Вывод денежных средств в офшорные компании как способ совершения преступлений в сфере ЖКХ
В статье рассматриваются актуальные проблемы выявления и раскрытия преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса с учетом отдельных аспектов оперативно розыскной характеристики данной группы преступлений. Офшорная (от англ. offshore - вне берега) юрисдикция - это экономико-географическое понятие, определяющее особенный статус финансового центра, характеризующегося наличием таких видов льгот, как льготное налогообложение, конфиденциальность сделок и участвующих сторон, отсутствие аудитов со стороны государственных органов и т. д. В рамках российского законодательства офшорные юрисдикции рассматриваются как организации, зарегистрированные на территориях, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Офшоры признаются контролируемыми иностранными компаниями, действия которых регулируются ст. 25.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Ключевые слова: жилищно-коммунальный комплекс, офшорные компании, преступление, коррупция, мошенничество, вывод средств, расследование преступлений, жилищный фонд.
Withdrawal of funds to offshore companies as a way to commit crimes in the sphere of housing and communal services
The article discusses the current problems of identifying and disclosing crimes in the field of housing and communal services, taking into account certain aspects of the operational search characteristics of this group of crimes. Offshore (offshore from English offshore) jurisdiction is an economic-geographical concept that defines the special status of a financial center, characterized by the presence of such types of benefits as preferential taxation, confidentiality of transactions and parties involved, lack of audits by government agencies, etc. In the framework of Russian legislation, offshore jurisdictions are considered as organizations registered in the territories that provide preferential tax treatment and (or) do not provide for the disclosure and provision of information during financial transactions. Offshores are recognized as controlled by foreign companies, the actions of which are regulated by art. 25.13 of the Tax Code of the Russian Federation (hereinafter - the Tax Code of the Russian Federation).
Keywords: housing and utilities complex, offshore companies, crime, corruption, fraud, withdrawal of funds, investigation of crimes, housing stock.
Сегодня под видом исполнения указов Президента Владимира Путина о контроле тарифов в сфере ЖКХ и под прикрытием широкой рекламной кампании в СМИ в России действует хорошо отлаженная, скрытая от глаз обывателя и фантастически прибыльная система обогащения, построенная на базе государственного, а ныне принадлежащего частным компаниям жилищно-коммунального хозяйства страны. Вода, тепло, электричество — прибыль от обеспечения россиян этими привычными благами растет за счет бюджета, а распределяется между узким кругом европейских бенефициаров искусственно раздробленных ресурсоснабжающих компаний-гигантов. Баснословные суммы выводятся из бюджета под видом субсидий, которые через фирмы-посредники оседают в карманах иностранных бенефициаров. В это время в судах копятся сотни многомиллионных исков к компаниям по неисполненным обязательствам, а местные жители жалуются на качество коммунальных услуг. Этот финансовый спрут ежегодно высасывает из казны десятки миллиардов рублей, а при таких оборотах всегда найдутся силы и средства, чтобы сформировать в подконтрольных СМИ красивый образ социальной энергетики и заставить надзорные органы особо не углубляться в ситуацию при проверках. В этой ситуации необходимо усиление противодействия выводу денежных средств в офшорные компании и совершению субъектами жилищно-коммунального хозяйства преступлений направленных на легализацию (отмывание) незаконно полученных денег. Классическое понимание отмывания денег возникло в то время, когда еще только появлялась рыночная экономика, а также начала развиваться банковская система. Наиболее состоятельные граждане уже тогда пытались скрыть от государства свои доходы. Добиться этого можно было путем предоставления ложных сведений о получении прибыли. Легализация денег это перечень мероприятий, позволяющих уйти от налогообложения, избежать конфискации имущества или скрыть свои накопления от государства. Особый расцвет и разработку новых способов отмывания денег в банках начали активно применять в Соединенных Штатах Америки в начале прошлого столетия. В настоящее время и в Российской Федерации используются преступные схемы отмывания денежных средств через офшорные компании. При проведения расследования преступлений в сфере ЖКХ основной проблемой сбора информации об офшорных компаниях являются требования, предъявляемые в офшорной юрисдикции к раскрытию информации. В связи с этим возникает вопрос о возможности полноценного сбора информации о компании, зарегистрированной в офшорной юрисдикции.
Одним из потенциальных решений данной проблемы является комплексный подход к изучению информации об офшорных компаниях с использованием системы взаимосвязанных методов по сбору и анализу данных:
1) «кабинетное» исследование и изучение платных баз данных, доступных по подписке (далее - "кабинетное исследование") - способ получения информации, заключающейся в сборе релевантной информации посредством изучения и анализа открытых источников и платных баз данных, доступных по подписке;
2) «полевое» исследование - способ получения информации, заключающейся в посещении представителем организации, намеревающейся вступить в деловые отношение с офшорной компанией, учреждений, участвующих в регистрации и дальнейшем сопровождении деятельности юридического лица в интересующей юрисдикции, а также в установлении контактов с другими специалистами, способными помочь в исследовании;
3) привлечение специалистов, обладающих специфическими навыками (например, детективов).
Как показывает опыт, для получения всего объема доступной информации должны одновременно применяться все три метода. На сегодняшний день имеются три источника информации для "кабинетного" исследования: официальные источники, коммерческие базы данных и иные открытые источники. К официальным источникам можно отнести корпоративные реестры, а именно реестры юридических лиц и в некоторых странах реестры конечных бенефициарных владельцев юридических лиц. Выписка из корпоративного реестра представляет информацию, подробно детализирующую актуальные сведения о компании. Содержание подобных официальных выписок может варьироваться в зависимости от страны происхождения компании. Значительные возможности в получении информации предоставляет директива (EU) 2015/849 Европейского парламента и Совета от 20.05.2015 "О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег или финансирования терроризма, о внесении изменений в регламент (EU) N 648/2012 Европейского парламента и Совета и об отмене директивы 2005/60/EC Европейского парламента и Совета и директивы Комиссии 2006/70/EC", которая предписывает всем государствам - членам ЕС создать реестры бенефициарных собственников компаний в срок до 27 июня 2017 г. В силу требований этой директивы данные, содержащиеся в реестрах, доступны органам государственной власти, отдельным типам компаний (например, банкам), лицам, имеющим "легитимный интерес" (например, журналистам)[1].
Данные реестры включают следующую информацию о бенефициаре: имя, адрес постоянного проживания (включая юрисдикцию постоянного проживания), гражданство, дату рождения, дату приобретения контроля над компанией и способ осуществления контроля над компанией. Дополнительно 1 мая 2018 г. британский парламент принял поправки к закону "О санкциях и о мерах по борьбе с отмыванием денег", предписавшие британским заморским территориям к 2021 г. создать публичные реестры собственников всех зарегистрированных в них компаний, раскрыв их конечных бенефициарных владельцев, что вызвало волну недовольства со стороны Гибралтара, Каймановых и Бермудских островов, а также "коронных владений Великобритании" (о. Джерси, о. Гернси и о. Мэн). В настоящее время ужесточаются требования к раскрытию информации со стороны офшорных юрисдикций - каждый год в их законодательствах происходят изменения, расширяющие объем доступной информации о компаниях: раньше не было обязанности по хранению в местном офисе списка акционеров, бухгалтерских книг и т.д., нотеперь данное требование присуще почти всем офшорам. Еще одним официальным источником информации являются реестры судебных решений и реестры решений местных органов власти (например, содержащие административные постановления).
При этом следует отдельно отметить, что конфиденциальная информация, касающаяся офшорных компаний, подлежит также раскрытию по требованию суда и правоохранительных органов, а также предоставляется в рамках процедур "Знай своего клиента", т.е. по запросам банков, внешних аудиторов и т.д. Наряду с официальными источниками информации, для сбора данных используются коммерческие базы данных, например D&B, Factiva, LexisNexis. При сборе информации обращается особое внимание на лиц, вовлеченных в юридическое административное обслуживание структур компании - объекта сбора информации (представители компании-регистратора или администратора офшорных компаний, номинальные директоры офшорной компании и т.д.), поскольку данные лица в последующем могут стать одним из источников получения информации. На данном этапе результатом поиска становится оперативная информация, т.е. данные, которые помогут компании спланировать принятие мер по сбору информации, определить, в каких юрисдикциях у исследуемого объекта сбора информации могут быть деловые или имущественные интересы. В целом объем публично доступных сведений об офшорной компании отличается в зависимости от юрисдикции.
Например, из официального реестра компаний Кипра можно получить сведения о настоящих и бывших директорах и секретарях офшорной компании, размере объявленного и выпущенного уставного капитала, истории изменения уставного капитала компании, настоящих акционерах компании, количестве принадлежащих им акций, истории перехода акций офшорной компании с указанием предыдущих акционеров с момента ее учреждения. Но в большинстве случаев столь подробный набор сведений недоступен. Во многих офшорных юрисдикциях, например таких, как Лихтенштейн, Люксембург, Белиз, Сейшельские острова, Панама, корпоративный реестр компаний содержит крайне ограниченный перечень сведений, в связи с чем невозможно получить из открытых источников информацию даже о директорах и номинальных акционерах офшорной компании[2]. При «кабинетном» исследовании применяются следующие приемы:
- поиск на нескольких поисковых платформах (Google, Яндекс, Bing, Baidu и т.д.);
- изучение результатов журналистских расследований (например, Panama Papers, Bahama Papers, Wikileaks, Investigative Dashboard), поскольку зачастую не вся информация с этих ресурсов идентифицируется поисковыми системами;
- проверка открытых онлайн-реестров (например, Opencorporates);
- анализ социальных сетей [например, сообщества объекта сбора информации (по месту жительства, например, сообщества экспатов и т.д.), хештеги, геотеги, поиск по фотографии и т.д.].
При "полевом" исследовании важную роль играет личное присутствие представителя компании в стране, где предположительно находятся или зарегистрированы объекты сбора информации либо активы объекта сбора информации.
При обращении в компетентные органы офшорной юрисдикции можно получить информацию о точном наименовании компании, дате ее учреждения, месте нахождения зарегистрированного офиса, а также об официальном статусе компании (например, действующая, ликвидированная, исключенная из реестра за неуплату налогов и т.п.). Остальная информация о компании в таких офшорных юрисдикциях носит конфиденциальный характер и не публикуется в корпоративных реестрах / иных общедоступных источниках и, как правило, хранится в зарегистрированном офисе компании (или ее агента), который находится на территории офшорной юрисдикции и выполняет функции по поддержанию функционирования компании (производит необходимые платежи, ведет документооборот, подготавливает отчетность и т.д.).
Пристатейный библиографический список
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ по состоянию на 21.07.2014 N 11-ФКЗ). ᅟ[Электронный ресурс] – режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.08.2017). [Электронный ресурс] – режим доступ: URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057
- Обзор практики борьбы с экономическими преступлениями в жилищно-коммунальном ᅟкомплексе [Электронный ресурс] // Сайт «Форум сотрудников полиции России». – 2011. ᅟ– ᅟ28 ᅟиюля.
- Аксенова-Сорохтей Ю.Н. К вопросу о деофшоризации российской экономики. Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015; (4): 171-174.
- Яковлев И.А. Развитие рынка долгосрочных инвестиций: современные преобразования в национальном механизме финансирования экономического роста // Экономика. Налоги. Право, №6 (том 11), ноябрь-декабрь 2018 г.
[1] Аксенова-Сорохтей Ю.Н. К вопросу о деофшоризации российской экономики. Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015; (4): 171-174.
- [2] Яковлев И. А. Развитие рынка долгосрочных инвестиций: современные преобразования в национальном механизме финансирования экономического роста // Экономика. Налоги. Право, №6 (том 11), ноябрь-декабрь 2018 г.