Понятие, виды и особенности современных механизмов защиты прав и свобод человека
Введение
Актуальность темы. Проблема прав и свобод человека – одна из наиболее актуальных и разработанных в современной юридической теории. Тем не менее, их обеспечение и гарантирование на практике по-прежнему остается серьезной проблемой. Особую актуальность приобрела проблематика реализации и гарантированности прав и свобод человека и гражданина в период распространения в 2020 году коронавирусной инфекции COVID-19. В условиях пандемии существенно изменился привычный образ жизни граждан, режим работы и функционирования различных предприятий и организаций, получили распространение электронные или же дистанционное способы оказания услуг. Все это и многое другое не может не оказывать влияние на реализацию и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
В большинстве исследований прав и свобод вопросы, связанные с государственным обеспечением (охраной и защитой) и гарантированием, нередко рассматриваются попутно в качестве дополнительных либо само собой разумеющихся. Ученых, практических работников привлекают вопросы закрепления прав и свобод, гарантии их обеспечения, особое внимание отводится охране и защите конституционных прав и свобод, как минимального стандарта правового статуса личности, сложившегося еще в международном праве.
Цель работы – изучение механизмов защиты прав и свобод человека. Задачи:
- дать понятие механизмов защиты прав и свобод человека;
- перечислить виды механизмов защиты прав и свобод человека;
- выделить особенности современных механизмов защиты прав и свобод человека.
Объект исследования – проблема механизма защиты прав и свобод человека на современном этапе.
Понятие, виды и особенности современных механизмов защиты прав и свобод человека
Права и свободы человека - высшая ценность человеческой цивилизации. Мир не может существовать без естественных, прирождённых и неотчуждаемых прав, таких как, например: право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу совести и многих других, основанных на принципах свободы, равенства и справедливости. Современное гражданское общество основано на экономической, политической, правовой, социокультурной, идеологической основе, предполагающей определённую свободу граждан. Идея прав говорит о том, что все люди имеют равное право на жизнь, свободу и стремлению к благосостоянию и счастью. Права человека — это определённые нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, признанные мировым сообществом.[1] Это права, принадлежащие человеку, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Всем людям права принадлежат наравне, без какой-либо дискриминации. Эти права неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы.
Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина представляет собой систему методов и инструментов осуществления того или иного права, организованных функционально и хронологически.[2] Такой механизм включает в себя нормативные и организационные средства.
К числу нормативных средств относятся соответствующие положения законодательства и международного права, устанавливающие права и свободы человека и гражданина и гарантирующие их обеспечение и осуществление (например, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Международный пакт о гражданских и политических правах).
К организационным средствам механизма и защиты прав и свобод человека и гражданина можно отнести разного рода публичные институты и процессуальные приемы, используемые для такой защиты и реализации (это, например, судебные органы, прокуратура, аппарат омбудсмена, Европейский суд по правам человека), а также процессуальные институты обжалования действия административных органов, судебные иски, жалобы в международные инстанции
Механизм защиты прав человека имеет следующую структуру: социальные нормы; правовая культура; правомерная деятельность субъектов права; общественное мнение; гласность; гарантии; контроль. Перед механизмом защиты прав человека стоит ряд задач:
- содействие в становлении и развитии правовой культуры общества;
- восстановление, защита и охрана нарушенных прав.
Механизм защиты реализует информационную, компенсационную, воспитательную и охранительную функции. Под динамической стороной механизмов защиты подразумевают разные формы организационной и правовой деятельности правоохранных субъектов (правоохранительная, правоприменительная, правотворческая, контрольно-надзорная).
Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина разнообразны. В зависимости от особенностей этих механизмов их подразделяют на несколько классификационных групп. Так, по степени автономности личности при осуществлении прав и их защите можно выделить следующие виды механизмов реализации и защиты прав человека и гражданина.
1. Осуществляемые индивидом самостоятельно, вне зависимости от других субъектов (в том числе публичных институтов). Это, например, отказ от встречного исполнения обязательства, удержание аванса, взыскание неустойки. Очевидно, такие механизмы в большей степени характерны для гражданско-правовых отношений, основанных на автономии воли участников без вмешательства лиц со стороны.
2. Инициируемые индивидом по собственному почину, но реализуемые в дальнейшем посредством применения специальных публичных институтов. Пример – судебная защита права: по общему правилу лицо самостоятельно начинает соответствующую процедуру, но ее ход и результат во многом зависят от эффективности соответствующий публичной системы (исковое производство).
3. Активируемые и ведомые публичными институтами самостоятельно не только (а порой – и не столько) в частных интересах отдельного лица, но и в целях защиты общественного или государственно значимого блага. Яркий пример такого механизма реализации и защиты права – уголовное производство, в большинстве случаев инициируемое уполномоченными властными субъектами и реализуемое при относительном участии частного лица – предполагаемого бенефициара (потерпевшего).
По уровню правовой регламентации можно выделить два основных вида механизмов реализации и защиты прав человека:
– международные;
– внутригосударственные.
Внутригосударственные механизмы также можно дифференцировать по уровню государственной власти (государственные и местные, федеральные, региональные, муниципальные); по отношению к государственной власти (государственные и общественные); по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные, контрольные) и т. д. (более подробно разновидности механизмов реализации и защиты прав человека и гражданина рассматриваются в главе 6 данного пособия).
Международные механизмы реализации и защиты прав человека также разнообразны: они подразделяются на универсальные, региональные и локальные (по географическому охвату); судебные, квазисудебные и несудебные; общие и специальные.
Правовые основы механизма обеспечения прав и свобод – это совокупность нормативных, интерпретационных и правоприменительных правовых актов, регулирующих деятельность государства по охране и защите прав и свобод.
Ключевую роль в системе нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по обеспечению прав и свобод, выполняет Конституция. В ней содержатся основы правоохранительной деятельности государства применительно к разнообразным объектам. Конституционное закрепление структуры и содержания механизма обеспечения прав и свобод придает его деятельности и всей системе публично-властных институтов, как было отмечено ранее, легальный, законный характер. Конституция РФ закрепляет общие принципы, основы обеспечения прав и свобод. Более развернуто процесс охраны и защиты закреплен в иных нормативно-правовых актах, прежде всего в законах, занимающих в системе законодательства важнейшее место после Конституции. Верховенство закона в системе правовых актов, регулирующих охранительную деятельность государства, означает, что главные, ключевые общественные отношения, нуждающиеся в государственно-правовой охране и защите, регулируются именно законами. Более того, по мнению некоторых авторов, сам закон выполняет охранительную функцию. Закон содержит первичные юридические нормы, т. е. нормы, которых раньше в правовой системе не было и которые предназначены для регулирования ключевых вопросов жизни страны по всем важнейшим политическим, экономическим и социальным вопросам. В этом смысле юридическое регулирование по данным вопросам «начинается» с закона.
В законах определяются предметы правоохранительной деятельности государства, компетенция ее субъектов, система принципов, методов и средств ее осуществления. Иногда в законах формулируется цель государственно-правового воздействия на ту или иную группу общественных отношений. В зависимости от того, какие именно вопросы преобладают в содержании законов, их условно можно разделить на две группы. Во-первых, законы, обусловливающие структуру и содержание правозащитной деятельности: цели, задачи, принципы, дефиниции и общие начала правового регулирования в сфере обеспечения прав и свобод личности; структуру (направления, подфункции) правоохранительной деятельности (деятельности по охране и защите прав человека и круг её субъектов. Во-вторых, законы, закрепляющие организацию и компетенцию субъектов правозащитной деятельности и процедуры, осуществляемые ими в сфере обеспечения прав и свобод: порядок образования субъектов; организационно-правовой статус субъектов; основы взаимодействия с иными субъектами; методы реализации правоохранительной деятельности.
Нормативные правовые акты, издаваемые Президентом РФ и органами исполнительной власти, являются необходимыми средствами в механизме правового регулирования правозащитной деятельности, поскольку выражают управленческую волю в сфере безопасности и правопорядка и направлены на детализацию положений Конституции РФ и федеральных законов.
Подзаконные нормативные правовые акты самым непосредственным образом (пошагово) регулируют процесс реализации охраны и защиты прав и свобод.
Указы Президента РФ должны быть иерархически встроенным в систему законодательства элементом и выполнять четко определенную нормативно-регулятивную нагрузку в сфере безопасности и правопорядка. В посланиях главы государства формулируются основные задачи развития государства и общества, в т. ч. правоохранительные. Президент РФ неоднократно заострял внимание на первоочередных правоохранительных задачах и приоритетах.
К числу международных нормативно-правовых актов можно отнести следующие:
– договоры в сфере обеспечения прав и свобод человека (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда и др.);
– договоры в сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью (Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенция против транснациональной организованной преступности, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS № 30) и др.);
– договоры в сфере обеспечения экологической безопасности (Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, Всемирная хартия природы и др.);
– договоры в сфере охраны культурного наследия (Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (ETS № 121), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности и др.).
В современном мире отсутствуют государства, в которых идеально выработан механизм защиты прав человека. Пункт 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Значение правового государства раскрывается через статью 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».[3] В большинстве демократических государств, права человека, зафиксированные в международных документах, применяются на национальном уровне. Ради того, чтобы граждане полностью могли пользоваться правами, государством устанавливаются гарантии. Основные гарантии закреплены в договорах, принципах международного права, обычного международного права и другие источники международного права.
Одним из самых главных обязанностей государства является защита прав и свобод человека. Страны, которые практикуют Конституцию, сознательно закрепляют систему основных прав и свобод личности.
На Российское законодательство оказывают влияние международно-правовые акты по правам человека. Пункт 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации гласит: «В российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии данной Конституцией». Исходя из этой статьи можно сделать вывод, что правовой статус человека и гражданина — это совокупность внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы человека и гражданина.
Основной классификацией является деление прав по сферам жизнедеятельности человека, применяется как в международном, так и во внутригосударственном праве. А.В. Стремоухов выделяет несколько наиболее важных сфер жизнедеятельности человека:
1. личная безопасность человека и область индивидуальной свободы,
2. публичные правоотношения, которые не связаны с властью и управлением,
3. сфера собственности и хозяйственно-экономической деятельности,
4. сфера материального и биологического бытия человека или сфера его достойного существования,
5. сфера удовлетворения духовных потребностей.
В Конституции РФ, правам и свободам человека и гражданина посвящены 48 статей, которые располагаются по сферам жизнедеятельности человека.[4] Основные виды защиты прав и свобод человека в РФ:
- Конституционная защита. Конституция предписывает принципы правового статуса человека и разного рода гарантии, предполагающие, что даже в ситуациях чрезвычайного положения сохраняются следующие права и свободы: свобода совести и вероисповедания, право на охрану достоинства, право на жизнь, неприкосновенность личной жизни, право на жилище, предпринимательскую деятельность, уголовно-процессуальные права и т.д.
- Государственная защита. Предусматривает: гарантии и обеспечение государственной защиты прав и свобод; охрану законом прав, потерпевших от злоупотреблений властью и преступлений; право на возмещение ущерба государством, которое было причинено незаконными действиями/бездействием органами государственной власти, должностными лицами; гарантии покровительства и защиты граждан, находящихся за пределами РФ. Гарант пав и свобод человека - Президент РФ.
- Судебная защита. Каждый гражданин РФ имеет право на судебную защиту собственных прав и свобод. Действия и решения органов власти, должностных лиц, общественных объединений, могут быть обжалованы в судебном порядке. В случае, если средства правовой защиты внутри государства исчерпаны и решение не найдено, гражданин РФ имеет право обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека.
- Собственная защита. Каждый гражданин и человек имеет право защищать свои свободы и права любыми способами, не запрещенными законом.
Юридические гарантии защиты прав и свобод человека в соответствии с Конституцией РФ:
- Право на получение бесплатной (в случаях, предусмотренных законом) квалифицированной юридической помощи (ст. 48);
- Презумпция невиновности (ст. 49);
- Исключение возможности повторного осуждения за одно преступление;
- Право на пересмотр приговора вышестоящим судом;
- Недопущение возможности использовать доказательства, полученные с нарушением федерального законодательства;
- Право на просьбу о смягчении наказания или о помиловании (ст. 50);
- Обеспечение потерпевшим, которые пострадали от злоупотреблений властью и преступлений доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52, 53);
- Право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46).
Механизмы, обеспечивающие защиту конституционных прав человека, включают, судебную защиту (суды общей юрисдикции, арбитражные суды), административно-правовые формы (действия органов исполнительной власти и их должностными лицами).
К государственному механизму кроме конституционных норм относятся и государственные институты охраны и защиты прав и свобод, создаваемые как на федеральном, так и на региональном уровне. Право на судебную защиту представлено через анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ, в которых выстраивается логическая последовательность в отношении самого права на судебную защиту, права на защиту от тех или иных актов, действий органов публичной власти, а также равенства в реализации данного права по отношению к тем или иным лицам. Государство, признавая, соблюдая и защищая права и свободы, формирует механизмы защиты в том числе от нарушений, допускаемых органами государства, его должностными лицами. При этом, безусловно, органы публичной власти должны функционировать таким образом, чтобы не нарушать в процессе своей деятельности права человека, а при нарушении максимально быстро и полно их восстанавливать.
Органы исполнительной и муниципальной власти, занимаются защитой прав человека в пределах своей компетенции, так же действуют и специальные органы: полиция, суды, прокуратура. На внутригосударственном уровне так же существуют органы защиты прав человека, независимые от власти.
Существуют уполномоченные по правам человека, основной задачей является восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства Российской Федерации в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Так же деятельность уполномоченных направлена на сотрудничество с другими странами и развитие в области прав и свобод человека.
Органы внутренних дел в целом и полиция как орган правопорядка имеют большое значение в защите прав и свобод граждан и государства. Компетенция полиции получает свое проявление в различных сферах деятельности общества, таких, например, как охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение судебных приговоров и многих других.
Существует множество факторов в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина, влияющих на деятельность органов правопорядка в целом и их взаимоотношения с этими гражданами.
Органы внутренних дел – это единая система органов исполнительной власти федерального уровня, призванная защищать гражданские и человеческие свободы и права людей посредством реализации функции обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на территории страны.
Данные органы призваны осуществлять следующие функции: во-первых, осуществлять защиту здоровья, жизни, человеческих прав и свобод российского народа; во-вторых, противодействовать преступности; в-третьих, обеспечивать охрану общественного порядка; в-четвертых, охранять права собственности; в-пятых, обеспечивать общественную безопасность.[5]
Заключение
Механизм защиты прав и свобод человека – это определенная система факторов и средств, обеспечивающих условия сохранения и уважения прав и свобод человека.
Одной из самых основных проблем как в России, так и во всем мире является ситуация, связанная с защитой прав человека.
Права человека - зеркало, которое показывает взаимоотношения между человеком и государством и четко определяет роль каждого. Права человека –основные ценности, составляющие конституционный строй в Российской Федерации.
В связи со множеством пробелов в контрольно-надзорных органах, судебной системе, экономике и правосознании людей происходит разрыв между нормами, закрепленными в нормативно-правовых актах и фактическими механизмами защиты прав и свобод человека и гражданина.
Я считаю, что механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина сопряжены с ответственностью, которую несет индивид в процессе реализации своих прав и свобод.
«Права – свободы – обязанности – ответственность» – именно такова логика механизмов реализации и защиты прав человека и гражданина. Именно ответственность, понимание ее содержания делают человека нравственно устойчивым и законодательно послушным.
Правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина должен постоянно совершенствоваться с учетом изменяющихся обстоятельств и новых вызовов, обусловленных различными причинами и факторами, чтобы обеспечивать бесперебойную реализацию человеком своих прав и свобод.
Список литературы
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал. 2018. №1. С. 137
- Лебедев В.А. Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России. Монография. – М.: Проспект. 2018. 792 c.
- Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти: учебник. Барбин В. В. и др. – М.: Академия управления МВД России, 2020. 320 с.
- Резер Т. М. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 110 с.
[1] Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти: учебник. Барбин В. В. и др. – М.: Академия управления МВД России, 2020. 320 с.
[2] Резер Т. М. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 9
[3] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
[4] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020
[5] Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал. 2018. №1. С. 137