Приборы контроля и досмотра, ИТСОН
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни невозможно недооценивать роль научно-технического прогресса, поглотившего все без исключения сферы человеческой деятельности. Внедряясь в нашу жизнь, он не только изменяет ее, но и полностью трансформирует привычные представления о многих областях нашей повседневной жизни. Не обошла стороной от влияния научно-технического прогресса и такая значимая область общественной практики, как правоохранительная деятельность.
Оптимизация уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС РФ) связана с переходом к очередному этапу реформирования. Так реформа 2020 г. коснулась таких направлений, как модернизация инженерно - технических средств охраны и надзора. Модернизация инженерно-технического оснащения исправительных учреждений, следственных изоляторов и объектов специальных подразделений по конвоированию - это целенаправленные организационно-практические мероприятия по оборудованию указанных объектов инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН), разработанные на основе инновационных технологий и имеющие качественно новые, улучшенные характеристики [5, c.63].
Актуальность темы. Применение приборов контроля и досмотра, а так же оборудование ИТСОН транспортных средств является важным инструментом в деятельности УИС по пресечению и выявлению нарушений. Внедрение современных технических комплексов в условиях реформы, обеспечения безопасности объектов, совершенствование инженерно-технического оборудования контрольно-пропускных пунктов, обновление и укомплектование до норм штатной положенности парка специальных автомобилей для перевозки осужденных исправительных учреждений, специальных подразделениях по конвоированию все это повышает эффективность работы УИС и приводит к созданию современной и эффективной системы УИС.
Целью настоящей работы является комплексное исследование приборов контроля и досмотра, оборудование ИТСОН транспортных средств,
установление их практической значимости в наши дни. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть назначение приборов контроля и досмотра, оборудование ИТСОН транспортных средств;
- рассмотреть принцип их действия, область применения;
- раскрыть основные технические характеристики и предъявляемые требования.
Объектом исследования являются технические средства охраны и надзора.
Предметом исследования выступают приборы контроля и досмотра, оборудование ИТСОН транспортных средств.
Практическая значимость контрольной работы заключается в том, что исследовав данные технические средства с точки зрения их значимости, простоты применения на практике возможен более глобальный этап реформирования всей системы УИС.
Структура контрольной работы определена ее содержанием и соответствует цели и задачам исследования. Контрольная работа состоит из введения, трех глав, параграфов, заключения, библиографического списка, приложения.
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИБОРОВ КОНТРОЛЯ И ДОСМОТРА
1.1. Назначение приборов, принцип действия
Инженерно-технические средства охраны и надзора применялись на протяжении всей истории развития уголовно-исполнительной системы. При этом их совершенствование напрямую было связано с развитием науки и техники в стране.
Социально-политические изменения конца 1980-х – начала 1990-х годов затронули систему исполнения уголовных наказаний и отразились на состоянии пенитенциарной преступности.
Несвоевременное финансирование преступности органов внутренних дел приводило к резкому снижению их оснащенности транспортными и техническими средствами [5. c.29].
Только в 1997 году впервые на законодательном уровне было утверждено применение технических средств надзора и контроля при организации режима исполнения наказания в виде лишения свободы (ст. 83 Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) РФ).
К таким средствам были отнесены так же приборы контроля и досмотра. Под приборами контроля и досмотра понимаются технические средства, применяемые для обеспечения безопасности на предмет обнаружения сокрытых, запрещенных предметов [4. c.159].
Назначение данных приборов совершенно разное, состоит в первую очередь в целях пресечения преступных действий: пресечение побегов осужденных, перекрытии каналов поступления запрещенных предметов, взрывчатых веществ на режимную территорию, так же используются как средства наблюдения и оповещения (сигнализации), а также связи и фиксации поведения осужденного.
Приборы контроля и досмотра классифицируют по принципу их действия на несколько основных групп: средства механические, магнитные, химические, электрические, индукционные, излучающего действия и детекторы излучений.
К ним можно отнести металлодетекторы, приборы рентгено-визуального контроля, детекторы взрывчатых веществ, тепловизионные приборы, эндоскопы.
При этом чрезвычайный интерес представляют разработанные и внедренные на этапе реформирования новые формы надзора с использованием электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. На практике все чаще так же пользуются популярностью электронные средства контроля по месту жительства лица, совершившего преступление.
Принцип действия данных приборов разнообразен, в зависимости от технических характеристик, рассмотрим некоторые из них.
Принцип работы рентгено-визуальных аппаратов основывается на излучении от рентгеновской трубки, проходящей через объект и преобразователем, трансформируется в световой, электронный или потенциальный рельефы, соответствующие рентгеновскому изображению объекта [3].
Тепловизор представляет собой прибор, укомплектованный специальным объективом, с помощью системы линз инфракрасные волны позиционируются на специальную матрицу.
Информация в виде токовых посылок считывается процессором с матрицы и преобразуется в видеосигнал, выводимый на устройство отображения, которым может быть экран прибора или внешний монитор. Из-за разности температуры окружающей среды и объекта на дисплее получается контур изображения.
Принцип действия таких приборов, как детекторы взрывчатых веществ основан на методах газовой хроматографии и дрейф- спектрометрии (спектрометрии подвижности ионов).
Таким образом, использование в хроматографических детекторах паров взрывчатых и наркотических веществ высокочистых газов-носителей (аргон, азот) создает неудобства в процессе эксплуатации этих приборов, а в дрейф- спектрометрических детекторах основу газа-носителя составляет воздух [3].
Электронный браслет для слежения представляет собой небольшой ремешок при этом материал из которого он изготовлен может быть совершенно разный (пластик, резина, кожа) и небольшая коробка, содержащая всю электронику.
Дополнительно устанавливают стационарное контролирующее устройство (СКУ), которое соединено с браслетом. Принцип работы прибора от обычной розетки.
При этом при вскрытии или отключении устройства, то на пульт оператора приходит тревожный сигнал, аналогичный сигналу при побеге или отдалении от прибора до 100 м.
Рассмотрев некоторые приборы, хочется обратить внимание, что в наши дни рост данных приборов контроля и досмотра значительно увеличился, некоторые из них пользуются большой популярность, при этом область применения данных приборов с каждым годом поражает своим разнообразием.
1.2. Область применения приборов
Разнообразие имеющихся и предлагаемых промышленностью технических средств не означает свободного выбора их применения. Перечень и порядок использования таких средств определяется нормативно-правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 83 УИК РФ).
Так применения таких приборов как металлодетекторы, приборы рентгено-визуального контроля, детекторы взрывчатых веществ, тепловизионные приборы ограничены областью применения (обеспечение порядка, пресечение преступлений) применяются в основном в исправительных учреждениях, судебных и таможенных органах, органах прокуратуры и других надзорных органах.
Однако не все приборы контроля и досмотра имеют такой узкий круг применения.
Внедренные на этапе реформирования новые формы надзора с использованием электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС нашли широкое применение в различных сферах и отраслях (см. Приложение).
На практике вооруженные силы используют спутниковую навигацию для наведения оружия, управления войсками и беспилотной авиации.
Система ГЛОНАСС в логистике определяет место положения автомобилей, прокладывает и отслеживает маршруты передвижения. Руководители организаций с помощью данной системы обеспечивают безопасность транспорта и персонала, оптимизируют расходы на перевозки, исключают нецелевое использование корпоративных авто [2].
Появление спутниковых систем радикально изменило и морскую навигацию.
Пассажирские и грузовые суда используют ГЛОНАСС для определения координат и составления маршрутов.
Данная система пользуется большой популярностью так же у спасателей, служб скорой помощи.
В России за экстренное реагирование при авариях отвечает система ЭРА-ГЛОНАСС.
Ее основная задача – регистрировать дорожно-транспортные происшествия и передавать информацию специальным службам. При аварии оборудование автоматически определяет координаты и передает их системе мониторинга.
Данная система так же используется в геодезии (уточнения и обновления земельного, городского кадастра), сельском хозяйстве (опрыскиватели, тракторы и другая техника оснащаются компьютерами с встроенными приемниками ГЛОНАСС, благодаря чему возрастает точность внесения удобрений, пестицидов, инсектицидов) строительстве (каждый современный автокран, самосвал и укладчик комплектуются приемником, который передает диспетчеру точные координаты, отслеживает смещения дорожного полотна и деформации стационарных объектов) [1].
Кроме того, система ГЛОНАСС применяется в науке, картографии, нефтегазовой промышленности и т.д. Область применения рассмотренных приборов во многом зависит от их технических характеристик и порядке эксплуатации.
1.3. Технические характеристики, порядок эксплуатации приборов контроля и досмотра
Рассмотренные классификации приборов контроля и досмотра различаются не только по функциям, принципу действия, но и по техническим характеристикам и порядку их эксплуатации.
На практике нашли применение стационарные металлообнаружители “Гвоздика”, “Флокс” и переносные “АКА-7202”.
СО “Гвоздика” способна обнаруживать металлические предметы размером 3х20х150 мм в присутствии других более мелких рассредоточенных металлических предметов при скорости движения проверяемого лица не более 1,5 м/сек.
Металлодетектор “АКА-7202” отличает высокая чувствительность (обнаруживает 5 мм обломок иглы) и возможность ее регулирования. При работе с “АКА-7202” его необходимо держать на расстоянии не более 7 см от досматриваемого объекта.
Его недостатковм является невозможность работы при температуре ниже -15 гр. [3]
Современные металлообнаружители способны раздельно обнаруживать предметы из цветных и черных металлов в укрывающих средах (“Кедр” “АКА- 7214 (Унискан)).
Более широкими функциями обладает индукционный селективный металлоискатель «ИРИС».
Прибор имеет автоматическую систему подстройки, звуковую, световую и стрелочную индикацию.
В приборе «ИРИС» предусмотрены три режима поиска, каждый из которых избирается в зависимости от массы и размеров отыскиваемого объекта — это позволяет устранять помехи от посторонних мелких предметов (гвоздя, пробки от бутылок, куски проволоки и т.п.).
В режиме «Поиск-1» чувствительность прибора с круглым датчиком позволяет обнаружить пистолет ПМ на расстоянии 40 см, пулю (6 г)— 10 см, золотое кольцо (5 г) — 1 0 см.
В режиме «Селекция» имеется возможность определять параметры обнаруженного предмета (по соответствующему эквиваленту), а также глубину его залегания.
В большинстве случаев на практике применяются стационарная рентгеновская аппаратура “Гортензия”, “Микродоза-130Е”. Электрическая составляющая рентген-аппарата должна включать активную защиту от перегрузок и короткого замыкания. Подключение к сети осуществляется через сетевой выключатель с помощью кабеля. В стационарных установках возможно совмещение сетевого выключателя с максимальным автовыключателем сети.
Аппараты мощностью не выше 4 кВ можно присоединять к сети с помощью гибкого кабеля без надобности в подключении сетевого выключателя.
Редкость использования переносной аппаратуры связано с недостаточностью финансирования.
Переносный рентгеновский досмотровый комплекс “Шмель-90/К” состоит из рентгеновского аппарата (вес 5,2 кг, размеры 250х 84х172 мм) и легкого просмотрового устройства.
Прибор обнаружения “Лаванда-М” предназначен для обнаружения нарушителя укрывшегося в транспортном средстве.
Применяется на КПП, при проведении досмотра устанавливается на транспортное средство.
Прибор регистрирует вибрацию автомобиля, вызванную работой сердечно-сосудистой системы и органов дыхания человека, и преобразует ее в световой и звуковой сигналы тревоги [3].
Детекторы взрывчатых веществ предназначены для поиска взрывчатых веществ в личных вещах, посылках и бандеролях, чаще всего используется портативный детектор ВВ “МО-2” (размещается в дипломате).
К приборам химического действия относится анализатор «Киноварь», применяемый для определения наличия ртути в воздушной пробе, а также обнаружения в багаже, ручной клади, почтовых отправлениях шлихового золота.
Роль данных приборов досмотра и контроля велика, в значительной степени пресечение многочисленных противоправных действий было произведено благодаря данным техническим средствам.
2. ОБОРУДОВАНИЕ ИТСОН ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОСУЖДНЕННЫХ
2.1. История появления, классификация
Не менее важным звеном для обеспечения безопасности, создание условий для предупреждения и пресечения побегов и иных нарушений установленного режима осужденными и лицами, содержащимися под стражей, является оборудование ИТСОН транспортных средств для перемещения данных лиц.
При этом в наши дни мало кто знает историю появления данного транспортного средства.
Автомобиль для перевозки заключенных (автозак) - специальный автомобиль на базе грузового автомобиля, автобуса или микроавтобуса, оборудованный для перевозки подозреваемых и обвиняемых (спецконтингента) в условиях, исключающих нарушение установленного режима содержания, в том числе совершение побега [4. c.64].
Одной из первых стран в мире, применившей специальные автомобили для перевозки арестантов, стала Российская империя.
Поставщиком специальных фургонов в 1909 году выступила немецкая фирма NAG (Neue Automobil Gesellsnaft), основанная всего лишь семью годами ранее. Известно, что автомобили оснащались 12-сильным двухцилиндровым мотором.
В те же годы производством автозаков занялся российский завод Общества «Г.А. Лесснер», и один из первых выпущенных автомобилей поступил на службу в главное тюремное управление в Санкт-Петербурге. Тюремный фургон вмещал до восьми заключенных и развивал скорость до 25 км/ч.
А кузов, обитый изнутри металлом, не давал заключенным ни малейшей возможности скрыть от глаз конвойных какой-либо предмет. На то время это и было едва ли не основным условием для подобной техники.
Сегодня количество разновидностей транспортных средств не знает границ, а требования к ним напрямую зависят от перевозимого контингента.
К транспортным средствам, используемым учреждениями УИС для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании, и подлежащим оборудованию ИТСОН, относятся:
- специальные автомобили (спецавтомобили) для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
- специальные железнодорожные вагоны;
- грузовые железнодорожные платформы;
- морские и речные суда.
2.2. Предъявляемые требования
К оборудованию ИТСОН спецавтомобилей применяются строгие технические требования. Рассмотрим их более подробно.
В случае изготовления спецавтомобиля на базе грузового автомобиля (шасси) на последний устанавливается специальный кузов (спецкузов).
В спецкузове, грузовом отсеке автофургона, салоне автобуса и легкового автомобиля оборудуются: помещение караула, камеры для осужденных и лиц, содержащихся под стражей [3].
Спецавтомобиль на базе грузового автомобиля (шасси) и автобуса предназначен для перевозки только сидящих людей. В спецавтомобилях на базе легкового автомобиля предусматривается размещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе в лежачем положении.
Спецавтомобиль должен иметь габаритную высоту не более 4,5 м от поверхности проезжей части и габаритную ширину не более 2,55 м.
Полная масса и распределение нагрузок по осям спецавтомобиля при его полной массе не должны превышать указанных характеристик базового автомобиля. Конструкция спецавтомобиля должна обеспечивать:
- размещение караула в составе не менее 4 человек, включая водителя;
- полную изоляцию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, от посторонних граждан, находящихся снаружи автомобиля;
- строго раздельное размещение осужденных, отбывающих наказания в различных условиях, а также лиц, содержащихся под стражей, с соблюдением их внутренней изоляции.
Помещение караула должно располагаться в передней части спецкузова. Каждая камера для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и туалетная кабина должны иметь отдельный выход из помещения караула.
Конструктивные требования к спецавтомобилям на базе грузовых автомобилей (шасси):
- спецкузов должен быть цельнометаллическим, каркасным, с теплоизоляцией между наружной и внутренней обшивкой, теплоизоляция должна занимать весь объем ячеек каркаса кузова;
- внутренняя высота спецкузова должна составлять от 1600 до 1700 мм;
- каркасы стен и потолка спецкузова должны быть сварными из стальных профилей размером не менее 28,0 мм x 25,0 мм x 1,5 мм с размером ячейки не более 400 мм x 400 мм;
- наружная и внутренняя обшивка спецкузова должна быть выполнена из листовой стали толщиной не менее 0,8 мм;
- основание спецкузова должно быть сварным из стальных профилей толщиной не менее 2 мм и настила стального листа толщиной не менее 2 мм. Размер ячейки в свету между профилями основания должен быть не более 250 мм x 250 мм, образуя противопробеговую решетку [3];
Эффективность и рентабельность оборудования ИТСОН транспортных средств состоит в следующем:
- благоприятные условия для исполнения должностных обязанностей сотрудниками с минимальной численностью караула и дежурной смены;
- предупреждения нарушений установленного режима, повышения эффективности надзора и получения необходимой информации об их проведении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работы можно отметить, что поставленные цель и задачи были достигнуты. Так в данной контрольной работе были рассмотрены основные приборы досмотра и контроля, исследована их область применения на практике, изучены характеристики и порядок эксплуатации данных технических средств. Раскрыта история появления транспортных средств, для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их классификация. Изучены детально предъявляемые требования к оборудованию ИТСОН спецавтомобиля. На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы:
В результате реформирования УИС будет обеспечена надежная изоляция осужденных, подозреваемых и обвиняемых, исправительные учреждения получат надежную защиты объектов УИС от источников опасности, угрозы террористических актов. Повысится эффективный уровень по охране объектов, пресечению преступлений. Появятся условия для оптимизации численности персонала охраны.
Таким образом, внедрение новых технических средств для производства контроля и досмотра, оборудование ИТСОН спецавтомобилей экономически выгодно и целесообразно, так как позволит осуществлять охрану и надзор в учреждениях более прогрессивными способами.
В целом можно утверждать, что дальнейшее совершенствование технических средств надзора и контроля идет по пути повышения их "интеллектуальности", снижения стоимости, потребляемой мощности, миниатюризации, расширения пользовательского интерфейса и т.д. Таким образом, современные средства обнаружении и системы безопасности позволяют все чаще не только помогать, но и заменять человека в обеспечении режима и надзора за осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми на объектах уголовно-исполнительной системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации № 638 [от 17.05. 2007 г.] (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 12.04.2019 № 161) – режим доступа: http: // www.consultant.ru..
- 2. Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS: Постановление Правительства Российской Федерации № 641 [от 25.08.2008 г.] (в ред. постановлений Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1045; от 12.11.2016 г. N 1156) – режим доступа: http: // www.consultant.ru.
- Приказ ФСИН России от 18.08.2006 N 574 "Об утверждении Руководства по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы" – режим доступа: http: // www.consultant.ru.
- Бондарчук А.С. Справочник основных терминов и определений специалиста по техническим средствам охраны и надзора ФСИН России. Учебное пособие / А.С. Бондарчук, В.Г. Зарубский. - Пермь: ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2018. - 221 с.
- Щербаков Е.А. Инженерно-технические средства охраны и надзора. Учебное пособие / Е. А. Щербаков. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2017. – 95 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
- Уголовно-исполнительная системы Российской Федерации (УИС РФ).
- Инженерно-технические средства охраны и надзора (ИТСОН).
- Уголовно-исполнительный кодекс (УИК).
- Стационарное контролирующее устройство (СКУ).
- Специальные автомобили (спецавтомобили).
- Специальный кузов (спецкузов)