Преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, совершаемые с использованием контрафактной продукции
Цель: Определение понятия контрафактной продукции, краткая характеристика ответственности за ее оборот, характеристика обстоятельств использования контрафактной продукции в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Методология: Использованы методы анализа норм законодательства и статистических данных.
Результаты: В статье дано определение контрафактной продукции, обозначена ответственность за введение контрафактных товаров в оборот, проведен анализ фактов использования контрафактной продукции в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Новизна/оригинальность/ценность: Актуальность статьи обусловлена ростом статистических показателей, характеризующих оборот контрафактной продукции на отечественном рынке.
Ключевые слова: контрафактная продукция, поставка специализируемой техники, незаконный оборот, преступный сговор.
Согласно официальным данным, представленным Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, в 2020 году вдвое возросло количество выявленных единиц контрафактной продукции (далее так же - контрафакт) по сравнению с 2019 годом.
Под контрафактным товаром (от франц. contrafaction – "подделка") по смыслу п.1 ст.1515 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) понимается товар, этикетка, упаковка товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. Этой же статьей ГК РФ предусмотрены гражданско-правовые последствия введения в оборот контрафакта. В рамках гражданской ответственности происходит изъятие контрафакта из оборота. Изъятая продукция подлежит утилизации за счет распространителя. Владелец интеллектуальной собственности имеет право подать в суд на возмещение причиненных убытков. Точная сумма устанавливается в судебном процессе. Помимо гражданской ответственности оборот контрафактной продукции влечет так же административную и уголовную ответственность.
Санкции за торговлю и изготовление контрафактной продукции, нарушение авторских прав предусмотрены статьями 146, 147 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). Уголовная ответственность наступает в случае причинения владельцу ущерба в крупном размере.
Статьей 171.1 УК РФ предусмотрена ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что деяния, предусмотренные настоящей нормой, нарушают установленный порядок осуществления нормальной (соответствующей нормам права) экономической деятельности, а также нарушают права и свободы других хозяйствующих субъектов. Предмет преступления — товары и продукция, подлежащие обязательной маркировке [1].
На отечественном товарном рынке широко распространены контрафактные алкоголь и табак, контрафактная и фальсифицированная аудио- и видеопродукция, программное обеспечение, одежды и обуви, учащаются случаи незаконного оборота продукции в сферах государственного оборонного заказа, производства металлоконструкций, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Оказание коммунальных услуг предполагает использование дорогостоящей специализированной техники или оборудования, приобретение которых требуют значительных финансовых затрат организации. Для снижения расходов принимается решение закупить технику или комплектующие к ним по более низкой цене, что значительно снижает затраты, но может привести к некачественному оказанию услуг или даже оказанию услуг, не соответствующих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ).
С крупными отечественными заводами по производству техники, в том числе машин, используемых для оказания коммунальных услуг, нередко соседствуют мелкие цеха, использующие известное имя соседствующего производителя. При этом, осуществляют такую деятельность работники (бывшие работники) завода, которые имеют многолетний опыт производства оригинальных деталей и с легкостью могут создать неотличимую от оригинала копию, которая при этом не будет соответствовать производственным стандартам в полном объеме, кроме того, будут отличаться качеством сырья. В результате использования данной техники, коммунальные услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами в сфере жилищно-коммунального хозяйства не будут отвечать в полной мере требованиям безопасности, в том числе для работников, выполняющих свою трудовую функцию на данном специализированном техническом средстве. В любом случае, максимальную безопасность поставляемой продукции может гарантировать только завод-изготовитель, либо представляющая его сбытовая структура.
Однако, возможность наступления вышеназванных негативных последствий игнорируется лицами, осуществляющими распорядительные и административно-хозяйственные функции в организациях в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целях получения выгоды, зачастую для дальнейшего нецелевого использования сэкономленных денежных средств.
Известны случаи, когда в рамках государственных заказов в сфере ЖКХ под известным брендом поставлялась партия контрафактных машин. При этом, такая техника может формально соответствовать требованиям технического задания, и даже иметь подтверждающие документы, которые зачастую так же подделаны либо выданы в обход действующего законодательства. В ряде случаев заказчик осведомлен о действительном происхождении поставляемого товара, тем не менее умышленно приобретает его с целью экономии. В данном случае речь идет о преступном сговоре.
При этом, не во всех случаях поставка контрафактной продукции совершается в условиях предварительного сговора поставщика и заказчика. Так, при поставке мусоровоза в Кременкульское поселение Челябинской области комиссия обнаружила многочисленные замечания к состоянию комплектующих и соблюдению требований по безопасности эксплуатации автомобиля, фиктивные документы, приложенные к данной специализированной технике, подтвердили контрафактное происхождение товара, в приемке продукции было отказано [2].
В отечественной практике нередко встречаются случаи использования контрафактной продукции при выполнении работ в рамках капитального ремонта многоквартирных домов. С использованием контрафактных строительных материалов совершаются преступления, связанные с мошенническими действиями (ст. 159 УК РФ), со злоупотреблением полномочиями (ст. 201 УК РФ), злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285 РФ), нецелевым расходованием бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ). Для пресечения данных действий необходим надлежащий контроль со стороны уполномоченных государственных органов, в том числе за качеством материалов, предназначенных для капитального ремонта на всех этапах производства работ.
Использование контрафактной продукции не только снижает качество выполняемых работ, но и создает угрозу экономической безопасности, создает недобросовестную конкуренцию и препятствует нормальному осуществлению деятельности производителям и поставщикам строительных материалов, которые соблюдают все требования действующего законодательства.
Как отмечается в «Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 256-р, при производстве строительных материалов, незаконный оборот в первую очередь характерен для производства и поставки цемента, сухих смесей и других строительных материалов, кроме сборных железобетонных конструкций и деталей.
Использование дешевых строительных материалов при производстве строительных работ нередко становится причиной пожаров с человеческими жертвами. Кроме того, контрафактные строительные материалы не соответствуют требованиям стандартов, установленных для данного вида продукции, строительные работы, проведенные с использованием таких материалов, нарушают требования СНиПов, на такие материалы отсутствуют гарантии производителя, они имеют короткий срок годности [3]. Кроме того, контрафактные строительные материалы опасны тем, что содержат непроверенные компоненты, выделяют опасные химические вещества и даже радиацию.
Таким образом, широкое распространение контрафактной продукции на отечественном рынке не обошло стороной и сферу жилищно-коммунального хозяйства. Посредством использования такой продукции совершаются такие преступления как мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств. В ряде случаев использование контрафактной продукции в сфере жилищно-коммунального хозяйства становится причиной причинения вреда здоровью и жизни людей.
Список используемой литературы
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 12-е издание, под ред. Рарога А.И., - Проспект 2020.
- Контрафактная техника в коммунальном хозяйстве: борьба за рынок. URL:https://igrader.ru/communalequipment/kontrafaktnaya-tehnika-v-kommunalnom-hozyaystve-borba-za-ryinok/ (дата обращения – 10.06.2021)
- Бабурин В.В., Бойко О.А., Панов С.Л. Оборот контрафактных строительных материалов: детерминанты и меры противодействия. Юридическая наука и правоохранительная практика – 2016 - № 1 (35). С – 128-123.