Юридическая клиника
Оглавление
Список используемых источников и литературы
Введение
В период с 01.06.2020 по 12.07.2020 года я проходила производственную практику в Юридической клинике Московского университета им. С.Ю. Витте.
Цель практики - закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение практических навыков и компетенций, опыта самостоятельной профессиональной деятельности по направлению подготовки.
Задачами практики являются ознакомление с локальными нормативными актами, регулирующими организацию и деятельность юридической клиники; с нормативной правовой базой, необходимой для консультирования граждан (федеральными законами; постановлениями Правительства РФ; приказами, инструкциями и т.д.); с порядком ведения делопроизводства и документооборота (порядок прохождения документов) в Юридической клинике; с деятельностью юриста-консультанта по приему посетителей, получение и развитие навыков применения изученных теоретических положений и моделей для решения практических задач.
Основная часть
1. Юридическая клиника осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о юридической клинике Московского университета им. С.Ю. Витте.
2. Юридическая клиника оказывает правовую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, на безвозмездной основе.
3. Прием и консультирование посетителей в юридической клинике осуществляют студенты/магистранты очной, очно-заочной, заочной форм обучения, проходящие учебную, производственную и преддипломную практику в соответствии с графиком дежурств и распорядком работы юридической клиники.
4. Преподаватели юридического факультета контролируют качество консультаций и оказывают студентам/магистрантами-консультантам методическую помощь.
В своей деятельности клиника руководствуется Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; Приказом Минобрнауки России от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи»; нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации; Положением о деятельности Московского университета им. С.Ю. Витте. Целями деятельности клиники являются:
-создание условий для реализации права граждан на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи;
-создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения их доступа к правосудию;
-правовое просвещение населения;
-формирование у студентов юридического факультета навыков оказания юридической помощи и приобретение практических навыков будущей профессии в рамках учебного процесса.
Задачами деятельности юридической клиники являются: прохождение практики на базе юридического факультета Московского университета им. С.Ю. Витте.; оказание первичной правовой помощи (консультация) физическим лицам (гражданам); формирование навыков профессиональной деятельности студентов; совмещение теоретических основ обучения и практических навыков, умений в профессиональной подготовке студентов ;повышение уровня профессиональной подготовки студентов; разработка и апробация учебно-методических материалов, форм и методов обучения; воспитание студентов в духе уважения принципа верховенства права, справедливости, человеческого Достоинства, прав и свобод человека и гражданина.
Граждане регулярно обращаются за консультацией по различным правовым вопросам.
Основную массу обращений составляют вопросы жилищного, наследственного, трудового и гражданского правоотношений. Работа в юридической клинике разнообразна и позволяет применить теоретические знания на практике, научиться свободно ориентироваться в законодательстве и применять его правильно к тем или иным ситуациям, мною изучалась судебная практика по той или иной категории дел.
Все это очень помогало быстро сориентироваться в решении проблемы.
За время прохождения практики в Юридической клинике я осуществляла проведения приемов физических лиц по правовым вопросам. За время прохождения практики мной были приняты Сиротина Юлия Арнольдовна, Высоцкая Ксения Олеговна, Фадеев Антон Сергеевич, Афтаева Лика Андреевна, Сарафанова Ольга Владиславовна. Мной в установленные сроки были подготовлены ответы на обращения граждан, которые являются приложением к настоящему отчету. Помимо этого, в период прохождения практики мной осуществлялся:
-анализ научной и юридической литературы (включая ЭБС), рекомендованной для работы в период прохождения практики в Юридической клинике, составление библиографических ссылок;
-изучение юридических источников и нормативных правовых актов с использованием справочной правовой системы «КонсультантПлюс»;
-сбор, обработка и анализ периодических изданий и Интернет-ресурсов для работы в Юридической клинике университета;
-выполнение заданий руководителя Юридической клинике университета: подготовка и написание научных статей, докладов, рефератов по результатам изучения правовых и научных изданий по вопросам обращений граждан, а также подготовка презентаций и др.;
-выполнение заданий по видам промежуточного и итогового контроля.
Заключение
По результатам прохождения производственной можно сделать следующий вывод.
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проходила в Юридической клинике Московского университета им. С.Ю. Витте после изучения специальных дисциплин по профилю подготовки.
За время практики мной проведена большая работа по изучению законодательства, практики его применения, получены навыки практической работы по консультированию граждан.
Во время прохождения практики я в полном объеме сформировала соответствующие компетенции и подкрепила практические навыки, теоретические положения, полученные в результате изучения преподаваемых дисциплин.
Список используемых источников и литературы
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019). [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
Приложения
Задания подготовительного этапа практики
Кто имеет право на получение бесплатной юридической помощи?
Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
-граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);
-инвалиды I и II группы;
-ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
-дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
-граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
-несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
-граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации и др.
Раскройте содержание основных принципов оказания бесплатной юридической помощи.
Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:
1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;
3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;
5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;
8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;
9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.
Какие виды бесплатной юридической помощи существуют в Российской Федерации?
Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Какие требования предъявляются к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь гражданам?
Все виды бесплатной юридической помощи могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Какими правами обладают граждане при рассмотрении обращений по ФЗ № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»?
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Укажите особенности оказания бесплатной юридической помощи адвокатами.
Адвокаты участвуют в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывая гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты руководствуются настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.
Кто относится к участникам негосударственной системы бесплатной юридической помощи, и какими правами и обязанностями они обладают?
Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
Образовательные организации высшего образования для реализации целей, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники.
Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательной организации высшего образования ее учредителем, или структурного подразделения образовательной организации высшего образования.
Лица, ответственные за деятельность юридической клиники, при проведении юридической клиникой мероприятий в рамках оказания бесплатной юридической помощи обеспечивают соблюдение норм законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Каков порядок и сроки рассмотрения обращений граждан государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом?
Орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Задания рабочего этапа практики
Сиротиной Юлии Арнольдовне
г. Москва, ул. Мира, д.2, кв.70
Уважаемая Юлия Арнольдовна!
Вы обратились с консультацией, указав, что Вы гражданка Израиля обучаетесь в России в вузе и имете учебную визу РФ, Вас интересует вопрос, могу ли я беспрепятственном выехать и въехать в Беларусь по данной визе на автобусе/ поезде не переспелая главную границу (триместры, аэропорт) или все же будут проблемы?
Ваше обращение рассмотрено. В соответствии со статьей 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) граждане Республики Беларусь и Российской Федерации независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать и выезжать на территорию Российской Федерации и Республики Беларусь.Предусмотренный статьей 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (Минск, 21 февраля 1995 г.) режим въезда, выезда и пребывания граждан третьих стран на их территориях до настоящего времени Российской Федерацией и Республикой Беларусь в полной мере не согласован.
До окончательного урегулирования указанного вопроса пересечение российско-белорусской государственной границы всеми категориями граждан третьих стран, независимо от наличия разрешения на постоянное или временное проживание на территории России и Белоруссии, с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта будет являться нарушением установленного международными нормами порядка пересечения государственной границы Российской Федерации.
Начиная с мая 2017 года, для граждан третьих стран стало возможным пересечение российско-белорусской государственной границы с использованием прямых рейсов воздушного транспорта между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Все авиарейсы, выполняемые между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, переведены в международные сектора российских аэропортов и в отношении воздушных судов, а также пассажиров, прибывающих из Республики Беларусь и убывающих в обратном направлении, осуществляется пограничный контроль.
Пограничный контроль граждан Российской Федерации и Республики Беларусь, следующих указанными рейсами, не осуществляется. Таким гражданам необходимо предъявить документ для въезда (выезда) на территории Российской Федерации, а также посадочный талон, подтверждающий их прилет или вылет из (в) Республики Беларусь соответствующим авиарейсом.Все категории граждан третьих стран согласно международным нормам и национальному законодательству Российской Федерации могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации через многосторонние (двусторонние) пункты пропуска, открытые для международных сообщений (международных полетов). Список пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации приведен в Перечне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 1724-р.
Высоцкой Ксении Олеговне
г. Москва, ул. Садовая, д.7, кв.25.
Уважаемая Ксения Олеговна!
Вы обратились с консультацией, указав «Буду очень признательна, если вы поможете мне с вопросом улучшения жилищных условий многодетным семьям. Я из многодетной семьи, старшая дочь, мать стоит на очереди на улучшение жилищных условий уже 17 лет, шесть человек, включая бабушку, прописаны в комнате 10 м в коммуналке в Москве. Она стоит на очереди. Пока ей предложили только сертификат на сумму 5 млн рублей на двух родителей и троих детей. Подскажите, возможно разделить этот сертификат и получить свою часть выплаты, чтобы приобрести отдельную квартиру? И какие вообще есть варианты? Я замужем и у меня есть ребёнок.
А второй вопрос: если она не возьмёт сертификат и будет ждать дальше в очереди на расселение, какие варианты будут предоставлены? Родителям и двум детям дадут отдельное жильё и отдельное мне?
И по поводу ипотеки: думаем с мужем сейчас брать ипотеку, подскажите, как-то это влияет на факт выдачи сертификата или расселения по очереди? И возможно ли использовать свою часть сертификата, чтобы выплатить уже взятую до этого ипотеку?»
Ваше обращение рассмотрено. В соответствии с Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»: Статья 4. Права жителей города Москвы, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
1. Жителям города Москвы, принятым на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года
3) субсидии для приобретения или строительства жилых помещений (далее — субсидия);
2. Жители города Москвы, указанные в части 1 настоящей статьи, имевшие право на жилищные льготы до вступления настоящего Закона в силу, сохраняют свое право на первоочередное или внеочередное обеспечение жилыми помещениями, если они представили до 1 марта 2005 года в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы документы, подтверждающие соответствующее право, и на момент предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого помещения сохраняют основания, послужившие условием предоставления соответствующих льгот.
При этом порядок предоставления субсидии регулируется согласно Постановлению Правительства г. Москвы от 10 сентября 2014 года N 521-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений»: Приложение 4. Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы «Предоставление субсидии для приобретения или строительства жилых помещений»
3.1.3. Прием заявителя и выдача Свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений.
3.4.1. Основанием начала выполнения административной процедуры является явка заявителя (и членов семьи заявителя) на прием в Департамента. 3.4.4. Заявитель расписывается в получении Свидетельства в отрывном талоне к свидетельству.
Таким образом, заявителем является Ваша мать, свидетельство на субсидию выдается одно и лично заявителю. т.е. его разделение с учетом приведенных выше положений законодательства невозможно.
Обязать Вашу мать принять свидетельство и воспользоваться субсидией не могут, поскольку это ее право, а не обязанность по закону, следовательно, именно ей решать будет она этим правом пользоваться или нет.
Разделить сертификат невозможно, так как Вы все по закону являетесь одной единой семьей, оформлено общее на всех учетное дело.
Помимо этого, решение о его предоставлении принято уполномоченным органом, за основу берутся основания которые были ранее до его выдачи подтверждающие право на улучшение жилищных условий путем выделения субсидии на приобретение жилья. Т.е. в этом случае ипотека негативно на это право уже не повлияет.
Фадееву Антону Сергеевичу
г. Москва, Котельниковская набережная, д.7, кв.95.
Уважаемый Антон Сергеевич!
Вы обратились с консультацией в связи с тем, что проживаете в многоквартирном доме, где создано ТСЖ, но не являетесь его членом. Правомерно ли требование об уплате членских взносов в ТСЖ, но не является его членом? На каком основании Вы можете отказаться от уплаты членских взносов?
Ваше обращение рассмотрено. В соответствии со ст. 137 ЖК РФ, товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника.
Согласно ч.5 ст. 155 ЖК РФ, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Следовательно, поскольку Вы не являетесь членом ТСЖ возложение на Вас обязанности по уплате членских взносов незаконно.
Афтаевой Лике Андреевне
г. Москва, пр. Мира, д.4, кв.184.
Уважаемая Лика Андреевна!
Вы обратились с консультацией, в которой сообщили, что «У мужа от первого брака двое детей - 5 и 9 лет, на которых он платит алименты. В январе 2018 г. у нас родится ребенок. Также у нас уже есть усыновленный ребенок - девочка 2,5 г. Скажите сможем ли мы уменьшить сумму алиментов? И как все правильно сделать?»
Ваше обращение рассмотрено. Ваш муж вправе обратится в суд определивший размер алиментов с заявлением об изменении размера алиментов.
В силу ч.1 ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Если при отсутствии соглашения по оплате алиментов после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось материальное или семейное положение одной из сторон, суд в силу ст. 119 СК РФ, вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их уплаты. При изменении размера алиментов или при освобождении от их уплаты суд вправе учесть также иной заслуживающий внимания интерес сторон.
В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.1996 №9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов", при определении размера алиментов, взыскиваемых с родителя на несовершеннолетних детей (п.2 ст. 81 СК РФ), изменении размера алиментов либо освобождении от их уплаты (п.1 ст. 119 СК РФ), суд принимает во внимание материальное и семейное положение сторон, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства или интересы сторон (например, нетрудоспособность членов семьи, которым по закону сторона обязана доставлять содержание, наступление инвалидности либо наличие заболевания, препятствующего продолжению прежней работы, поступление ребенка на работу либо занятие им предпринимательской деятельностью).
Согласно правовой позиции изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей, утвержденном Президиумом ВС РФ 13 мая 2015 года, изменение материального положения родителей само по себе не может ограничить право ребенка на необходимое и достойное содержание и не является безусловным основанием для снижения размера алиментов, поскольку необходимо установить, что такое изменение не позволяет лицу, обязанному уплачивать алименты, поддерживать выплату алиментов в прежнем размере.
Таким образом, из изложенных положений следует, что при изменении размера алиментов, заслуживающими внимания обстоятельствами являются обстоятельства, не связанные с волей плательщика алиментов; материальное положение должно измениться на столько, что обязанное лицо не сможет иметь возможности предоставлять несовершеннолетним детям содержание в прежнем размере. В вашем случае наличие детей является таким обстоятельством.
Сарафановой Ольге Владиславовне
г.Москва, ул.Ленина, д.7, кв.16
Уважаемая Ольга Владиславовна!
Вы обратились с консультацией, указав: «Нужна ваша консультация в вопросе получения заработной платы бюджетникам. С прошлого года бюджетников обязали получать заработную плату на Карты с платежной системой «мир», но без строгого списка банков, если не ошибаюсь. Так вот, бухгалтерия мне отказывает в получении з/п на счёт в банке в ВТБ, объясняя это тем, что им удобнее отправлять в Сбербанк. Правомерно ли это? И есть ли способ убедить бухгалтерию в том, что нарушаются мои права?»
Ваше обращение рассмотрено. Действия бухгалтерии Вашего предприятия неправомерны.
В соответствии с ч.6 ст.5.26 КоАП за отказ работодателя от смены зарплатного банка являются административным правонарушением и влекут привлечение к административной ответственности и наказанию в виде административного штрафа в размере от 10000 до 20000 рублей на должностное лицо и от 30000 до 50000 рублей на юридическое лицо.
Для решения создавшейся ситуации Вы можете обратится в государственною инспекцию труда или суд.