Педагогическая поддержка детей, испытывающих затруднения в общении
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Педагогическая поддержка детей с затруднениямив общении
- Работа педагога с детьми и родителями
- Заключение
Введение
Одним из важнейших элементов педагогической поддержки школьников, ориентированной на развитие их индивидуальности, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. Предметом педагогической поддержки - является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, сохранение человеческого достоинства и самостоятельного достижения желаемых результатов в обучении, самовоспитания, общении, образе жизни.
Педагогическая поддержка детей с затруднениями в общении
Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается педагог в образовательном учреждении, есть одна, на мой взгляд, очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных учащихся наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Такие дети встречаются практически в каждой школы. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые “изгои”, которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Они не любят посещать школу, живут в постоянном психологическом дискомфорте.
Каждый справляется с этим по-своему. Кто-то замыкается и делает вид, что ему всё равно, терпеливо перенося насмешки сверстников и “нелюбовь” учителей. Кто-то расстраивается, обижается, плачет, старается выяснить: “За что такое отношение?”. Кто-то становится агрессивным и даже жестоким. Вариантов может быть ещё много. В одиночку ребенок может развиваться только до очень незначительных пределов, за которым его опыт должен обогащаться опытом других. Ведь коллектив для ребенка – это сфера его жизнедеятельности, сфера самоутверждения, самореализации, сфера общения, гарант защищенности и поддержки. Ребенку-изгою очень трудно войти в коллектив, стать одним из них. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям-изгоям надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет его от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком. Четких определений основных понятий “дети-изгои”, “отверженность” в научной литературе нет. Вместе с педагогом-психологом мне удалось выделить следующие психологические особенности детей-изгоев:
– ребенок-изгой может отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания;
– дети-изгои сообщают о более сильном чувстве одиночества и чаще, нежели дети, принимаемые группой, склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами.
Причинами отверженности детей могут быть: высокая активность в учёбе, нередко она воспринимается как своего рода отклоняющееся поведение; ситуация, когда в связи с теми или иными социальными обстоятельствами индивидуального развития ребенок на предшествующих этапах онтогенеза не “отработал” в необходимой мере “игровой период”, то есть когда игра, развивающие ресурсы которой не были задействованы в полной мере ранее, выходит на первый план, по сути дела, становится ведущей психико-развивающей деятельностью; застенчивость; низкий социоэкономический статус; когда ребёнок попадает в класс, где лидирует развлекательно-разгильдяйская группа. Важную роль в становлении взаимоотношений ребёнка со сверстниками играют способы воспитания детей родителями. Можно выделить несколько типичных ошибок.
Первая – считают своего ребёнка всегда правым. Вторая – вмешательство в отношения детей, когда их “не просят”, когда для этого нет веских оснований. Третья ошибка родителей в воспитании своего ребёнка состоит как раз в том, что под видом совета они навязывают ребёнку свой опыт, своё мнение, свои представления о том, как надо действовать.
Четвёртая родительская ошибка - долгая память на обиды, нанесённые кем-либо его ребёнку.
Выстраивая свою работу с изгоями, педагогу необходимо помнить, что изгой — это "изнаночная" сторона эмоциональной жизни ученического класса. Как правило, в обыденном сознании изгойство ученического класса представляется в виде неприятия одного или двух учеников в классе. Причем факт изгойства обращает на себя внимание, когда отношения зашли уже достаточно далеко, когда действия изгоя или его одноклассников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты. Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, учителей, работающих в классе, с привлечением педагога-психолога (возможно привлечение социальных педагогов). Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:
- Анализ ситуации в коллективе, анализ позиции и поведения самого ребёнка.
- Работа с классом в целом.
- Работа с отвергаемым ребёнком.
- Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями).
Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Учитель способен оценить реальную позицию каждого ребёнка в школьном коллективе. Отвергаемые дети нуждаются в поддерживающей позиции педагога, он может выступать в роли адвоката или "буфера", чтобы помочь ребёнку отодвинуть отрицательный напор, направленный на него со стороны других сверстников, расчистить площадку для налаживания отношений.
Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации. Учитель очень легко может поспособствовать настраиванию детей друг против друга. Использование на уроках таких приёмов для налаживания дисциплины, когда из–за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока, и он заменяется более важным, отменяется какое-либо запланированное мероприятие), даёт повод ученикам негативно относиться к отдельным одноклассникам. Вносится так же элемент публичности: “Из-за Ваниного отвратительного поведения, весь класс будет писать самостоятельную работу!”, “Скажите спасибо Пете, из–за его выходок вы все будете наказаны” и т. п. Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт. Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей.
Негативную роль играет “эффект ожиданий”. Поэтому педагогу необходимо уделять внимание всем учащимся, найти возможность контакта с каждым ребенком, хвалить учащихся справедливо, учитывать индивидуальные особенности. Но если была упущена возможность предотвращения появления ребенка-изгоя в классе, то существует несколько подходов, именно педагогической помощи. Самая распространенная ошибка — это попытка педагога занять чью-либо сторону, как правило, это сторона класса, хотя могут быть и варианты. Такой подход приводит к усугублению конфликтной ситуации, так как педагог становится орудием своих союзников и ставит под удар свои профессиональные качества. Если педагог встает на защиту изгоя, то в результате его умений он может привести данного ученика к лидерству в классе. Он, в свою очередь, начинает мстить своим одноклассникам, прикрываясь мнением педагога, пользующегося авторитетом у учеников.
Другой подход – перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны: с уходом ученика в классе остается социальное место, в которое попадает другой одноклассник; ученик, переходя в другой класс, нередко начинает сам провоцировать к себе негативное отношение. И отдающий, и принимающий классы могут испытывать серьезные трудности, которые создают ситуацию появления нового изгоя. Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1–2 месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.
Работа педагога с детьми и родителями
Этапы работы педагога (классного руководителя, учителя начальных классов) непосредственно с отвергаемым ребёнком:
- Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка: личностные опросники, наблюдение в учебной и внеучебной ситуации, беседы с ребёнком, педагогами и родителями.
- Групповые занятия, направленные на обучение навыкам взаимодействия с окружающими.
Этапы работы педагога (классного руководителя, учителя начальных классов) с классным коллективом:
- Изучение психологического климата в классном коллективе, уровня групповой сплочённости – разобщенности группы.
- Мероприятия по развитию толерантности.
- Мероприятия, направленные на сплочение классного коллектива.
При проведении мероприятий с классом необходимо активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, поощрять их активность. Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внеклассную деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для класса. Непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива. Педагогу нужно помочь детям увидеть в "непопулярном" привлекательные стороны, увидеть его другими глазами. Например, зная способности непопулярного обучающегося, можно предложить ему подготовить сообщение на классном часе или на уроке, показать всему классу его рисунки, подготовить танец для внеклассного мероприятия и т.п. Беседы на классных часах, дискуссии, направленные на формирование терпимого отношения детей друг к другу должны занимать особое место и носить систематический характер, даже если непопулярных детей в классе вроде бы и нет. Уже с начальной школы ребята должны уметь выражать поддержку друг другу, проявлять симпатию, терпимо относиться к недостаткам друг друга (особенно внешним, речевым). Нужно пресекать любые негативные высказывания и воздействия учащихся друг на друга. В сотрудничестве с психологом можно провести серию классных часов на сплоченность коллектива, познание друг друга, формирование уверенного поведения, поработать над навыками разрешения конфликтов. В арсенале психолога всегда много интересных игровых методов. Рекомендации для родителей.
1. Рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми, найти совместные увлечения.
2.Обратить внимание родителей на стиль общения с ребенком и невербальном проявления чувств по отношению к нему.
3.Напомнить о многообразии возможных форм поощрения ребенка, а также о недопустимости телесных наказаний.
Заключение
Основными направлениями мероприятий с ребенком, имеющим трудности в общении, являются: обучение ребят цивилизованным способам выражения своих негативных эмоции; обучение детей разрешать конфликтные ситуации положительным способом; обучение ребенка навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева; формировать следующие качества: эмпатия, доверие, отзывчивость, сопереживание.
Список литературы
- Дети с трудностями в общении: соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Русское слово: Русское слово-учебник, 2018. 157 с.
- Лахин Р. А., Журавлева А. А. Условия развития навыков общения у детей с общим недоразвитием речи // Молодой исследователь: вопросы науки и практики: статья в сборнике трудов конференции. – Киров, 2019. С. 120-125
- Лачугина Н.В. Психолого-педагогическая помощь детям 4-5 лет с проблемами общения со сверстниками в условиях современной детской дошкольной организации // Дошкольное, начальное и специальное образование: современные технологии воспитания, обучения и развития: статья в сборнике трудов конференции. – Елец, 2019. С. 9-12
- Шереметьева Е.В. От рождения до первой фразы: тернистый путь общения: монография. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019, 282 с.