Проблемы личного обыска подозреваемого
Аннотация: Научная статья посвящена исследованию теоретических и практических проблем личного обыска подозреваемого в совершении преступления.
Abstract: The scientific article is devoted to the study of theoretical and practical problems of personal search suspected of committing a crime.
Ключевые слова: задержание, досмотр, личный обыск, следственные действия.
Keywords: detention, examination, body search, investigation matters.
Личный обыск – официальный осмотр кого или чего-нибудь, с целью найти, изъять предметы, документы, которые могут иметь значение для следствия.[1] Это определенное следственное действие, которое направлено на принудительное обследование человека, его одежды, обуви, аксессуаров, в целях отыскание и получение доказательств, предметов и ценностей, добытых преступным путём или изъятия других предметов, имеющих значение для уголовного дела. Уголовно-процессуальный кодекс (ст. 93 УПК РФ) устанавливает систему единства норм, ст. 182, 184 УПК РФ, в соответствии с которыми подозреваемый, может быть подвергнут личному обыску.
Проблемы личного обыска рассматривались такими видными учеными как: А.И. Винберг, И.Л. Путрухин, В.И Комиссаров, П.А. Лупинская, С.А. Шейфер, М.С. Строгович, Р.Ш. Валиев, В.М. Коркунов.
При детальном анализе нормы, есть вопросы, имеющие теоретическую и впоследствии практическую направленность, например, возможно ли проведении личного обыска во время фактического задержания подозреваемого, и ряд других.
В соответствии с предусмотренной нормой закона, личный обыск осуществляется в отношении именно подозреваемого лица, а процессуальный статус лицо получает либо, если в отношении него возбуждено уголовное дело, либо в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК РФ, если он задержан по ст. 91, 92 УПК РФ и на него составлен протокол задержания, в соответствии с которым он получает статус подозреваемого, и определенные права и обязанности лица с указанным статусом.[2] Однако отдельными авторами, высказывается мнение, что процессуальный статус подозреваемого, возникает намного раньше, когда лицо подвергается поимки или захвату на месте совершения преступления, либо захвачено сотрудниками полиции, после его совершения при попытке скрыться, и поскольку такое лицо, ограничивается в свободе передвижения, считается подозреваемым вне зависимости от возбуждения уголовного дела. Такой подход не выглядит толерантным, но по своей сути искажает уголовно-процессуальные правоотношения в целом, в которых субъект уголовной юрисдикции, является обязательным участником.
Задержание подозреваемого лица начинается с момента фактического задержания на месте совершения преступления (поимки, захвата), и заканчивается составлением протокола в кабинете следователя, где подозреваемый подвергается личному обыску в порядке ст. 93 и ст. 184 УПК РФ.
Но, проведения личного обыска необходимо именно на месте совершения преступления, до возбуждения уголовного дела, в момент фактического задержания лица, так как иногда промедление, может поставить вопрос о его актуальности впоследствии. Задержанное лицо, может иметь при себе предметы опасные для жизни и здоровья окружающих и сотрудников правоохранительных органов, у него может появиться возможность скрыть, уничтожить, повредить предметы и документы, имеющие значение для уголовного дела.
Поэтому проведение личного обыска должно осуществляться в момент фактического задержания лица, как это в основном и происходит в практической деятельности. В связи с чем, на практике с целью легализации, и для признания изъятых предметов допустимым доказательством по уголовному делу, производят, например, осмотр места происшествия, где в протоколе фиксируют обстоятельства изъятия, а также предметы, документы, имеющие значение для уголовного дела.
Некоторые ученые придерживаются мнения, что личный обыск имеет акцессорную природу по отношению к задержанию, в результате чего производится сотрудниками полиции, принимающими участие в задержании до возбуждения уголовного дела.[3] Однако в данном случае недопустима подмена следственного действия, непроцессуальным административным досмотром, поскольку в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП России личный досмотр является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и к задержанию по подозрению в совершении преступления не имеет никакого отношения.[4]
В практической деятельности, повсеместно фактическое задержание лица, производится сотрудниками, которые не наделены уголовно-процессуальными полномочиями, а именно сотрудниками рядового, младшего состава полиции и оперативными сотрудниками. И опираясь на здравый смысл, личный обыск должен проводится до составления протокола задержания. Полагаясь на основание задержания, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 91 УПК РФ, которое предполагает обнаружение на лице, его одежде, при нем в его жилище явных следов преступления.[5] Напрашивается вывод о необходимости проведения личного обыска на месте фактического задержания.
Логично было бы, при наличии оснований провести личный обыск задерживаемого лица, а затем уже на основании полученных доказательств, обнаруженных у подозреваемого, получить от него объяснение, а затем позднее произвести задержание лица, закрепив его протоколом, с указанием результатов его личного обыска, в соответствии с ч. 2 ст. 92 УПК РФ.
Практическая целесообразность применения личного обыска на месте фактического задержания подтверждается многими учеными С.В. Дегтяревым, А.В. Дуловым, П.Д. Нестеренко. Однако, в качестве личного обыска ученые, в данном случае усматривают, проведение близких не процессуальных механизмов, которые заменяют следственные действия до возбуждения уголовного дела.
В настоящее время сотрудники правоохранительных органов при задержании подозреваемого, руководствуются ведомственными нормативными актами МВД России, но в них усматривается правовая неопределенность в части допустимости проведения личного обыска.
Устав патрульно-постовой службы полиции, не предусматривает проведение личного обыска, задержанного по подозрению в преступлении п. 266 закрепляет полномочия наряда патрульно-постовой службы, производство наружного досмотра задержанного и находящихся при нем вещей. А статья 27.7 КоАП РФ позволяет произвести личный досмотр и досмотр вещей.[6]
Если обратиться к Наставлению о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, то из него следует, что дежурный производит досмотр задержанного, а после размещения его в помещение, обеспечивает составление протокола задержания и производство личного обыска.[7]
Если взять во внимание Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», то в рамках него такое действие вообще не предусмотрено. Также из формулировок невозможно сделать вывод о существе различия представленных понятий «наружный досмотр», «личный досмотр» и «личный обыск», однако можно сделать вывод, что различие все же не случайно и вряд ли можно отождествлять указанные понятия.
Таким образом, предусмотренные ведомственные нормативные акты, не допускают проведение именно личного обыска на этапе фактического задержания лица. А использование в доказывании по уголовному делу, результатов оперативно-розыскной или административной деятельности, не соответствует требованию уголовно-процессуального закона.
Представляется, что правовая неопределенность и применение личного обыска задержанного, на этапе с момента фактического задержания лица и до составления протокола задержания должны быть устранены путем изменения норм уголовно-процессуального закона.
Список литературы
- "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
- Приказ МВД России от 30.04.2012 N 389 (ред. от 09.07.2019) "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан"
- Курс уголовного процесса / Под ред. д.ю.н., проф. Л.В. Головко. - М.: Статут, 2016. - С. 531.
[1] Золочевская Л. С. Личный обыск при задержании лица, подозреваемого в совершении преступления // Право и государство: теория и практика. 2019. №5. С. 89-91
[2] "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
[3] Курс уголовного процесса / Под ред. д.ю.н., проф. Л.В. Головко. - М.: Статут, 2016. - С. 531.
[4] "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
[5] "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
[6] "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
[7] Приказ МВД России от 30.04.2012 N 389 (ред. от 09.07.2019) "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан"