Бюджетный процесс и IT-технологии
Цифровизация значительно расширила наши возможности по сбору и использованию информации, которую правительства используют для реализации макроэкономической политики. Способность правительств использовать огромные объемы информации, хранящейся в частном секторе, о финансовых операциях уже делает налогово-бюджетную политику более эффективной и действенной. Проблемы доступа к цифровым технологиям, риски кибербезопасности и трудности организационных изменений в государственном секторе могут замедлить темпы использования этих возможностей. Фискальная политика никогда не занимала более центрального места в дебатах о государственной политике, чем сейчас, будь то в связи с макроэкономической политикой (Farhi and Maggiori 2017, Huidrom et al. 2016, Manasse and Katsikas 2018) или проблемами неравенства (Piketty 2014, Clements et al. 2014). Информация находится в центре этих дебатов. Эффективность фискальной политики правительства зависит от его способности собирать, обрабатывать и действовать на основе огромного массива информации об экономике и ее субъектах. Это включает в себя информацию о доходах и активах налогоплательщиков, уровне безработицы или личности и обстоятельствах бенефициаров социальных программ, фактических и потенциальных.
Цифровизация – интеграция цифровых технологий в повседневную жизнь – значительно расширила наши возможности по сбору и использованию этой информации. Он уже начинает менять то, как правительства формулируют и осуществляют налогово - бюджетную политику. Возможности только сейчас начинают представляться, а риски только сейчас начинают осознаваться. Эти возможности и риски являются предметом нашей книги "Цифровые революции в государственных финансах", опубликованной МВФ (Gupta et al., 2017). Новые технологии уже меняют государственные финансы. Используя цифровые системы, стандартизированные форматы отчетности и электронные интерфейсы, налоговые органы все чаще получают доступ к огромному объему информации, хранящейся в частном секторе, о таких вещах, как банковские операции и процентные доходы. Власти Австралии и Великобритании, например, получают данные в режиме реального времени о заработной плате, выплачиваемой работодателями, и, следовательно, о состоянии экономики.
Появляются более совершенные системы для осуществления политики в области налогов и расходов. Одним из первых цифровых нововведений для налоговых органов стало распространение электронной подачи налоговых деклараций, что позволило снизить затраты на соблюдение требований для налогоплательщиков и администрирование для правительства. Многие страны начали экспериментировать с этим десять или более лет назад (OECD 2006, Deloitte 2013). Доступ к информации третьих лиц все чаще позволяет правительствам предварительно заполнять налоговые декларации, так что налогоплательщикам нужно только проверить информацию. А новые нормы в области налоговой прозрачности включают глобальный стандарт отчетности для автоматического обмена информацией между налоговыми органами, что затрудняет людям сокрытие доходов путем размещения активов за рубежом.
Цифровизация также позволяет правительствам отслеживать деловую активность в электронном виде. В России все чаще используют технологию сопоставления счетов-фактур для проверки того, что предприятия, претендующие на получение кредитов по НДС или возврат средств за свои покупки, действительно взимали налог, что в значительной степени способствует решению давней проблемы для сборщиков налогов по всему миру. Расширенные возможности обработки данных позволили налогово-бюджетным органам получить доступ к рискам налогоплательщиков путем анализа больших массивов данных и объединения источников данных. Высокочастотные налоговые данные, которые теперь доступны через информационные системы управления финансами, теперь могут использоваться для улучшения бюджетных прогнозов. Например, правительства могут использовать корреляцию между налоговыми поступлениями и деловым циклом для прогнозирования экономического кризиса или для мониторинга остатков денежных средств для оценки потребностей в ликвидности и займах.
Рост одноранговой бизнес-модели, которая позволяет покупателям и продавцам совершать сделки через цифровую платформу, открывает дополнительные возможности для улучшения сбора налогов. В России водители Uber могут выбрать, чтобы их доходы сообщались непосредственно в налоговую администрацию страны. Платформы также могут выступать в качестве хранителей. В некоторых странах Airbnb удерживает гостиничные налоги от имени своих хозяев. Цифровые технологии, включая электронные платежные системы, также улучшили предоставление социальных выплат. Цифровизация платежей значительно сократила расходы на администрирование. В России набирают обороты в использовании биометрических технологий – для предоставления социальных льгот большему числу людей. Программа прямого перечисления пособий в стране, запущенная в 2018 году, переводит деньги непосредственно на банковские счета, связанные с биометрической идентификацией получателя. Также Россия внедряет технологии мобильных платежей. Данная система может использоваться для оплаты налогов и государственных услуг. Это привело к сокращению взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами и, таким образом, ограничивает возможности для коррупции.
Цифровые технологии могут быть использованы для разработки новой политики. По практическим соображениям системы подоходного налога обычно работают на ежегодной основе. Но наше благополучие зависит от нашего дохода в течение гораздо более длительного периода, в принципе всей жизни. В то же время, когда мы нуждаемся в помощи, мы часто нуждаемся в поддержке немедленно. Более широкий доступ к данным и простота манипулирования ими могли бы позволить нашим правительствам взглянуть на наши обстоятельства как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, повысив эффективность системы налоговых трансфертов.
Потенциал использования технологии блокчейн для улучшения проектирования и управления государственными финансами только начинает изучаться. Таможенное администрирование является одной из очевидных областей для рассмотрения. Гораздо более спекулятивно, блокчейн может в конечном итоге устранить необходимость в НДС (взимаемом на каждом этапе производства, при этом предприятиям разрешается компенсировать налоги, уплаченные за вводимые ресурсы). Если бы вся цепочка транзакций могла быть надежно зафиксирована (это очень большое "если"), налоговый счет можно было бы постоянно вести на каждом этапе производства. Затем налог может быть просто рассчитан и введен в точке конечного потребления.
Использование биометрической аутентификации и цифровых платежных систем для лучшего целевого субсидирования может уменьшить нашу зависимость от тупых инструментов перераспределения. Одним из примеров может служить применение пониженных ставок НДС на предметы первой необходимости, которые, хотя и направлены на бедных, приносят еще большую пользу богатым. Если мы заменим их субсидией на проведение опросов, ориентированной на основе биометрии, это одновременно поможет бедным и увеличит чистый доход.
Список литературы
- Абрашкин М.С., Вершинин А. А. Влияние цифровой экономики на развитие промышленности РФ // Вопросы региональной экономики. 2018. 450 с.
- Багаутдинова Н. Г., Никулин Р. А. Новые конкурентные преимущества в условиях цифровизации // Инновации. 2018. 170 с.
- Янковский Р. Государство и криптовалюты. – Санкт-Петербург, 2021.256 с.
- Мировая экономика и международные отношения: ФГБУ “Российская академия наук”, Москва. февраль 2021г.
- Финансы и развитие. 2021. №1