год.
Существует множество методов управления государственным долгом. Основная задача государства в части управления государственным долгом состоит в выборе адекватных методов управления им, что требует оценки определенных факторов, влияющих на выбор этих методов. К числу таких факторов относится, например, удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов государственного бюджета, соотношение валового внутреннего продукта и величины государственных займов. В отношении внешнего государственного долга могут применяться иные показатели (факторы оценки): например, соотношение величины внешних заимствований и объема экспорта, а также удельный вес расходов, направляемых на погашение внешнего государственного долга, в сумме выручки от экспорта. Всю совокупность методов управление государственным долгом можно разделить на две группы: финансовые методы управления государственным долгом; административные методы управления государственным долгом. В первом случае речь идет о выборе способов и форм, посредством которых государство предполагает осуществлять погашение государственного долга. При применении этих методов оценивается финансовые показатели. Данная группа методов нацелена на обеспечении предельного уровня эффективности использование привлекаемых займов, изыскание мер сведения издержек по их погашению к минимуму.
Вторая группа методов основана на оперативном выполнении распоряжение органов государственной власти. Данная группа методов не предполагает проведение оценки результативности и эффективности действий, связанные с управлением государственным долгом. Таким образом, непосредственными методами управления государственным долгом являются следующие: во-первых, рефинансирование государственного долга – сущность данного метода состоит в организации выпуска новых займов с целью привлечения средств для погашения уже существующей задолженности по займам; во-вторых, конверсия – сущность данного метода состоит в изменении доходности существующих государственных займов. Преимущественно при применении конверсии государство снижает величину выплат по займам, что позволяет добиться сокращения расходов по обслуживанию и управлению государственным долгом; в-третьих, консолидация – сущность данного метода состоит во внесении изменений в условиях государственных займов в части их сроков. Как правило, такое изменение предполагает увеличение сроков погашения государственных займов; в-четвертых, унификация займа – сущность данного метода состоит в объединении нескольких существующих государственных займов. Данный метод предполагает обмен ранее выпущенных облигаций на новые.
Этот метод часто используется в комбинации с консолидацией; в-пятых, аннулирование государственного долга – данный метод отличается радикальным характером, выражающемся в том, что государство отказывается от исполнения своих обязательств по погашению государственного долга по части государственных займов.
Подводя итоги, можно сказать, что долговая политика должна быть направлена на развитие инвестиционного рынка, как источника покрытия дефицита бюджета, сохранения госдолга на безопасном уровне для экономики, на обеспечение способности России осуществлять заимствования в объёмах необходимых для решения первоочередных экономико-политических задач и решения их с наибольшей эффективность, а также не препятствовать развитию, а наоборот повышать рейтинги страны. Для этого необходимо поддерживать уровень государственного долга и расходов по его обслуживанию, а также проводить постоянный мониторинг долговой ситуации России.