Классификация нарушений в развитии и поведении детей
«Основы специальной педагогики и специальной психологии»
Раздел: Общие вопросы
специальной психологии и специальной педагогики.
Тема: «Классификация нарушений в развитии и поведении детей»
Задание:
- Внимательно изучить теоретический материал:
- сообщение «Классификация нарушений психического развития» (Приложение 1)
- сообщение «Виды дизонтогенеза» (Приложение 2).
- Выполнить практическую работу - заполнить таблицу.
«Классификация нарушений В.В. Лебединского»
Тип нарушения (Приложение 1) |
1. Отклонения, вызванные отставанием развития |
2. Отклонения, вызванные диспропорциональностью развития |
3. Отклонения, вызванные поломкой, выпадением отдельных функций |
|||
Вид нарушения (Приложение 2) |
1.недоразвитие |
2. задержанное развитие |
3.искаженное развитие |
4. дисгармоническое развитие |
5.поврежденное развитие |
6.дефицитарное развитие |
Категория детей с нарушением (Приложение 3) |
Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития — олигофрения. |
Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, соматогенный, психогенный, церебральный (церебрально-органический)
|
В данном случае наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении количества контактов, в «уходе» в свой внутренний мир.
|
При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития — психопатия и патологическое формирование личности.
|
В этиологии поврежденного развития — наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг оказывается на более поздних этапах онтогенеза (после 2—3 лет). Характерная модель поврежденного развития — органическая деменция.
|
Этот вид связан с тяжелыми нарушениями анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата). |