Психология
Тема 1. Психологическая характеристика основных направлений деятельности участкового уполномоченного полиции
Задание 1.1. Раскройте психологическое содержание различий противоправного и правомерного поведения.
Противоправное |
|
Правомерное |
Объективно не соответствует нормам права, предписаниям законов и других нормативно-правовых актов, в различной степени посягательство на безопасность личности, общества, государства. |
|
Предусмотренное правовыми нормами, допустимое с позиции соблюдения и обеспечения интересов граждан поведение. |
С позиций социальной нравственно-психологической оценки противоправное поведение свидетельствует о безразличном отношении лица к общественным нормам, правовым предписаниям государства, либо о сознательном и целенаправленном их нарушении, что выражает антисоциальные наклонности субъекта, его психологически отрицательную оценку нормативно закрепленных правил поведения в социуме, нежелание признавать и соблюдать права, свободы и законные интересы других лиц и публичные ценности. |
|
Основной признак правомерного поведения – его соответствие нормам права. Определить, является ли поведение правомерным, можно лишь сопоставив его с правилами, содержащимися в нормах права.
|
Для характеристики правонарушения имеют значение и нравственно-психологические детерминанты действий: мотивы, которыми человек руководствовался в момент совершения деяния, какие интересы и потребности он старался удовлетворить и каких целей достичь. Как свидетельствует правоохранительная практика, субъективными детерминантами правонарушений являются такие мотивы, как корысть, месть и за правомерные действия, и за оскорбление, за надругательство, ущемление прав и интересов лица, как форма исполнения требований национальной традиции (кровная месть). Это может быть и нелегитимное самоутверждение насильственным и иным суррогатным способом, желание непременно удовлетворить свои физиологические (в том числе и извращенные) потребности – сексуальные, наркотические, алкогольные (игровой зависимости) и т.д. В ряде случаев мотив глубоко скрыт в сознании человека и порой полностью и адекватно не осознается даже самим правонарушителем. |
|
С объективной, или внешней, стороны правомерное поведение всегда соответствует предписаниям нормы права. С субъективной стороны активное правомерное поведение детерминируется пониманием человеком своего гражданского долга, осознанием необходимости нести персональную социальную (включая юридическую и моральную) ответственность за свои неправомерные действия, его сознательное и добросовестное отношение к выполнению своих гражданских, семейных, трудовых, служебных, воинских, имущественных и других обязанностей (обязательств), уважение или защита прав и законных интересов других граждан.
|
Последствиями противоправного поведения являются разрушение социальных устоев и нравственно-идеологических ценностей, обеспечивающих физическое, материальное и общественное существование человека, и в частности: равноправного отношения людей друг к другу, уважения прав и свобод человека, его достоинства, неприкосновенности личности и собственности. Чем больше правонарушений, тем сильнее деформируются и нарушаются социальные связи; в обществе накапливается нестабильность отношений и правопорядка, которая может привести к произволу, власти силы (и ее наиболее опасной формы – криминального насилия) и даже к социальным катаклизмам. |
|
Правомерное поведение свойственно большинству членов общества, воспринимается ими как нормальный и целесообразный образ жизни. Оно охраняется правом и государством, а также одобряется обществом. Благодаря правомерному поведению в обществе достигается и сохраняется спокойствие, обеспечивается прогрессивное развитие, утверждаются такие социальные ценности, как законность и правопорядок, уважение и защита прав и свобод граждан, выполнение юридическими и физическими лицами своих обязанностей. |
Задание 1.2. Раскройте содержание психологической структуры деятельности участкового уполномоченного полиции:
1. Познавательная деятельность. Трудно переоценить ее значение для всей деятельности сотрудника. Без осуществления познавательной деятельности невозможно достичь ни одной цели борьбы с преступностью, без познания не может реализоваться ни деятельность в целом, ни один из указанных выше ее компонентов. Только в результате процесса познания появляется возможность целенаправленного осуществления других действий сотрудника.
Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени. Например, на сборе, анализе, обобщении информации по выявлению лиц, представляющих оперативный интерес, и предвосхищении их незаконных действий в будущем зиждется вся работа по предотвращению преступлений, а также работа по раскрытию совершенных преступлений.
Учитывая сложность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых сотрудником, недостаточность, а зачастую противоречивость их условий, изменчивость исходных данных, наличие элементов внезапности и т.п., можно с полным основанием отнести познавательную деятельность сотрудника к разряду творческих, а основной формой обеспечения познания в ней назвать практическое творческое мышление.
2. Конструктивная деятельность. Под ней понимается мыслительная деятельность, направленная на планирование действий по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений, розыску скрывшихся преступников и т.д. Если при реализации познавательной деятельности мышление стремится, в основном, дать ответ на вопросы, что еще неизвестно, что нужно дополнительно обнаружить, найти для решения конкретной задачи, то в конструктивной деятельности осуществляется планирование самих этапов познавательной деятельности, т.е. в ней дается ответ на вопрос, в какой последовательности мы будем искать неизвестное. Иными словами, поисковая и конструктивная деятельности сотрудника есть две стороны единого процесса мышления, характеризующие разные его этапы.
3.Организаторская деятельность. Она имеет своей целью обеспечение оптимальных условий для осуществления всех остальных видов профессиональной деятельности сотрудника. Ее содержанием является управление процессами раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, что проявляется в оперативном руководстве, учете и контроле, поддержании взаимодействия между участниками этих процессов. Она состоит как из передачи и обмена информацией, так и организации действий других лиц, которые должны по роду своих обязанностей выполнять указания сотрудника.
4. Коммуникативная деятельность. Как отмечалось выше, профессиональная деятельность сотрудника отличается широкой коммуникативностью. Его коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации посредством общения, т.е. непосредственного речевого контакта с окружающими в целях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы оказывать влияние на людей в процессе общения, в личности сотрудника должны гармонически сочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной волей, а также комплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность.
Даже беглый обзор основных психологических особенностей и структурных элементов профессиональной деятельности сотрудника показывает, насколько сложна и многогранна его деятельность. Она предъявляет к нему множество различных требований, среди которых одно из самых важных - обладание развитыми профессионально значимыми качествами личности.
Задание 1.3. На основе полученных теоретических знаний и ваших наблюдений, придерживаясь следующей схемы, составьте психологическую характеристику участкового уполномоченного полиции, который, по вашему мнению, наиболее эффективно способен выполнять свои служебные обязанности:
А) Биографические данные (возраст, образование, профессия, семейное положение)
В возрасте от 26 до 45 лет, имеет высшее юридическое образование, состоит в зарегистрированном браке, имеет детей.
Высокий уровень удовлетворенности материальными условиями жизнедеятельности, а так же материально-техническим оснащением рабочего места. Высокий социальный статус в трудовом коллективе. Адекватно реагирует на критические замечания, способен на рефлексию своей профессиональной деятельности.
В) Структура личности (особенности психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, чувств и эмоций, воли; направленности – потребностей, влечений, интересов и мировоззрения; темперамента; характера – отношение к себе, обществу, труду, устойчивость и моральные качества; способности общие и специальные – склонности, одаренность и талант)
Высокий уровень правосознания и социальной ответственности; соответствие действий требованиям нравственности; принципиальность, непримиримость в борьбе с нарушителями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность; выраженная потребность в реализации своего потенциала.
Высокий уровень интеллектуального развития; гибкость мыслительных процессов; способность к анализу и обобщению информации; настойчивость в решении профессиональных задач; умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть результаты принимаемых решений; способность к реконструкции явлений по их косвенным признакам; критичное отношение к информации.
Психологическая устойчивость в сложных и экстремальных условиях; готовность к эмоциональной регуляции собственной деятельности и психологического состояния).
Коммуникативные (умение устанавливать и поддерживать психологический контакт; проницательность, доброжелательность; адекватный стиль поведения в конфликтной ситуации.
Самостоятельность и независимость, смелость, активность, ответственность, самоуважение; реалистичная оценка самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.
Задание 1.4. Составьте профессиограмму участкового уполномоченного полиции, осуществляющего правоохранительную и профилактическую деятельность на закрепленной территории.
Участковый уполномоченный полиции, осуществляющий правоохранительную и профилактическую деятельность на закрепленной территории имеет следующие задачи своей деятельности:
1. обеспечение общественного порядка;
2. выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
3. принятие мер к их устранению на территории, которую он обслуживает.
Социальный аспект деятельности участкового состоит в тесной связи с населением вверенной ему территории:
- организует правовую пропаганду и другие мероприятия по предупреждению правонарушений;
- проводит профилактическую работу среди лиц, склонных к совершению преступлений; создаёт условия для перевоспитания лиц с неустойчивым поведением, способствует направлению их поведения на общественно-полезное;
Организационный аспект деятельности участкового определяется: личной самодисциплиной (важны волевые качества); умением организовать других людей на определённые действия, когда необходима поддержка и помощь населения (важны инициатива и настойчивость).
Коммуникативный аспект деятельности участкового состоит в установлении и поддержании контактов с людьми, проживающими на вверенном ему участке, в завоевании их уважения, доверия и авторитета (независимо от их правового статуса) тогда, когда:
- принимает граждан, их заявления и предложения по вопросам борьбы с преступлениями и профилактики правонарушений;
- оказывает в границах наделенных им прав помощь народным депутатам, представителям других служб и общественных объединений в осуществлении их законной деятельности;
- осуществляет административный надзор за лицами, к которым он определен.
Поисковый аспект деятельности участкового выражается в поиске, сборе сведений о правонарушениях на участке с целью установления правопорядка.
Удостоверительный аспект деятельности участкового состоит в том, что все сведения (показания конфликтующих соседей, показания свидетелей преступления и т.п.) он должен не только «записать», а придать им специальную, предусмотренную законом, форму (протокол и др.).
Профессионально важные качества:
1) интеллектуальные – гибкость, находчивость, любознательность, креативность, умеренность, рассудительность, внимательность, планомерность, рассудительность, рефлективность, прогнозируемость;
2) коммуникативные – общительность, вежливость, контактность, доступность, дипломатичность, тактичность, доброжелательность, уверенность, непринужденность и отсутствие скованности при общении, языковая ловкость и привлекательность;
3) моральные – пунктуальность, ответственность, порядочность, надежность, честность, добросовестность, этичность, дисциплинированность, развитое правосознание;
4) эмоционально-волевые – настойчивость, целеустремленность, решительность, смелость, склонность к оправданному риску, внутренняя организованность, независимость от обстоятельств, последовательность в достижении цели, высокий уровень развития воли, самоконтроль и самообладание в различных ситуациях, уравновешенность, терпимость и толерантность по отношению к провоцирующим стимулам;
5) перцептивные – наблюдательность, проницательность, чувствительность, чуткость, развитая интуиция, эмпатийность;
6) лидерские – авторитетность, самостоятельность, деловитость, предприимчивость, инициативность, концептуальность, харизматичность, адекватные – властность, амбициозность и честолюбие;
7) социально направленные – гуманизм, патриотизм, общественная и гражданская активность, гражданская морально-этическая зрелость, разумная принципиальность, справедливость, реалистичность, неконфликтность.
Задание 1.5. Составьте профессиограмму сотрудника полиции по охране общественного порядка, осуществляющего охрану общественного порядка и обеспечивающего общественную безопасность в общественных местах.
Составляющие профессиональной деятельности: прогностическая (прогнозирование развития событий в напряженной и экстремальной ситуации, разработка плана, направленного на успешное задержание преступников), поисковая (наблюдение, подготовка, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, обнаружение, задержание и обыск подозреваемых), коммуникативная (беседы и убеждения нарушителей общественного порядка и участников массовых беспорядков), организационная (организация наблюдения, задержания подозреваемого в преступлении). Общая и специальная подготовка: среднее специальное, среднее образование. Профессионально-важные качества:
а) кроме знаний, которыми должен обладать каждый сотрудник полиции, необходимы знания: правовых основ, принципов, приемов и методов проведения силовых операций; правил и инструкций, регламентирующих деятельность по задержанию подозреваемых и преступников;
б) необходимые умения: успешно решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни; вступать в силовое (включая огневое) единоборство с преступниками; сохранять рабочее состояние в эмоционально напряженных условиях; принимать решения в условиях дефицита времени, информационной неопределенности, угрозы для жизни и здоровья себя или ближайшего окружения; следить за сохранностью штатного оружия, боеприпасов, индивидуальных средств защиты, состоянием специальной техники.
Социально-психологические факторы деятельности. Мотивационные аспекты:
- эффективность обусловлена стремлением работать в специальном подразделении милиции;
- выражено чувство состязательности и активности в профессиональной деятельности;
- устойчивость к непрерывному поддержанию высокого уровня самоконтроля и самодисциплины.
Социально-психологическая и профессиональная адаптация зависит от развития самоконтроля и саморегуляции.
Динамика психических состояний. Значительная динамика, возможность возникновения неблагоприятных психических состояний, выраженная зависимость результативности деятельности от психических состояний, а так же экстремальной подготовленности и комплексной социально-психологической защищенности.
Задание 1.6. Опираясь на полученные знания и дополнительную литературу, проведите сравнительный анализ профессиональной деформации личности участкового уполномоченного полиции и профессиональной деформации человека, занятого другим видом правоохранительной деятельности (на ваш выбор).
профессиональная деформация личности |
|
участкового уполномоченного полиции
|
следователя полиции |
В профессионально-нравственной сфере деформация проявляется как утеря представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности, отчуждение человека от профессии, девальвация личных перспектив в профессиональной деятельности, подмена профессиональных норм деятельности и поведения искаженными узкокорпоративными нормами, в конечном итоге — в нарушении профессионально-нравственных норм и законности. В профессионально-интеллектуальной сфере деформация представляет собой утерю желания, а далее и способности принимать и реализовывать самостоятельные профессиональные решения и повышать свой профессиональный уровень, шаблонность мышления, постепенную утрату профессиональных знаний, преувеличение значимости собственного профессионального мнения и опыта, а иногда — их абсолютизацию. |
Деформации мотивационной сферы проявляются в виде потери интереса к следственной работе, снижении активности, нивелировании ценностных оснований общественного устройства, отсутствии веры в справедливость, утрате делового оптимизма. |
Грубость по отношению к гражданам, унижение их человеческого достоинства, неоказание им помощи, |
Деформации в отношениях к другим людям наблюдаются в виде нечуткости, грубости, неоправданной подозрительности, несдержанности и агрессивности. Следователи срывают зло на обвиняемых, свидетелях, потерпевших, не способны проявить сочувствие, равнодушны к людям, их судьбам. |
У большинства участковых снижается активность, появляется инертность в принятии решений, развивается пассивная личностная позиция. Деформация в сфере профессиональных действий — это, как правило, формализм в работе, гипертрофированное внимание к внешней атрибутике деятельности; стремление к работе только по указке, избегание ответственности за состояние дел на порученном участке; сужение и примитивизация личных профессиональных умений и навыков; с правовой нигилизм, произвольное толкование закона, «обвинительный уклон»; стремление к «силовым» методам решения профессиональных задач; стереотип закрытости. |
Деформации в решении оперативно-служебных задач проявляются в снижении продуктивности в деятельности, стереотипности мышления и выполнения должностных обязанностей, схематизме мышления и неспособности рассмотреть проблему с учетом скрытых факторов. Отмечается безразличие к профессиональным обязанностям, безынициативность, нарушение культуры предварительного расследования и норм профессиональной морали, формализм оценки явлений, косность, рутина, беспринципность, злоупотребление властью, переоценка собственного профессионального опыта, использование в своей деятельности только некоторых (а не всех возможных) приемов, методов и средств. |
В сфере эмоционально-волевой деформация проявляется в разбалансированности и огрублении эмоционально-волевой сферы, ослаблении волевых качеств, утере способности к самоконтролю и саморегуляции, появлении длительных депрессивных состояний. |
В поведении личности отмечаются самоуверенность, вседозволенность, агрессивность, озлобленность, зависимость, нерешительность, неаккуратность, необязательность, несобранность. Часто наблюдаются эмоциональные срывы, раздражительность, грубость, узко предметный подход к людям как к строго процессуально ограниченным фигурантам уголовного процесса. |
Утрата чувствительности к чужой беде, равнодушии к соблюдению требований законов, людям, в «накоплении эмоциональной усталости», росте внутренней и внешней конфликтности, агрессивности.
|
Деформации коммуникаций выражаются в стремлении большинства следователей к пассивному отдыху, что соответствует их кабинетному образу работы. Это приводит к сокращению круга общения (систем коммуникации). Отсутствие оппонента по общению уменьшает возможность самокритичности, коррекции личного поведения в соответствии с оценками, мнениями других лиц. Сокращение коммуникаций также детерминирует отставание от всего нового в работе, нарастание неуважения к другим людям. Взаимодействие с криминальными лицами провоцирует воспроизведение в собственной личности следователя отрицательных моральных качеств, а также качеств партнеров по примитивному общению. Во взаимодействии с фигурантами расследуемых дел проявляются обвинительный уклон, предвзятость и тенденциозность. |
Чувство неограниченности своих властных полномочий. |
Наиболее опасной является деформация правосознания, выражающаяся в правовом нигилизме, негативизме, когда следователь считает некоторые уголовно-процессуальные нормы обременительной формальностью и не исполняет их. Это проявляется также в небрежности в работе следственного аппарата, скептицизме, ложной корпоративности, бюрократизме, волоките при расследовании преступлений, психологической инерции и перерождении правосознания. |
Задание 1.7. Перечислите достоинства и недостатки применения метода наблюдения в деятельности участкового уполномоченного полиции. Достоинства метода наблюдения:
1. Метод наблюдения дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность.
2. Наблюдение, в отличие от других методов сбора информации, позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения.
3. В процессе наблюдения осуществляется прямой контакт между наблюдателем и субъектом наблюдения, что дает возможность получать более достоверную, объективную и оперативную информацию о социальных фактах.
4. Наблюдение помогает полнее и точнее понять смысл поведения или действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происходящие события.
5. Наблюдатель в определенной степени не зависит от объекта наблюдения, т.е. может собирать факты независимо не только от умения, но и желания общаться с наблюдаемыми.
6. Данный метод не требует специальной подготовки и дополнительного стимульного материала.
Объективные недостатки метода: метод наблюдения редко можно использовать при наблюдении больших совокупностей; сложность, а порой и невозможность повторения наблюдения; получение качественного, а не количественного характера выводов; часто возникают трудности при фиксации и описании исследуемых явлений, необходимость делать эту работу после проведения наблюдения; ограничена возможность получения данных о целях и мотивах поведения; ограниченность наблюдения временем совершения интересующего наблюдателя события; не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению, целый ряд областей оказывается недоступным для наблюдения. Субъективные недостатки метода:
1. Влияние самого наблюдателя на естественный ход событий.
2. Возникновение «барьера субъективности» при интерпретации событий, появление в связи с этим ошибок в интерпретации, отсюда — вероятность расхождения результатов наблюдения с действительностью.
3. На качество получаемой информации может повлиять различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть ценностных ориентаций, стереотипов поведения, интересов и т.д.
4. Личностные особенности наблюдателя определенным образом сказываются на его впечатлениях, а значит, и на качестве фиксируемых показателей.
5. Включенный наблюдатель может утратить объективность, занять позицию тех, в среде кого он действует.
6. Изменение характера оценки происходящего со стороны наблюдаемого. Так, наблюдаемые, зная, что являются объектом изучения, искусственно меняют характер своих действий, чтобы подстроится под то, что, по их мнению, хотел бы видеть наблюдатель.
7. Наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемого часто ведет к формулированию конкретной точки зрения на происходящее. Такое ожидание может возникнуть, если наблюдаемый и наблюдатель контактировали до проведения наблюдения. Это может вызвать определенное смещение акцентов в картине наблюдения.
8. При оценке тех или иных действий возможна ошибка усреднения, которая состоит в боязни крайних суждений
9. Влияние настроения наблюдателя во время проведения наблюдения. Настроение может отрицательно влиять как на характер восприятия событий, так и на оценку результатов наблюдения.
Задание 1.8. В чем заключается применение метода обобщения независимых характеристик в деятельности участкового уполномоченного полиции?
Метод обобщения независимых характеристик - это группа методик, приемов и способов получения информации на изучаемое лицо (нескольких лиц), основанных на том, что в процессе своей жизнедеятельности (на работе, в быту, в местах проведения досуга и т.п.) человек в той или иной степени проявляет свои личностные качества (деловые, волевые, коммуникативные, политические, эмоциональные и т.д.). Эти «проявления» личности воспринимаются сослуживцами, коллегами, знакомыми, родственниками, иным окружением и отражаются в форме определенного рода представлений, мнений о конкретном лице. Изучение этих мнений и представлений, их анализ и обобщение позволяют сделать достаточно объективные выводы о личностных характеристиках данного лица.
Тема 2. Психологический анализ профессиональных ситуаций и особенности работы с сообщениями граждан участковым, уполномоченным полиции
Задание 2.1. Основываясь на указанном содержании функции общения, впишите в пустые строки соответствующее ей название.
- ___________ эмотивная _______________
изменение переживаний и состояний
- _______ контактная_________________________
установление состояния обоюдной готовности к
приему и передаче информации
- _______________ перцептивная _________________
адекватное восприятие смысла сообщения и
понимание партнерами друг друга
- __________ статусная ______________________
осознание и форсирование своего
места в системе ролевых, статусных, деловых,
межличностных и прочих связей
- _______ информационная _________________________
прием и передача каких-либо сведений в ответ на
запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями
- ___________ преобразовательная _____________________
изменение состояния, поведения, личностно-
смысловых образований партнера
- ______________ информационная __________________
прием и передача каких-либо сведений в ответ на
запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями
- _____________ побудительная ___________________
направляющая на выполнение действий
Задание 2.2. Укажите и раскройте содержание психологических приемов, которые позволяют оказать приятное впечатление на человека при знакомстве с ним.
«Язык тела может многое о вас рассказать, поэтому его нужно научиться контролировать.
Прямая осанка во время беседы покажет вас уверенным в себе человеком. Это будет хорошим знаком. Не закидывайте ногу на ногу, не болтайте ногами, и тем более не отбивайте ими какой-то ритм. Они должны ровно стоять на земле. Следите за вредными привычками: не кусайте губы, не трогайте постоянно свои волосы, не крутите в руках карандаш и т. п.
Улыбайтесь, поддерживайте зрительный контакт, ваше лицо должно выражать заинтересованность, а не тоску и испуг, безразличие или безысходность.
Рукопожатие. Не делайте ничего из ряда вон выходящего, когда дело доходит до рукопожатия. Не нужно полностью расслаблять руку, чересчур крепко сжимать ее или замахиваться из-за спины, ничего хорошего собеседник после этого о вас не подумает. Просто протяните руку и скажите что-то вроде «Было очень приятно встретиться с вами».
Задание 2.3. Напишите невербальные сигналы, которые указывают на следующие состояния собеседника:
вовлеченности в содержание беседы - удержание зрительного контакта, взгляд прямой, движения вперед, кивание головой, спина полностью выпрямлена, лицо обращено к партнеру, жестикуляция открытая, видны ладони, ноги не скрещены;
убывающего интереса к содержанию беседы – отклоняющее движение рукой, потирание носа, руки под столом; главное: ладони не видны, периодическое зевание;
внутренней неуверенности, беспокойства, сомнения - попеременное поднимание и опускание плеч; наклон головы с боку на бок; сцепленные руки, скованность в плечевом поясе.
задумчивости, размышления – потирание переносицы, подбородка, взгляд в сторону;
усталости, нежелания продолжать беседу, пренебрежения - ноги скрещены, поза «закрытая» демонстративно ленивая, сцепленные или скрещенные на груди руки, полуопущенные веки.
Задание 2.4. Укажите психологические факторы, которые препятствуют правильно воспринимать и оценивать людей в процессе общения.
1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая информация и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали, или увидели его.
4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки, либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жадные, жестокие, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.
Задание 2.5. Перечислите и раскройте суть методов психологического воздействия, осуществляемых на вербальном уровне:
Внушение основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, вербальными, словесными средствами, причем внушающий должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации: если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса (90% эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов).
Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации.
Задание 2.6. Перечислите и раскройте суть методов психологического воздействия, осуществляемых на невербальном уровне:
Заражение – передача своего состояния или отношения другому человеку. Передаваться и усваиваться это состояние может как произвольно, так и непроизвольно (интригующее вовлечение партнеров в выполнение действия, прикосновение и телесный контакт и т.д.)
Игнорирование - умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях игнорирование выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущен ной партнером (демонстративное пропускание слов партнера «мимо ушей», невербальное поведение, указывающее на то, что присутствие партнера не замечается, молчание и отсутствующий взгляд в ответ на вопрос).
Задание 2.7. На основании психологических знаний:
А) Укажите зоны (дистанции) между общающимися людьми, указывающими на:
близкие, доверительные отношения _ Интимное расстояние (0 - 50 см.)
дружественные отношения - Персональная дистанция (50 - 120 см.)
официальные (профессиональные) отношения - Социальная дистанция (120 - 400 см.)
Б) Опишите следующие виды жестов:
жесты оценки: рука у щеки; один палец отставлен, остальные под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент); почесывание подбородка (в конфликтных дискуссиях в сочетании со взглядом искоса связано с обдумыванием следующего хода в диалоге); почесывание пальцем спинки носа (озабоченность, сомнение); манипуляции с очками;
жесты уверенности: кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются; кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят; во время передачи информации локти не прижаты к туловищу; руки в карманах, большие пальцы снаружи; одна рука обхватывает другую в области ладони
- жесты нервозности: скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья (обхватывание руками) партнер во время разговора стремится опереться или прислониться к чему-нибудь
жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
жесты самоконтроля: руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
жесты отрицания: рука поглаживает шею – недовольство, отрицание, гнев сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; прикосновение к носу или легкое потирание его – чаще проявляется при наличии в переговорах или дискуссии контраргументов; ноги у сидящего направлены к выходу – желание уйти; такое же желание проявляется тогда, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону
жесты доминирования: ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол);% закладывание рук за голову
Задание 2.8. Перечислите психологические приемы поддержания разговора в процессе общения.
2. Наиболее простым средством привлечения внимания собеседника является повышение голоса. Речь, конечно, не идет о повышении до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека — явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера.
3. Прием «завлечения». Суть его заключается в том, что инициатор общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.
4. Важным способом фокусировки внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории.
Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом и т. д.) Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание; постоянно уходя от чьего-то взгляда, вы показываете, что не желаете общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.
5. Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные (с точки зрения говорящего) моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки.
Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.
6. Еще один прием поддержания внимания — это «навязывание ритма». Внимание человека постоянно колеблется (флуктуирует), и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, то оно неотвратимо будет «убегать», переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается сосредоточиться, тем сильнее его клонит в сон.
Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи — наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.
7. Прием «своевременного использования пауз» подготавливает партнера, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.
8. Прием «переформулировки» — действенное средство поддержания внимания и усиления воздействия. Уже высказанная ранее мысль переформулируется инициатором по-новому, иными словами и выражениями. Это тем более целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для собеседника вопросах. При отказе собеседника ответить на поставленный вопрос рекомендуется не настаивать на ответе, а переформулировать вопрос.
9. Прием «провокации». На короткое время у собеседника вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией. У него тотчас же появляется желание ее исправить, уточнить.
10. Прием «гиперболы». Не бойтесь прибегнуть к преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя, но потом не забудьте четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.
11. Прием «прогноза». Основываясь на реальных фактах, предлагайте собеседнику прогнозы ожидаемых событий.
12. Прием «трехходовки». Применяется, когда собеседник вспылил. Выполняется в следующем порядке:
- проговаривается его состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»;
- проговаривается свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован(а)»;
- после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдет и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».
Тема 3. Особенности составления психологического портрета правонарушителя участковым, уполномоченным полиции
Задание 3.1. Известно, что поведенческие признаки-сигналы могут быть систематизированы и представлены в виде процедуры стандартизированного или контролируемого наблюдения. При стандартизированном наблюдении в отличие от нестандартизированного (или неконтролируемого, случайного) сбора фактов о поведении людей наблюдатель заранее определяет какие элементы ситуации имеют наибольшее значение для изучения и сосредоточивает на них свое внимание. Составьте план стандартизированного наблюдения.
1. Определение цели наблюдения (для чего, зачем оно осуществляется?);
2. Выбор объекта исследований (какой индивид или какого рода группа подлежит изучению?);
3. Уточнение предмета исследования (какие именно стороны поведения раскрывают содержание изучаемых психических феноменов?);
4. Планирование ситуаций наблюдения (в каких случаях или при каких условиях предмет исследований обнаруживает себя наиболее отчетливо?);
5. Подбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
6. Установление продолжительности общего времени исследований и числа наблюдений (сколько наблюдать?);
7. Выбор способов регистрации исследуемого материала (как вести записи?);
8. Прогнозирование возможных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения;
9. Осуществление сеанса предварительного, пробного наблюдения, необходимого для уточнения действий предыдущих этапов и выявления организационных недоработок;
10. Исправление программы наблюдения;
11. Этап проведения наблюдения;
12. Обработка и интерпретация полученной информации.
Задание 3.2. Психологический портрет преступника включает следующие характеристики:
1) общую характеристику личности и преобладающую мотивацию преступлений; 2) индивидуальные признаки личности — привычки, склонности, навыки и пр.; 3) возраст; 4) район места жительства; 5) район места работы, службы, учебы; 6) частные характеристики места вероятного обитания; 7) уровень образования и профессиональной квалификации; 8) род занятий; 9) особенности происхождения (родительской семьи) и личной истории жизни; 10) семейное положение; 11) наличие детей; 12) отношение к отдельным видам деятельности - к службе в армии, спорту, медицине, работе с людьми и пр.; 13) наличие прошлой судимости; 14) наличие психической, а также иной патологии; 15) антропологические и динамические характеристики лица (тип внешности, телосложение, пантомимика и др.).
Задание 3.3. Проанализировав имеющиеся данные, предложите версию совершенного преступления и составьте поисковый портрет преступника.
На окраине города С. на берегу ручья в зарослях негустого кустарника в 110 м от продовольственного магазина был обнаружен труп мужчины. По заключению судебно-медицинской экспертизы, потерпевшему, находившемуся в состоянии опьянения и употребившему спиртные напитки непосредственно перед смертью, было нанесено три удара по голове камнем, обнаруженным рядом с трупом. Отсутствие следов волочения и характерных нарушений одежды указывало на то, что убийство было совершено там же, где найден труп. На месте происшествия в 1 м от трупа была найдена бутылка из-под дешевого вина с многочисленными отпечатками пальцев и ладони потерпевшего. По расположению следов на горлышке и верхней части бутылки можно было заключить, что потерпевший пытался использовать бутылку как орудие нападения или обороны. В карманах одежды потерпевшего были обнаружены деньги и документы. По следам обуви было установлено, что кроме потерпевшего на месте происшествия находился еще один человек. Предполагалось, что он и совершил преступление.
Версия преступления – убийство на почве ссоры во время совместного распития алкогольных напитков. Поисковый портрет – мужчина, с признаками алкогольного опьянения, склонный к адддиктивному поведению, алкоголизму. Проживает в окрестностях города С. Возможно, имеются на теле колото-резаные ранения.
Задание 3.4. Определите тип личности преступника по следующим описаниям:
А) Мишин 48 лет, по специальности водитель 1–го класса, образование среднее, женат, имеет двоих детей, ранее судим. Преступление совершил в результате грубого нарушения правил дорожного движения: наезд со смертельным исходом при обгоне транспортного средства на участке автомобильной трассы, где это было запрещено. Потерпевшему оказал первую медицинскую помощь, а затем доставил его в больницу. На следствии и в суде чистосердечно раскаялся в совершенном преступлении.
неосторожный преступники
Б) Каиров 52 лет, по специальности врач-терапевт, образование высшее медицинское. Женат. На иждивении двое детей и престарелые родители. Ранее работал главным врачом районной больницы, однако за финансовые злоупотребления был понижен в должности и некоторое время исполнял обязанности заведующего терапевтическим отделением этой же больницы. Живет явно не по средствам: имеет два дома, дачу, автомашину. Занимая должность главного врача, продавал лекарственные препараты, выписываемые на пациентов больницы. Сумма похищенного им, составила 500.000 рублей. К моменту возбуждения уголовного дела скрылся.
корыстный тип личности
В) Накануне праздничных дней в органы внутренних дел обратился гражданин Н. с заявлением о том, что его 17-летняя дочь, студентка Юридического института, похищена неизвестными, которые требуют за ее освобождение 25 тыс. долларов. Коммерсант знал, что к моменту передачи денег заложники, случается, уже бывают убиты, и поэтому, не раздумывая, обратился в полицию. В тот же день девушка была освобождена. Ее вместе с приятелем держали в квартире на окраине города.
В ходе разбирательства выяснилось, что 18-летний приятель девушки, находящийся, кстати, под подпиской о невыезде по обвинению в хулиганстве, запутался в долгах и обязан был вернуть 20 тыс. долларов «братве». Накинув еще 5 тыс. долларов «за свои услуги», он предложил кредиторам организовать похищение подруги. Юноша позвонил приятельнице и пригласил на свидание. Ничего не подозревающая девушка еще не успела подойти к своему кавалеру, как рядом остановился «Мерседес», и человек с пистолетом буквально загнал молодых людей в машину, которая отвезла их за город. Оттуда ей разрешили позвонить домой родителям и сообщить условия своего освобождения.
Заложница до последнего момента была уверена, что друг также находится в заложниках и вместе с ней переживает тяготы плена. (Определите тип преступной личности приятеля девушки).
насильственный тип личности
Тема 4. Психология распознавания лжи и лжесвидетельства в деятельности участкового уполномоченного полиции
Задание 4.1. Укажите признаки невербальной коммуникации, свидетельствующие о ложности сообщаемых сведений.
- защита рта рукой (ладонь закрывает рот, большой палец прижат к щеке);
- прикосновение к носу (легкое, почти неуловимое прикосновение к ямочке под носом или потирание кончика носа и т. п.) — это более утонченная форма жеста, чем прикрытие рта;
- потирание века;
- почесывание, потирание уха, перегиб ушной раковины — человек пытается не слышать, что говорит ложь;
- оттягивание воротника рубашки — говорящий осознает, что вы ему не верите;
- частое приглаживание волос;
- почесывание шеи под ухом указательным пальцем — сомнения или неуверенность.
Задание 4.2. Опишите основные критерии оценки высказываний, по которым можно оценить степень искренности или неискренности собеседника.
Критерий оценки высказывания |
Правдивые высказывания |
Лживые высказывания |
Компетентность и осведомленность |
Он обычно строит правдивые суждения на основе не только личного опыта, но и тех фактов, которые реально видел или слышал о них от других лиц, либо читал о них в книгах, газетах и т.д. Обычно ограничены опытом, квалификацией и образованностью человека, а также его способностями к фантазированию. Кроме того, измышления могут строиться на основе типовых вариантов действий, имеющих прецеденты в реальной жизни, литературе, кино и т.д. |
Часто выходят за рамки знаний человека и его осведомленности. |
Речевая характеристика высказываний |
Как правило, формулируются собственными словами, отражая реальный кругозор человека, его жизненный опыт и образование
|
Лживые речевые конструкции с целью придания им большей значимости изобилуют сложной терминологией, а также указывают на использование словарного запаса, не свойственного данному человеку в соответствии с его квалификацией, образованием и жизненным опытом. |
Уникальность высказываний |
Правдивые суждения всегда индивидуализированы и носят уникальный характер. В них больше деталей, событий и конкретных участвующих лиц.
|
Лживые высказывания более схематичны, стереотипны, лишены частностей, деталей, конкретных действующих лиц. Часто по поводу таких высказываний может возникнуть предположение о том, что вы их уже когда-то и где-то слышали. |
Эмоциональная насыщенность и убедительность высказываний |
Правдивые высказывания всегда сопровождаются сильными эмоциями и убедительностью речи человека. Он говорит правду, его трудно сбить с толку, заставить отказаться от своих слов, изменить точку зрения.
|
Лживые речевые конструкции сопровождаются меньшими эмоциями. Иногда эмоции носят инсценированный характер. Можно подозревать, что эмоции и переживания искусственны и умышленно демонстрируются человеком. Убедительности высказываний он пытается достичь не за счет насыщенной эмоциями речи, а путем ссылок на других лиц, подтверждающих слова, действия и поступки. |
Кажущиеся несоответствия в высказываниях |
Как ни парадоксально, но в правдивых суждениях чаще можно встретить несоответствия, несогласованность деталей, что отражает факты реальной, полной противоречий жизни. |
В лживых суждениях обычно не встречается несоответствий, несуразностей, все факты «приглажены» и согласованы. Это обстоятельство часто свидетельствует о неискренности человека. |
Ролевая позиция говорящего |
В правдивых высказываниях проявляется истинная личная позиция человека, его убежденность. Он говорит от своего имени, не занимая не свойственной ему социальной роли (работника государственных органов, врача, служащего и др.) |
В лживых речевых конструкциях чаще проявляется позиция стороннего наблюдателя («так обычно делают», «так говорят; таким образом надо поступать» и т.п.) Кроме того, возможно занятие позиции, выгодной для говорящего («борца за справедливость», «критика социальных недостатков» и др.) |
Неопределенность и неконкретность связей |
Обычно отсутствует
|
Часто встречаются неопределенность и неконкретность связей. |
Исключительно позитивная информация говорящего о себе |
Не свойственна правдивым высказываниям.
|
Как правило, присутствует. |
Уклонение от ответа на прямой вопрос (вопрос забыт) |
Не свойственна правдивым высказываниям.
|
Как правило, присутствует. |
Неоднократное повторение одних и тех же утверждений |
Не свойственна правдивым высказываниям.
|
Как правило, присутствует. |
Проговорки |
Не свойственна правдивым высказываниям |
Как правило, присутствует. |
Задание 4.3. Назовите приемы психологического воздействия, применяемые сотрудником полиции в целях изменения ложных показаний собеседника:
1. Убеждение. Этот прием заключается в обращении следователя к здравому смыслу допрашиваемого, побуждении его к раскаянию и чистосердечному признанию путем разъяснения как вредных последствий запирательства и лжи, так и благоприятных последствий признания своей вины и активного содействия расследованию совершенного преступления, а также преступлений прошлых лет, оставшихся нераскрытыми.
2. Использование положительных свойств личности допрашиваемого. Обращение следователя к положительным качествам собеседника во многих случаях приносит пользу. Каждому человеку свойственно стремление к самоуважению, и поэтому, апеллируя к честности, порядочности допрашиваемого, к его заслугам в прошлом, авторитету в коллективе, среди товарищей, его личному и социальному статусу, его можно убедить быть откровенным, правдивым.
3. Пресечение лжи. Данный прием применяется тогда, когда нет необходимости давать возможность подозреваемому или обвиняемому "развертывать" ложь, когда у следователя имеется достоверная информация по поводу обстоятельств, выясняемых во время допроса. "В этом случае лживые показания допрашиваемого немедленно отклоняются, ложь пресекается в "зародыше" путем предъявления имеющихся доказательств или других средств воздействия. Потеряв надежду на возможность дезинформировать следователя, изобличенный фактами допрашиваемый часто переходит от лжи к правде.
4. Выжидание. Этот прием применяется к лицам, у которых происходит борьба мотивов, один из которых побуждает к даче ложных показаний или отказу от дачи показаний, а другой — к признанию своей вины, раскаянию в содеянном. Такая борьба мотивов не затухает и может проявиться достаточно сильно при умелом тактическом воздействии следователя и в процессе допроса. Учитывая колебания допрашиваемого, следователь, сообщая определенные сведения, умышленно "закладывает" в его сознание такую информацию, которая должна обеспечить победу позитивных мотивов, и затем делает перерыв в допросе, выжидая, когда допрашиваемый сам откажется от мотивов, побуждающих его к даче ложных показаний.
5. Допущение легенды. Нередко следователь, зная либо догадываясь о том, что подозреваемый или обвиняемый дает ложные показания — легенду, предоставляет ему возможность изложить ее. Вступив в своего рода игру с допрашиваемым, он исходит из намерения выудить у того как можно больше деталей, конкретики, подробностей и как можно точнее и обстоятельнее зафиксировать рассказ в протоколе допросов. Дав возможность допрашиваемому высказать все, что ему вздумается, следователь предъявляет весомые доказательства, опровергающие, развенчивающие легенду. Застигнутый врасплох и не подготовленный к созданию новой лжи, допрашиваемый может дать правдивые показания.
6. Внезапность. Данный прием заключается в неожиданном для допрашиваемого решении следователя провести после допроса то или иное следственное действие, в то время как допрашиваемый, убежденный в неосведомленности следователя о тех или иных обстоятельствах дела, считает это действие невозможным. Например, следователь заявляет обвиняемому, дающему ложные показания, о намерении провести очную ставку с лицом, которого, по мнению допрашиваемого, уже нет в живых.
Задание 4.4. Что такое неконгруэнтность и как она проявляется в общении полицейского с гражданами? Приведите пример.
Неконгруэнтность – это несоответствие мыслей, слов и действий друг другу. То есть это полное несоответствие вербальных и невербальных сигналов друг другу.
Например, неконгруэнтность в общении может проявиться при расследовании обстоятельств происшествия, когда обвиняемый будет отрицать свою вину, но при этом его слова и вербальные сообщения будут сильно противоречить невербальным сигналам тела (дрожь в теле и в голосе, тремор рук, расширенные зрачки, учащенное дыхание и т.д.).
Тема 5. Психологические особенности предварительного расследования
Задание 5.1. Укажите признаки, обнаруженные при осмотре места происшествия, указывающие на:
1. возраст лица, совершившего преступление по размерам следов рук можно установить примерный возраст. В частности, существует методика определения, кем оставлен след – взрослым или подростком, хотя следует иметь в виду, что небольшие по размеру следы могут быть оставлены и женщинами. Специалист поможет определить возраст по количеству папиллярных линий на единицу длины. Если в ходе осмотра будут обнаружены следы зубов на таких продуктах, как конфеты, сыр, шоколад, масло, то можно сделать ориентировочный вывод о том, что они принадлежат подросткам. Дополнительное измерение зубных дуг и отдельных следов зубов, произведенное с помощью специалиста-стоматолога, позволит сделать более достоверный вывод о том, что эти следы оставлены подростком;
2. количество лиц, совершивших преступление - о групповом характере совершенного преступления могут свидетельствовать в первую очередь следы пальцев рук, оставленные, судя по рисунку папиллярных линий, разными лицами. Подтверждением этого обстоятельства служит различие следов одноименных пальцев и притом одинаковая давность их образования. При обнаружении следов разноименных пальцев версию о групповом преступлении подтверждает существенное различие в их размерах. Вывод о том, что преступников было несколько, может быть сделан по следам рук только после исключения их принадлежности потерпевшему или лицам из его окружения. По тем же критериям оцениваются и следы ног (обуви). Различия устанавливаются по конфигурации и размерам следов обуви, по отобразившимся в следах признаках подошвенной части и при наличии дорожек следов — по различиям в признаках походки. Полезную информацию может дать анализ следов курения. О том, что преступников было несколько, свидетельствует наличие сигарет или папирос разных марок, различия в способе тушения, манере докуривать их до конца ("до фабрики") или оставлять окурок той или иной величины, привычка сминать гильзу папиросы своеобразным способом, признаки использования мундштука, следы губной помады. Различия могут быть установлены и путем исследования слюны на окурках. При обнаружении окурков сигарет или папирос одной марки следует обратить внимание на товарный знак, поскольку они могли быть изготовлены на разных фабриках, что указывает на принадлежность окурков разным лицам.
3. профессиональную принадлежность лица, совершившего преступление. Проведенный при осмотре места происшествия анализ объекта посягательства, способов совершения и сокрытия преступления, создания инсценировок представляет также возможности для определения профессии, профессиональных навыков, знаний и умений преступников. Эта возможность обусловлена, в частности, тем, что профессиональные навыки, знания и умения реализуются в способе совершения преступления. Например, слесарь может без особого труда взломать замок, электромонтер - отключить охранную сигнализацию.
4. наличие криминального опыта у лица, совершившего преступление. Анализ следственной и судебной практики показывает, что существуют навыки и приемы преступного назначения, которые применяются рецидивистами. Поэтому обнаружение при осмотре места происшествия характерных следов (например, подделки документов; разрезания сумок, портфелей, одежды - при карманных кражах), повторность способов при совершении ряда преступлений позволяют следователю предположить, что преступники являются рецидивистами.
5. психическое состояние лица, совершившего преступление. Осмотр места происшествия может дать определенную информацию о различных потребностях, привычках преступника: курении, злоупотреблении алкоголем, половых извращениях, употреблении наркотиков. К примеру, кражи медикаментов, которые обладают наркотическими свойствами, дают основания выдвинуть версию о том, что преступник - наркоман. В обстановке места происшествия могут находить материализованное отражение и многие психологические качества, свойства, состояния преступника. Правда, здесь следует иметь в виду, что причинная связь между событием преступления и психологическими особенностями личности правонарушителя носит более сложный и многозначный характер, нежели те закономерности, о которых говорилось выше. Поэтому выводы и предположения следователя о таких искомых зависимостях должны быть осторожны, предварительны. Психологический анализ, проводимый в процессе осмотра места происшествия, позволяет сделать вывод о мотиве совершенного преступления. В большинстве случаев мотив может определяться характером совершенного преступления.
6. черты характера лица, совершившего преступление. В некоторых случаях обстановка места происшествия отражает и определенные психологические, в частности эмоциональные, состояния, испытываемые субъектом в момент совершения им преступления. Установление того, что преступник точно выбрал наиболее благоприятный для кражи момент, действовал на месте продуманно и последовательно, похитил наиболее ценные вещи, позаботился об уничтожении своих следов, от начала до конца преступления вел себя предусмотрительно (не нарушил обстановки квартиры, погасил свет, запер за собой дверь при уходе и т.д.), позволяет предположить, что ему свойственны самообладание, уверенность, расчетливость, осмотрительность.
Задание 5.2. Укажите признаки инсценировки преступления и раскройте их содержание.
1) наличие на месте происшествия следов, подтверждающих лишь часть или отдельные элементы события преступления, в совершении которого заявитель пытается убедить следователя. Например, потерпевший утверждал, что неизвестные проникли в его квартиру на первом этаже через форточку, открыли окно и через него вынесли мебель, холодильник и другие ценные вещи. При осмотре места происшествия на полу и подоконнике обнаружены следы перемещения названных предметов. Сомнение вызвало отсутствие следов выполнения заключительной фазы кражи - следов за окном;
2) наличие на месте происшествия излишнего множества следов, в том числе - указывающих на выполнение виновным не нужных в данной обстановке действий, взломов, разбрасывания вещей и т. д.
3) выявление в следовой обстановке негативных обстоятельств, например, обнаружение на теле потерпевшего повреждений, которые, вероятно, нанесены им самим или не соответствуют времени посягательства;
4) отсутствие на месте происшествия объективных условий, позволяющих совершить посягательство в данном месте, в такое время и таким образом, как это утверждает потерпевший;
5) странности в поведении потерпевшего, в частности, депрессия, возбужденность, паника, не вытекающие из случившегося ("эмоциональный перебор", переигрывание);
Задание 5.3. Перечислите психологические факторы, на которые рассчитывает преступник при изготовлении тайников, и приведите примеры:
- Рассчитывая на утомление и автоматизм, преступник нередко прячет ценности среди большого числа однообразных предметов.
- Учитывая брезгливость следователя, может сделать тайник в мусорном ведре, в грязном заброшенном сарае или на чердаке и т. д.
- Расчёт на невнимательность позволяет преступнику хранить ценности в обычных местах, не оборудуя специальных тайников.
- Уповая на тактичность и некоторую застенчивость следователя, подозреваемый может спрятать искомые предметы в постели тяжелобольного человека и т. д.
- Изготовление тайников "двойников" преследует цель навести следователя на заметный тайник, который уже пуст, показав ему, что ценностей у него уже нет.
Задание 5.4. Заполните нижеприведенную таблицу «Факторы, которые могут негативно влиять на формирование показаний свидетеля».
Объективные факторы |
это реально существующие явления, обстановка, происходящие события, которые не зависят от воли и сознания человека. Следователь, чтобы квалифицированно получить и оценить показания, должен выяснить, в каких условиях они формировались, нет ли у допрашиваемого физических недостатков, мешающих правильному восприятию и воспроизведению событий. Выявленные обстоятельства должны приниматься во внимание при определении тактики допроса |
Субъективные факторы |
это факторы, которые зависят от воли и сознания человека, его психофизических свойств, душевного состояния в момент восприятия, образования, профессии, навыков. Следователю надлежит выяснить характер взаимоотношений допрашиваемого с обвиняемым, его возможную причастность к деяниям последнего и принять меры к предупреждению и разоблачению лжесвидетельства. |
Тема 6. Психология деятельности участкового уполномоченного полиции в экстремальных ситуациях
Задание 6.1. Вы оказались участником в освобождении заложников. Попробуйте соотнести преступника к одному из известных вам типов, а на основании этого попробуйте составить психологический портрет, который помог бы конкретизировать направленность ответных реакций правоохранительных органов, включая тактику ведения переговоров. Аргументируйте свой ответ.
Тип преступника – «бегун» (мотивировка поступка – избежание наказания. Обстоятельства захвата – застигнут в момент совершения преступления). Преступник, застигнутый на месте преступления. Загнанный в угол преступник. Свойственны такие психологические характеристики поведения, как импульсивность, хаотичность действий. Как правило, им оказывается преступник (например, грабитель), который не может скрыться от окруживших его сотрудников охраны или милиции, прибывших на место происшествия. У него нет никаких планов выхода из затруднительного положения, в котором он оказался. Он не имеет заранее разработанного плана удержания заложников. Такое лицо склонно вести переговоры с сотрудниками спецслужб, которые уверяют его, что имеется приемлемый путь разрешения ситуации. Наиболее подходящей тактикой ведения переговоров будет являться «переговоры по существу».
Задание 6.2. Решите задачу. Среди террористов, захвативших зрителей и участников в театральном центре на Дубровке, было 18 женщин. Одетые в длинные черные одежды, с закрытыми чадрой лицами, с оружием в руках и взрывчаткой на поясе, они внушали ужас не только заложникам. Это были наиболее жестокие и беспощадные убийцы. Определите приемы эффективного присоединения к партнеру и ведения его в процессе общения.
В работе переговорщиков с террористами можно сформулировать четыре основных правила:
- «Никогда не говори "никогда"». Общаться с террористом необходимо в положительно окрашенных словах, предложениях. Не следует говорить террористу: «Нет», «Я не могу», «Это невозможно, нельзя».
- «Разговаривай постоянно. Когда люди разговаривают, оружие не стреляет». Разговаривать с террористами необходимо все время, не используя долгих пауз. Желательно поддерживать контакт с террористами постоянно.
- «Не оценивай и не принижай личность». Психологическая оценка личности террористов во время переговоров недопустима. Реакция на требования террористов должна быть максимально корректна. Переговорщик должен стараться использовать такие обороты речи, как «Я верю тебе, я постараюсь помочь, я готов выслушать тебя, я готов говорить с тобой». Следует помнить, что в достижении договоренности заинтересованы, прежде всего, террористы, взявшие заложников.
- «Не заставляй слишком долго ждать». Долгое ожидание выполнения своих требований озлобляет террористов. В то же время нельзя применять никаких силовых действий, если захватчики заложников доказали, что они готовы их убивать. Поэтому стратегия и тактика работы переговорщика представляется крайне сложной и ответственной.
Коммуникативное присоединение к партнеру по общению осуществляется на нескольких уровнях (в различных сферах). Выделяют пространственное, динамическое, стратегическое, позиционное и ценностное присоединение.
Пространственное присоединение предполагает правильный выбор коммуникативной дистанции до партнера по общению и угла взаимного расположения в зависимости от характера сложившихся отношений с ним, от его эмоционального состояния и от цели взаимодействия.
Каждая из коммуникативных дистанций (интимная, личная, социальная, публичная) предназначена для решения конкретных задач. При этом особенно выгодной считается позиция, при которой имеется возможность наблюдать левую сторону лица и тела собеседника (то есть использовать правило «левой стороны»).
Динамическое присоединение состоит во вхождении в темпо-ритм динамических проявлений партнера (темп и ритм дыхания, речи; высота, громкость и тембр голоса; схемы и динамика жестикуляции и поз).
Стратегическое присоединение заключается в использовании стратегий переработки информации, присущих партнеру по общению, его языка репрезентации объективного и субъективного мира. Другими словами, такое присоединение состоит в искусственном использовании репрезентативной системы собеседника, то есть во введении себя в позицию визуала, аудиала или кинестетика.
Выявив ведущую модальность партнера, деловой человек осуществляет присоединение к нему и последующее ведение путем формулирования высказываний в тех терминах, в которых образ мира дается собеседнику. Так, беседуя с визуалом, сотруднику следует использовать для общения, например, такие слова и словосочетания: «Посмотрим на эту проблему под таким углом…», «Нельзя не заметить, что …», «Это большое дело принесет огромную пользу…» и т.п. При работе с визуалом особенно полезны схемы, рисунки, макеты, то есть все, что может воочию убедить его в чем-либо.
Специалисты считают, что вербальное присоединение и ведение партнера будут более эффективными, если одновременно воспроизводить ритм его дыхания, речи, отзеркаливать наиболее выразительные жесты.
Задание 6.3. В соответствии с полученной информацией, клуб «Арлекино» стала посещать новая компания друзей, состоящая из девушек и парней в возрасте от 18 до 21 года. Участники этой компании ведут антиобщественный образ жизни, а двое друзей, Ишков и Шмаков, неоднократно совершали насильственные и корыстно-насильственные преступления. Определите, какую информацию о группе и о личности каждого участника этой группы необходимо получить оперативному сотруднику, чтобы решить вопрос о возможности склонения некоторых из них к оперативному сотрудничеству.
- Состав группы
- Адрес проживания каждого участника группы
- Семейное положение, с кем проживают
- Вид деятельности, место работы, учебы
- Имелись ли административные правонарушения, приводы в полицию (статьи по которым привлекались)
- Характер межличностных отношений в группе
- Индивидуально-психологические особенности каждого члена группы (темперамент, склонность к аддиктивному поведению (алкоголь, наркотики), социальный статус в данной группе)
Задание 6.4. Напишите, чем отличаются между собой «позиционные переговоры» и «переговоры по существу». Приведите примеры этих двух видов переговоров с преступниками.
«позиционные переговоры» |
|
«переговоры по существу» |
это переговоры, стратегия которых ориентирована на спор о конкретных пунктах (позициях) в решении конфликтного вопроса. Например, спор о конкретных пунктах договора, спор о цене в процессе купли-продажи. Данную стратегию чаще называют позиционным торгом. |
|
принципиальные переговоры (или переговоры по существу) предполагают максимальный учет интересов сторон и совместную выработку на этой основе общего соглашения. |
Цель позиционного торга— реализовать свою исходную, как правило, завышенную, позицию наиболее полно и при минимальных уступках. При этом торг ориентирован на некую игру, предполагающую манипулирование поведением партнера, давление на него и т.п. |
|
Цель принципиальных переговоров — принятие удовлетворяющего все стороны решения проблемы, основанного на партнерских взаимоотношениях равноправных субъектов.
|
Позиционный торг уместен тогда, когда предмет переговоров относительно прост; время, отводимое для переговоров, ограничено; соотношение потенциалов сторон в вашу пользу; поведение другой стороны предсказуемо; существует юридическая возможность получить максимальную долю фиксированной суммы и задачей переговоров является документальное оформление этого права; интересы участников переговоров — взаимоисключающие; нет необходимости поддержания контактов в будущем. Подготовка переговоров при следовании данной стратегии требует одностороннего установления рамок переговорного множества, образуемых верхним и нижним пределами Ваших притязаний (максимум и минимум) с учетом промежуточных вариантов. Выделяют по крайней мере три основные позиции, на которые ориентированы фиксированные требования к другой стороне и "запас" заготовленных уступок: заявочная позиция, предпоследняя позиция и минимально допустимая позиция. |
|
Стратегия принципиальных переговоров выбирается тогда, когда интересы сторон взаимозависимы; отсутствует жесткий лимит времени; отношениям между участниками отводится приоритетное внимание; есть положительный опыт разрешения аналогичных проблем в духе взаимности; имеется равная заинтересованность сторон в достижении соглашения. При подготовке важно четко представить свои интересы, выявить мотивы партнера, проработать сценарий посвящения партнера в Ваши интересы и проблемы и свою ответную реакцию на аналогичный шаг с его стороны. Важно вести диалог на языке интересов и фактов, не выдвигая при этом готовую позицию с предлагаемым решением.
|
В ходе позиционных переговоров (скажем, обсуждении суммы выкупа) правоохранительные органы имеют возможность изыскать дополнительные способы и средства пресечения деятельности преступников, получить новую ценную информацию, скоординировать усилия различных ведомств и служб, установить контакты на международном и ином уровнях, если того требует обстановка. Разумеется, они не исключают, а дополняют возможности, которые предоставляют переговоры «по существу». В конечном счете, склонение преступников к отказу от противоправного поведения чаще всего достигается именно этим методом переговоров, поскольку позволяет убедительно аргументировать целесообразность отказа от преступных намерений. Анализ успешно окончившихся переговоров с преступниками позволяет сделать принципиальный вывод: правоохранительные органы в ходе переговоров с преступниками, в зависимости от конкретной ситуации должны сочетать возможности, которые предоставляют позиционные переговоры и переговоры по существу, это делает тактику действий правоохранительных органов более гибкой.
Задание 6.5. Перечислите основные психологические приемы ведения переговоров с лицами, захватившими заложников:
- не вступать в переговоры с преступниками без точного диагноза экстремальной ситуации и без всякого плана;
- не начинать самим и не поручать ведение переговоров лицам, в тех случаях если вы либо они по каким-то причинам не заслужили доверия у преступников или имели прямое отношение к фактам и событиям, послужившим поводом для захвата заложников;
- обязательно учитывайте принадлежность преступников к определенной субкультуре, ибо для некоторых, например, «вора в законе» сдаться равносильно смерти;
- подбирая людей для ведения переговоров, желательно исходить из того, что имеющие равный социальный статус индивиды быстрее находят взаимоприемлемые решения;
- субъект, вступающий в переговоры, не должен обладать внешними признаками, вызывающими агрессивность, раздражительность или нервозность преступников (это касается возраста, пола, внешности и т. д);
- при выборе метода переговоров с преступниками следует учитывать, что он должен привести к разумному компромиссу, если такой вообще возможно, но не должен приводить к эскалации конфликта до такой степени, чтобы произошло убийство заложников;
- находить положительные моменты в каждом действии и высказывании преступников, не унижать их, находить пути, используя которые, Вы можете их переиграть;
- держать в своих руках инициативу: даже тогда, когда Вы ожидаете негативной реакции преступников, следует продолжать предпринимать активные конструктивные действия по разрешению в желаемом направлении;
- при сокращении своих требований до минимума никогда не уступать в главном. Вы не можете выполнить требований, нарушающих закон, но вы можете выполнить условия, если они обусловлены крайней необходимостью - сохранения жизни заложников;
- следовать принципу «кто прав, тот и силен», а не «кто силен, тот прав»;
- подавлять в себе слепую ненависть к преступникам, ибо в каждом из них есть частица добра, как в каждом из нас есть частица зла;
- говорить преступникам правду, тогда «вам не нужно ничего больше придумывать»;
- слишком большой период по затягивание переговоров может увеличивать риск гибели заложников, поэтому затяжка времени обязательно должна сопровождаться определенными уступками преступникам (предоставление денег, водки, средств индивидуальной защиты и т. д.) и одновременном развертыванием сил и средств для оперативного (немедленного) их захвата и нейтрализации;
- по мере возможности необходимо позволять преступникам «выпустить пар», так как это один из эффективных методов справиться с негативными эмоциями;
- в ходе переговоров не акцентировать внимание на личности преступника. Делайте ставку на предмет переговоров и на их результат, уступать преступникам можно только тогда, когда от них получаете взамен адекватные уступки;
- важно всегда внимательно слушать преступников и показывать, что Вы их услышали и поняли однозначно то, что ими было сказано. Это «самая дешевая уступка», которую можно сделать преступникам, не опасаясь, что она будет использована против вас и заложников;
- говорить так, чтобы до преступников доходил смысл сказанного. Это позволяет ясно осознать, что они могут ситуацию оценивать по-иному и принять адекватные решения. Не давать преступникам пустых обещаний. Можно допускать обман и ложь во имя спасения жизней только тогда, когда созрели все условия для эффективного и немедленного захвата террористов;
- бережно и разумно использовать отведенное для переговоров время, проявлять выдержку и контроль над ситуацией;
- избегать во время переговоров демонстрации силы, тем более, что преступники хорошо знают ваши возможности и не раз испытывали на себе ее действие;
- по мере необходимости привлекать к переговорам родных и близких преступников, а также осужденных или лиц, заключенных под стражу, являющихся в преступной среде авторитетом;
- избегать устанавливать для преступников предельных ультимативных сроков выполнения требований, поскольку это может вызвать у них ожесточенное сопротивление. Они и так понимают, что находятся в ловушке, из которой выбраться весьма сложно;
- начинать повторные переговоры с преступниками желательно лишь спустя некоторое время, когда они успокоятся и придут в себя.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации с изм. от 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
3. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. межд. документов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции» № 3-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 30 декабря 2008.
Основная литература
1) Психология в деятельности сотрудников ОВД. Учебное пособие. /под ред. И.А. Калиниченко. М.; ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2017
2) Калиниченко И.А., Цветков В.Л., Хрусталева Т.А., Красноштанова Н.Н., Агапов В.С., Котенев И.О. Караяни А.Г. Психология в деятельности сотрудника полиции: учебник / [Калиниченко И.А. и д.р.] – М.: Московский университет МВД Росси им В.Я. Кикотя, 2019. -307
3) Чиликина, И. А. Мотивация трудовой деятельности : курс лекций / И. А. Чиликина. - Липецк : Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2018. - 66 c. - ISBN 978-5-88247-869-7. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/83191.html. - Режим доступа: для авторизир. Пользователей.
Дополнительная литература
1) Сочивко, Д. В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности / Д. В. Сочивко. - 2-е изд. - Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 304 c. - ISBN 978-5-4486-0887-2. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/88215.html (дата обращения: 08.12.2019). - Режим доступа: для авторизир. Пользователей
2) Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности : практикум / составители А. А. Чуприна. - Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. - 94 c. - ISBN 2227-8397. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/83211.html (дата обращения: 08.12.2019). - Режим доступа: для авторизир. Пользователей
3) Барабанщикова, В. В. Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности / В. В. Барабанщикова. - Москва : Когито-Центр, 2017. - 236 c. - ISBN 978-5-89353-509-9. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/88094.html (дата обращения: 08.12.2019). - Режим доступа: для авторизир. Пользователей.