Девиантное поведение и социальные санкции
Введение
Во все времена основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.
Девиантное поведение и его характеристика
Девиантное поведение - это один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения. Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.[1]
Нормы - это правило или предписание, закрепленные правовыми и законодательными документами, которые действуют в некой сфере и обязательно должны быть выполнены. Таким образом, нормы – это правильное поведение в обществе, не нарушающее правила и законы, действующие в этом обществе.[2] Из выше сказанного можно сделать вывод, что любое поведение, отклоняющееся от социальных правил, можно считать девиантным.
Отклоняющееся от нормы поведение занимает особое положение в ряде психических феноменов. И имеется наряду с подобными явлениями, как психические недомогания, патологические состояния, агрессия, неврозы и т.д.
Итальянский врач Цезаре Ломброзо, в конце XIX и в начале XX века отметил, что между преступностью и биологическими особенностями человека существует взаимосвязь. Он говорил, что «криминальный тип» есть следствие деградации, к более раним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким свойственным чертам: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо приобрела широкую известность, и некоторые мыслители стали его последователями – они тоже находили связь между девиантным поведением и определенными чертами людей. Девиантное поведение можно группировать по двум видам:
- клинически обусловленное – к ним относят психотическое и непсихотическое;
- социокультурно обусловленное – это поведение этнокультурное, возрастное, гендерное и профессиональное.
Так же девиантное поведение можно разбить на следующие виды: делинкветный, аутодеструктивный и асоциальный.
Делинкветный вид – антиобщественное противоправное поведение индивидуума, выражающееся в его проступках (действиях или бездействии), которые могут нанести вред гражданам, проживающим на данной территории; асоциальный вид – избегание человеком выполнения моральных и нравственных норм, которое может вызвать проблемы в межличностных взаимоотношениях; аутодеструктивный вид – это разрушение личности нарушителя социальных норм поведения на психологическом и соматическом уровнях, что представляет угрозу для его жизни. К таковым можно отнести: суицид, фанатизм, экстремальные виды спорта, а также разные виды зависимостей.
В нынешнее время подростки сильно подвержены к плохим привычкам, будь то курения, употребления различного рода, негативно влияющих на организм, веществ: наркотические таблетки, алкоголь, так же не исключено бродяжничества, агрессивность и прочие формы девиантного поведения.[3]
В каждой семье, в учебных заведениях и в обществе существуют определенные требования к поведению, но в последнее время большая часть детей, а особенно подростков не хотят этому требованиям соответствовать.
Отклоняющееся поведение может быть рассмотрено в двух направлениях:
- поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья;
- поведение, связанное с нарушением социокультурных норм, зачастую правовых.
Причиной возникновения девиантного поведения может служить тяжелые семейные взаимоотношения, ущемленность семьи в сфере социального комфорта или же негативное влияние со стороны сверстников. Не зря же в народе говорят: «То, что семья воспитывает всю жизнь, улица перевоспитывает за один день». Например, семья, в которой для ребенка родители не являются авторитетами или они не поддерживают его, то у него может сложиться негативное отношение к ним, в этот период подросток не чувствует себя защищенным и тогда возрастает вероятность возникновения делинквентного поведения.
В таком случаи, у ребенка портятся взаимоотношении со сверстниками и проявляется агрессивное поведение по отношению к родителям.
Самым ярким примером девиантного поведения можно считать агрессивное поведение, которое, в основном, проявляется в подростковом возрасте. За агрессию можно рассматривать различные действия, направленные на то, чтобы причинить вред или нанести ущерб людям, животным, имуществу и т.д.
Агрессия (от лат. aggression — нападать) — целенаправленное нанесение человеку (животному, имуществу и т.д.) вреда, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.[4]
Агрессивным называют человека, достигающего своих целей, путем унижения и принесения другим людям психологического или физического дискомфорта. Данное поведение очень часто дает ощутимые результаты, потому что человек может силой отстаивать свои интересы и подчинить себе других людей. Но удерживать такое положение очень тяжело и краткосрочно. Агрессивный человек в обществе не вызывает никаких приятных впечатлений, таковых людей часто боятся и обходят стороной, что в конечном счете приводит такого человека к одиночеству, он оказывается окруженным страхом, недоверием и неприязнью.
Но существуют и такие подростки, которые получают удовольствие от физического насилия, возможная причина – это желание самоутвердиться. Такой ребенок унижает более слабого, чем он сам, поскольку именно этот способ выражения своей агрессивной стороны является более безопасным для них самих. Такое поведение может быть следствием нарушения эмоционального развития у детей.
В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития.
Если действия, направленные на нанесение ущерба или вреда человеку, животному и т.д. проявляются в незначительной степени, то эти действия можно назвать правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.[5]
Самой благоприятной средой для проявления делинквентного поведения всегда была и остается школа, где подросток имеет возможность, приобщается к различным асоциальным группам сверстников. Это может приводить к такому роду действий, как прогуливание уроков, хулиганство, варварство, а также «домашние кражи», все это может сопровождается уголовной ответственностью.
Подростковая делинквентность, это результат недостатка воспитания, что носит социальный характер. Где - то в пределах 30 - 85% делинквентнтное поведение проявляется среди подростков, вырастающих в неполных семьях (ребенок без отца, матери или в семье, где есть отчим или же мачеха).[6]
Появление деликвентных форм поведения гласят о состоянии, объясняемой социальной дезадаптацией. Данное состояние характеризуется плохими отношениями с другими детьми, которое практически всегда выражается в драках, ссорах, или, например, демонстративным неповиновением, лживостью и так далее. Между этими различными формами поведения существуют прямые связи. Они обнаруживаются в том, что дети, которые в раннем школьном возрасте отличались своей агрессивностью и импульсивностью, повзрослев, с большей вероятностью начнут проявлять предрасположенность к асоциальному поведению.
Все виды отклоняющего поведения в последствии приводят к нарушению законодательных норм.
Выход за рамки установленных и действующих социальных правил, сопровождающийся чрезмерной жестокостью, всегда подозрителен, привлекает к себе внимание, как возможная психическая аномалия.
Делинквентные и девиантные формы поведения – это адаптация к психологическим и социальным реалиям юности и отрочества, хотя и осуждается обществом за свой экстремизм.[7]
Отклоняющееся поведение может иметь различную формы: гиперкинетическое расстройство, несоциализированное расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьей; социализированное расстройство; делинквентное нарушение.
1.Гиперкинетическое расстройство включает недостаточную настойчивость, где требуется умственное напряжение, ребенок, переключаясь от одного занятия к другому, не выполняет ни одно и них. У ребенка наблюдается заниженная самооценка, импульсивность, а также отсутствие дистанции с родителями.
2.Несоциализированное расстройство сочетает в себе антисоциальное и агрессивное поведение. Для этой формы расстройства для ребенка характерно отсутствие общения со сверстниками, изоляция от них, отвержение итак далее. Однако же со взрослыми подростки проявляют жестокость, несогласие, гораздо реже бывают хорошие взаимоотношения, но также присутствует не доверительность. В последствии ребенок становится одинок.
3.Социализированное расстройство отмечается стойкой асоциальностью или стойкой агрессией. При данной форме отклоняющегося поведения подростки состоят в группе асоциальных сверстников. У таких подростков с взрослыми, представителями власти над ними (родители, учителя и т. д.), очень трудные взаимоотношения. Наблюдаются поведенческие и эмоциональные расстройства с симптомами тревоги или депрессии.
4.Делинквентное нарушение - это административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, наущающие общественный порядок и спокойствие.
Таким образом, можно сказать, что девиантное поведение присуще и взрослым, и подросткам, и даже детям от пяти лет. Оно имеет много форм и способов проявление, однако такое поведение, в действительности, может оказаться подавленным криком души, человек сам того не осознает, чего в действительности ему необходимо. Поведенческие нарушения зачастую приводят в тупик родителей и опытных педагогов, но не стоит опускать руки или даваться в панику, стоит лишь обратиться к правильным людям, которые смогут помочь вам, а самое главное вашему ребенку, и эти люди, конечно же, психологи.
Социальные санкции
Санкция— это реакция группы на поведение социального субъекта. С помощью санкций осуществляется нормативное регулирование социальной системы и ее подсистем.[8] Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они способствуют соблюдению социальных норм и таким образом социальные нормы защищены с двух сторон, со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции представляют собой разветвленную систему вознаграждений за выполнение социальных норм, то есть за конформизм, согласие с ними и систему наказаний за отклонение от них, то есть девиантность. Негативные санкции связаны с социально неодобряемыми нарушениями норм, в зависимости от степени жесткости норм они могут подразделяться на наказания и порицания:
- формы наказаний — административные взыскания, ограничение доступа к социально ценным ресурсам, преследования по суду и т.п.
- формы порицания — выражение общественного неодобрения, отказ от сотрудничества, разрыв отношений и т.п.
Применение позитивных санкций связывается не просто с соблюдением норм, а с выполнением ряда социально значимых услуг, направленных на сохранение ценностей и норм. Формами позитивных санкций могут быть награды, денежные вознаграждения, привилегии, одобрение и т.п.
Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них.
Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний.
Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные премии, ученые звания, сооружение памятника и т.д.
Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, лестные отзывы, улыбка и т.д.
Формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указаниями, предписаниями, распоряжениями: штраф, тюремное заключение, арест, увольнение, понижение в должности, отлучение от церкви и т.д.
Неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: замечание, насмешка, издевка, пренебрежение, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, отказ подать руку и т.д.
Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. Вместе с нормами они составляют механизм социального контроля.
Заключение
Девиантное (англ. deviation – отклонение) поведение – действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Для контроля за соблюдением норм и ценностей применяются социальные санкции.
Список литературы
- Еремина Е.С. Девиантное поведение личности // Закон и общество: история, проблемы, перспективы. – Красноярск. 2016. С. 298-300
- Исраилова Х.З., Киндарова З. Б. Девиантное поведение или поведение, отклоняющееся от нормы// Open innovation. – Пенза. 2017. С. 211-214
- Киндарова З.Б. Основные виды и формы проявления девиантного поведения.// Вестник Чеченского государственного университета. Выпуск №3 (3). 2016. С. 74
- Кот М.А., Кот А.А. Девиантное поведение // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2016. №24-1. С. 111-116
- Курышова Л. А. Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. №2. С. 59-61
[1] Киндарова З.Б. Основные виды и формы проявления девиантного поведения.// Вестник Чеченского государственного университета. Выпуск №3 (3). 2016. С. 74
[2] Исраилова Х.З., Киндарова З. Б. Девиантное поведение или поведение, отклоняющееся от нормы// Open innovation. – Пенза. 2017. С. 211-214
[3] Киндарова З.Б. Основные виды и формы проявления девиантного поведения.// Вестник Чеченского государственного университета. Выпуск №3 (3). 2016. С. 75
[4] Киндарова З.Б. Основные виды и формы проявления девиантного поведения.// Вестник Чеченского государственного университета. Выпуск №3 (3). 2016. С. 75
[5] Киндарова З.Б. Основные виды и формы проявления девиантного поведения.// Вестник Чеченского государственного университета. Выпуск №3 (3). 2016. С. 76
[6] Курышова Л. А. Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. №2. С. 59-61
[7] Кот М.А., Кот А.А. Девиантное поведение // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2016. №24-1. С. 111-116
[8] Еремина Е.С. Девиантное поведение личности // Закон и общество: история, проблемы, перспективы. – Красноярск. 2016. С. 298-300