Транспортирование грузов
Грузы 1-й категории от склада до места погрузки или от места погрузки до склада можно доставлять ручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м, а для сыпучих грузов (перевозимых навалом) 3,5 м. При большем расстоянии они транспортируются механизмами и приспособлениями. Грузы 2-й категории от склада до места погрузки и от места разгрузки до склада (так же как при их погрузке и выгрузке) доставляют с применением погрузочно-разгрузочных машин, механизмов и приспособлений. При использовании покатов грузчики должны находиться сбоку от груза. Запрещается стоять между покатами при подъеме и спуске груза. Перемещение грузов 3-й категории (так же как их грузка и выгрузка) должно быть механизировано и производиться при помощи подъемных кранов, катучих балок, лифтов, подъемников и т. д. При перемещении ящичных грузов во избежание ранения рук каждое место должно предварительно осматриваться. Торчащие гвозди и концы железной обвязки необходимо забить. При взятии ящика или кипы с верха штабеля руководитель работ обязан предварительно убедиться, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение и не обрушится.
Горючие жидкости разрешается перевозить только в цистернах и других закрытых металлических емкостях. На автомобилях, перевозящих горючие жидкости запрещается находиться людям, не связанным с обслуживанием перевозок. Транспортирование грузов 3-й группы должно осуществляться в специализированных автомобилях. Пылящие грузы и зерно можно перевозить только в уплотненных кузовах. Нельзя грузить и перевозить горючие грузы в деревянных кузовах. В кузовах автомобилей, перевозящих грузы 3-й группы, не разрешается находиться людям, в том числе и персоналу, обслуживающему перевозки. Грузы 4-й группы, находящиеся в стеклянной таре от места разгрузки до склада и от склада до места погрузки, необходимо доставлять в приспособленных для этого носилках, тележках, тачках, обеспечивающих полную безопасность.
При перевозке грузов 4-й группы в металлической таре или автомобилях-цистернах перед каждым рейсом следует обязательно осмотреть тару и цистерну для определения их технического состояния. Бочки, барабаны и ящики с едкими веществами следует перемещать на специальных тележках. Баллоны с сжатым газом до места погрузки или от места выгрузки следует доставлять на тележках, конструкция которых должна предохранять баллоны от тряски и ударов, для чего тележки оборудуют гнездами по размеру баллонов, обитыми войлоком. Баллоны размещают на тележках обязательно лежа. Перемещение баллонов при помощи подъемно-транспортных механизмов разрешается при соблюдении вышеуказанных условий.
Кузов автомобиля (прицепа), предназначенного для перевозки баллонов, должен быть оборудован стеллажами, обитыми войлоком, с выемками по размеру баллонов. Стеллажи должны иметь запорные приспособления, предохраняющие перевозимые баллоны от тряски и ударов. Баллоны на автомобиле можно перевозить только в горизонтальном положении. Перевозить их в вертикальном положении (стоя) можно только в специальных контейнерах при наличии в местах погрузки и выгрузки подъездных путей. При этом погрузка и выгрузка контейнеров и баллонов производятся механизированным способом. Баллоны с пропаном разрешается перевозить в вертикальном положении без контейнеров. Не разрешается совместная транспортировка кислородных и ацетиленовых баллонов, за исключением случаев доставки двух баллонов на специальной тележке на пост сварки.
В кузове автомобиля при перевозке баллонов не разрешается находиться людям, в том числе и обслуживающим перевозки. Длинномерные грузы (2-я группа), превышающие по своим размерам на 2 м длину кузова автомобиля, необходимо транспортировать на автомобилях с прицепами-роспусками и полуприцепами. В кузове автомобиля, перевозящего длинномерный груз, не разрешается находиться грузчикам и другому обслуживающему персоналу. При перевозке грузов 4-й группы (класс 1) скорость движения автомобилей должна быть в пределах, гарантирующих безопасность движения с учетом дорожных условий. Лицам, сопровождающим автомобиль с взрывчатыми, легковоспламеняющимися, горючими и тому подобными грузами, запрещается курить во время движения автомобиля. Проезд этих лиц допускается только в кабине. Взрывчатые, радиоактивные, сильнодействующие, ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные грузы, а также необезжиренную тару из-под них перевозят в соответствии со специальными инструкциями.
Баллоны или цистерны с перечисленными особо опасными грузами, подлежащими перевозке, пломбирует поставщик, который несет ответственность за правильно наполнение газами емкостей соответствующего типа. Жидкие метан и этан, жидкие смеси метана и этана; жидкие этилен и углекислый ангидрид можно перевевозить только в цистернах.
Арматуру емкостей, в которых перевозится жидкий кислород, необходимо предохранять от воздействия масел и жиров. Автомобили, перевозящие жидкий кислород, должны иметь огнетушители и сигнальные красные флажки, которые устанавливают на левом переднем и заднем углах бортов кузова. Выпускные трубы глушителей оборудуют искроуловителями. Воспламеняющиеся жидкости допускаются к перевозке в цистернах, которые должны быть снабжены вентиляционными приспособлениями и иметь внутренние перегородки. В кабинах автомобилей, перевозящих воспламеняющиеся жидкости и газы, запрещается находиться лицам, не связанным с обслуживанием этих перевозок.
В кузовах автомобилей, перевозящих воспламеняющиеся жидкости, запрещается находиться кому бы то ни было. В целях предотвращения несчастных случаев во время перевозки воспламеняющихся жидкостей движение автомобилей должно осуществляться точно в соответствии с заданным маршрутом, записанным в путевом листе. Во время кратковременной остановки или стоянки автомобиля с опасным грузом необходимо затормозить автомобиль стояночным тормозом. Если стоянка автомобиля происходит ночью или в условиях плохой видимости, водитель обязан включить аварийную сигнализацию и выставить на расстояние 25-30 м позади транспортного средства знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. Агрессивные и огнеопасные жидкости должны перевозиться в открытых автомобилях.
Лицам, перевозящим опасные грузы, должны быть выданы соответствующие удостоверения. Наряду с выдачей удостоверения заполняется карточка с указанием даты проведенного инструктажа и фамилии водителя. Эти документы хранятся в отделе кадров предприятия. Применение пакетов, ящичных поддонов и контейнеров для перевозки грузов позволяет повышать эффективность использования автомобилей, шире применять комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ и улучшать хранение грузов на складах. Кроме того, применение ящичных поддонов и контейнеров повышает степень защиты грузов от воздействия атмосферных осадков и упрощает работы по специальной обработке грузов. Пакетные перевозки, перевозки грузов в ящичных поддонах и контейнерах могут выполняться всеми типами бортовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, а также приспособленными для этих целей автомобилями-фургонами. Пакеты на платформах автомобилей размещают, как правило, в один ярус. По своей конструкции поддоны подразделяются на ящичные, стоечные и плоские. Грузы, уложенные в ящичные поддоны, обычно не увязывают. Грузы, уложенные в стоечные и особенно на плоские поддоны, требуют увязки.
Для погрузки и выгрузки пакетов, ящичных поддонов и контейнеров применяют средства механизации: автомобильные краны, авто, электропогрузчики и другие с комплектами грузозахватных приспособлений. Для перегрузки пакетов и ящичных поддонов с одного автомобиля или прицепа на другой могут использоваться также средства малой механизации, например, ручные тележки с вилочным захватом. Пакеты, ящичные поддоны и контейнеры в кузовах автомобилей и прицепов размещают равномерно по всей площади кузова. Допускается перевозка в пакетах, ящичных поддонах и контейнерах огнеопасных и ядовитых грузов при соблюдении необходимых мер предосторожности и особенностей, предусмотренных правилами их перевозки. При укладке грузов на плоские поддоны необходимо соблюдать следующие правила:
- площадь поддона должна быть максимально использована. Учитывая, что размеры тары не всегда являются кратными длине и ширине поддонов, во многих случаях, если позволяет род груза, разрешается укладывать грузы в мелкой таре на поддон не только на основание, но и на торец или на одну из боковых сторон. При необходимости груз может выходить за пределы поддона, но не более чем на 40 мм;
- для устойчивости пакетов груз необходимо укреплять с помощью грузовой ленты, троса, прокладок и других креплений. Закреплять пакеты на поддоне гвоздями и скобами запрещается.
При формировании пакетов грузы укладывают так, чтобы можно было подсчитать число мест в пакете без его разборки и прочесть маркировку, нанесенную на грузе. Во время погрузки или выгрузки контейнеров водителю и другим лицам запрещается находиться в кузове и в кабине автомобиля, под стрелой и в зоне действия крана. По крышам контейнеров ходить запрещается. Контейнеры перевозят только на таком подвижном составе, на котором они размещаются параллельно осям. Кабины автомобилей, перевозящих контейнеры, защищают щитами или решетками. На двухосные прицепы контейнеры устанавливают дверцами наружу. Прицепы, на которых перевозят контейнеры, оборудуют специальными направляющими. Проезд людей в кузове автомобиля, перевозящего контейнеры, запрещается. При перевозке контейнеров водителю необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: резко не тормозить; снижать скорость на поворотах, закруглениях и неровностях дороги; обращать особое внимание на высоту ворот, мостов, контактных сетей, деревьев и на другие верхние препятствия.