Организация психологической работы по коррекции агрессивности старших дошкольников
Проект «Организация психологической работы по коррекции агрессивности старших дошкольников».
Цель: преодоление агрессивного поведения старших дошкольников. Задачи:
- Определить направления коррекции агрессивного поведения дошкольников;
- Составить программу мероприятий по преодолению агрессивного поведения дошкольников;
- Реализовать предложенные мероприятия.
Любая коррекционная программа должна быть валидна - то есть она должна действительно исправлять выявленный дефект развития у той категории, для которой она и предназначена. Следовательно, при ее составлении следует учитывать:
1. Особенности группы, для которой она подбирается - в данном случае это дошкольники;
2. Способы коррекции, наиболее эффективные для данной группы.
Как уже было упомянуто выше, в большинстве случаев агрессивные действия у детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время, у некоторый из них агрессивные действия вообще не имеют какой-либо цели и направлены исключительно на причинение вреда. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает как самоцель. Такое поведение свидетельствует о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает тревогу. Враждебная агрессия проявляется в высокой частоте действий – в течение часа можно наблюдать не менее четырех актов причинения вреда, в то время как у других детей отмечается не более одного; в преобладании физического насилия; в действиях, в стремлении причинить сверстнику физическую боль и страдание.
Процесс коррекции поведения дошкольников, имеющих агрессивное поведение, чрезвычайно сложен. Такие дети руководствуются часто только эмоциями, и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и позитивных эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей должна быть направлена на формирование положительных способов поведения и их сознательной мотивации. Формируя положительные привычки, и вырабатывая стойкий иммунитет к негативным явлениям, стимулируя способность руководить своими действиями и анализировать свои поступки, можно добиться определенной коррекции поведения агрессивных детей.
Помимо того, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, ролевая игра ещё и является самым эффективным приемом коррекции.
По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта. Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае не стоит критиковать и давать оценку предложениям ребенка. Напротив, следует предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения после проигрыша этого сценария дети, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к разрешению конфликта. Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях:
1. Информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих).
2. Обучение эффективным способам общения с ребенком.
Методологической основой подобранной программы являются идеи Л.С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников.
Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.
Условия проведения
Программа рассчитана на детей 5—7 лет и включает познавательные занятия, игровые мини-тренинги и упражнения по телесно-ориентированным техникам. Продолжительность занятий 30 минут. Занятия проводятся 2 занятие в неделю.
Структура занятий
Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии), системности и преемственности. Формы работы определяются целями занятий, они включают в себя познавательный материал и элементы психотерапии. В процессе занятий у детей развиваются коммуникативные качества, обогащается эмоциональный опыт, активизируется мышление, осознаются и переживаются успехи-неуспехи, результаты деятельности, проектируются общественные взаимодействия и двигательные акты, формируется личностная ориентация. Настроение детей, их состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Занятие конструируется примерно следующим образом:
- ритуал приветствия – 2 минуты.
- разминка – 5 минут.
- коррекционно-развивающий этап - 15 минут
- релаксация – 5 минут
- плавное завершения занятия – 3 минуты
Цели программы:
1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2. Обучение агрессивных детей приемам саморегуляции, самообладанию.
3. Отработка навыков общения.
4. Формирование эмпатии и доверия к людям.
Задачи программы:
- Научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства.
- Научить дошкольников социально-приемлемым способам выражения гнева, способам самостоятельной релаксации.
- Распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию.
- Прививать навыки социального поведения.
Упражнения, использующиеся в коррекционной программе, представлены в Табл. 1.
Таблица 1
Список упражнений, направленных на снижение агрессивности детей
№ п/п |
Тема коррекционно-развивающего блока |
Упражнение |
|
Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме |
Упражнение 1 «Здоровалки». Упражнение 2 «Курица, цыплята и ястреб» Упражнение 3 Рефлексия. Упражнение 4 «На море» Упражнение 5 «Фея (волшебник) сна» |
|
Обучение приемам саморегуляции |
Упражнение 1 «Здоровалки» Упражнение 2 «Веретено» Упражнение 3 «Мама устала» Упражнение 4 «Рисуем эмоции пальцами» |
|
Отработка навыков общения. |
Упражнение 1 «Здоровалки» Упражнение 2 «Лохматый пес» Упражнение 3 «А я…» Упражнение 4 "Попроси игрушку" -- вербальный вариант Упражнение 5 «Фея (волшебник) сна» |
|
Формирование эмпатии и доверия к людям. |
Упражнение 1 «Здоровалки» Упражнение 2 «Своя тень» Упражнение 3 «А я….» Упражнение 4 «Где мы были не скажем, а что делали покажем» Упражнение 5 «Попроси игрушку» -- невербальный вариант Упражнение 6 «Каждый спит» |
|
Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме |
Упражнение 1 «Здоровалки» Упражнение 2 «Будь внимателен!» Упражнение 3 «А я…» Упражнение 4 «Передай настроение» Упражнение 5 «Что такое быть злюкой?» |
|
Обучение приемам саморегуляции |
Упражнение 1 «Здоровалки» Упражнение 2 «Спящий кот» Упражнение 3 «А я…» Упражнение 4 «Чувствуем вслух» Упражнение 5 «Спать хочется» Упражнение 6 «Фея (волшебник) сна» |
|
Отработка навыков общения. |
Упражнение 1 «Здоровалки». Упражнение 2 «Общий круг» Упражнение 3 Рефлексия. Упражнение 4 «На море» Упражнение 5 «Фея (волшебник) сна» |
|
Формирование эмпатии и доверия к людям. |
Упражнение 1 «Здоровалки» Упражнение 2 «А я …» Упражнение 3 «На море» Упражнение 4 «Где мы были не скажем, а что делали покажем» |
|
Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме |
Упражнение 1 «Здоровалки» Упражнение 2 «Лохматый пес» Упражнение 3 «Что это…?» Упражнение 4 «Фея (волшебник) сна» |
|
Обучение приемам саморегуляции |
Упражнение 1 «Здоровалки» Упражнение 2 «Своя тень» Упражнение 3 "Два барана" Упражнение 4. «Передай настроение» Упражнение 5 «Каждый спит» |
|
Отработка навыков общения. |
Упражнение 1 «Здоровалки» Упражнение 2 «Будь внимателен!» Упражнение 3 «А я…» Упражнение 4 «Головомяч» Упражнение 5 «Что такое быть злюкой?» |
|
Формирование эмпатии и доверия к людям. |
Упражнение 1 «Здоровалки» Упражнение 2 «Спящий кот» Упражнение 3 «А я…» Упражнение 4 «Аэробус» Упражнение 5 «Спать хочется» Упражнение 6 «Фея (волшебник) сна» |