Предмет экономической теории
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
(используя лекционный материал темы 1 «Предмет экономической теории», выполните представленные ниже задания)
Задание 1. Ответьте на вопросы теста:
Экономическая теория – это наука, предметом изучения которой являются:
а) способы лучшей организации работы фирм в целях получения максимальной прибыли;
б) деятельность различных участников рынка;
в) экономические ситуации в стране;
г) проблемы использования обществом ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей всех его членов;
д) способы производства товаров и услуг.
Ответ: вариант г)
Фундаментальными вопросами экономики являются следующие:
а) кто должен производить, что производить, как производить;
б) кто должен производить, для кого производить, как производить;
в) что производить, как производить, для кого производить;
г) что производить, для чего производить, как производить.
Ответ: вариант в)
К средствам труда относится всѐ то:
а) чем обладает человек;
б) из чего получается продукт труда;
в) на что направлен человеческий труд;
г) с помощью чего человек воздействует на предмет труда;
д) над чем трудится человек.
Ответ: вариант г)
Предмет труда - это:
а) совокупность материальных ресурсов;
б) средство, с помощью которого производится продукт;
в) то, на что направлен труд и из чего в результате получается продукт труда;
г) продукт процесса производства;
д) совокупность факторов производства.
Ответ: вариант в)
Прибавочная стоимость - это:
а) часть дохода работника
б) стоимость, переносимая постоянным капиталом на создаваемый продукт;
в) дополнительная единица блага, ведущая к более полному насыщению потребности;
г) стоимость, созданная работником и превышающая стоимость его рабочей силы;
д) стоимость, созданная работником.
Ответ: вариант г)
Что из нижеперечисленного можно отнести к капитальным ресурсам:
а) деньги в кассе предприятия;
б) государственные облигации;
в) трубопровод;
г) залежи нефти?
Ответ: вариант г)
Современная экономическая теория в качестве дополнительного фактора производства выделяет:
а) экологический;
б) политический;
в) идеологический;
г) информационный.
Ответ: вариант г) и а)
Что из перечисленного изучает микроэкономика?
а) поведение отдельных экономических субъектов;
б) численность занятых в экономике страны;
в) общий уровень цен;
г) исследует экономику как целостную систему;
д) мировую экономику.
Ответ: вариант а)
Задание 2. Для каждого из приведенных ниже понятий и терминов подберите соответствующее ему определение (поставьте букву соответствующего определения рядом с термином):
1. Ограниченность ресурсов.
2. Экономические блага.
3. Свободные блага.
4. Факторы производства.
5. Природные ресурсы.
6. Капитал.
7. Труд.
Определения
а) Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
б) Один из факторов производства, включающий в себя такие ресурсы, необходимые для производства экономических благ, как земля, вода, леса, месторождения полезных ископаемых и т. п.
в) Поведение человека, которое предполагает максимизацию результата при данных затратах или минимизацию затрат для достижения заданного результата.
г) Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, оборудование, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т. п.
д) Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.
е) График, показывающий те сочетания экономических благ, которые могут быть произведены при наличных факторах производства и неизменном уровне научно-технического прогресса.
ж) Ресурсы, которые используются людьми для производства потребительских товаров и услуг и для производства новых ресурсов. К ним относятся: труд, земля и капитал.
з) Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ.
и) То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов.
к) Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно.
Ответ: 1 – д, 2 – а, 3 – к, 4 – ж, 5 – б, 6 – г, 7 – з.
Задание 3. Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите рядом с каждым, какие из них верны, а какие – ошибочны:
а) Если люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса, то проблема ограниченности будет решена.
б) В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы. в) Проблема выбора существует только для потребителей.
г) Станок, используемый для вязки платков, является капиталом.
д) Фрукты и овощи, выращенные предпринимателем на продажу, можно рассматривать как фактор производства.
е) Деньги — это важнейший экономический ресурс, необходимый при производстве экономических благ.
ж) Доходом, получаемым собственником труда от тех, кто его использует, являются дивиденды.
з) Доходом на капитал является процент.
Ответ: Верны – г,д,е,з; не верны – а,б,в,ж.
Задание 4. Ответьте утвердительно или отрицательно на вопросы (укажите рядом с каждым, какие из них верны, а какие – не верны):
а) Когда мы говорим о том, что потребности людей возрастают, мы под этим подразумеваем:
- количественные изменения потребностей,
- качественные изменения,
- и те и другие.
Ответ: и те и другие, эти признаки взаомосвязаны.
б) За учебу в школе или посещение участкового врача не надо платить. Значит ли это, что услуги учителей и врачей – свободное благо?
Ответ: не верно, свободные блага (неэкономические) - это блага, которые для своего потребления не требуют отказа от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве. Учеба и лечение таковым не считается.
в) Если бы каждый человек получил такую сумму денег, какую хотел, означало бы это, что проблема ограниченности перестала существовать?
Ответ: не верно, денежные средства это финансовые ресурсы, а ресурсы всегда ограничены. Это означает, что они не могут удовлетворить всех потребностей.
Задание 5. Рядом с каждым экономическим процессом (явлением) отметьте его принадлежность к микро- или макроэкономике:
а) фирме удалось использовать для производства вместо натурального сырья искусственное, и затраты на производство снизились; - микроэкономика
б) выпавший снег и наступившие холода привели к гибели кофейных деревьев и росту цен на кофе на мировых рынках; - макроэкономика
в) снижение учетной ставки Центрального банка сделало кредит более доступным, и в экономике наметилось оживление; - микроэкономика
г) директор школы никак не мог принять решение: истратить ли выделенные школе деньги на ремонт столовой или на покупку нового оборудования для кабинета химии; - микроэкономика
д) рост цен на энергоресурсы вызвал новую волну инфляционного роста цен; - макроэкономика
е) расходы на рекламу увеличили число приверженцев потребления маргарина вместо животного масла; - микроэкономика
ж) экономический кризис привел к падению спроса на мебель и росту безработицы среди работников мебельных фабрик. – микроэкономика
Список используемой литературы
1. Экономическая теория: учебник для вузов / под общей редакцией В.Ф. Максимовой. – 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: изд. Юрайт, 2020. – 592 с.
- Основы экономической теории: учебник для СПО / Е.Н. Лобачева и др., под редакцией Е.Н. Лобачевой. – 4-е изд. перераб. и доп. - Москва: изд. Юрайт, 2020. – 539 с.
- Экономическая теория, Краткий курс: учебник для ВУЗов / В.Д. Камаева, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская: - 7 изд. М.: Крорус, 2020. - 382 с.