Проблемы выявления и раскрытия взяточничества
Проблема взяточничества не теряет своей актуальности, более того приобретает более современные формы коррупционных проявлений, совершаемых работниками государственных, муниципальных учреждений и должностными лицами. При этом каждый из нас хоть раз задавался ворсом: «Что же из себя представляет взятка?». Если прибегнуть к толковому словарю В. Даля «Взятка – это срыв, побор, подношение, дар, гостинец, пешкеш или бакшиш, хабар, магарыч, подарок властному лицу во избежание возможных притеснений или подкуп этого лица на противозаконное дело». В российском законодательстве термином «взятка» обозначается исключительно подкуп государственного или муниципального служащего. Формирование уголовной ответственности за взяточничество прошло весьма своеобразный этап от преступного деяния, за которое не было ответственности, до возведения в особо тяжкие преступления. Постепенное введение поправок в нормы действующего законодательства выделили несколько составов данного преступления. В УК РФ 1996 года взяточничество было представлено двумя составами: получение взятки (ст. 290 УК) и дача взятки (ст. 291 УК). В 2011 году законодатель добавил еще один состав – посредничество во взяточничестве (ст. 291.1), а в 2016 году ст. 291.2 – мелкое взяточничество. Особый интерес вызывает тот факт, что в сознании обычного гражданина взятка ассоциируется именно с деньгами (купюрами), при этом как предусмотрено нормами действующего законодательства любой подарок государственному лицу, муниципальному служащему, от которого зависит принятие решения квалифицируется как взятка, если стоимость данного подарка подпадает под оговоренную Уголовным кодексом РФ сумму.
Так под значительным размером взятки в статьях 291 и 291.1 УК РФ признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.[1]
Предметом взятки исходя из содержания норм права могут выступать не только денежные средства причем все чаще на практике это иностранная валюта, но также и ценные бумаги, объекты, имеющие материальную ценность (дома, земельные участки, картины, автомобили и т.д.), работы или услуги. При выявлении данного рода преступлений необходимо изучить его характерные признаки, к которым относятся: материальная выгода; субъектом обязательно должно являться – должностное лицо; субъект выполняет определенные действия, либо воздерживается от их выполнения, за что получает соответствующее вознаграждение. Детальное изучение данных признаков необходимо для выявления актуальных проблем раскрытия взяточничества, так как в наши дни на современном этапе развития общества взяточничество буквально проникло во все сферы жизнеобеспечения, заняв лидирующие позиции высоколатентного и негативного явления. В чем же причина такого активного роста преступности, и с какими проблемами выявления и раскрытия данного состава преступления сталкиваются на практике. Во-первых, данные преступления по своей природе совершаются в отсутствие свидетелей, что приводит к проблеме их выявления. Во-вторых, ввиду уголовной ответственности за совершение данного рода преступлений субъекты уклоняются от дачи показаний и не оказывают содействия следствию на этапе расследования. На основании чего можно сделать вывод, что сотрудникам предварительного расследования весьма затруднительно собрать доказательную базу и довести этапы расследования до формулировки обвинительного заключения, в целях дальнейшего возбуждения уголовного дела и направления его в суд.
Расследованием преступлений о взяточничестве (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ) в силу норм уголовно-процессуального кодекса РФ
занимаются органы Следственного комитет РФ. По ст. 291.2 расследование преступлений отнесено к подследственности органов дознания (в зависимости от субъекта преступления).
Следует отметить, что успешный процесс расследования преступлений о взяточничестве зависит от взаимодействия оперативных сотрудников со следователями. Руководитель следственного управления СКП РФ г. Москва - Багмет А.М. утверждал, что такое взаимодействие объединяет возможности структурных подразделений и способствует быстрому и полному раскрытию рассматриваемых преступлений.[2] Связывают это с тем, что большинство уголовных дел о взяточничестве возбуждается по материалам оперативно-розыскной деятельности. При этом на практике оперативно-розыскные мероприятия проводятся скрытно от субъектов преступления (лиц, дающих и получающих взятки), в целях пресечения уничтожения улик (предмета взятки), а также склонения иных лиц к даче показаний в их пользу.
Еще одной немаловажной проблемой раскрытия преступлений о взяточничестве является халатное отношение к работе лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В повседневной жизни встречаются случаи, когда данные сотрудники не осуществляют должную, тщательную подготовку к оперативно-розыскным мероприятиям. Не проводят необходимую работу с лицом, обратившимся с заявлением о вымогательстве взятки, не проводят детального инструктажа по поведению данного лица во время этапа прослушивания, что приводит к срыву оперативно-розыскных мероприятий, а в худшем случаи к уничтожению улик и доказательств по делу субъектом преступления (с лицом не был проведен инструктаж и он был разоблачен субъектом преступления).
На практике бывают и такие случаи, когда сотрудники преждевременно еще в процессе выявления преступлений считают свою работу завершенной, не оформляя должным образом результаты оперативно-розыскных мероприятий, не проводя тщательную подготовку и анализ уголовного дела для направления в суд, не изучая перспектив данного материала в суде, что все чаще приводит к снижению числа уголовных дел о взяточничестве в суде. Тем не менее данные случаи хоть и встречаются, но не часто и в своем большинстве не относятся к основным проблемам раскрытия преступлений о взяточничестве, что нельзя сказать о такой проблеме как установление состава преступления, так как получение взятки может быть осуществлено и за совершение законных действий, что значительно осложняет процесс раскрытия преступления, в виду отсутствия доказательств по делу (документов, содержащих незаконные действия лица, наличие корыстной заинтересованности в принятии решения).
Кроме того, к одной из проблем выявления преступлений о взяточничестве можно отнести схожесть составов преступления, предусмотренных ст. 290 УК РФ и 159 УК РФ (мошенничество). Так, на практике неоднократно сталкиваются с такими курьёзными случаями, когда должностное лицо, беря взятку за «совершение оговоренных незаконных действий по службе», в итоге их не совершает. Т.е. данное должностное лицо на момент требования вознаграждения знало, что не сможет совершить обещанные действия (отсутствие соответствующих полномочий), при этом взяло за это вознаграждение. В данном случае его действия охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ мошенничество. Раскрыв основные проблемы выявления и раскрытия преступлений о взяточничестве, хочется отметить, что это опаснейшее криминальное явление. Его социальная, экономическая опасность заключается в том, что данного рода преступления подрывают работу всех общественных структур, подтачивают основы государственной власти, дискредитируя и дестабилизируя авторитет государства в глазах населения.
Изученные статистические данные и правоприменительная практика преступлений данной направленности, совершенных государственными, муниципальными служащими в различных сферах жизнеобеспечения поражает своей масштабностью. Так, согласно статистических данных Тульской области по пресечению коррупционных преступлений за 2019 и 2020 гг. наблюдается динамика, рост преступлений, предусмотренных ст. 291 УК РФ (5,3 %), при этом в 2020 г. имеет место спад преступности, совершенной по ст. 290, 291.1 УК РФ по сравнению с 2019 г. (-30,0%). Радует тот факт, что по сравнению с 2019 г. в 2020 г. общая сумма взяток значительно снизилась (-73,0%). При этом динамика совершения данных преступлений в крупном и особо крупном размере по годам практически стабильна (в 2020 г. выявлено 2 преступления, в 2019 г. - 3). При этом реальный уровень взяточничества государственными и муниципальными служащими определить невозможно, ибо оно обладает высоким уровнем латентности. Обозначенные цифры говорят нам о малоэффективности законодательных мер воздействия на субъекты преступной деятельности, их недостаточности. Однако, проанализировав данную статистику хочется отметить, что страшнее даже не рост масштабности взяточничества, а его обыденность, это стало повседневным явлением, которое наносит урон развитию страны.
Для сведения к минимуму преступлений, предусмотренных ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ, а также для решения возникших проблем по выявлению и раскрытию взяточничества необходим комплекс мер.
Для начала сотрудникам оперативно-розыскной деятельности на первоначальном этапе расследования преступления необходимо:
- определить статус должностного лица, его круг обязанностей и полномочий, соотнести данные полномочия с преступными действиями;
- изучить круг ближайшего окружения данного лица, взяв у них показания;
- установить обстоятельства случившегося, характер действия лица, тяжесть наступивших последствий, причинно-следственную связь.
При этом успех расследования данных преступлений зависит не только от правильно производства следственных действий, но и от комплексного проведения тактических мероприятий:
- осмотр предмета взятки (наличие следов, указание номера купюры);
- проведения обыска;
- в случае необходимости проведение экспертизы по делу (почерковедческой, фоноскопической и т.д.)
- собрать необходимую информацию о личности, путем получения соответствующих справок, в том числе о его доходах, имеющейся недвижимости и движимом имуществе как его, так и его родственников.
Не спугнув лиц, совершивших преступление, сохранив тайну следствия, обеспечив защиту свидетелей, получив надлежаще добытые доказательства можно будет приступить к подготовке обвинительного заключения.
Однако это не единственные меры, которые необходимы для борьбы с преступностью. Проанализировав сложившуюся ситуацию в стране, государственных органах и муниципальных учреждениях, полагаем необходимо введение следующих предложений:
- должностные лица должны систематически повышать профессиональный уровень (все чаще высокие посты занимают чьи-то родственники, знакомые у которых отсутствует необходимое образование, представление о должностных обязанностях и боязнь уголовной ответственности, в виду не осведомлённости);
- необходимо наладить систему взаимоотношений между гражданином и чиновником (в наши дни в век цифровых технологий необходимо отрегулировать систему электронного получения услуг, сведя к минимуму прямое взаимодействие простых граждан и должностных лиц, тем самым нейтрализуя искушение дачи и получение взятки);
- внести поправки в законодательные акты об основах государственной службы, использовать более четкие формулировки (гражданским законодательством предусмотрено такое понятие как подарок, в связи с чем необходимо законодательное разграничение таких понятий как «взятка» и «подарок», ведь в наши дни не исключено наличие честных и отзывчивых чиновников, которых действительно хотелось бы отблагодарить законным способом, не подвергая данное лицо уголовной ответственности);
- ужесточить наказание за взяточничество (население страны считает, что наказание по данной статье весьма щадящее, т.к. получив взятку в десять миллионов рублей и больше наказание, предусмотренное ст. 290 УК РФ штраф в размере от трех до пяти миллионов рублей, в итоге получается весьма неплохая выгода);
- принять мер по нейтрализации противодействия «чиновник - сотрудник правоохранительных органов» (часто встречаются случаи, где должностные лица занимают весьма высокую должность с весьма значительными полномочиями в различных сферах деятельности, в данной связи появляется перспектива и у влиятельных лиц правоохранительных органов и простых сотрудников получить прибыль и оказаться соучастником преступления).
Проанализировав данные недостатки, можно сделать вывод, что выявление и расследование взяточничества всегда сопровождается проблемами, решение которых зависит от профессиональных навыков, высокого уровня интеллекта, принципиальности, сдержанности, стрессоустойчивости, целеустремленности сотрудников, принимающих участие в расследовании. Несмотря на то обстоятельство, что взяточничество — это не новый вид преступления, как на практике, так и в учебнике по праву, но данная тема не теряет своей актуальности. Однако, это не означает, что не надо бороться, зло - надо искоренять. Причем данная проблема весьма решаема. Для этого необходимо добросовестное выполнение сотрудниками правоохранительных органов своих должностных обязанностей, сплоченность граждан, общества в борьбе с любыми проявлениями взяточничества, личного желания и заинтересованности населения по обеспечению порядка в стране.
Если каждый из нас задумается: «А что мне необходимо сделать для подавления коррупции в стране?», ну как минимум не предлагать взяток и в случае вымогательства у Вас должностным лицом взятки, незамедлительно сообщить об этом в правоохранительные органы. То тогда, возможно, у Российской Федерации появится возможность минимизировать, а то и вовсе искоренить коррупцию из сфер общественной жизни, для нового пути развития гражданского общества.
© Иванов И.И., 2021
© Петров П.П., 2021
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы выявления и расследования преступлений о взяточничестве на основе официальных статистических данных. Такое явление, как взяточничество оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны, способствуя росту и процветанию коррупции. Для сведения преступности к минимуму и пресечению новых преступлений необходим комплекс мер от добросовестного выполнения сотрудниками правоохранительных органов своих должностных обязанностей, до заинтересованности населения по обеспечению порядка в стране.
Ключевые слова: взятка, должностное лицо, сотрудник правоохранительных органов, коррупция, проблема, статистика, тактика, оперативно-розыскные мероприятия.
Пристатейный библиографический список
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954 (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 525-ФЗ) - режим доступа: http: // www.consultant.ru.
2. Багмет А.М. Процессуальное взаимодействие следователя с органами дознания. Учебное пособие / А.М. Багмет - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 343 с.
3. Фомин В.В. Сложности доказывания при расследованиях преступлений о взяточничестве. Журнал / В.В. Фомин - - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. С.81- 86, № 1.
[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954 (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 525-ФЗ) - режим доступа: http: // www.consultant.ru.
[2] Багмет А.М. Процессуальное взаимодействие следователя с органами дознания. Учебное пособие / А.М. Багмет - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 343 с.