АНАЛИЗ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ФРАНЦИИ
1. АНАЛИЗ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ФРАНЦИИ
1.1. Общая характеристика банковской системы
Банковская система Франции характеризуется трехуровневой моделью:
– первый уровень представлен Банком Франции, ключевыми задачами которого являются поддержка ценовой и монетарной стабильности в стране;
– второй уровень формируют специализированные коммерческие банки (торговые, деловые, сберегательные), финансовые компании, а также филиалы и дочерние представительства иностранных банков;
– третий уровень занимают многочисленные специальные кредитно-финансовые учреждения взаимного и кооперативного кредита, представленные деятельностью народных банков, учреждений сельскохозяйственного кредита, обществ взаимного кредита, кооперативных банков.
Банковская система Франции по специализации банков идентична английской и вместе с ней является характерным примером континентальной (европейской) модели банковской системы. При этом большую роль в эффективном функционировании банковской системы Франции играет Государственный банк развития Франции (Caisse des Depots et Consignations). Банковская структура банка представлена на рисунке 1.
Рис. 1 . Структура банковской системы Франции
Банк Франции. Во главе всего финансово-банковского сектора стоит Министерство финансов Франции. Под его руководством действуют три института, осуществляющие контроль за деятельностью коммерческих банков: Банк Франции, Национальный кредитный совет, Комиссия по банковскому контролю.
Банк Франции был создан в 1800 г. как частная акционерная компания. До середины XIX в. он был единственным акционерным банком в стране. Законом от 02.12.1945 г. Банк Франции был национализирован. Согласно данному закону Банк Франции окончательно превратился в Центральный банк. Он обладает монополией на эмиссию банкнот, является центром безналичных расчетов, хранит официальные золотовалютные резервы.
Банк Франции является также банкиром правительства. Он ведет текущий счет казначейства, выполняет операции, связанные с обслуживанием государственного долга, и предоставляет кредиты правительству.
Его задачи как банка государства довольно ограниченны, так как французское казначейство само выполняет банковские функции, располагая весьма значительным объемом вкладов государственных предприятий и организаций. Гораздо более весомое значение имеет кредитная политика Банка Франции, в определении которой он играет ведущую роль.
Роль ЦБ Франции в экономике страны определяется следующими направлениями деятельности:
- участие в подготовке и реализации единой денежно-кредитной политики в еврозоне, главной целью которой является обеспечение стабильности цен;
- обеспечение правильной циркуляции денег, контроль денежного цикла;
осуществление миссии наблюдения за платежными и расчетными системами и средствами платежа;
- сохранение финансовой стабильности.
На национальном уровне ЦБ Франции: контролирует и осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений; предоставляет свои услуги банкам, предприятиям, а также государственным учреждениям; анализирует финансовое состояние предприятий; способствует защите физических лиц в финансовой сфере.
Центральный Банк Франции создал с целью улучшения функционирования банковской системы такие централизованные службы, как:
- Национальная картотека невозвращенных кредитов, предоставленных частным лицам для непрофессиональных целей;
- Банковская картотека предприятий;
- Картотека банковских счетов (FICOBA);
- Национальная картотека чеков.
- Также данные службы помогают укрепить доверие между коммерческими банками.
Таким образом, организационная структура, сложившаяся в Банке Франции, обеспечивает выполнение всех возложенных на него задач. Также ЦБ Франции имеет свои филиалы в каждом регионе и в самых крупных городах: Париже, Лионе, Марселе и т.д.
Три основные цели определяют работу Банка Франции: набор финансовых услуг; достижение финансовой стабильности в зоне евро; поддержание монетарной стабильности.
К основным ценностям ЦБ Франции относятся: самостоятельность и ответственность; дух обслуживания и эффективности; надежность; открытость и сотрудничество. Данные ценности являются руководством профессионального поведения сотрудников Банка.
Банк Франции сохраняет сегодня важную роль на мировой финансовой арене. Банк Франции активно продолжает участвовать в деятельности финансовой «Большой семерки», которая объединяет министров финансовых руководителей ЦБ семи крупнейших государств мира. Банк Франции активно взаимодействует с Международным Валютным Фондом, Банком международных расчетов.
Все французские коммерческие банки в основном представлены в национальном масштабе тремя банками: Национальный парижский банк, Креди Лионе, Сосьете Женераль. Фактически французские банки — это бывшие депозитные банки, которые до 1967 г. противопоставлялись юридически деловым и инвестиционным банкам.
Национальный парижский банк — самый крупный коммерческий банк Франции — возглавляет финансовую группу под тем же названием (Пари-банк). Он объединяет, кроме собственной сети агентств, филиалы (в том числе 39 филиалов за границей) и представительства в ряде стран (с 1975 г. в Москве). Он связан с ключевыми отраслями экономики, биржевым делом, операциями по лизингу (арендой движимого и недвижимого имущества), кредитованием приобретения оборудования, страховой деятельностью, внешнеэкономическими операциями.
Креди Лионе был создан в 1963 г., он имел 2300 филиалов во Франции, 52 филиала за границей, в том числе представительства за рубежом (с 1972 г. в Москве), контролирует более 60 банков, участвует в 500 промышленных компаниях, в эмиссии облигаций, содействует внешнеэкономической деятельности французских компаний, занимается лизингом (движимого и недвижимого имущества), страховым и биржевым делом.
Сосьете Женераль создан в 1864 г., имеет собственную сеть отделений (филиалов), в том числе 27 за границей, связан с металлургической, машиностроительной, химической, угольной промышленностью, лизингом и недвижимостью, биржевым и страховым делом, внешнеэкономической деятельностью.
Среди специализированных кредитно-финансовых учреждений выделяются небанковские государственные и полугосударственные институты.
К числу государственных кредитных организаций относятся институты со специальными задачами: кредитование экспорта и государственных заказов, стимулирование развития национализированных отраслей.
К полугосударственным кредитным институтам (что связано с их поддержкой со стороны государства) относятся:
• народные банки (Банк популэр), концентрирующие свои усилия на кредитовании мелких и средних предприятий в промышленности и торговле, специализирующиеся на обслуживании сельскохозяйственных предприятий;
• аграрные кассы с их центральным институтом «Креди Агриколь»;
• кредитные товарищества, объединенные в союз «Креди Мю- тюэль».
Казначейство Франции имеет почтовые сберкассы, во главе которых стоит центральный институт — Депозитная касса. Казначейство занимается долгосрочным кредитованием предприятий и жилищным строительством, привлекает вклады государственных учреждений, местных органов власти и частных лиц (кредитованием населения занимаются учреждения потребительского кредита, созданные промышленными фирмами либо банками).
К государственным органам, регулирующим банковскую деятельность, относятся:
- Консультационные
1) Национальный комитет по кредиту (с 1945г.) - президентом является министр финансов, а вице-президентом - управляющий Банком Франции. В комитет, состоящий из 46 членов, входят 8 представителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов. Комитет рассматривает общие вопросы, связанные с кредитной системой, состоянием денежного обращения. Публикуются его ежегодные доклады. Национальный комитет по кредиту наделен правом контроля над кредитом и банками (определение условий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.).
2) Консультационный комитет пользователей - занимается вопросами, связанными с защитой прав клиентов, взаимоотношениями между кредитными учреждениями и их клиентами и т.д.
- Регламентирующие
1) Комитет по регламентации банковской деятельности (с 1984г.) -
определяет права и законы, обязательные к исполнению и касающиеся юридических и финансово-правовых вопросов. Его нормативные акты имеют наибольшую юридическую силу по отношению с нормативными актами других комитетов. Устанавливает правила функционирования кредитных учреждений, дает им предписания о финансовых условиях их деятельности, определяет порядок открытия отделений и условия участия в капиталах других учреждений. В его составе 6 человек, тесно работает с Банком Франции.
2) Комитет кредитных учреждений занимается более частными задачами, проводит аттестацию и выдачу лицензий. Он принимает решения, касающиеся их деятельности, проверяет, соответствует ли данное кредитное учреждение уставным требованиям с точки зрения правового статуса, технических и финансовых средств, качества акционеров, личных и профессиональных качеств двух руководящих лиц.
- Контролирующие
Банковская комиссия - занимается административным и юридическим надзором за деятельностью кредитных учреждений. В ее состав входят 6 членов, являющихся главным образом представителями правительственных органов. Под административным надзором понимается контроль за соблюдением банковского законодательства путем проверки бухгалтерских счетов и отчетов, направленных кредитным учреждением в комиссию по итогам своей деятельности, а также путем проведения ревизий на местах, проводимых по распоряжению комиссии инспектором Банка Франции раз в 4-5 лет (комиссия обладает широкими полномочиями по проверке любой банковской документации).
1.2. Особенности банковской системы Франции
Французская банковская система во многом сходна с аналогичными системами других экономически развитых стран, но имеет некоторую исторически сложившуюся специфику.
Кроме основных банков страны, в разных местностях действуют региональные банки.
Некоторые из них работают от своего имени, но контролируются крупными банками или входят в банковские ассоциации. В разных регионах могут различаться количество предлагаемых услуг и тарифы. Хотя с развитием технологий эти грани стираются.
Связь французских банков с государством всегда была велика и особенно выросла после того как под давлением левых сил в 1945 году правительство национализировал 4 крупнейших депозитных банка страны:
- Лионский кредит (Credit Lyonnais);
- Генеральное общество (Societe Generale);
- Национальный банк для торговли и промышленности (Banque Nationale pour le Commerce et l`Industrie);
- Национальная учетная контора (Comptoir National d`Escompte de Paris).
Два последних в 1966 году объединили в Национальный банк Парижа (Banque Nationale de Pari).
Теперь эти три государственных банка занимают изрядную долю кредитного рынка, имеют почти 4 тысячи отделений и значительную долю всех депозитов.
Государственные банки и банки со значительным государственным участием составляют порядка 80% всей системы.
Во Франции развиваются новые банковские технологии, в т.ч. системы удаленного обслуживания клиентов.
Однако многие французы предпочитают традиционное обслуживание, число банковских отделений остается высоким. Для сравнения: в 2006 году было 46 отделений на 100 тысяч жителей, в мае 2020 – 37 отделений.
Особенностью банковского права Франции является высокая степень
законодательного регулирования отношений, складывающихся в ходе депозитных операций.
Многие вопросы, которые в банковском праве Великобритании регулируются на уровне договора банка и клиента, во Франции регулируются на уровне законодательства, которое устанавливает правила о банковских вкладах, учитывающие разные категории банков (и более широко - организаций), принимающих вклады, разные категории вкладчиков, разные цели вкладов.
Наиболее традиционная для французского банковского права классификация банковских депозитов подразделяет их на регулируемые и обычные.
Основной чертой регулируемых депозитов (или регулируемых счетов) являются, с одной стороны, более выгодные условия, но с другой - более жесткое регулирование, осуществляемое на основе полномочий, предоставленных компетентным Денежным и финансовым кодексом Франции.
Так, одним из наиболее популярных регулируемых депозитов является Livret A депозит. Проценты, получаемые по такому счету, не подлежат обложению налогом, при этом размер процентов может изменяться до четырех раз в год. Согласно Денежному и финансовому кодексу регулятивные положения должны предусматривать максимальный размер средств, которые можно разместить на таком счете кроме того, законом установлено, что одно физическое лицо может располагать только одним счетом такого типа. Достаточно сходные условия характерны для другого регулируемого счета - Livret Bleu
В настоящее время, по данным ведущего французского портала по собственности во Франции French-Property.com, этот лимит составляет 15300 евро.
К настоящему времени на 60 млн. французов открыто 47 млн. счетов, обеспечивающих движение средств по книжке Livret А. Здесь сконцентрировано около трети всех сбережений населения со сроком хранения менее 2 лет.
Чем привлекателен этот вид вклада? Помимо гарантированно позитивной процентной ставки, средства, накопленные на этом счете, могут служить базой для получения в дальнейшем льготного кредита в размере вложенных средств.
В этом случае счет блокируется на 4 года, по прошествии которых и может быть получен кредит.
Одновременно решаются и некоторые задачи государственной денежно-кредитной политики.
Во-первых, таким образом осуществляется временная стерилизация наличных денежных средств.
Во-вторых, это «удлиняет» ресурсы, переводя их из среднесрочной группы в долгосрочную. Эти средства направляются на строительство социального (недорогого) жилья.
Существует также счет для физических лиц в возрасте от 12 до 25 лет (Livret Jeune).
Согласно Денежному и финансовому кодексу несовершеннолетние вправе самостоятельно открывать банковские счета и зачислять на них средства. Что касается снятия средств, то правила различны в зависимости от возраста вкладчика: в возрасте до 16 лет для снятия средств требуется согласие законного представителя, в возрасте от 16 до 18 лет снятие средств производится ими самостоятельно, если против этого не возражают их законные представители. Физическое лицо в возрасте от 12 до 25 лет может иметь только один счет указанного вида. При этом закон предоставляет Государственному совету право устанавливать особенности режима такого счета, включая условия его открытия и закрытия (в том числе по достижении вкладчиком возраста 25 лет), процентные ставки, правила надзора за соблюдением режима счета. Нарушение вкладчиком режима счета может повлечь для него санкции в виде лишения процентов.
Еще одним распространенным во французском обороте видом банковского вклада является "народный сберегательный счет" (Livret d'Epargnepopulaire), который доступен для лиц с небольшими доходами. Критерием определения дохода является сумма уплачиваемых налогов - если эта сумма ниже установленного в соответствии с законодательством уровня, то такое физическое лицо (налогоплательщик) имеет право на открытие указанного счета. При этом счет может открываться только налоговым резидентам Франции, которые должны быть в состоянии предоставить доказательства того, что сумма уплаченных налогов (исчисленная с соблюдением определенных законодательством правил) не превышает установленного порога.
Режим счета может определяться Государственным советом, который вправе устанавливать операции, разрешенные для такого счета, и условия, при выполнении которых банки вправе открывать такие счета, при этом операции по таким счетам должны быть открыты для проверки финансовой инспекции.
Банковскому праву Франции известен также сберегательный счет для приобретения жилищной недвижимости (plan epargne logement). Этот счет используется для создания сбережений в целях приобретения, строительства, расширения, ремонта, улучшения жилищной недвижимости при условии, что такая недвижимость (даже если она имеет частично коммерческий характер) используется в качестве основного места проживания вкладчика, при этом Государственному совету предоставлено право установить иное целевое назначение данных средств, но в рамках приобретения (улучшения) недвижимости.
1.3. Трансформация банковской системы Франции
Начавшийся в восьмидесятые годы прошлого столетия процесс модернизации французской банковской системы в настоящее время практически завершен. Сегодня французская банковская система опирается на сеть мощных кредитно-финансовых посредников, конкурентоспособных в международном масштабе, оперирующих на рынках капиталов и производных продуктов. Французская банковская система в последние годы увеличивала свою долю в финансировании экономики, способствуя её модернизации и реструктуризации.
Банковский закон от 24 января 1984 года сформулировал основу учредительных рамок этого сектора. Как первый решающий этап процесса модернизации и либерализации банковской системы этот закон отмечает последствия финансовых инноваций для развития банковских и финансовых профессий и опирается на основополагающую идею: активисты (операторы), осуществляющие сходные виды деятельности, должны подчиняться одинаковым правилам игры, регламентационным и надзорным требованиям. В связи с этим законодателем определены четыре вида кредитных учреждений:
1) банки, входящие во Французскую ассоциацию банков (ФАБ),
2) взаимно-кооперативные учреждения, сберегательные кассы и фонды социального страхования, кассы муниципального кредита;
3) финансовые общества,
4) специализированные финансовые учреждения (СФУ).
Два первых — общего назначения, являются единственными, которым разрешено принимать вклады до востребования сроком не менее двух лет от населения и предприятий, выдавать кредиты и оказывать услуги самого широкого профиля. Покупка недвижимости в Таиланде также попадает под эти требования, что принципе является отличным капиталовложением. Последние два группируют финансовые общества и специализированные финансовые учреждения (СФУ), осуществляют предоставление специализированных кредитов семьям, предприятиям и прочим коллективам.
Однако сеть операторов: Почта, Государственный сберегательный
банк, Депозитно сохранная касса, — продолжает играть важную роль в сфере
получения вкладов, кредитов и предоставления финансовых услуг семьям.
Интегрированный в Европейскую систему центральных банков, Банк Франции реализует решения валютно-денежной политики, принятые Советом директоров Европейского центрального банка. Он обеспечивает надзор за валютным рынком и следит за безопасностью платёжной системы. Будучи кредитором в последней инстанции, он содействует стабильности банковской системы, усиленной системой гарантий вкладов, распространённой на все кредитные учреждения, сумма компенсационных выплат которой была доведена до 70 тыс. евро на каждого вкладчика.
Перестройка регламентирующих рамок не смогла бы дать полного эффекта без введения множества финансовых инноваций, быстрого и массового применения новых технологий в области информатики и телекоммуникации и различных мер по либерализации. Эти меры позволили улучшить эффективность французских посредников и повысить конкурентоспособность Парижского финансового центра, усиливая его безопасность.
Французская банковская система не избежала кризиса, который возник в результате перехода от очень регламентированной, стабильной системы к системе либерализованной, конкурентоспособной, открытой, эффективной и инновационной. Конкуренция между банками, а также между банками и рынками ценных бумаг в борьбе за денежные ресурсы привела к изменению процентной маржи в кредитной деятельности. Это привело некоторые учреждения к убыткам. Но кризис некоторых государственных банков и специализированных финансовых учреждений оказался менее глубоким, чем в некоторых других промышленных странах Европы.
Французские банки приняли меры к модернизации, включившись в процесс восстановления своей конкурентоспособности и рентабельности. Неизбежные консолидация и реструктуризация банковского сектора получили решающий импульс с перспективой создания Валютного союза и евро. Начиная с 1995 г и до настоящего времени происходят многочисленные крупные объединения (слияния) в двух главных стратегических направлениях: приобретение крупным депозитным банком какого-либо инвестиционного банка или укрепление депозитного (сетевого) банка в своей собственной области. Эти слияния обеспечили Францию мощными универсальными банками мирового уровня.
Многие банкиры во Франции считают, что традиционные банки, обслуживавшие клиентов через отделения, останутся в скором времени в прошлом. Сегодня, по их мнению, нет нужды обращаться в отделение банка, многие финансовые услуги клиенты могут получать по почте или телефону, поэтому многие банки стремятся перестроить свою деятельность.
Электронная техника произвела революцию во взаимоотношениях банка с клиентами, на смену личного общения с клиентами приходит телекоммуникационная связь. Электронные средства связи поставили под сомнение необходимость обширной сети банковских филиалов, которые создавались для того, чтобы приблизить банки к клиентам во всех концах страны. В настоящее время французские банки имеют около 25 000 филиалов, содержание которых дорого обходится.
Снижение роли банковских филиалов связано также с сокращением масштабов кредитования промышленности.
Банковская система Франции активно продвигает сферу своих услуг и на территории России. Современная история французских банков в нашей стране берет начало в 1970-х гг., когда представительства в Советском Союзе открыли Credit Lyonnais, Banque National de Paris (BNP), Banque de Paris et des Pays-Bas (Paribas) и Societe Generale.
Сейчас в России кроме BNP Paribas (образован после слияния BNP и Paribas) работают Societe Generale и Credit Agricole, который 10 лет назад поглотил Credit Lyonnais. Все три банка в 2012 г. вошли в двадцатку крупнейших банков мира по объему активов. BNP Paribas и Societe Generale занимаются в России розничным, корпоративным и инвестиционно-банковским бизнесом, а Credit Agricole обслуживает только корпоративных клиентов.
Подразделение корпоративных и инвестиционных банковских услуг BNP Paribas CIB предлагает полный спектр финансовых услуг, в том числе выпуск облигаций, синдицированное кредитование, расчетно-кассовое и депозитарное обслуживание, корпоративные финансы, работу с деривативами и т. д. Кроме этого BNP Paribas работает в розничном сегменте, занимаясь потребительским кредитованием в рамках недавно созданного СП со Сбербанком под брендом Cetelem. Группа также развивает в России страховой бизнес (компания Cardif) и автомобильный лизинг (Arval). Россия занимает важное место в глобальном бизнесе BNP Paribas.
Готовность к риску в разумных пределах должна оставаться традиционным качеством в моделях поведения банкиров, тем более когда речь идёт о возможности получения высокой прибыли. Она также является двигателем прогресса в банковской сфере. Однако при малейшей возможности принятия банками повышенного риска контроль и регулирование должны быть усилены в рамках государственной политики, осуществляемой центральными банками стран-членов ЕЭС. Выработка таких методов контроля и регулирования, их согласование, видимо, станет одной из важных задач европейской системы центральных банков на предстоящее время.
В Европе для оказания банковских услуг в рамках единого экономического пространства существуют единые директивы, но между странами по-прежнему продолжают сохраняться большие различия в ряде вопросов: налогообложения, регулирования, права, контроля и составления отчётности, стандартов хранения и передачи информации, занятости. Эти и другие вопросы трансформации банковской системы Франции как члену ЕЭС, предстоит решать совместно с другими странами Европейского экономического сообщества в целях создания благоприятных условий для быстрого и бескризисного дальнейшего развития. Французский банковский сектор сумел приспособиться к новым условиям и утвердить свою международную конкурентоспособность, позволив себе в полной мере продолжать процесс консолидации французских услуг на европейском и мировом уровне.
В Европе, в условиях существования единого экономического пространства, евро выступает катализатором межбанковской конкуренции. К примеру, если клиента не удовлетворит процентная ставка местного банка, например, в Германии, он имеет возможность воспользоваться услугами французского банка, положив деньги на счёт или взяв ссуду в этом банке на более выгодных условиях, так как при единой валюте отсутствуют риски по обменным курсам. Таким образом, и современные технологии, и единая валюта ведут к значительному обострению конкуренции между банками на уровне клиента. Адаптируясь к новым условиям борьбы за клиента, банки, независимо от того, где они расположены, во Франции, в Германии или в любой другой стране Европы, должны вырабатывать новые стратегии и методы работы, больше внимания уделять контролю за рисками по совершаемым операциям.