Национальный проект «Экология»
Актуальность темы. Устойчивое развитие – одна из актуальных и обсуждаемых тем в России и международном сообществе. С данной концепцией неразрывно связана тематика «зеленой» экономики, так как экологический баланс – важная составляющая устойчивого развития. В России регулятором перехода к «зеленой» экономике является реализация национального проекта «Экология». Но сложившаяся геополитическая ситуация внесла определенные коррективы и негативным образом сказалась на его реализации. Финансовый аспект проблемы при этом является определяющим.
Цель работы – изучение национального проекта «Экология». Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
- изучить составляющие национального проекта «Экология»;
- выделить проблематику национального проекта «Экология».
В рамках концепции «зеленой» экономики рассмотрим понятия: «зеленые» финансы и «зеленое» финансирование (слайд 3).
Национальный проект «Экология» - один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы. Согласно паспорту нацпроекта, запланированный объем финансового обеспечения на его реализацию составляет 3 811,8 млрд руб.
Ключевой целью национального проекта «Экология» является кардинальное улучшение экологической обстановки и положительное влияние на оздоровление россиян. В этой многосторонней работе принимают участие органы власти, исполнители, кураторы федеральных проектов, общественные организации и граждане. Цели проекта:
- Эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов;
- Кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;
- Повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;
- Сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий;
- Обеспечения баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году.
К задачам проекта следует отнести: формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления; создание и эффективное функционирование во всех субъектах РФ системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок; создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда; реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, с учетом сводных расчетов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду.
Национальный проект включает в себя 9 федеральных проектов (слайд 4). Работа ведется по пяти направлениям: отходы, вода, воздух, биоразнообразие, технологии. Срок реализации нацпроекта – до 31 декабря 2024 года.
Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности. Федеральный проект направлен на создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности (I класс — ртутьсодержащие отходы, II класс — аккумуляторные батареи), на введение в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию этих отходов. Объем финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета составляет 37,72 млрд руб., за счет внебюджетных источников – 28,98 млрд руб. Уровень исполнения расходов федерального бюджета составляет 100%. На сегодняшний день в рамках этого проекта достигнуты следующие результаты: назначен федеральный экологический оператор – госкорпорация «Росатом». С 1 марта 2022 ФЭО организует и контролирует сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности; запущена цифровая платформа – Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности – ФГИС ОПВК. (слайд 5)
Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма. Федеральный проект направлен на создание условий устойчивого развития особо охраняемых природных территорий и экологического туризма. Предполагается увеличение совокупной площади ООПТ на территории России. Реализация федерального проекта по сохранению биоразнообразия и развитию экотуризма предполагает создание 24 новых ООПТ до 2024 года и запуск программ по восстановлению популяции 13 животных, находящихся под угрозой исчезновения. С начала реализации федерального проекта Минприроды России заключило соглашение о сотрудничестве с компаниями Роснефть, Зарубежнефть, Лукойл и Банк ВТБ. Каждая из них взяла под патронат один или несколько видов животных, нуждающихся в особой защите. Суммарно корпорации планируют вложить в охрану природы более 300 млн рублей. Объем финансового обеспечения предусмотрен из федерального значения, в размере 6,2 млрд руб. (слайд 6)
Чистая страна. Федеральный проект направлен на рекультивацию наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов. Предполагается, что по итогам реализации проекта, существенно улучшатся демографическая ситуация в стране и качество жизни населения. Цель масштабной мусорной реформы – создать новую отрасль переработки отходов. В результате проекта реализации к концу 2024 года площадь восстановленных земель, ранее подверженных негативному воздействию, увеличится на 3,7 тыс. га. Средства федерального бюджета составляют 127,81 млрд руб., из них 66,7 млрд руб. – межбюджетные трансферты; средства консолидированных бюджетов субъектов РФ – 96,83 млрд руб. Одним из направлений данного федерального проекта является ликвидация несанкционированных свалок. Еще одним направлением Федерального проекта «Чистая страна» является ликвидация объектов накопленного вреда, наносящих вред окружающей среде.
Национальным проектом «Экология», предусмотрена ликвидация 88 объектов накопленного вреда или 17,12% от общего объема выявленных опасных объектов. В 2025 году продолжением Федерального проекта «Чистая страна» станет проект «Генеральная уборка». Источником бюджета «Генеральной уборки» станут «окрашенные» экологические платежи. Этот механизм заработал с 1 сентября этого года и уже 5 миллиардов направлены на рекультивацию свалок. (слайд 7)
Сохранение уникальных водных объектов. Работы в рамках нацпроекта «Экология» позволят укрепить природное здоровье и экономическое значение уникальных водных объектов страны, в числе которых озера Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и реки Волга, Дон, Обь, Енисей, Амур, Урал и Печора. Улучшение экологического состояния гидрографической сети России планируется по нескольким направлениям: от реабилитации водоемов до очистки акваторий, русел и берегов. Экологическая реабилитация, запланированная в федеральном проекте «Сохранение уникальных водных объектов», включает восстановление водных объектов общей площадью до 23,5 тыс. га, очистку 9 тыс. км прибрежной территории и 260 км участков русел. На реализацию данного проекта предусмотрено 13,38 млрд руб. из федерального бюджета, из них 7,54 млрд руб. – межбюджетные трансферты; 7,92 млрд руб. – из консолидированных бюджетов субъектов РФ. Уровень исполнения расходов бюджета по данному проекту составляет 99,5%. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным согласовано продление исполнения до 2030 года федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов» и объединение их в единый федеральный проект «Оздоровление водных объектов». (слайд 8)
Сохранение озера Байкал. Федеральный проект направлен на сохранение и восстановление биоресурсного потенциала и биологического разнообразия водных объектов Байкальской природной территории, снижение антропогенной нагрузки на экосистему озера Байкал, а также на сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории. К концу 2024 года с 448,9 га до нуля сократится площадь территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро. Одним из сложнейших этапов проекта и вместе с тем самым значимым экомероприятием в регионе остается ликвидация ущерба от работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Этот объект оставил в наследство отходы в виде черного щелока и шламлигнина и при этом находится в непосредственной близости от озера. Объем финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета составляет 48,5 млрд руб., из них 24,53 млрд руб. – межбюджетные трансферты; за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ – 25,48 млрд руб. Внебюджетные источники характеризуются наименьшим объемом финансового обеспечения – 0,17 млрд руб. Уровень исполнения расходов федерального бюджета составляет 99,8%. (слайд 9)
Оздоровление Волги. Федеральный проект направлен на улучшение экологической ситуации в акватории реки Волга по всей её протяженности, на снижение объема доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, расчистка и экологическая реабилитация водных объектов в Астраханской и Волгоградской областях, на восстановлении водных объектов Нижней Волги. Федеральный проект «Оздоровление Волги» призван к концу 2024 года снизить объем сброса загрязненных сточных вод в 3 раза. Для достижения этой цели запланирована модернизация очистных сооружений. Там, где это невозможно, будет запущено строительство новых объектов. Всего к 2024 году будет построено и реконструировано около 180 очистных сооружений. Общая сумма финансирования за 6 лет реализации федерального проекта составляет 190,68 млрд руб. Объем финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета составляет 121,01 млрд руб., из них 113,46 млрд руб. – межбюджетные трансферты; за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ – 127,26 млрд руб. и за счет внебюджетных источников – 52,1 млрд руб. Уровень исполнения расходов федерального бюджета составил 99,9%. (слайд 10)
Сохранение лесов. Федеральный проект направлен на сохранение национальных лесов в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей России. Предполагается борьба с обезлесением, воспроизводство лесного покрова на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, вовлечение населения в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. К 2024 году объемы лесовосстановления в России должны достигнуть 1,5 млн га в год. В 2019 году стартовала программа переоснащения парков лесных хозяйств специализированной техникой. Расширение парка позволило лесхозам увеличить скорость реакции на воспламенения в лесу. Объем финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета равен 40,91 млрд руб., из них 38,89 млрд руб. – межбюджетные трансферты; за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ – 42,83 млрд руб. и за счет внебюджетных источников – 106,36 млрд руб. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным согласовано продление исполнения до 2030 года федерального проекта «Сохранение лесов». (слайд 11)
Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами. Федеральный проект направлен на снижение экологической нагрузки на население за счет сокращения захоронения твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку). Предполагается, что будет сформирована комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для утилизации запрещенных к захоронению отходов. На создание новой инфраструктуры в рамках федерального проекта выделено более 450 млрд рублей. На реализацию данного проекта предусмотрено 101,11 млрд руб. из федерального бюджета, из них 12,10 млрд руб. – межбюджетные трансферты; 12,22 млрд руб. – из консолидированных бюджетов субъектов РФ и 219,88 млрд руб. – внебюджетные источники. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным согласовано продление исполнения до 2030 года федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». В апреле 2022 года на обработку было направлено 48,1% отходов, что на 1,6 п.п. выше, чем в 2021 году, на утилизацию – 11,4%, что на 4,9 п.п. больше предыдущего года. Но при этом, процент захоронения ТКО по-прежнему остается высоким – 92% в 2021 году.
В рамках реализации мероприятий, связанных комплексной системой обращения с ТКО, были расширены полномочия Российского экологического оператора. Ранее РЭО мог участвовать только в уставных капиталах предприятий по обработке и утилизации отходов, поручительствами по кредитам, займам и другим обязательствам инвесторов. На сегодняшний день 535 млрд руб. требуется отрасли обращения с ТКО. РЭО может на себя взять 87% финансирования (465 млрд рублей). (слайд 12)
Чистый воздух. Федеральный проект направлен на снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. В центре внимания крупные промышленные центры России. В рамках нацпроекта «Экология» в борьбу за уменьшение объемов выбросов в атмосферу вступают Минприроды России, Росприроднадзор, крупные предприятия и современные технологии. В результате работы удовлетворенность жителей промышленных центров качеством воздуха достигнет 90%. Одна из первоочередных задач – модернизация устаревшей системы слежения за качеством воздуха в городах. В каждом из 12 промышленных городов – участников создадут информационную систему мониторинга: помимо сбора информации, она будет автоматически рассчитывать и оценивать риски вредных веществ для здоровья человека. Одновременно в стране создаются правовые механизмы, которые обязывают промышленников и транспортников снижать уровень загрязнения. В 2019 году был принят закон об эксперименте по квотированию вредных выбросов, который будет проводиться с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года в промышленных центрах, включенных в федеральный проект «Чистый воздух». Для реализации данного проекта используются средства федерального бюджета в размере 50,99 млрд руб., из них 27,8 млрд руб. – межбюджетные трансферты; консолидированных бюджетов субъектов РФ – 31,4 млрд руб. и внебюджетных источников в размере 314,3 млрд руб. Уровень исполнения расходов федерального бюджета по данному проекту составил 90,7%. Больше всего загрязняющих веществ приходится на город Норильск (1,8 млн тонн).
Для сокращения загрязняющих веществ федеральным проектом «Чистый воздух» предполагается введение квот на их выбросы. Итогом должно стать сокращение на 22% выбросов, что приведет к улучшению качества жизни 6,4 млн человек. Изначально, эксперимент по квотированию загрязняющих веществ предполагался в 12 городах, в 2022 году в этот список включили еще 29 городов, в том числе Ростов-на-Дону. (слайд 13)
Несмотря на положительные аспекты, с учетом сложившейся геополитической ситуации возникли определѐнные проблемы, которые негативным образом могут сказаться на реализации национального проекта «Экология», а также на практической реализации концепции «зеленой» экономики.
По предварительным данным Министерства финансов РФ, исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национального проекта «Экология» составляет 55,3%.
Исходя из этого, данный проект за счет средств федерального бюджета может быть реализован не полностью. Также в проекте федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов не предусмотрено финансирование, направленное на ликвидацию негативного воздействия отходов на озеро Байкал, накопленных в результате деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Кроме того, не предусмотрено финансирование работ по созданию и модернизации очистных сооружений на Байкальской природной территории.
Кроме этого, Федеральный проект «Чистый воздух» был продлен до 2026 года.
Также в рамках данного проекта Правительство предлагает на год (с 31 декабря 2022 по 31 декабря 2023) продлить сроки, в которые предприятия из списка 300 наиболее крупных загрязнителей должны получить комплексные экологические разрешения (КЭР). На 2 года продляются сроки установки автоматических систем контроля выбросов и сбросов для тех предприятий, которые уже получили КЭР.
Что касается внебюджетных источников, то могут наблюдаться определенные трудности в их привлечении. В основных параметрах сценарных условий социально-экономического развития РФ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2024 годов говорится о том, реальные располагаемые доходы населения снизятся на 6,8%.
Также, большинство отечественных корпораций сталкиваются с сокращением доходов, в связи с чем, могут оказаться вынуждены сокращать объемы финансирования экологических проектов, просветительских программ, волонтерских движений.
Некоммерческие организации заявили о резком падении числа и объема добровольных пожертвований. Например, фонд дикой природы в России в марте текущего года зафиксировал падение ежемесячных пожертвований на 20%.
Для реализации «зеленой» повестки в текущих условиях усилий только со стороны государства недостаточно.
Необходимо большее вовлечение бизнеса и привлечение внебюджетных источников на экологические проекты.
Так, компаниям стоит активнее внедрять ESGстратегию в свою деятельность.
В связи с уходом многих международных компаний, с ограничением поставок необходимого оборудования, освободились определенные ниши. В этом отношении для отечественных производителей оборудования открываются большие возможности. Импортозамещение данного оборудования напрямую связано с сохранением и достижением технологического суверенитета. Но для этого нужно создать инвестиционную привлекательность отрасли.
К тому же необходимо повышать экологическую грамотность населения.
Несмотря на ее некоторый рост, уровень экологического образования по-прежнему остается невысоким.
Следует больше проводить просветительских мероприятий в области экологии, информировать граждан о проходящих акциях и субботниках, а населению принимать в них участие.
Можно предположить, что из-за недостаточной информированности, граждане не знают о проходящих мероприятиях, что следовало бы исправить.
В России провели первую школу по устойчивому развитию в финансовом секторе.
Организаторами выступили Банк России и НИУ ВШЭ. Можно рекомендовать высшим учебным заведениям внедрять такую практику. Например, в городе Ростове-на-Дону организаторами школы по устойчивому развитию могут выступить Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) и ПАО КБ «Центр-Инвест», который известен своими достижениями в области продвижения ESG-повестки.
Важна и работа Агентства стратегических инициатив в этом направлении, которое в этом году провело второй форум «Сильные идеи для нового времени».
По экологическому направлению инициативными гражданами было предложено множество просветительских, обучающих идей для населения различных возрастов, особенно для детей и молодежи в рамках учебной и внеучебной деятельности. Их реализация будет чрезвычайно полезной. (слайд 14)
Исходя из проведенного анализа, можно предположить, что только благодаря совместным усилиям государства, бизнеса, учебных заведений и населения удастся добиться окончательного становления концепции «зеленой» экономики в России.
Таким образом, реализация национального проекта «Экология» в течение 2019-2024 гг. является первым шагом на пути к комплексному решению экологических и социально-экономических проблем. К их числу можно отнести:
- изменение структуры природных ландшафтов,
- сокращение биоразнообразия,
- увеличение площадей нарушенных экосистем.