Государственный долг РФ и развитие национальной экономики
Государственный долг России составил 17,7% номинального ВВП страны в декабре 2020 года по сравнению с 15,5% в предыдущем квартале. Данные о соотношении государственного долга России к ВВП обновляются ежеквартально и доступны с декабря 2011 по декабрь 2020 года. Данные достигли рекордного максимума в 17,7% в декабре 2020 года и рекордно низкого уровня в 8,5% в марте 2012 года. CEIC рассчитывает ежеквартальный государственный долг в процентах от номинального ВВП из ежемесячного государственного долга и скользящей суммы ежеквартального номинального ВВП. Государственный долг рассчитывается как сумма внутреннего государственного долга и Внешнего государственного долга. Министерство финансов предоставляет Государственный долг в долларах США и местной валюте. Федеральная служба государственной статистики обеспечивает номинальный ВВП в местной валюте. Для конвертации валют используется рыночный обменный курс Центрального банка Российской Федерации на конец периода. В 2019 году государственный долг составил 184 миллиарда долларов (12,3 процента ВВП). Он вырос на 7,8 процента по сравнению с 2018 годом. По последним данным, государственный долг России в феврале 2021 года достиг 256,5 млрд долларов США. Номинальный ВВП страны в декабре 2020 года достиг 406,3 млрд долларов США. Рост долга превысил 40 процентов по сравнению с предыдущим периодом в 2019 году. Основной причиной, конечно же является пандемия и снижение экономической активности в стране.
Тем не менее, несмотря на рост долга, уровень государственного долга России по-прежнему остается одним из самых низких в мире. Тот факт, что не все так плохо, подтверждает и Междунродный валютный фонд. Международный валютный фонд (МВФ) во второй раз в этом году повысил свой прогноз экономического роста в России и теперь ожидает, что ВВП вырастет на 3,8% в 2021 году. В своем апрельском докладе МВФ повысил свои прогнозы по ВВП России на 0,8% по сравнению с январским прогнозом и на 1,5% по сравнению с октябрьским прогнозом. В то время как прогноз экономических показателей России в 2021 году был повышен во второй раз, рост в следующем году может быть несколько медленнее, чем предполагалось ранее. МВФ ожидает, что ВВП России вырастет такими же темпами, как и в этом году в 2022 году, на 3,8%, что на 0,1% ниже, чем прогнозировалось в январе. Пересмотр в сторону повышения для России произошел после того, как МВФ обнародовал более оптимистичный прогноз для мировой экономики на фоне развертывания вакцин. Теперь фонд ожидает, что в 2021 году он увеличится на 6%.
Фонд заявил, что фискальная политика России в 2020 году будет антициклической. Он также пересмотрел данные за кризисный год, когда Россия, как и большинство стран, ввела блокировки, чтобы предотвратить распространение коронавируса. По последним оценкам, российская экономика сократилась на 3,1%, а не на 3,6%, как сообщалось ранее. Считается, что в 2021 году произойдет некоторая консолидация в соответствии с восстановлением экономики, и дефицит, вероятно, вернется к пределу бюджетного правила в 2022 году. После выхода нового экономического прогноза ожидается, что российская экономика опередит докризисные темпы роста в 2021 и 2022 годах. Он объяснил потенциал роста довольно медленным развитием российской экономики до начала пандемии, а также ожидаемым восстановлением после недавнего спада.
Обновление прогноза в основном состоит в улучшении ожиданий относительно темпов восстановления экономики в 2021-2022 годах в базовом сценарии. Степень ожидаемой мягкости денежно-кредитной политики также была скорректирована. Краткосрочные и долгосрочные рыночные ставки будут ниже, чем ожидалось ранее, поскольку инфляция может отклоняться в сторону понижения от целевого значения в течение значительного периода. Рубль укрепится относительно уровней середины ноября во всех трех сценариях (на 4-15%), но сроки будут разными. Фискальная политика будет оставаться стимулирующей в течение всего 2021 года, но большие дефициты в 2020-2021 годах будут постепенно уменьшаться с возвращением к бюджетному правилу.
Из-за антипандемических ограничений и падения внешнего спроса российская экономика будет продолжать работать ниже своего потенциала в 2021 году. В среднем ежегодное отклонение ВВП от потенциального уровня составит около -8%, по сравнению с-4,5−5% в 2019 году. Приближение к потенциальному уровню в 2021-2022 годах будет происходить в основном за счет восстановления занятости и использования производственных мощностей. Это станет возможным благодаря значительно менее жестким ограничениям, введенным во время повторных волн пандемии, а также постепенному улучшению внешней среды. В результате экономика будет расти быстрее, чем ее потенциал. Потенциальные темпы экономического роста превысят 2% после 2023 года. Это станет возможным благодаря ожидаемому временному увеличению доступных трудовых ресурсов (в связи с бэби-бумом 1980-х годов и эффектом пенсионной реформы), а также продолжающейся адаптации российского рынка к шоку 2014-2015 годов. Позитивные последствия государственной политики и долгосрочные последствия пандемии, вероятно, будут сравнительно менее заметными.
Нынешний экономический спад по глубине и остроте почти несравним с тремя предыдущими российскими кризисами. Что касается спада деловой активности, то нынешний кризис является более серьезным, чем предыдущие, но характеризуется более стабильными ценами на основных макроэкономических рынках (кредитном, валютном и рынке труда). Поскольку процесс адаптации сосредоточен в отдельных отраслях, долгосрочные последствия кризиса могут быть незначительными по историческим меркам. Также стоит отметить, что МВФ улучшил прогнозы по российской экономике вскоре после того, как Всемирный банк сделал то же самое. Однако Всемирный банк настроен менее оптимистично, прогнозируя рост ВВП страны на 3,3% в этом году и на 3,4% в следующем.
Список литературы
- Статьи Международного валютного фонда: / ООО "ЮрСпектр", – Москва, 2021.
- Ежемесячный журнал “Мировая экономика и международные отношения”: ФГБУ “Российская академия наук”,Москва- февраль 2021г.
- Ежеквартальный журнал международного валютного фонда «Финансы и развитие», Апрель 2021, выпуск 64, номер 1